Введение 5
1 Метано-водородное топливо, его свойства и перспективы 7
1.1 Влияние добавки водорода на скорость сгорания 7
1.2 Влияние добавки водорода на стехиометрическое сгорание
природного газа в ДВС с искровым зажиганием 9
1.3 Проблемы применения водорода в двигателях с искровым
зажиганием 15
2 Тепловой расчет проектируемого двигателя 19
3 Кинематический и динамический расчет кривошипно-шатунного
механизма двигателя 28
3.1 Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 28
3.2 Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 30
4 Анализ влияния добавки водорода в компримированный природный
газ на рабочий процесс ДВС 40
4.1 Влияния добавки водорода в компримированный природный газ на
максимальную температуру и давление цикла 40
4.2 Влияния добавки водорода в компримированный природный газ на
эффективные показатели цикла 47
Заключение 53
Список используемых источников 57
Под воздействием требований снижения потребления углеводородного топлива у дорожно-транспортного сектора возникают новые технологии трансмиссии в форме электрификации. Их потенциал и популярность среди населения могут быть увеличены в сочетании с расширителями диапазона в виде небольшого двигателя SI, работающего на сжатом природном газе. Необходимые изменения в энергетической системе для достижения глобальных климатических целей приведут к увеличению доли возобновляемых источников энергии, основным источником которых являются ветер и фотоэлектрические установки. Интеграция этих технологий является сложной задачей, поскольку их предложение сильно колеблется. В этом контексте газовые двигатели сохраняют свою актуальность. Одним из аспектов сжигания предварительно смешанного газа являются циклические колебания процесса горения, вызванные взаимодействием распространения огня с турбулентным полем. Эти колебания ограничивают оптимальную настройку двигателя и являются причиной выбросов несгоревших углеводородов. Обширные исследования показали положительный эффект добавления небольшого количества водорода при сжигании метана с точки зрения снижения циклической изменчивости и снижения выбросов двигателя.
Эффект добавления водорода к природному газу или метану, основным компонентам природного газа, широко изучался экспериментально в последние десятилетия. Ламинарное пламя было охарактеризовано численно и экспериментально в Halter et al. (2005); Ilbas et al. (2006); Mandilas et al. (2007); Tahtouh et al. (2009); Fairweather et al. (2009); Hu et al. (2009a). Здесь общие результаты заключаются в том, что добавление водорода к метану приводит к увеличению скорости ламинарного пламени в результате большей доступности радикалов H, O и OH в зоне реакции. Hu et al. (2009b); Wang et al. (2009).
Добавление водорода также снижает изначально положительное число Маркштейна, следовательно, ламинарное пламя менее подвержено эффектам растяжения до содержания водорода в топливе 60 % по объему. После чего число Маркштейна обычно становится отрицательным. Сравнение различных химических механизмов с экспериментальными данными выявило потенциал механизма GRI 3.0 Smith et al. (2011), чтобы рассмотреть эффекты водорода при разумных вычислительных затратах, учитывая количество вовлеченных частиц (53) и реакций (325).
Отчеты о турбулентной скорости пламени при добавлении водорода были представлены, например, в Halter et al. (2005) с использованием турбулентной горелки типа Бунзена или в работе Mandilas et al. (2007); Fairweather и Woolley (2007) в сосуде с вентилятором. Сообщалось о значительном увеличении скорости турбулентного пламени при содержании водорода в топливе 10 % по объему и выше. Было обнаружено, что
соотношение между турбулентной и ламинарной скоростью пламени при заданном u0 лишь незначительно влияет на стехиометрические условия, тогда как увеличение отношения сообщалось для бедных смесей.
Обзор исследований влияния добавления водорода на работу двигателя внутреннего сгорания можно найти, например, в Акансу (2004). Повышенная скорость горения и без того небольшого количества H2 в топливе позволяет уменьшить опережение искры и приближает пиковое повышение давления к верхней мертвой точке (ВМТ) Karim et al. (1996); Ларсен и Уоллес (1997); Shudo et al. (2000); Бауэр и Форест (2001); Kahraman et al. (2009); Dimopoulos et al. (2007), что привело к увеличению КПД двигателя. Удельные выбросы HC, CO и CO2 сокращаются, с другой стороны, повышенные температуры сгорания приводят к увеличению выбросов NOx. Karim et al. (1996); Ларсен и Уоллес (1997); Shudo et al. (2000); Бауэр и Форест (2001); Kahraman et al. (2009).
