Введение 5
1 Анализ состояния вопроса 7
1.1 Особенности сгорания ТВС при добавке водорода 7
1.2 Работа двигателя на двойном топливе 8
1.3 Рассмотрим результаты известных исследований по влиянию
водорода на процесс сгорания в бензиновом ДВС 9
2 Тепловой расчет проектируемого двигателя 17
3 Кинематический и динамический расчет кривошипно-шатунного
механизма двигателя 26
3.1 Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 26
3.2 Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя 28
4 Анализ влияния добавки водорода в бензовоздушную смесь на рабочий
процесс ДВС с искровым зажиганием 39
4.1 Влияние добавки водорода в бензовоздушную смесь на рабочий
процесс ДВС с искровым зажиганием на максимальную температуру и давление цикла 39
4.2 Влияние добавки водорода в бензовоздушную смесь на рабочий процесс ДВС с искровым зажиганием на эффективные показатели цикла 47
Заключение 52
Список используемых источников 55
В 1920-х годах Рикардо [7] использовал водород в одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия и наблюдал интенсивный стук и обратную вспышку в коллекторе. Позже Эррен и Кэмпбелл [8] использовали метод прямого впрыска водорода в камеру сгорания во время такта сжатия, чтобы исключить обратную вспышку, но детонация все еще была серьезной проблемой. Затем, в 1942 году, Оемичен [9] провел дальнейшие исследования и пришел к выводу, что водород имеет очень низкую стойкость к детонации; однако привлекательность водорода сохранялась, поскольку сообщалось о повышении термического КПД.
Многие из этих ранних усилий были резюмированы Л.М. Дасом в статье, озаглавленной «Взгляд в прошлое и взгляд в будущее» [10]. Большинство из них сталкивались с проблемами сгорания водородно-воздушных смесей. Возгорание часто возникает во время такта впуска. Когда впускной клапан открывается, топливно-воздушные смеси вступают в контакт с горячими точками, и воспламенение смеси может происходить во впускном коллекторе. Предварительное зажигание определяется как самовоспламенение, которое происходит без искры. Это явление обычно возникает в водородных двигателях из-за низкой энергии воспламенения водорода и возникновения воспламенения из внутренних горячих точек. Детонация - это явление, возникающее в результате теплового воспламенения в одной части двигателя, в то время как искровое зажигание топливно-воздушной смеси происходит в другой.
Эффективность двигателя внутреннего сгорания (ДВС) ограничена степенью сжатия двигателя. Чтобы значительно повысить КПД двигателя, требуется увеличение степени сжатия. Повышенная степень сжатия приводит к увеличению максимальной температуры в цилиндре. Поскольку образование NOx тесно связано с температурой газа в цилиндрах, повышенная температура в цилиндрах приводит к соответствующему увеличению производства NOx.
Растущие уровни парниковых газов, пик добычи нефти, более высокие мировые цены на нефть и ограничение на повышение теплового КПД ДВС создали потребность в альтернативной топливной энергетической системе. В результате исследователи сосредоточили внимание на водороде. Его свойства делают его отличным кандидатом для использования в качестве моторного топлива. Водород можно получить несколькими способами, такими как электролиз воды, природный газ и газификация угля. При сжигании водорода на воздухе образуется только вода и некоторые оксиды азота (при сжигании обедненной смеси). Недавние исследования показывают, что желаемые характеристики горения водорода делают его наиболее вероятным кандидатом на замену нефтяного топлива (Azar et al., 2003). Хотя многие утверждают, что создание экономики, основанной на водороде, все еще далеко, переход на обычное топливо с использованием водорода представляет собой жизнеспособное среднесрочное решение для перехода к этой новой экономике.
В бакалаврской работе проведен анализ влияния добавки водорода на рабочий процесс ДВС с искровым зажиганием. Получены основные выводы по работе:
- Добавление водорода в бензиновом ДВС позволяет повысить границы без детонационной работы и обеспечить возможность повышения степени сжатия.
