Участие прокурора в судебном разбирательстве
|
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика процессуального положения прокурора в уголовном судопроизводстве 7
1.1 Функции прокурора в уголовном судопроизводстве 7
1.2 Место и роль прокурора в уголовном судопроизводстве 15
Глава 2 Особенности участия прокурора в судебном разбирательстве 23
2.1 Содержание деятельности прокурора по осуществлению уголовного
преследования в судебном разбирательстве 23
2.2 Отказ прокурора от обвинения 34
2.3 Участие прокурора в судебном разбирательстве при пересмотре приговора 40
2.4 Участие прокурора в суде с участием присяжных заседателей 47
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 60
Глава 1 Общая характеристика процессуального положения прокурора в уголовном судопроизводстве 7
1.1 Функции прокурора в уголовном судопроизводстве 7
1.2 Место и роль прокурора в уголовном судопроизводстве 15
Глава 2 Особенности участия прокурора в судебном разбирательстве 23
2.1 Содержание деятельности прокурора по осуществлению уголовного
преследования в судебном разбирательстве 23
2.2 Отказ прокурора от обвинения 34
2.3 Участие прокурора в судебном разбирательстве при пересмотре приговора 40
2.4 Участие прокурора в суде с участием присяжных заседателей 47
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 60
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена сложностью и неоднозначностью правового регулирования участия прокурора в судебном разбирательстве.
Отсутствие законодательно закрепленного понятия «государственный обвинитель» создает сложности в реализации прокурором своих полномочий в ходе судебного разбирательства. Уголовно-процессуальный закон фактически выделяет двух самостоятельных участников уголовного судопроизводства: прокурора и государственного обвинителя. При этом процессуальный статус государственного обвинителя в законе не закреплен. Толкование положений УПК РФ и правоприменительная практика позволяют отождествлять полномочия прокурора и государственного обвинителя, однако в некоторых случаях это создает значительные трудности.
Об актуальности данной темы так же говорит и количество дискуссий, связанных с этим вопросом. Правоведы не могут прийти к общему ответу в таких повестках как: какая функция прокурора как государственного обвинителя важней, надзор или уголовное преследование; отказ от обвинения на последующих судебных стадиях и вопросы, связанные с коллизией правовых актов, регулирующих данный вопрос; роль государственного обвинителя в уголовном судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей и многие другие вопросы.
Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве носит чрезвычайно важный характер, поскольку именно от ее качества зависит справедливость, законность и обоснованность принятого судом решения. Прокурор осуществляет свою деятельность от имени государства и в этом смысле является его лицом. Задача прокурора защитить не только интересы лица потерпевшего от преступления, но и всего общества.
В связи с этими фактами на государственного обвинителя возложена колоссальная миссия, с которой он обязан справится безошибочно. Но государственный обвинитель простой человек, как и мы, по этой причине в данной работе будут подняты вопросы повышения эффективности работы, и предложен ряд решений, которые, на мой взгляд, смогут помочь с данной проблемой.
Так же актуальной данную тему выпускной квалификационной работы делает то, что в ней затрагивается взаимодействия государственного обвинителя с другими участниками судебного разбирательства, а в частности с присяжными заседателями. Введение суда присяжных на уровне районных судов возложило на прокурора дополнительную ответственность и нагрузку, а также необходимость повышения квалификации.
Принимаемые законодателем в последние время нормативные акты в отношении прокурора в уголовном судопроизводстве кажутся несколько непоследовательными.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является предоставление прокурору права на отказ от обвинения.
Проблемы правового регулирования деятельности прокурора вызваны непоследовательностью законодателя в указании полномочий прокурора (государственного обвинителя) на этапе судебного разбирательства и не закрепления процессуального механизма изменения обвинения, а также множеством моделей решения.
Объектом исследования в дипломной работе являются общественные отношения связанные с участием прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам и выполнением им функции обвинения.
Предметом же в свою очередь выступают уголовно-процессуальные нормы, регулирующие участие прокурора в судебном разбирательстве.
Целью дипломной работы является рассмотрение правовых основ участия прокурора в судебном разбирательстве, анализ правоприменительной практики и формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Задачами в свою очередь будут выступать:
- анализ процессуального положения прокурора в российском
уголовном процессе;
- изучение места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве;
- анализ особенностей участия прокурора в судебном
разбирательстве;
- исследование права прокурора на отказ от обвинения;
- рассмотрение деятельности прокурора в судебном разбирательстве при пересмотре приговора
- особенности участия прокурора в суде присяжных.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплекс методов научного познания. Главенствующее значение занимает диалектический метод познания, метод объективного и всестороннего анализа, системный метод исследования и формально-логические методы исследования.
