Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информатизация процесса предоставления государственных услуг населению РФ как социокоммуникативная проблема

Работа №106385

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологическое изучение сферы предоставления государственных услуг в информационном обществе 9
1.1. Информационное общество и его социокоммуникативное
пространство 9
1.2. Государственные услуги как область приложения технологических
возможностей информатизации современного общества 18
Глава 2. Эмпирическая оценка социальной значимости
информатизации процесса предоставления государственных услуг населению РФ 26
2.1. Отношение населения к информатизации процесса предоставления
государственных услуг 26
2.2. Социальные последствия информатизации процесса
предоставления государственных услуг населению РФ 37
Заключение 40
Список используемой литературы и источников 42
Приложения

Актуальность темы исследования. В российской системе органов власти стали возникать проблемы с оказанием государственных услуг населению. В каждом учреждении появились длинные очереди и долгие часы ожидания. Вместе с тем с каждым годом увеличивалось количество нерешённых вопросов и проблем, возникающих на основе взаимосвязи общества и государственных структур. В связи с этим вопросы предоставления государственных услуг населению в электронном виде приобрели особую актуальность и тогда Правительством РФ была утверждена концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Но на сегодняшний день возникают трудности и барьеры в реализации данной концепции на должном уровне: не многие люди пользуются государственными и муниципальными услугами в электронном виде; недостаточная информированность граждан о возможностях работы с документами через интернет; отсутствие компьютера или выхода в глобальную сеть; ограниченные физические возможности, а также боязнь мошенников и аферистов. Кроме этого идёт сопротивление со стороны общества: сложившееся стереотипы, компьютерная неграмотность населения . Пожилому населению труднее адаптироваться к введению новых технологий, нежели чем молодому поколению, так как они почти не используют компьютеры или вовсе не умеют ими пользоваться. Для многих неуверенных пользователей важна личная беседа со специалистом, который оказывает услуги. Также важно, чтобы у каждого гражданина был выбор варианта и способа получения необходимой услуги, который для него наиболее удобен.
Государственные службы стремятся усовершенствовать свою деятельность в предоставлении качественных услуг населению, используя новые технологии, которые позволят наладить взаимодействие между гражданами и государственными структурами, облегчить доступ к информации сократить сроки процедур и снизить издержки . Процессы управления в государстве существенно модернизируются в связи с развитием информационных технологий. Информационная открытость органов власти поможет осуществить полноценную социальную связь между человеком, государством и институтами гражданского общества.
Таким образом, происходит информатизация российского общества: создаются и развиваются информационные средства и технологии для массового применения, для достижения и поддержания уровня информированности населения. В целом, информатизация в России проходит успешно, но до стабильного уровня ещё далеко. Поэтому процесс
информатизации постепенно захватывает все сферы общественной жизни, и требует проведения в них реформ. Для того, чтобы электронные услуги эффективно работали, требуются новейшие достижения информатики, электроники и коммуникационной техники.
Для всесторонней оценки процессов, понятий, сущности и механизма работы предоставления государственных услуг в электронном виде, требуется проводить изучение этих процессов различными методами социологии. Результаты подобных исследований могут быть полезны для государственных и муниципальных органов власти при осуществлении практической деятельности, например, для возможной корректировки программ или внесения в систему электронного правительства соответствующих поправок.
Степень разработанности проблемы. В различных литературных источниках рассматриваются результаты исследований, изучающих влияние всестороннего процесса информатизации на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества. Однако не сформирована целостная методика оценки результативности этого процесса с точки зрения населения.
