Введение 4
1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальной сферой в
Российской Федерации 7
1.1 Понятие и характеристика жилищно-коммунальной сферы в РФ 7
1.2 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сферы 11
1.3. Основные этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства 18
2. Организация управления жилищно-коммунальным хозяйством на
территории Калининградской области 26
2.1 Анализ деятельности региональных властей по основным направления
сферы жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области 26
2.2 Главные проблемы Калининградской области в управлении сферой
жилищно-коммунального хозяйства 35
3. Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области 46
3.1. Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области 46
3.2. Оценка эффективности предложений 50
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения
Необходимость проведения исследования региональных аспектов развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) обоснована актуальностью данной темы в связи с проводимой в России реформой ЖКХ которая является социально значимой проблемой для населения всей страны и одним из самых важных направлений экономики государства. Состояние жилищно-коммунального хозяйства оказывает непосредственное влияние на благополучие любого региона. Можно констатировать тот факт, что имеющиеся глубокие проблемы ЖКХ тормозят экономическое развитие страны и усиливают социальную напряженность в обществе.
Особую актуальность проблемы реформирования ЖКХ получают на региональном уровне. Это обосновано тем, что бюджетные возможности большинства регионов в РФ ограниченны при решении задач социально - экономического развития, включая систему жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, происходит углубление негативных последствий, связанных:
- с ростом уровня износа оборудования, как следствие, увеличение потерь коммунального ресурсов, в том числе из-за непроизводительного использования,
- с отсутствием стимулов для минимизации издержек,
- со значительным ростом тарифов на ЖКХ.
В связи с этим одна из наиболее актуальных проблем реформирования экономики на региональном уровне состоит в существенном изменении системы управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающего жизнедеятельность населения.
В теоретико-методологическую основу поставленной проблемы легли результаты исследований отечественных ученых и специалистов в области теории и практики управления ЖКХ, таких как: С.Е. Кован, В.С. Чекалин, В.В. Букреев, В.Н. Алферов, В.Ф. Мартынов, А.Н. Ряховская, В.Е. Ходаков, А.В. Пикулькин, А.В. Трощанович, А.Р. Иванов, В.И. Римшин, В.А. Комков, С.В. Николюкин, Т.В. Ускова и многие другие.
В целом, в сфере изучения необходимости и содержания жилищно-коммунальной сферы муниципального образования можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности.
Вместе с тем, большинство отечественных авторов отмечают целый ряд проблем, требующих эффективного реформирования системы управления жилищно-коммунальным комплексом.
Актуальность темы и уровень ее разработанности определили цель, задачи, объект и предмет исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе.
Объектом исследования является Калининградская область.
Предмет исследования - жилищно-коммунальная сфера Калининградской области.
Рассмотрение всего комплекса проблем ЖКХ, а также обоснование путей их решения является основной целью выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются как методологические, так и практические вопросы развития ЖКХ, на примере Калининградской области.
Задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе:
- изучить методические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- рассмотреть правовые и юридические основы жилищно-коммунального хозяйства;
- произвести анализ системы управления ЖКХ органов местного самоуправления Калининградской области;
- определить основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области.
В процессе исследования применялись, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы оценки эффективности муниципального управления, анализа эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетного анализа, статистического анализа и др.
Информационной базой проведенного исследования выступают: законодательные акты РФ, официальные публикации федеральных и региональных органов Росстата, программы комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, нормативно-правовые акты, а также аналитические и статистические материалы Правительства Калининградской области и др.
Практическая значимость исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе, состоит в выводах и предложениях, сформированных по результатам проведенного анализа эффективности системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области. По результатам проведенного исследования разработан проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Региональные аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере Калининградской области)» состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Жилищно-коммунальная инфраструктура, как любая общественно значимая, в качестве своей главной характеристики имеет незаметность - техническую, организационную, финансовую. В связи с этим главная задача реформирования предельно проста - высокое качество услуг, надежность систем, доступность платежей.
В ходе выполнения данной работы отмечено, что первой очевидной проблемой текущего государственного регулирования является излишняя централизация полномочий по принятию решений.