В бакалаврской работе проведен анализ влияния на характеристики ДВС с искровым зажиганием добавки водорода компримированный природный газ. Получены основные выводы по работе:
1. Тепловой расчет показал значительное влияние вида топлива на мощностные и экономические характеристики работы. Получено, что для эффективного использования природного газа требуется повысить степень сжатия, что позволяет сохранить КПД двигателя близким к условиям работы на бензине со стандартной степенью сжатия.
2. По результатам динамического расчета получено, что при добавке водорода в компримированный природный газ происходит снижение нагрузки на элементы кривошипно-шатунного механизма. Так суммарные силы, действующие на поршневой палец, снизились на 11,4% при добавке 2% водорода в КПГ и на 16,5 % при добавке 5% водорода.
3. Максимальная температура соответствует рабочему процессу при работе с добавками 5% водорода в КПГ, с ростом частоты вращения разница в температуре цикла между КПГ с 5% водорода и КПГ с 2 % водорода практически исчезает, что говорит о нецелесообразности больших добавок водорода в углеводородное топливо. Эффективно по сумме стоимость результат именно применение малых добавок в размере 1 - 3 % от массы топлива, причем с открытием дроссельной заслонки требуемое количество водорода уменьшается до 0,5 - 1,5 % от массы топлива.
4. Добавка водорода позволяет повысить эффективность процесс сгорания, при добавке 5% водорода от массы топлива удельные эффективные показатели становятся близкими к характеристикам дизельных двигателей. Один недостаток — это необходимость подачи водорода с минимальными потерями воздуха на вытеснении, это может быть решено при помощи использования устройств агрегатного наддува, или при применении форкамерного впрыска водорода в начале такта сжатия.
1. Alamia, A.; Magnusson, I.; Johnsson, F.; Thunman, H.Well-to-wheel analysis of bio-methane via gasification, in heavy duty engines within the transport sector of the European Union. Appl. Energy 2016, 170, 445-454.
2. Allgeier, T. Advanced emission and fuel economy concept using combined injection of gasoline and hydrogen in SI engines / T. Allgeier [и др.] // SAE. - 2004. - №2004-01-1270.
3. Ammenberg, J.; Anderberg, S.; Lonnqvist, T.; Gronkvist, S.; Sandberg, T. Biogas in the transport sector: Actor and policy analysis focusing on the demand side in the Stockholm region. Resour. Conserv. Recycl. 2018, 129, 70.
4. Au, M. Hydrogen storage properties of magnesium based nanostructured composite materials / M. Au // Materials Science and Engineering. - 2005. - Т. 117. - №1. - С. 37-44.
5. Beran, R., Baufeld, T., Philipp, H., Kim, J. T., Kim, J. S.: Entwicklung des
H17/24G - Dem ersten koreanischen Gasmotor. in: 11. Tagung Der
Arbeitsprozess des Verbrennungsmotors. Graz. 2007
6. Bonnevie-Svendsen, A., Boulouchos, K., Lammle, Ch., Vlakos, I.: Double-Vibe-Model for heat release in lean burn gas engines with prechamber ignition. in: 6. Dessauer Gasmotoren-Konferenz. Dessau-RoBlau. 2009
7. Chmela, F., Dimitrov, D. Simulation der Verbrennung bei Vorkammer-
GroBgasmotoren. in: 11. Tagung Der Arbeitsprozess des
Verbrennungsmotors. Graz. 2007.
8. Chmela, F., Dimitrov, D., Pirker, G., Wimmer, A.: Konsistente Methodik zur Vorausrechnung der Verbrennung in Kolbenkraftmaschinen. MTZ Motortechnische Zeitschrift 67 (2006) 6.
9. Collier, K. Emission results from the new development of a dedicated hydrogen - enriched natural gas heavy duty engine / K. Collier, N. Mulligan, D. S. Shin, S. Brandon // SAE. - 2005. - №2005-01-0235.
10. David, E. An overview of advanced materials for hydrogen storage / E. David // Journal of Materials Professing Technology. - 2005. - №162. - С. 169-177.
11. Defu, Z., Qingping, Z. Investigation on the Combustion Characteristics of the Compression Ignition Divided Chamber Combustion System of the Natural Gas Engine. in: CIMAC Congress. Wien. 2007.
12. Dehoche, Z. Ti-V-Mn based alloys for hydrogen compression system / Z. Dehoche, M. Savard, F. Laurencelle, J. Goyette // Journal of Alloys and Compounds. - 2005. - Т. 400. - №1-2. - С. 276-280.
13. Dobski, T., Wawrzyniak, J., Jancy, B.: Combustion of Low Calorific Natural gases in Gas Engines in Pipeline Gas Transportation Systems. in: 5. Dessauer Gasmotoren-Konferenz. Dessau. 2007.