Данная проблема рассматривается в трудах многих исследователей. Литературу, в которой рассматриваются различные аспекты информатизации и её последствия, можно разделить на несколько групп:
- исследования и методологические конструкции, появившиеся еще в 1970-е гг., когда в западных странах большое внимание уделялось изучению проблем перехода человечества к стадии информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, М. Маклюэн);
- осмысление процесса информатизации в России и особенности дальнейшего информационного развития Российского общества (Р. Ф. Абдеев, В. Г. Горохов, И. А. Негодаев, Н. Н. Моисеев, В. М. Розин, А. И. Ракитов, A. Д. Урсул, В. С. Степин);
- работы, в которых освещаются проблемы использования информационных технологий в политической жизни российского общества (Д. А. Авдиенко, М. С. Вершинин, С. Г. Кара-Мурза, О. П. Кудинов, И. С. Мелюхин, В. А. Никитов, Ю. А. Райков, Э. П. Семенюк, В. П. Шерстюк).
Существенный вклад в исследование различных аспектов информатизации внёс К. В. Арипов, который анализировал результаты влияния интернет-услуг на развитие знаний человека в условиях информатизации.
B. А. Путилов и М. Г. Шишаев изучали социальные эффекты информатизации, положительные и отрицательные аспекты, динамику контактов, размывание экономических и территориальных границ (дистанционное обучение).
Несомненно заслуживает внимание точка зрения О. А. Михайленко и Е. В. Щедриной, по их мнению, в результате информатизации возникает социальное неравенство, состоящее в возможностях доступа к информационным и коммуникационным технологиям и умении ими пользоваться.
Цель бакалаврской работы - изучить восприятие населением процесс информатизации государственных услуг в социокоммуникативном аспекте.
Объектом исследования является информатизация процесса предоставления государственных услуг населению г. Тольятти как социокоммуникативная проблема.
Предмет исследования - отношение населения к информатизации государственных услуг.
Задачи исследования:
1) изучить понятия: «информационное общество», «информатизация»,
«глобализация», «коммуникация», «социальные коммуникации», «социокоммуникативное пространство»;
2) проанализировать государственные услуги как область приложения технологических возможностей информатизации современного общества;
3) рассмотреть отношение населения к информатизации процесса
предоставления государственных услуг;
4) определить социальные последствия информатизации процесса
предоставления государственных услуг населению РФ;
5) проанализировать полученные результаты исследования;
6) изучить динамику становления информатизации и информационного общества в России.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержательный смысл и особенности феномена информатизации определяют подходы: структурно-функциональный, социокультурный, феноменологический, и конфликтологический.
Структурно-функциональный подход позволяет рассмотреть информатизацию предоставления государственных услуг населению как целостную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов, что позволяет подробнее изучить функции социальных коммуникаций в обществе.
Феноменологический подход. Основываясь на данном подходе информатизация рассматривается как социальная реальность, которую люди наблюдают в повседневной жизни, когда социальная значимость различий, существующих между ними воспринимается как психологическая угроза и трансформирует их социально-психологическую активность, направляя ее на снижение или усиление значимости этих различий.
Социокультурный подход позволяет изучить феномен информатизации как форму социального действия. В данном случае анализ толерантности основывается на взаимодействии индивидов в контексте «мы-чужие». Позволяет отследить позитивные и негативные отношения к процессам информатизации и проанализировать их в контексте происходящих изменений социокультурной среды. Даёт возможность выявить противоречие между традициями и инновациями в современном обществе.
Конфликтологический подход. С помощью данного подхода протекающие процессы информатизации могут быть рассмотрены как борьба представителей этносов, ограниченная определенными рамками, в качестве которых выступает доступ к информационным технологиям.
Гипотеза исследования: представители старшего поколения не пользуются электронными услугами, поскольку не доверяют техническим инновациям в отличие от молодёжи.