Для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе, по мнению автора, необходимо:
- уменьшить государственное участие в решении вопросов по отношению к собственникам жилой недвижимости, привести институты управления жилой собственностью в соответствие с мировой практикой;
- снизить административные барьеры в сфере профессионального управления жилой недвижимостью, способствовать развитию саморегулирования и распространению лучших практик;
- обеспечить возможность получения балансов энергопотребления путем получения реальных балансов энергопотребления, и адекватности расчетов изменения с помощью приборов учета;
- сформировать комплекс мер по поддержке модернизации жилищного фонда на основе инициативы частных собственников путем стимулирования собственников жилья к модернизации многоквартирных жилых домов;
- обеспечить формирование более тонких механизмов поддержки органами власти домохозяйств с низкими доходами.
В коммунальном секторе, по мнению автора, необходимо:
- уйти от формы унитарных предприятий в секторе и на основе мирового опыта использовать модели акционерных компаний с контрольным пакетом у муниципалитета (немецкая модель) или различных механизмов государственно-частного партнерства. Цель - повышение финансовой самостоятельности и кредитоспособности организаций сектора;
- децентрализовать полномочия по регулированию тарифов. В немецкой модели тарифы устанавливает себе само предприятие под контролем публичного владельца и потребителей;
- развивать специальные механизмы долгового финансирования коммунальной инфраструктуры публичным сектором, в том числе основанные на оценке мультипликативных эффектов от развития инфраструктуры и на дополнительных налоговых поступлениях от этих эффектов.
Исходя из международного опыта, роль государства должна в значительной степени сводиться к формированию эффективных финансовых продуктов, используемых рынком для финансирования развития жилищного и коммунального сектора.
Таким образом, задачей администрации региональных властей является определение четких правил «игры», обеспечивающих предприятиям возможности получения сверхнормативной прибыли и ее использования в собственных интересах, повышающих инвестиционную привлекательность коммунальных предприятий и минимально снижающих риски при реализации ресурсосберегающих проектов. В первую очередь, это акционирование муниципальных предприятий, условием которого должны стать инвестиционные обязательства акционеров по развитию и модернизации акционируемого предприятия. Во вторую очередь, определение четких правил формирования доходной части бюджетов предприятий, то есть определения тарифов оплаты услуг для населения и тарифов на услуги предприятий-монополистов на достаточно длительный срок и механизма тарифообразования, обеспечивающего прогнозируемость его изменения. Без исполнения этого в деятельности управляющих организаций и коммунальных предприятиях отсутствует собственный коммерческий интерес, являющийся основным стимулом к обеспечению рентабельной деятельности предприятия со стороны сотрудников, а сами предприятия представляют малый интерес для инвестиций и не способны разработать эффективный бизнес-проект и привлечь инвестиции для его осуществления.
В ходе выполнения данной работы решены следующие задачи:
- изучены методические основы управления ЖКХ;
- рассмотрены правовые и юридические основы ЖКХ;
- произведен анализ системы управления ЖКХ органов местного самоуправления Калининградской области;
- определены основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области;
- предложена к внедрению инновационная организационная модель реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в формате некоммерческого партнерства.
Сфера ЖКХ находится в постоянном режиме реформирования. Скорость внедрения изменений такая, что деятельность участников данного рынка услуг должна быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся среде. Оптимальное решение - это наличие открытого диалога между всеми участниками сектора ЖКХ, данное некоммерческое партнёрство станет основой эффективного сотрудничества всех участников рынка. От взаимной открытости и готовности к взаимодействию выигрывают все участники рынка и, в конечном итоге, потребитель.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // www.consultant.ru.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. ФЗ от 22.01.2019 № 1-ФЗ) // www.consultant.ru.
3. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 06.02.2019 г. № 3-ФЗ) // www.consultant.ru.
4. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. ФЗ от 27.12.2018 № 512-ФЗ)// www.consultant.ru.
5. Федеральный закон РФ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. ФЗ от 28.11.2018 № 452-ФЗ) // www.consultant.ru.
6. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. ФЗ от 27.12.2018 № 525-ФЗ) // www.consultant.ru.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. Указа Президента РФ от 19.07.2018 № 444) // www.consultant.ru.
8. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 № 323-ФЗ) // www.consultant.ru.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г.
№ 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года» (в ред. постановления Правительства РФ от 02.03.2019 № 235) // www.consultant.ru.
10. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве
Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (утв. 08.12.2016) (ред. от
03.08.2018) // www.consultant.ru.
11. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075
«О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (в ред. постановления Правительства РФ от 25.01.2019 № 43) // www.consultant.ru.
12. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении
Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным ...» (в ред. постановления Правительства РФ от 24.12.2018 № 1653) //
www.consultant.ru.
13. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. постановления Правительства РФ от 23.02.2019 № 184) // www.consultant.ru.
14. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // www.consultant.ru.
15. Указ Губернатора Калининградской области от 02.03.2012 № 40
«О совете по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области» (в ред. Указа Губернатора Калининградской области от 22.01.2018 № 5) // www.consultant.ru.
16. Закон Калининградской области от 26.12.2013 № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой 19.12.2013) (в ред. Закона Калининградской области от 24.12.2018 № 244) // www.consultant.ru.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач,
связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2018 № 732-р) //
www.consultant.ru.
18. Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013
№ 1026 (ред. от 28.01.2019) «О Государственной программе
Калининградской области "Доступное и комфортное жилье» (в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 28.01.2019 № 29) // www.consultant.ru.
19. Постановление Правительства Калининградской области от 09.12.2014
№ 826 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы» (в ред. постановления Правительства Калининградской области от 18.12.2017 № 675) //
www.consultant.ru.
20. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 09.02.2019 № 106) // www.consultant.ru.
21. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. постановления Правительства РФ от 21.12.2018 № 1622) // www.consultant.ru.
22. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491
«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (в ред. постановления Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572) // www.consultant.ru.
23. Постановление Правительства Калининградской области от 31.08.2017 № 465 «Об утверждении государственной программы Калининградской области «Формирование современной городской среды» (в ред. постановления Правительства Калининградской области от 27.06.2018 № 384) // www.consultant.ru.
24. Постановление администрации городского округа «Город Калининград»
от 20.10.2014 № 1640 «Об утверждении муниципальной Программы
«Благоустройство и экология городского округа «Г ород Калининград» (в ред. постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 21.09.2017 № 1418) // www.consultant.ru.
25. Информационные материалы с официального сайта Федеральной
Антимонопольной Службы Российской Федерации //
https://fas.gov.ru/news/26865 (дата обращения: 20.03.2019).
26. Информационные материалы по теме: «Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» с официального сайта Минстроя России // http: //www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya- sreda/strategicheskoe-napravlenie- razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 20.03.2019).
27. Презентационные материалы с официального сайта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области //https://minstroy39.ru/upload/strateg_-_KO_2018.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
28. Белова Т.В. Современное состояние жилищного фонда: постановка основных проблем и пути решения // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view7idM3409 (дата обращения: 28.02.2019).
29. Материалы информационного делового проекта SPRAVKOVED.RU
статья: Основные положения реформы ЖКХ в России //
http://www.spravkoved.ru/gkh/osnovnie.
30. Вашурин И. А. К вопросу о реформировании системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области // Молодой ученый. - 2017. - №42. - С. 76-78. - URL https://moluch.ru/archive/176/45998/ (дата обращения: 18.03.2019).
31. Информационные материалы с официального сайта Общественной палаты Калининградской области // http://op-kaliningrad.ru/index.php/3381- problemy-kaliningrada-v-sfere-zhkkh-ne-unikalny-i-v-regione-znayut-puti-ikh- resheniya (дата обращения: 26.03.2019).
32. Информационные материалы онлайн-журнала для юристов RUSЮРИСТ.РУ // https://rusjurist.ru/zhiliwnoe_pravo/zhkh/reforma-zhkh-chego- ozhidat-grazhdanam/(дата обращения: 27.03.2019).
33. Информационные материалы с официального сайта Правительства
России http://govemment.ru/шgovclassifier/480/mam/(дата обращения:
27.03.2019).
34. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности
государственных программ Калининградской области за 2017 год // https: //gov3 9 .ru/ekonomy/zip/celprog/doklad2017 .pdf (дата обращения:
10.05.2019).
35. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров,
работ и услуг Калининградской области за 2018 год» // http://economy.gov39.ru/departament-investitsiy-innovatsiy-razvitiya-onkurentsii- i-chastno-gosudarstvennogo-partnerstva-202018.pdf (дата обращения:
10.05.2019).
36. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. - Санкт- Петербург: Питер, 2001 - С. 384.
37. Ряховская А.Н. Подходы к оценке эффективности деятельности ЖКХ регионов на основе комплексной системы показателей. - Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН - Экономика и управление 11(60), 2009 - С. 164.