Региональные аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере Калининградской области
|
Введение 4
1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальной сферой в
Российской Федерации 7
1.1 Понятие и характеристика жилищно-коммунальной сферы в РФ 7
1.2 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сферы 11
1.3. Основные этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства 18
2. Организация управления жилищно-коммунальным хозяйством на
территории Калининградской области 26
2.1 Анализ деятельности региональных властей по основным направления
сферы жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области 26
2.2 Главные проблемы Калининградской области в управлении сферой
жилищно-коммунального хозяйства 35
3. Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области 46
3.1. Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области 46
3.2. Оценка эффективности предложений 50
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения
1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальной сферой в
Российской Федерации 7
1.1 Понятие и характеристика жилищно-коммунальной сферы в РФ 7
1.2 Государственное и муниципальное регулирование жилищно-коммунальной сферы 11
1.3. Основные этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства 18
2. Организация управления жилищно-коммунальным хозяйством на
территории Калининградской области 26
2.1 Анализ деятельности региональных властей по основным направления
сферы жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области 26
2.2 Главные проблемы Калининградской области в управлении сферой
жилищно-коммунального хозяйства 35
3. Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области 46
3.1. Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области 46
3.2. Оценка эффективности предложений 50
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения
Необходимость проведения исследования региональных аспектов развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) обоснована актуальностью данной темы в связи с проводимой в России реформой ЖКХ которая является социально значимой проблемой для населения всей страны и одним из самых важных направлений экономики государства. Состояние жилищно-коммунального хозяйства оказывает непосредственное влияние на благополучие любого региона. Можно констатировать тот факт, что имеющиеся глубокие проблемы ЖКХ тормозят экономическое развитие страны и усиливают социальную напряженность в обществе.
Особую актуальность проблемы реформирования ЖКХ получают на региональном уровне. Это обосновано тем, что бюджетные возможности большинства регионов в РФ ограниченны при решении задач социально - экономического развития, включая систему жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, происходит углубление негативных последствий, связанных:
- с ростом уровня износа оборудования, как следствие, увеличение потерь коммунального ресурсов, в том числе из-за непроизводительного использования,
- с отсутствием стимулов для минимизации издержек,
- со значительным ростом тарифов на ЖКХ.
В связи с этим одна из наиболее актуальных проблем реформирования экономики на региональном уровне состоит в существенном изменении системы управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающего жизнедеятельность населения.
В теоретико-методологическую основу поставленной проблемы легли результаты исследований отечественных ученых и специалистов в области теории и практики управления ЖКХ, таких как: С.Е. Кован, В.С. Чекалин, В.В. Букреев, В.Н. Алферов, В.Ф. Мартынов, А.Н. Ряховская, В.Е. Ходаков, А.В. Пикулькин, А.В. Трощанович, А.Р. Иванов, В.И. Римшин, В.А. Комков, С.В. Николюкин, Т.В. Ускова и многие другие.
В целом, в сфере изучения необходимости и содержания жилищно-коммунальной сферы муниципального образования можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности.
Вместе с тем, большинство отечественных авторов отмечают целый ряд проблем, требующих эффективного реформирования системы управления жилищно-коммунальным комплексом.
Актуальность темы и уровень ее разработанности определили цель, задачи, объект и предмет исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе.
Объектом исследования является Калининградская область.
Предмет исследования - жилищно-коммунальная сфера Калининградской области.
Рассмотрение всего комплекса проблем ЖКХ, а также обоснование путей их решения является основной целью выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются как методологические, так и практические вопросы развития ЖКХ, на примере Калининградской области.
Задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе:
- изучить методические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- рассмотреть правовые и юридические основы жилищно-коммунального хозяйства;
- произвести анализ системы управления ЖКХ органов местного самоуправления Калининградской области;
- определить основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области.
В процессе исследования применялись, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы оценки эффективности муниципального управления, анализа эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетного анализа, статистического анализа и др.
Информационной базой проведенного исследования выступают: законодательные акты РФ, официальные публикации федеральных и региональных органов Росстата, программы комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, нормативно-правовые акты, а также аналитические и статистические материалы Правительства Калининградской области и др.
Практическая значимость исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе, состоит в выводах и предложениях, сформированных по результатам проведенного анализа эффективности системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области. По результатам проведенного исследования разработан проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Региональные аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере Калининградской области)» состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Особую актуальность проблемы реформирования ЖКХ получают на региональном уровне. Это обосновано тем, что бюджетные возможности большинства регионов в РФ ограниченны при решении задач социально - экономического развития, включая систему жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, происходит углубление негативных последствий, связанных:
- с ростом уровня износа оборудования, как следствие, увеличение потерь коммунального ресурсов, в том числе из-за непроизводительного использования,
- с отсутствием стимулов для минимизации издержек,
- со значительным ростом тарифов на ЖКХ.
В связи с этим одна из наиболее актуальных проблем реформирования экономики на региональном уровне состоит в существенном изменении системы управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающего жизнедеятельность населения.