14. Du, Y.L. Optimization of Zrbased hydrogen storage alloys for nickel¬hydride batteries / Y. L. Du, G. Chen, G. L. Chen // Intermetallics. - 2005. - Т. 13. - №3-4. - С. 399-402.
15. Flekiewicz, B. Hydrogen enriched CNG - a tool for dual fuel engine overall performance improvement / B. Flekiewicz, M. Flekiewicz // SAE. - 2009. - №2009-01-2681. - С. 38-49.
16. Ganesh, R.H. Hydrogen fueled spark ignition engine with electronically controlled manifold injection: An experimental study / R. H. Ganesh [и др.] // Renv. Energy. - 2008. - №33(8). - С. 1324-1333.
17. Haslacher, R., Skalla, Ch., Jauk, Th., Eichlseder, H.: Einsatz optischer Messmethoden bei der Entwicklung von Brennverfahren fur Wasserstoff- Erdgas-Gemische. in: 6. Dessauer Gasmotorenkonferenz. Dessau-RoBlau. 2009.
18. Heinz, C. Mittermayer, F., Sattelmayer, T.: Investigation of a Novel Pre-Chamber-Concept for Lean Premixed Combustion in Large Bore Gas Motors. Projektplakat. Technische Universitat Munchen. 2005
19. Jensen, S.S.; Winther, M.; Jorgensen, U.; Moller, H.B. Scenarios for Use of Biogas for Heavy-Duty Vehicles in Denmark and Related GHG Emission Impacts; Trafikdage: Aalborg, Denmark, 2017.
20. Knop, V. Modeling of combustion and nitrogen oxide formation in hydrogen-fuelled internal combustion engines within a 3D CFD code / V. Knop, A. Benkenida, S. Jay, O. Colin // International Journal of Hydrogen Energy -2008.
21. Levin, D.V. Biohydrogen production: prospects and limitations to practical application / D. V. Levin, L. Pitt, M. Love // International Journal of Hydrogen Energy. - 2004. - №29. - С. 173-185.
22. Lonnqvist, T.; Sanches-Pereira, A.; Sandberg, T. Biogas potential for sustainable transport-a Swedish regional case. J. Clean. Prod. 2015, 108, 1105-1114.
23. Lyng, K.A.; Brekke, A. Environmental Life Cycle Assessment of Biogas as a Fuel for Transport Compared with Alternative Fuels. Energies 2019, 12, 532.
24. Polasek, M. Application of advanced simulation methods and their combination with experiments to modeling of hydrogen fueled engine emission potentials / M. Polasek, J. Macek, M. Takats, O. Vitek // SAE. -
2002. - №2002-01-0373.
25. Taizhong, H. Influence of V content on structure and hydrogen desorbtion perfornance of TiCrV-based hydrogen storage alloys / H. Taizhong, W. Zhu, X. Baojia, H. Tiesheng // Materials Chemistry and Physics. - 2005. - №93. - С. 544-547.
26. Бортников, Л.Н. Оценка коэффициента полезного действия двигателя с искровым зажиганием при работе на бензоводородовоздушной смеси / Л. Н. Бортников, М. М. Русаков // Интеллектуальные системы в производстве. - 2007. - №2. - С. 166-170.
27. Булычев, Б.М. Молекулярные и ионные гидриды металлов как источники водорода для энергетических установок / Б. М. Булычев, П.
А. Стороженко // Сборник тезисов второго Международного симпозиума «Безопасность и экономика водородного транспорта». -2003. - С. 30-31.
28. Вибе, И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя / И.И. Вибе// М. Машиностроение, 1971. - с.282
29. Коровин, Н.В. Водородные топливные элементы. Состояние и
проблемы / Н. В. Коровин // 7-я Международная конференция "Водородное материаловедение и химия углеродных материалов". - 2001. - С. 928-929.
30. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие для вузов / А.И. Колчин, В.П. Демидов // 4-е изд., стер. - М: Высш. шк., 2008. - 496 с.: ил.
31. Русаков, М.М. Автомобильные двигатели с добавкой водорода в топливно-воздушную смесь / М. М. Русаков [и др.] // Научно-технический конгресс по двигателестроению НТКД - 2008. - 2008. - С. 142-143.
32. Русаков, М.М. Международная научно-практическая конференция «Инновация - 2008», / М. М. Русаков [и др.] -2008. - С. 102-103.
33. Тарасов, Б.П. Металлогидридные системы обратимого хранения водорода / Б. П. Тарасов // Сборник тезисов второго Международного симпозиума «Безопасность и экономика водородного транспорта». - 2003. - С. 38-39.