- Водород снижает токсичность во всем диапазоне нормируемых токсичных компонентов.
- Доля добавляемого водорода должна быть минимальной для достижения необходимых эффектов, так как заправка водородом в ближайшее будущее мало реализуема, поэтому остается только возможности генерации водорода на борту автомобиля, а это как правило небольшие объемы.
Выводы по 1-му разделу.
Таким образом из обзора литературы, показано, что добавление водорода оказывает большое влияние не только на характеристики двигателя и выбросы, но и на более низкий предел обедненной смеси и пропуски зажигания. Было обнаружено, что увеличение добавки водорода улучшает крутящий момент двигателя при, когда коэффициенте избытка воздуха равном или большем 1,098.
Из литературных источников получено, что нежелательных явлений сгорания, таких как обратное воспламенение и преждевременное воспламенение, можно избежать за счет использования распределенного впрыска в коллектор двух видов топлива. Кроме того, результаты показывают, что задержка по времени как для впрыска бензина, так и для бензина с впрыском водорода не требуется, и что обе форсунки могут запускаться в ВМТ.
Выводы по 2-му разделу.
Тепловой расчет показал значительное влияние добавки водорода на мощностные и экономические характеристики работы. Получено:
- Повышение индикаторной мощности при работе на бензине в 9,2% по сравнению работой на бензине с добавкой 1% и на 22% с добавкой 3% водорода, но добавка водорода снижает часовой расход топлива.
- Увеличение удельного эффективного расхода топлива при добавке водорода связано с увеличением доли тепловых потерь на охлаждение, по сравнению с вводимой энергией в цилиндр двигателя. Это же сказывается и на снижении индикаторного коэффициента полезного действия с увеличением доли добавляемого водорода в бензовоздушную смесь.
- Температура в процессе сгорания при добавке водорода за счет сокращения продолжительности сгорания остается на примерно том же уровне что и при работе на бензине, а общая вводимая энергия с топливом снижается, что и приводит к росту удельных потерь при добавке водорода в топливо. Но за счет снижения температуры отработавших газов, потери теплоты с выхлопными газами при добавке водорода снижаются.
Выводы по 3-му разделу.
Как мы видим переход бензинового двигателя на работу с добавками водорода практически не снизил нагрузки, действующие на коренные и шатунные шейки. В связи со значительными инерционными нагрузками, связанными с большой частотой вращения (12000 мин-1), разница в давлении не приводит к ощутимому различию в условиях нагружения деталей кривошипно-шатунного механизма.
Следует отметить, что не смотря на то что при добавке водорода нагрузки в элементах кривошипно-шатунного механизма не выросли, все равно следует ответственно отнестись к проектированию деталей соприкасающихся с водородом, так как велика вероятность оводораживания поверхности металла с его охрупчиванием, что может снизить ресурс двигателя.
Выводы по 4-му разделу.
Добавка водорода снижает максимальные давление и температуру цикла, что в сумме с повышенной реакционной способностью водорода приводит к улучшению условий, показывающих высокие перспективы снижения токсичности:
- По оксидам азота за счет снижения температуры цикла.
- По несгоревшим углеводородам, за счет снижения толщины и плотности пристеночного слоя, связанного с давлением в цилиндре двигателя и реакционной способностью топлива.
- По оксидам углерода, за счет общего снижения концентрации углерода в топливе.
С ростом доли водорода в топливе снижается часовой расход топлива и эффективные показатели работы, в том числе удельный эффективный расход топлива. Снижение мощностных показателей при 1% добавляемого водорода составило 11%, а при 3% добавляемого водорода уже на 31-33% в зависимости от частоты вращения. Ухудшение удельного эффективного расхода топлива при 1% добавляемого водорода составило от 7 до 10%, а при 3% добавляемого водорода уже на 25-29% в зависимости от частоты вращения. Уменьшение массы расходуемого топлива при 1% добавляемого водорода составило от 2 до 4%, а при 3% добавляемого водорода уже от 4 до 7% в зависимости от частоты вращения.