В теоретико-методологическую основу поставленной проблемы легли результаты исследований отечественных ученых и специалистов в области теории и практики управления ЖКХ, таких как: С.Е. Кован, В.С. Чекалин, В.В. Букреев, В.Н. Алферов, В.Ф. Мартынов, А.Н. Ряховская, В.Е. Ходаков, А.В. Пикулькин, А.В. Трощанович, А.Р. Иванов, В.И. Римшин, В.А. Комков, С.В. Николюкин, Т.В. Ускова и многие другие.
В целом, в сфере изучения необходимости и содержания жилищно-коммунальной сферы муниципального образования можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности.
Вместе с тем, большинство отечественных авторов отмечают целый ряд проблем, требующих эффективного реформирования системы управления жилищно-коммунальным комплексом.
Актуальность темы и уровень ее разработанности определили цель, задачи, объект и предмет исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе.
Объектом исследования является Калининградская область.
Предмет исследования - жилищно-коммунальная сфера Калининградской области.
Рассмотрение всего комплекса проблем ЖКХ, а также обоснование путей их решения является основной целью выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются как методологические, так и практические вопросы развития ЖКХ, на примере Калининградской области.
Задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе:
- изучить методические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- рассмотреть правовые и юридические основы жилищно-коммунального хозяйства;
- произвести анализ системы управления ЖКХ органов местного самоуправления Калининградской области;
- определить основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области.
В процессе исследования применялись, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы оценки эффективности муниципального управления, анализа эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетного анализа, статистического анализа и др.
Информационной базой проведенного исследования выступают: законодательные акты РФ, официальные публикации федеральных и региональных органов Росстата, программы комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, нормативно-правовые акты, а также аналитические и статистические материалы Правительства Калининградской области и др.
Практическая значимость исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе, состоит в выводах и предложениях, сформированных по результатам проведенного анализа эффективности системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области. По результатам проведенного исследования разработан проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Региональные аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере Калининградской области)» состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Жилищно-коммунальная инфраструктура, как любая общественно значимая, в качестве своей главной характеристики имеет незаметность - техническую, организационную, финансовую. В связи с этим главная задача реформирования предельно проста - высокое качество услуг, надежность систем, доступность платежей.
В ходе выполнения данной работы отмечено, что первой очевидной проблемой текущего государственного регулирования является излишняя централизация полномочий по принятию решений.
Для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе, по мнению автора, необходимо:
- уменьшить государственное участие в решении вопросов по отношению к собственникам жилой недвижимости, привести институты управления жилой собственностью в соответствие с мировой практикой;
- снизить административные барьеры в сфере профессионального управления жилой недвижимостью, способствовать развитию саморегулирования и распространению лучших практик;
- обеспечить возможность получения балансов энергопотребления путем получения реальных балансов энергопотребления, и адекватности расчетов изменения с помощью приборов учета;
- сформировать комплекс мер по поддержке модернизации жилищного фонда на основе инициативы частных собственников путем стимулирования собственников жилья к модернизации многоквартирных жилых домов;
- обеспечить формирование более тонких механизмов поддержки органами власти домохозяйств с низкими доходами.
В коммунальном секторе, по мнению автора, необходимо:
- уйти от формы унитарных предприятий в секторе и на основе мирового опыта использовать модели акционерных компаний с контрольным пакетом у муниципалитета (немецкая модель) или различных механизмов государственно-частного партнерства. Цель - повышение финансовой самостоятельности и кредитоспособности организаций сектора;
- децентрализовать полномочия по регулированию тарифов. В немецкой модели тарифы устанавливает себе само предприятие под контролем публичного владельца и потребителей;
- развивать специальные механизмы долгового финансирования коммунальной инфраструктуры публичным сектором, в том числе основанные на оценке мультипликативных эффектов от развития инфраструктуры и на дополнительных налоговых поступлениях от этих эффектов.
Исходя из международного опыта, роль государства должна в значительной степени сводиться к формированию эффективных финансовых продуктов, используемых рынком для финансирования развития жилищного и коммунального сектора.
Таким образом, задачей администрации региональных властей является определение четких правил «игры», обеспечивающих предприятиям возможности получения сверхнормативной прибыли и ее использования в собственных интересах, повышающих инвестиционную привлекательность коммунальных предприятий и минимально снижающих риски при реализации ресурсосберегающих проектов. В первую очередь, это акционирование муниципальных предприятий, условием которого должны стать инвестиционные обязательства акционеров по развитию и модернизации акционируемого предприятия. Во вторую очередь, определение четких правил формирования доходной части бюджетов предприятий, то есть определения тарифов оплаты услуг для населения и тарифов на услуги предприятий-монополистов на достаточно длительный срок и механизма тарифообразования, обеспечивающего прогнозируемость его изменения. Без исполнения этого в деятельности управляющих организаций и коммунальных предприятиях отсутствует собственный коммерческий интерес, являющийся основным стимулом к обеспечению рентабельной деятельности предприятия со стороны сотрудников, а сами предприятия представляют малый интерес для инвестиций и не способны разработать эффективный бизнес-проект и привлечь инвестиции для его осуществления.
