Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ДЕЛИМОСТИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №106375

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ДЕЛИМОСТИ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Из истории развития основных понятий теории делимости 9
1.1. Арифметика целых чисел 9
1.2. Арифметика дробей и первая теория отношений 11
1.3. Теория делимости 12
§2. Анализ программы и учебников по теме исследования 14
2.1. Анализ программы по математике для 5-9 классов 14
2.2. Анализ учебников и учебных пособий 18
2.3. Анализ учебников для классов с углубленным изучением математики 24
§3. Методические особенности обучения основным понятиям элементов теории делимости в школьном курсе математики 28
3.1. Обучение элементам теории делимости в начальной школе 28
3.2. Обучение элементам теории делимости
в общеобразовательной школе 30
3.3. Обучение элементам теории делимости в классах
с углубленным изучением математики 33
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕМЕ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ДЕЛИМОСТИ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 37
§4. Методические рекомендации по обучению теме «Элементы теории делимости» в школьном курсе математики 37
4.1. Определение делимости чисел 37
4.2. Свойства делимости суммы, разности и произведения чисел .... 39
4.3. Деление с остатком 42
4.4. Признаки делимости 44
4.5. Простые и составные числа 46
4.6. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа 47
4.7. Наименьшее общее кратное 49
§5. Разработка элективного курса для учащихся 8 класса 51
5.1. Цели и задачи элективного курса 52
5.2. Общая характеристика курса 52
5.3. Место элективного курса в учебном плане 54
§6. Примеры задач школьного курса с решениями 55
6.1. Система задач для 5-6 классов 55
6.2. Система задач для 7-8 классов 61
6.3. Система задач для 9 класса 64
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение 1. Учебно-тематический план элективного курса
«Делимость чисел» для учащихся 8 класса 73
Приложение 2. Содержание тем элективного курса
«Делимость чисел» для учащихся 8 класса 74
Приложение 3. Примеры заданий для контрольной работы
по итогам изучения элективного курса «Делимость чисел» для 8 класса 75


Актуальность исследования. Теория делимости является одним из важнейших разделов арифметики и, в частности, всей теории чисел. Невозможность деления на нуль и неопределенность операции деления во множестве целых чисел поспособствовали возникновению таких понятий, как простые и составные числа, наибольший общий делитель (НОД), наименьшее общее кратное (НОК), а также признаков делимости чисел. Познакомившись с операцией деления еще в начальной школе, учащиеся более подробно знакомятся с теорией делимости в курсе математики 5-6 классов, а также изучают ее элементы в 7-9 классах (решение дробно-рациональных уравнений, деление многочленов). Таким образом, основные направления методики изучения натуральных чисел и операций над ними в начальных классах получили свое дальнейшее развитие при изучении теории делимости уже во множестве целых чисел в курсе алгебры общеобразовательной школы.
По мнению В.В. Зайко [21], грамотная реализация методики обучения элементам теории делимости в учебниках 5 и 6 классов выражена в замене объяснительных текстов проблемными ситуациями в виде практических заданий. Выполнение таких заданий требует активного использования приемов выбора, сравнения, классификации, преобразования и конструирования. Приоритетными являются обучающие задания, с помощью которых устанавливаются взаимосвязи понятий курса математики 5 и 6 классов с теми понятиями, которые учащиеся ранее усвоили в начальных классах, то есть образуется преемственность знаний учащихся.
В школьной практике теория делимости используется при изучении основных понятий, основных признаков делимости и решения задач.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения учащихся разделу «Теория делимости» в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся различным элементам теории делимости в курсе алгебры основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения теме «Элементы теории делимости» и разработать элективный курс для расширенного изучения данной темы.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей происхождения понятия делимости и основных понятий теории чисел.
2. Провести анализ учебных программ и школьных учебников от различных авторов.
3. Изучить методические особенности обучения темам, входящих в структуру теории делимости.
4. Привести собственные методические рекомендации к процессу обучения данным темам.