Нормативная база исследования включает Конституцию РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ «О Прокуратуре РФ», приказы Генерального прокурора, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется сделанными по результатам комплексного анализа выводами и предложениями, которые могут быть положены как в основу будущих законодательных изменений, так и использованы в учебном процессе.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников, которые были изучены для написания выпускной квалификационной работы.
Отсутствие законодательно закрепленного понятия «государственный обвинитель» создает сложности в реализации прокурором своих полномочий в ходе судебного разбирательства. Уголовно-процессуальный закон фактически выделяет двух самостоятельных участников уголовного судопроизводства: прокурора и государственного обвинителя. При этом процессуальный статус государственного обвинителя в законе не закреплен. Толкование положений УПК РФ и правоприменительная практика позволяют отождествлять полномочия прокурора и государственного обвинителя, однако в некоторых случаях это создает значительные трудности.
Об актуальности данной темы так же говорит и количество дискуссий, связанных с этим вопросом. Правоведы не могут прийти к общему ответу в таких повестках как: какая функция прокурора как государственного обвинителя важней, надзор или уголовное преследование; отказ от обвинения на последующих судебных стадиях и вопросы, связанные с коллизией правовых актов, регулирующих данный вопрос; роль государственного обвинителя в уголовном судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей и многие другие вопросы.
Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве носит чрезвычайно важный характер, поскольку именно от ее качества зависит справедливость, законность и обоснованность принятого судом решения. Прокурор осуществляет свою деятельность от имени государства и в этом смысле является его лицом. Задача прокурора защитить не только интересы лица потерпевшего от преступления, но и всего общества.
В связи с этими фактами на государственного обвинителя возложена колоссальная миссия, с которой он обязан справится безошибочно. Но государственный обвинитель простой человек, как и мы, по этой причине в данной работе будут подняты вопросы повышения эффективности работы, и предложен ряд решений, которые, на мой взгляд, смогут помочь с данной проблемой.
Так же актуальной данную тему выпускной квалификационной работы делает то, что в ней затрагивается взаимодействия государственного обвинителя с другими участниками судебного разбирательства, а в частности с присяжными заседателями. Введение суда присяжных на уровне районных судов возложило на прокурора дополнительную ответственность и нагрузку, а также необходимость повышения квалификации.
Принимаемые законодателем в последние время нормативные акты в отношении прокурора в уголовном судопроизводстве кажутся несколько непоследовательными.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является предоставление прокурору права на отказ от обвинения.
Проблемы правового регулирования деятельности прокурора вызваны непоследовательностью законодателя в указании полномочий прокурора (государственного обвинителя) на этапе судебного разбирательства и не закрепления процессуального механизма изменения обвинения, а также множеством моделей решения.
Объектом исследования в дипломной работе являются общественные отношения связанные с участием прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам и выполнением им функции обвинения.
Предметом же в свою очередь выступают уголовно-процессуальные нормы, регулирующие участие прокурора в судебном разбирательстве.
Целью дипломной работы является рассмотрение правовых основ участия прокурора в судебном разбирательстве, анализ правоприменительной практики и формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Задачами в свою очередь будут выступать:
- анализ процессуального положения прокурора в российском
уголовном процессе;
- изучение места и роли прокурора в уголовном судопроизводстве;
- анализ особенностей участия прокурора в судебном
разбирательстве;
- исследование права прокурора на отказ от обвинения;
- рассмотрение деятельности прокурора в судебном разбирательстве при пересмотре приговора
- особенности участия прокурора в суде присяжных.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплекс методов научного познания. Главенствующее значение занимает диалектический метод познания, метод объективного и всестороннего анализа, системный метод исследования и формально-логические методы исследования.
Нормативная база исследования включает Конституцию РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ «О Прокуратуре РФ», приказы Генерального прокурора, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется сделанными по результатам комплексного анализа выводами и предложениями, которые могут быть положены как в основу будущих законодательных изменений, так и использованы в учебном процессе.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников, которые были изучены для написания выпускной квалификационной работы.
В ходе исследования были достигнуты поставленные цели и задачи, проведен комплексный анализ участия прокурора в судебном разбирательстве в общем порядке, особом порядке, суде с участие присяжных заседателей, а также при пересмотре приговора.
По итогам проведенного исследования сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства РФ в части установления полномочий прокурора в судебном разбирательстве.
Изложенное позволило сделать несколько выводов о прокуроре как участнике судебного разбирательства в уголовном процессе Российской Федерации.