В ходе выполнения данной работы решены следующие задачи:
- изучены методические основы управления ЖКХ;
- рассмотрены правовые и юридические основы ЖКХ;
- произведен анализ системы управления ЖКХ органов местного самоуправления Калининградской области;
- определены основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области;
- предложена к внедрению инновационная организационная модель реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в формате некоммерческого партнерства.
Сфера ЖКХ находится в постоянном режиме реформирования. Скорость внедрения изменений такая, что деятельность участников данного рынка услуг должна быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся среде. Оптимальное решение - это наличие открытого диалога между всеми участниками сектора ЖКХ, данное некоммерческое партнёрство станет основой эффективного сотрудничества всех участников рынка. От взаимной открытости и готовности к взаимодействию выигрывают все участники рынка и, в конечном итоге, потребитель.
В ходе выполнения данной работы отмечено, что первой очевидной проблемой текущего государственного регулирования является излишняя централизация полномочий по принятию решений.
Для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе, по мнению автора, необходимо:
- уменьшить государственное участие в решении вопросов по отношению к собственникам жилой недвижимости, привести институты управления жилой собственностью в соответствие с мировой практикой;
- снизить административные барьеры в сфере профессионального управления жилой недвижимостью, способствовать развитию саморегулирования и распространению лучших практик;
- обеспечить возможность получения балансов энергопотребления путем получения реальных балансов энергопотребления, и адекватности расчетов изменения с помощью приборов учета;
- сформировать комплекс мер по поддержке модернизации жилищного фонда на основе инициативы частных собственников путем стимулирования собственников жилья к модернизации многоквартирных жилых домов;
- обеспечить формирование более тонких механизмов поддержки органами власти домохозяйств с низкими доходами.
В коммунальном секторе, по мнению автора, необходимо:
- уйти от формы унитарных предприятий в секторе и на основе мирового опыта использовать модели акционерных компаний с контрольным пакетом у муниципалитета (немецкая модель) или различных механизмов государственно-частного партнерства. Цель - повышение финансовой самостоятельности и кредитоспособности организаций сектора;
- децентрализовать полномочия по регулированию тарифов. В немецкой модели тарифы устанавливает себе само предприятие под контролем публичного владельца и потребителей;
- развивать специальные механизмы долгового финансирования коммунальной инфраструктуры публичным сектором, в том числе основанные на оценке мультипликативных эффектов от развития инфраструктуры и на дополнительных налоговых поступлениях от этих эффектов.
Исходя из международного опыта, роль государства должна в значительной степени сводиться к формированию эффективных финансовых продуктов, используемых рынком для финансирования развития жилищного и коммунального сектора.
Таким образом, задачей администрации региональных властей является определение четких правил «игры», обеспечивающих предприятиям возможности получения сверхнормативной прибыли и ее использования в собственных интересах, повышающих инвестиционную привлекательность коммунальных предприятий и минимально снижающих риски при реализации ресурсосберегающих проектов. В первую очередь, это акционирование муниципальных предприятий, условием которого должны стать инвестиционные обязательства акционеров по развитию и модернизации акционируемого предприятия. Во вторую очередь, определение четких правил формирования доходной части бюджетов предприятий, то есть определения тарифов оплаты услуг для населения и тарифов на услуги предприятий-монополистов на достаточно длительный срок и механизма тарифообразования, обеспечивающего прогнозируемость его изменения. Без исполнения этого в деятельности управляющих организаций и коммунальных предприятиях отсутствует собственный коммерческий интерес, являющийся основным стимулом к обеспечению рентабельной деятельности предприятия со стороны сотрудников, а сами предприятия представляют малый интерес для инвестиций и не способны разработать эффективный бизнес-проект и привлечь инвестиции для его осуществления.
В ходе выполнения данной работы решены следующие задачи:
- изучены методические основы управления ЖКХ;
- рассмотрены правовые и юридические основы ЖКХ;
- произведен анализ системы управления ЖКХ органов местного самоуправления Калининградской области;
- определены основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области;
- предложена к внедрению инновационная организационная модель реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в формате некоммерческого партнерства.
Сфера ЖКХ находится в постоянном режиме реформирования. Скорость внедрения изменений такая, что деятельность участников данного рынка услуг должна быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся среде. Оптимальное решение - это наличие открытого диалога между всеми участниками сектора ЖКХ, данное некоммерческое партнёрство станет основой эффективного сотрудничества всех участников рынка. От взаимной открытости и готовности к взаимодействию выигрывают все участники рынка и, в конечном итоге, потребитель.
Подобные работы
- ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Социальные проблемы работающего населения в сфере сервиса (на материалах салопов красоты г. Казани)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2013 - УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В ЭКОНОМИКУ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