5. Разработать элективный курс по теме «Элементы теории делимости» для учащихся 8 класса.
6. Привести конкретные примеры и задания по данной теме, встречающиеся в учебных изданиях в основной школе (5-9 классы).
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:
- анализ методической литературы, а также анализ учебников и школьной программы по математике для 5-9 классов;
- изучение опыта работы учителей;
- обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по рассматриваемой теме.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрываются методические особенности обучения учащихся разделу «Элементы теории делимости» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость исследования работы заключается в том, что в ней представлена разработка элективного курса для учащихся 8 класса, направленного на углубленное изучение темы «Элементы теории делимости».
На защиту выносится:
1. Методические рекомендации по обучению теме «Элементы теории делимости» в школьном курсе математики.
2. Элективный курс по теме «Делимость чисел» для учащихся 8 класса.
Во введении перечислены цели, основные задачи и актуальность исследования темы данной дипломной работы.
В первой главе указаны методические основы изучения темы «Элементы теории делимости». Рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий теории делимости. Представлен анализ программы и школьных учебников по теме «Элементы теории делимости». Выявлены методические особенности изучения темы «Теория делимость» в курсе алгебры основной школы.
Во второй главе представлены методические материалы по изучению темы «Элементы теории делимости» в курсе алгебры основной школы.
В заключении приведено обобщение рассмотренного материала и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 35 наименований.
В Приложениях представлены сведения о тематическом планировании элективного курса «Делимость чисел» для 8 класса, а также примерные задания для контрольной работы по итогам этого курса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проделанной работы в соответствии с ее целями и задачами были получены следующие выводы и результаты:
1. Пропедевтика, то есть введение в теорию делимости происходит еще в начальной школе, когда учащиеся изучают доли, пытаясь разделить количество каких-либо предметов между собой или выделяя часть или несколько частей от одного предмета.
2. В нынешней учебной структуре основными для изучения теории делимости являются 5 и 6 классы. В последующих классах средней школы встречаются только элементы теории делимости, такие как деления дробей, разложение многочленов на множители и деление многочленов.
3. При изучении теории делимости важно соблюдать правильную последовательность подачи материала, для его полноценного усвоения учащимися. К примеру, нельзя рассматривать темы НОД и НОК не изучив тему «Простые и составные числа».
4. Элективный курс по теме «Теории делимости» может быть использован для объяснения учащимся с высокой успеваемостью тех тем, которые не обязательны для усвоения на текущей учебной стадии, но которые обязательно пригодятся в дальнейшем.
5. Изложение элементов теории делимости в школьных учебниках мало чем отличается друг от друга. Все определения элементарны и их сложно представить в каком-то ином, непривычном виде. Сделав выбор в пользу одного учебника, тем самым педагог не упустит чего-то важного из другого. Однако при разработке факультативных занятий и элективных курсов, правильный выбор учебной литературы крайне важен. Наилучшим вариантом будет выбор методических и дидактических дополнений от автора выбранного школьного учебника.



1. Велетень, О.С. Формирование универсальных учебных действий обучающихся 6 класса в процессе изучения темы «Признаки делимости» // Педагогическое образование в России - 2013. - № 5. - С. 16 - 19.
2. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - Москва: Мнемозина, 2013. - 280 с.
3. Виленкин, Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - Москва: Мнемозина, 2013. - 288 с.
4. Волкова, Т.С. Задачи элементарной теории чисел в содержании профессиональной подготовки современного учителя математики // Вестник ТГПУ - 2015. - № 7. - С. 85 - 88.
5. Волкова, Т.С. Исследование умений будущих учителей математики решать задачи по элементарной теории чисел // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова - 2014. - Том 20. - С. 118 - 121.
6. Глухова, О.Ю. Делимость чисел в элективных курсах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2015. - № 7-2. - С. 58 - 61.
7. Дорофеев, Г.В. Математика 5 класс. Часть 1 / Г.В. Дорофеев,
Л.Г. Петерсон. - 2011. - 175 с.