Методы исследования: анкетный опрос, контент-анализ, интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения информации о потреблении государственных и муниципальных услуг в электронном виде в г. о. Тольятти было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность (п = 200 человек). Тип выборки - целевая, где респонденты распределялись по ряду критериев: пол, возраст, национальность, уровень образования. Обработка и анализ полученной информации производились с помощью программ Microsoft Excel и SPSS. 2.0.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данном этапе развития общества одной из главных задач государственного и муниципального управления является совершенствование электронного правительства, а именно связь политической власти и общества, информационная открытость. Новые технологии в электронном правительстве качественно изменяют политический процесс и работу должностных лиц, способствуя трансформации основных процедур функционирования властных структур. Рациональное применение информационно-коммуникационных технологий для реализации функций государства приводит к качественно новому этапу развития государственного и муниципального управления в РФ, что является весьма значительным как для населения, так и для государства на мировом уровне.
Анализ работы портала «госуслуги» со стороны жителей г. Тольятти, показал, что жители вполне довольны функционированием портала и количеством предоставленной на нём информации об услугах. Большинство пользователей готовы пользоваться услугами в электронном виде, поэтому необходимо расширить количество услуг, которые можно оформить и получить через портал.
Создание сети МФЦ в г. Тольятти во многом облегчило работу различных государственных и муниципальных учреждений, распределив между ними нагрузку и избавив от длительных очередей. МФЦ обеспечивают качественное оказание услуг населению, с комфортными условиями и оперативной работой. В связи с переходом на информационные технологии в сфере предоставления государственных услуг происходит оптимизация бюрократических и трудоемких процедур, это обеспечивает возможность минимизировать расход денежных средств и повысить производительность труда в долгосрочной перспективе. На наш взгляд, не смотря на то что уже созданы Интернет-сайты, использование их населением происходит еще в небольшом объеме, это объясняется невысоким уровнем информатизации страны, отсутствием интереса со стороны граждан, а так же низкой компьютерной грамотностью среди представителей старшего поколения.
Тем не менее главный минус это безопасность информации, несмотря на то, что многие доверяют государственным сайтам. Основными проблемами обеспечения безопасности информации при использовании государственных электронных услуг являются отсутствие простой, дешевой, доступной и надежной технологии электронной идентификации и аутентификации граждан. Решение этих проблем создаст основу для обеспечения необходимого уровня безопасности информации при использовании государственных электронных услуг.



1. Арутюнова Л. Б. Предоставления государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде / Л. Б. Арутюнова // Правовая информатика. - 2012. - №1. - С. 16.
2. Астафьева, О.Н. Россия на пути к информационному обществу: перспективы открытого правительства в контексте идей модернизации / О. Н. Астафьева, В. И. Савинков // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - № 13. - С. 235.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. - 788 с.
4. Блусь П.И. Информатизация общества как фактор повышения качества жизни населения / П. И. Блусь, А. В. Вагина // ARS ADMINISTRANDI. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ. - 2015. - №3. - С. 6.
5. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования: монография / И. А. Быков. - СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. - С. 28.
6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013— 2015 гг. // Президент России: [Электронный ресурс] - Режим доступ: URL: http://news.kremlin.ru/ acts/15786 (дата обращения: 31.03.2018)
7. Дегтерёва В.А. Проблемы развития электронного правительства в России на государственном и региональном уровнях. Научные труды Северо-Западного института управления. 2014. Т. 5. № 3 (15). С. 84-90.
8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000. № Пр-1895) // Российская газета. - 2000. - № 187. 28 сентября.
9. Долматов А. И. Повышение качества предоставления государственных услуг посредством внедрения информационно¬коммуникационных технологий // Коммуникология: Электронный научный журнал. - 2017. - № 3. - С. 24-29.
10. Зотов В.В. Трансформация социокультурного пространства в условиях становления информационно-коммуникативной среды современного общества / В.В. Зотов // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. IX. - № 2. - С. 254.
11. Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений / Д. В. Иванов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2002. - С. 132.
12. Исупова И. Н. Многофункциональные центры как основной механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг населению в России // Общество: политика, экономика, право. - 2009. - Вып. 1-2. - С. 12.
13. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и общества / пер. с англ. - Екатеринбург: У-фактория (при участии Изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - С. 316.