1. Alamia, A.; Magnusson, I.; Johnsson, F.; Thunman, H.Well-to-wheel analysis of bio-methane via gasification, in heavy duty engines within the transport sector of the European Union. Appl. Energy 2016, 170, 445-454.
2. Allgeier, T. Advanced emission and fuel economy concept using combined injection of gasoline and hydrogen in SI engines / T. Allgeier [и др.] // SAE. - 2004. - №2004-01-1270.
3. Ammenberg, J.; Anderberg, S.; Lonnqvist, T.; Gronkvist, S.; Sandberg, T. Biogas in the transport sector: Actor and policy analysis focusing on the demand side in the Stockholm region. Resour. Conserv. Recycl. 2018, 129, 70.
4. Au, M. Hydrogen storage properties of magnesium based nanostructured composite materials / M. Au // Materials Science and Engineering. - 2005. - Т. 117. - №1. - С. 37-44.
5. Beran, R., Baufeld, T., Philipp, H., Kim, J. T., Kim, J. S.: Entwicklung des H17/24G - Dem ersten koreanischen Gasmotor. in: 11. Tagung Der Arbeitsprozess des Verbrennungsmotors. Graz. 2007
6. Bonnevie-Svendsen, A., Boulouchos, K., Lammle, Ch., Vlakos, I.: Double-Vibe-Model for heat release in lean burn gas engines with prechamber ignition. in: 6. Dessauer Gasmotoren-Konferenz. Dessau-RoBlau. 2009
7. Chmela, F., Dimitrov, D. Simulation der Verbrennung bei Vorkammer- GroBgasmotoren. in: 11. Tagung Der Arbeitsprozess des Verbrennungsmotors. Graz. 2007.
8. Chmela, F., Dimitrov, D., Pirker, G., Wimmer, A.: Konsistente Methodik zur Vorausrechnung der Verbrennung in Kolbenkraftmaschinen. MTZ Motortechnische Zeitschrift 67 (2006) 6.
9. Collier, K. Emission results from the new development of a dedicated hydrogen - enriched natural gas heavy duty engine / K. Collier, N. Mulligan, D. S. Shin, S. Brandon // SAE. - 2005. - №2005-01-0235.
10. David, E. An overview of advanced materials for hydrogen storage / E. David // Journal of Materials Professing Technology. - 2005. - №162. - С. 169-177.
11. Defu, Z., Qingping, Z. Investigation on the Combustion Characteristics of the Compression Ignition Divided Chamber Combustion System of the Natural Gas Engine. in: CIMAC Congress. Wien. 2007.
12. Dehoche, Z. Ti-V-Mn based alloys for hydrogen compression system / Z. Dehoche, M. Savard, F. Laurencelle, J. Goyette // Journal of Alloys and Compounds. - 2005. - Т. 400. - №1-2. - С. 276-280.
13. Dobski, T., Wawrzyniak, J., Jancy, B.: Combustion of Low Calorific Natural gases in Gas Engines in Pipeline Gas Transportation Systems. in: 5. Dessauer Gasmotoren-Konferenz. Dessau. 2007.
14. Du, Y.L. Optimization of Zrbased hydrogen storage alloys for nickel-hydride batteries / Y. L. Du, G. Chen, G. L. Chen // Intermetallics. - 2005. - Т. 13. - №3-4. - С. 399-402.
15. Flekiewicz, B. Hydrogen enriched CNG - a tool for dual fuel engine overall performance improvement / B. Flekiewicz, M. Flekiewicz // SAE. - 2009. - №2009-01-2681. - С. 38-49.
16. Ganesh, R.H. Hydrogen fueled spark ignition engine with electronically controlled manifold injection: An experimental study / R. H. Ganesh [и др.] // Renv. Energy. - 2008. - №33(8). - С. 1324-1333.