8. Дорофеев, Г.В. Математика: учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова [и др.] - Москва: Просвещение, 2007. - 270 с.
9. Жафяров, А.Ж. Алгоритм и принципы изучения темы «Делимость целых чисел» на компетентной основе // Сибирский педагогический журнал - 2013. - № 5. - С. 134 - 143.
10. Жафяров, А.Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры // Педагогическое образование и наука - 2011. - № 8. - С. 64 - 68.
11. Зайко, В.В. Реализация преемственности в изучении натуральных чисел и дробей на начальной и основной ступенях обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология - 2008. - № 5. - С. 143 - 150.
12. Зубарева, И.И. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - Москва: Мнемозина, 2009. - 264 с.
13. История математики: в 3-х т. Т. 1. С древнейших времен до начала Нового времени / Под ред. А.П. Юшкевича; Москва: Наука, 1970. - 352 с.
14. Канин, Е.С. Индукция. Метод математической индукции и его эквиваленты // Математика для школьников - 2009. - № 3. - С. 20 - 25.
15. Кострикина, Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Книга для учителя / Н.П. Кострикина. - Москва: Просвещение, 1991. - 239 с.
16. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. - 8-е изд. - Москва: Мнемозина, 2008. - 335 с.
17. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс: учебник для школы и классов с углубленным изучением математики / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. - 6-е изд. - Москва: Мнемозина, 2006. - 367 с.
18. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику. 8 класс: учебное пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики / Под ред. Г.В. Дорофеева. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1996. - 207 с.
19. Макарычев, Ю.Н. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса с углубленным изучением / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - Москва: Просвещение, 1998. - 143 с.
20. Миракова, Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики в V¬VIII классах: пособие для учителя / Т.Н. Миракова. - Львов: Журнал «Квантор», 1991. - 95 с.
21. Михелович, Ш.Х. Теория чисел / Ш.Х. Михелович. - Москва: Высшая школа, 1967. - 336 с.
22. Мордкович, А.Г. Алгебра. Углубленное изучение. 8 класс: учебник. - 3-е изд. / А.Г. Мордкович. - Москва: Мнемозина, 2006. - 256 с.
23. Муравин, Г.К. Математика. 5 класс: учебник / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - Москва: Дрофа, 2014. - 318 с.
24. Муравин, Г.К. Математика. 6 класс: методическое пособие к учебнику Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика. 6 класс» / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - Москва: Дрофа, 2010. - 271 с.
25. Муравин, Г.К. Математика. 6 класс: учебник / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - Москва: Дрофа, 2014. - 319 с.
26. Муравин, Г.К. Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - Москва: Дрофа, 2007. - 158 с.
27. Никольский, С.М. Алгебра: Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2003. - 285 с.
28. Рабочие программы. Математика 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. О.В. Муравина. - Москва: Дрофа, 2012. - 126 с.
29. Сикорский, К.П. Дополнительные главы по курсу математики. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 7-8 классов / К.П. Сикорский. - Москва: Просвещение, 1974. - 367 с.
30. Феоктистов, И.Е. Делимость чисел // Математика в школе - 2009. - № 8. - С. 47 - 58.
31. Childs L. A. Concrete Introduction to Higher Algebra. Third Edition. - Springer, 2000. - PP. 3 - 6.
32. Goodman F. Algebra. Abstract and Concrete. - Iowa City, IA, 2015. - PP. 25 - 28.
33. Harris A. Multiplication & Division. - 2001. - PP. 3 - 9.
34. Kolitsch S. Greatest Common Factors and Least Common Multiples with Venn Diagrams / S. Kolitsch, L. Kolitsch. - The University of Tennessee, 2013. - PP. 1 - 6.
35. Sultan A. The Mathematics that Every Secondary School Math Teacher Needs to Know / A. Sultan, A. Artzt. - Routledge, 2010. - PP. 25 - 27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