14. Ковалева Н. Н. Информационное право России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 2-е изд., доп. и перераб. - С. 79.
15. Левов А. А. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества государственных услуг // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 6 (33). - С. 213.
16. Най Дж. С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В.И. Супруна. - Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2006. - С. 61-64.
17. Негодаев И. А. На путях к информационному обществу / И. А. Негодаев. - Ростов-на-Дону.: Изд.ДГТУ, 1999. - С. 119.
18. Новикова Н. Г. Проблемы формирования и перспективы развития системы электронных государственных услуг в России / Н. Г. Новикова, А. С. Гладышев //Сервис plus. - 2014. - № 2. - С. 52-57.
19. О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р: Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2011 № 2161-р // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - С. 15.
21. Официальный интернет-портал государственных услуг: [Электронный ресурс]. М., 2018. Режим доступ: https://www.gosuslugi.ru (Дата обращения: 28.04.2018).
22. Официальный сайт для размещения информации о государственных
(муниципальных) учреждениях / аналитические отчеты: [Электронный ресурс] Режим доступ: http://bus.gov.ru/public/analytics/services/summary.html (дата
обращения 13.04.2015).
23. Официальный сайт МФЦ: [Электронный ресурс] - Режим доступ: https://mfcgid.ru/ (Дата обращения: 28.04.2018)
24. Панцерев К. А. Информационное общество: эволюция концепции в исторической перспективе / К. А. Панцерев // Вестник СПбГУ. - Сер. 6. - 2010. - Вып. 1. - С. 65.
25. Петросян С. И. Политическое управление и информационные технологии в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3¬2 (53). - С. 143-144.
26. Петрунина О. Е. Проблемы оказания государственных услуг в электронном виде в России / О. Е. Петрунина, А. С. Борисова // ФОРУМ. СЕРИЯ: НАУКА. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. - 2010. - № 2(3). - С. 257.
27. Петрунина О.Е. Повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг сферы «труд и занятость» // Студенческая молодежь в научно-исследовательском поиске II Межвузовская студенческая конференция. МГЭИ Волгоградский филиал. Волгоград, - 2010. - С. 121-125.
28. Плитман А. Электронные госуслуги — близкая реальность: //
CRN/RE. 2011. № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.cm.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=60782 (Дата обращения: 07.05.2018 г.)
29. Пресс-выпуск №2973. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115460 (Дата обращения: 28.04.2018 г.)
30. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1991. - С. 8.
31. Распоряжение Правительства РФ (от 25.12.2013 N 2516-p) «Об
утверждении Концепции развития механизмов предоставления
государственных и муниципальных услуг в электронном виде». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot- 25122013-n-2516-r/#100012 (Дата обращения: 07.05.2018 г.)
32. Родина В. А. Концепция коммуникаций Г.М. Маклюэна и современность / В. А. Родина // Ученые записки Орловского Государственного Университета. - Сер. Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №1. - С. 86.
33. Рыбакова И. Н. Институционализация сферы государственных услуг: проблемы исследования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. Выпуск № 1 (5). - 2015. - С. 139.
34. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212) // Российская газета. - 2008. № 4591. - 16 февраля.
35. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер; Науч. ред., предил. П. С. Гуревич; Сер. оформ. А.А. Кудрявцева. - М.: АСТ, 2002. - 784 с.
36. Трегубова В. М. Электронное правительство - как средство автоматизации процесса оказания государственных услуг // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, - 2011. - № 3-4. - С. 279-285.
37. Федеральный закон от 27 июня 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: [Электронный ресурс] - Режим доступ: http://legalacts.ru/doc/FZ-ob-organizacii-predostavlenija- gosudar-i-municipal-uslug/ (Дата обращения 28.04.2018)
38. Чернов А. А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества / А. А. Чернов // Информация. Дипломатия. Психология; отв. ред. Ю. Б. Кашлев. М.: Известия, 2002. - C. 35.
39. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: Учеб. пособие / А.И. Черных // Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