1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В судебном разбирательстве прокурор именуется государственным обвинителем и выполняет функцию поддержания обвинения в суде.
2. Поддержание обвинения является важнейшей частью функции уголовного преследования. В судебном разбирательстве прокурор является единственным участником со стороны обвинения. Именно на судебных стадиях уголовного судопроизводства прокурор максимально полно реализует свои полномочия.
3. Необходимо закрепить в статье 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положения, которое бы гарантировало государственному обвинителю свободу внутреннего убеждения, добавив его в перечень указанных субъектов.
4. Так же следующие дополнения крайне важно установить и в тексте части 5 статьи 246 Уголовно процессуального кодекса: «прокурор в роли государственного обвинителя руководствуется требованиями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на результатах исследования всех обстоятельств дела.
Принуждение государственного обвинителя к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не имеющих подтвержденных исследованными в ходе уголовного судебного разбирательства доказательствами, не допускается» [46].
5. Далее внесение изменений необходимо в ч. 7 ст. 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: «по принятому решению прокурора, которым было поручено поддержание государственного обвинения, государственного обвинителя можно заменить, в случае если позиция последнего по уголовному делу существенно расходится с позицией, которая была выражена в обвинительном заключении (обвинительном акте, обвинительном постановлении).
Государственным обвинителем подается ходатайство председательствующему о его замене. Председательствующий объявляет перерыв в судебном заседании по уголовному делу для решения вопроса о смене государственного обвинителя на другого. Замена государственного обвинителя производится в порядке и в сроки, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи»
6. Дополнить статью 239 Уголовно-процессуального кодекса РФ указанием на то, что уголовное дело (уголовное преследование) по основаниям, указанным в настоящей статье, не будет прекращено на предварительном слушании, в случае, если против этого возражает государственный обвинитель, частный обвинитель или потерпевший. При этом стечении обстоятельств суду необходимо назначить судебное заседание.
7. Внести изменения в Уголовно процессуальный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре» в части введения нормы, где будет закреплено за государственным обвинителем право изменения обвинения в суде не только в сторону смягчения, но и в сторону ухудшения положения подсудимого.
Оформление изменения обвинения в письменной форме, так как позиция государственного обвинителя имеет значение не только для суда, но и для других участников судебного разбирательства, которые принимают участие в уголовном деле и должны знать мотивы отказа или изменения обвинения государственным обвинителем.
Так же, на мой взгляд, крайне важно, чтобы изменения обвинения в суде утверждалось прокурором, как и обвинительное заключение, это бы позволило государственным обвинителям ощутить большую ответственность и подходить к вопросу изменения обвинения с понимание этого, а у подсудимого имелась возможность подготовиться к защите от нового обвинения в случае его изменения. Кроме того, важно и нужно абсолютно ясно прописать в Уголовно-процессуальном кодексе условия и основания изменения обвинения в суде первой инстанции.
8. При в судебном разбирательстве в суде присяжных прокурор должен иметь специальные познания, а также обладать соответствующими личностными и профессиональными качествами.
Прокурору необходимо максимально понятно доносить позицию обвинения и вопросы, при этом осуществлять поддержку присяжных заседателей в виде замечаний к вопросам заданным им и задаванием новых вопросов в их вопросный лист. Ибо от его надзора за этой деятельностью зависит законность приговора.
Данный институт крайне мало используется, но благодаря поднятию данной темы в обществе, его ждут перемены с поднятие роли суда с участие присяжных заседателей.
9. Анализ проведенный в этой работе уголовно-процессуального статуса прокурора, норм Федерального закона, устанавливающих цели и задачи участия прокурора в рассмотрении дел судами, а также норм Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих участие прокурора в рассмотрении судом уголовного дела по существу, возможно сформулировать определение понятия «государственный обвинитель», которое целесообразно включить в виде дополнительного пункта в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.
Государственный обвинитель - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовно-процессуальную деятельность, направленную на доказывание в ходе судебного следствия и судебных прений виновности лица (подсудимого), которому предъявлено обвинение в совершении запрещенного уголовным законом деяния, завершающуюся при наличии достаточных оснований выводом о необходимости применения к нему предусмотренной законом меры уголовно-правового воздействия либо об отказе от обвинения этого лица.
По итогам проведенного исследования сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства РФ в части установления полномочий прокурора в судебном разбирательстве.
Изложенное позволило сделать несколько выводов о прокуроре как участнике судебного разбирательства в уголовном процессе Российской Федерации.