17. Haslacher, R., Skalla, Ch., Jauk, Th., Eichlseder, H.: Einsatz optischer Messmethoden bei der Entwicklung von Brennverfahren fur Wasserstoff- Erdgas-Gemische. in: 6. Dessauer Gasmotorenkonferenz. Dessau-RoBlau. 2009.
18. Heinz, C. Mittermayer, F., Sattelmayer, T.: Investigation of a Novel Pre-Chamber-Concept for Lean Premixed Combustion in Large Bore Gas Motors. Projektplakat. Technische Universitat Munchen. 2005
19. Jensen, S.S.; Winther, M.; Jorgensen, U.; Moller, H.B. Scenarios for Use of Biogas for Heavy-Duty Vehicles in Denmark and Related GHG Emission Impacts; Trafikdage: Aalborg, Denmark, 2017.
20. Knop, V. Modeling of combustion and nitrogen oxide formation in hydrogen- fuelled internal combustion engines within a 3D CFD code / V. Knop, A. Benkenida, S. Jay, O. Colin // International Journal of Hydrogen Energy -2008.
21. Levin, D.V. Biohydrogen production: prospects and limitations to practical application / D. V. Levin, L. Pitt, M. Love // International Journal of Hydrogen Energy. - 2004. - №29. - С. 173-185.
22. Lonnqvist, T.; Sanches-Pereira, A.; Sandberg, T. Biogas potential for sustainable transport-a Swedish regional case. J. Clean. Prod. 2015, 108, 1105-1114.
23. Lyng, K.A.; Brekke, A. Environmental Life Cycle Assessment of Biogas as a Fuel for Transport Compared with Alternative Fuels. Energies 2019, 12, 532.
24. Polasek, M. Application of advanced simulation methods and their combination with experiments to modeling of hydrogen fueled engine emission potentials / M. Polasek, J. Macek, M. Takats, O. Vitek // SAE. - 2002. - №2002-01-0373.
25. Taizhong, H. Influence of V content on structure and hydrogen desorbtion perfornance of TiCrV-based hydrogen storage alloys / H. Taizhong, W. Zhu, X. Baojia, H. Tiesheng // Materials Chemistry and Physics. - 2005. - №93. - С. 544-547.
26. Бортников, Л.Н. Оценка коэффициента полезного действия двигателя с искровым зажиганием при работе на бензоводородовоздушной смеси / Л. Н. Бортников, М. М. Русаков // Интеллектуальные системы в производстве. - 2007. - №2. - С. 166-170.
27. Булычев, Б.М. Молекулярные и ионные гидриды металлов как источники водорода для энергетических установок / Б. М. Булычев, П. А. Стороженко // Сборник тезисов второго Международного симпозиума «Безопасность и экономика водородного транспорта». - 2003. - С. 30-31.
28. Вибе, И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя / И.И. Вибе// М. Машиностроение, 1971. - с.282
29. Коровин, Н.В. Водородные топливные элементы. Состояние и проблемы /
Н. В. Коровин // 7-я Международная конференция "Водородное
материаловедение и химия углеродных материалов". - 2001. - С. 928-929.
30. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие для вузов / А.И. Колчин, В.П. Демидов // 4-е изд., стер. - М: Высш. шк., 2008. - 496 с.: ил.
31. Русаков, М.М. Автомобильные двигатели с добавкой водорода в топливно-воздушную смесь / М. М. Русаков [и др.] // Научно-технический конгресс по двигателестроению НТКД - 2008. - 2008. - С. 142-143.
32. Русаков, М.М. Международная научно-практическая конференция «Инновация - 2008», / М. М. Русаков [и др.] -2008. - С. 102-103.
33. Тарасов, Б.П. Металлогидридные системы обратимого хранения водорода / Б. П. Тарасов // Сборник тезисов второго Международного симпозиума «Безопасность и экономика водородного транспорта». - 2003. - С. 38-39.