1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В судебном разбирательстве прокурор именуется государственным обвинителем и выполняет функцию поддержания обвинения в суде.
2. Поддержание обвинения является важнейшей частью функции уголовного преследования. В судебном разбирательстве прокурор является единственным участником со стороны обвинения. Именно на судебных стадиях уголовного судопроизводства прокурор максимально полно реализует свои полномочия.
3. Необходимо закрепить в статье 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положения, которое бы гарантировало государственному обвинителю свободу внутреннего убеждения, добавив его в перечень указанных субъектов.
4. Так же следующие дополнения крайне важно установить и в тексте части 5 статьи 246 Уголовно процессуального кодекса: «прокурор в роли государственного обвинителя руководствуется требованиями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на результатах исследования всех обстоятельств дела.
Принуждение государственного обвинителя к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не имеющих подтвержденных исследованными в ходе уголовного судебного разбирательства доказательствами, не допускается» [46].
5. Далее внесение изменений необходимо в ч. 7 ст. 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: «по принятому решению прокурора, которым было поручено поддержание государственного обвинения, государственного обвинителя можно заменить, в случае если позиция последнего по уголовному делу существенно расходится с позицией, которая была выражена в обвинительном заключении (обвинительном акте, обвинительном постановлении).
Государственным обвинителем подается ходатайство председательствующему о его замене. Председательствующий объявляет перерыв в судебном заседании по уголовному делу для решения вопроса о смене государственного обвинителя на другого. Замена государственного обвинителя производится в порядке и в сроки, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи»
6. Дополнить статью 239 Уголовно-процессуального кодекса РФ указанием на то, что уголовное дело (уголовное преследование) по основаниям, указанным в настоящей статье, не будет прекращено на предварительном слушании, в случае, если против этого возражает государственный обвинитель, частный обвинитель или потерпевший. При этом стечении обстоятельств суду необходимо назначить судебное заседание.
7. Внести изменения в Уголовно процессуальный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре» в части введения нормы, где будет закреплено за государственным обвинителем право изменения обвинения в суде не только в сторону смягчения, но и в сторону ухудшения положения подсудимого.
Оформление изменения обвинения в письменной форме, так как позиция государственного обвинителя имеет значение не только для суда, но и для других участников судебного разбирательства, которые принимают участие в уголовном деле и должны знать мотивы отказа или изменения обвинения государственным обвинителем.
Так же, на мой взгляд, крайне важно, чтобы изменения обвинения в суде утверждалось прокурором, как и обвинительное заключение, это бы позволило государственным обвинителям ощутить большую ответственность и подходить к вопросу изменения обвинения с понимание этого, а у подсудимого имелась возможность подготовиться к защите от нового обвинения в случае его изменения. Кроме того, важно и нужно абсолютно ясно прописать в Уголовно-процессуальном кодексе условия и основания изменения обвинения в суде первой инстанции.
8. При в судебном разбирательстве в суде присяжных прокурор должен иметь специальные познания, а также обладать соответствующими личностными и профессиональными качествами.
Прокурору необходимо максимально понятно доносить позицию обвинения и вопросы, при этом осуществлять поддержку присяжных заседателей в виде замечаний к вопросам заданным им и задаванием новых вопросов в их вопросный лист. Ибо от его надзора за этой деятельностью зависит законность приговора.
Данный институт крайне мало используется, но благодаря поднятию данной темы в обществе, его ждут перемены с поднятие роли суда с участие присяжных заседателей.
9. Анализ проведенный в этой работе уголовно-процессуального статуса прокурора, норм Федерального закона, устанавливающих цели и задачи участия прокурора в рассмотрении дел судами, а также норм Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих участие прокурора в рассмотрении судом уголовного дела по существу, возможно сформулировать определение понятия «государственный обвинитель», которое целесообразно включить в виде дополнительного пункта в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.
Государственный обвинитель - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовно-процессуальную деятельность, направленную на доказывание в ходе судебного следствия и судебных прений виновности лица (подсудимого), которому предъявлено обвинение в совершении запрещенного уголовным законом деяния, завершающуюся при наличии достаточных оснований выводом о необходимости применения к нему предусмотренной законом меры уголовно-правового воздействия либо об отказе от обвинения этого лица.
Подобные работы
- Участие прокурора в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Участие прокурора в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Участие прокурора в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Участие прокурора в судебном разбирательстве (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - Участие прокурора в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Участие прокурора в уголовном судебном производстве
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Участие прокурора в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Порядок подготовки прокурора к судебному разбирательству (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - «Прокурор как сторона обвинения в судебном разбирательстве»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



