Введение 4
1 Теоретические основы управления качеством продукции на
предприятии 6
1.1 Понятие, сущность, системы управления и показатели качества 6
1.2 Международные стандарты и инструменты управления
качеством 11
2 Анализ системы управления качеством продукции цеха 0932 ПАО
«АВТОВАЗ» 16
2.1 Технико-экономическая характеристика цеха 0932 16
2.2 Анализ системы управления качеством продукции цеха 0932 23
3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления
качеством продукции цеха 0932 ПАО «АВТОВАЗ» 31
3.1 Комплекс мероприятий по совершенствованию управления
качеством продукции 31
3.2 Оценка экономической эффективности от предлагаемых мероприятий 37
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Приложения
На сегодняшний день в условиях рыночной экономике главным фактором успеха деятельности любого предприятия является управление качеством продукции, которое постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями производства и реализации товаров.
Совершенствование управления качеством продукции на предприятии осуществляется по принципу адаптации к внешней среде. В условиях современного производства управление качеством продукции необходимо непрерывно развивать с помощью исследования тенденций и возможностей предприятия.
На сегодняшний день процесс управления качеством продукции на предприятии ведет к успеху и повышению конкурентоспособности предприятия. Это является актуальностью выбранной темы бакалаврской работы.
Цель бакалаврской работы - проведение анализа с целью совершенствования качества продукции в цехе 0932 ПАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления качеством продукции на предприятии;
2. Провести анализ системы управления качеством продукции цеха 0932 ПАО «АВТОВАЗ»;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию управления качеством продукции цеха 0932 ПАО «АВТОВАЗ».
В качестве объекта исследования бакалаврской работы выступает цех 0932 ПАО «АВТОВАЗ», который занимается покраской кузовов на линии Рено Логан. Предметом исследования выступает механизм управления качеством продукции цеха 0932 ПАО «АВТОВАЗ».
Бакалаврская работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Введение включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования работы, теоретическую основу исследования, практическую значимость.
В первой главе бакалаврской работы изучаются теоретические основы управления качеством продукции на предприятии, понятие, сущность, системы управления и показатели качества продукции. Рассматриваются международные стандарты системы менеджмента качества на предприятии.
Во второй главе бакалаврской работы анализируется технико-экономическая характеристика цеха 0932 и проводится анализ системы управления качеством продукции.
Третья глава бакалаврской работы включает в себя разработку мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции цеха 0932 ПАО «АВТОВАЗ» и оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Заключение бакалаврской работы представляет собой обобщенный вывод по трем главам исследования.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Л.В. Глухова, В.А. Гоберман, А.В. Игнатьева, Г. Клейнер, А.Е. Леденева, А.И. Орлова, Д. Саттон, Р.В. Тарасов и другие.
Практическая значимость исследования бакалаврской работы заключается в применении цехом 0932 ПАО «АВТОВАЗ» разработанных мероприятий с целью совершенствования управления качеством продукции.
В результате проведения анализа экономических показателей выявлено, что объем производства в 2017 году по сравнению с 2015 сократился на 10,85%. При этом себестоимость продукции в 2017 году относительно 2015 и уменьшилась на 9,34%.
Фонд заработной платы также продолжает сокращаться. В целом сокращение фонда заработной платы произошло на 20 % от базового (на 2015 г.). Что подтверждается наличием вынужденных отпусков работников цеха и работой неполные рабочие дни.
В целом, потери часового фонда рабочего времени по отношению к базовом году составляют около 7%, что вызвано неполным трудовым графиком работы на одного работника.
Анализ системы управления качеством продукции выявил, при устранении потерь неэффективного использованного рабочего времени, а это 39,60 мин. в данном случае, мастер цеха может реализовать себя для решения других задач. Если считать, что эти потери могут возникать систематически каждую смену, то за месяц в среднем потери рабочего времени могут быть от 15 до 25 часов, а за год, соответственно потери могут составлять до 300 часов рабочего времени. Поэтом, можно считать, что снижение потерь рабочего времени является одной из важных проблем цеха 0932.
Приведенный анализ ритмичности показывает, что цех 0932 в 2016 году работал также неритмично. План по оказанию услуг по окраске кузовов в первом квартале был перевыполнен на 1 %, а во втором, третьем и четвертом не довыполнен.
Цех не выполнил услуги в установленные сроки на сумму менее 504564,47 руб.
План по оказанию окрасочных услуг в цехе 0932 перевыполнен в первом и третьем квартале на 1,6% и 0,53% соответственно, а во втором и четвертом квартале не довыполнен на 0,32% и 1,81% соответственно. Цех не выполнил услуги в установленные сроки на сумму менее 1053662,86 руб. (49467740 0,0213).
Причины снижения ритмичности покраски кузовов является нарушением требования к качеству основного процесса. Будем считать это одной из проблем и выявим причины снижения ритмичности покраски кузовов.
В результате проведения анализа динамики брака продукции в цехе 0932 ПАО «АВТОВАЗ» выявлено, что за исследуемый период удельный вес забракованной продукции увеличился и в 2017 г. составил 2,7 %, что является неблагоприятным моментом.
Таким образом, были выявлены следующие проблемы: потребность в переделке, так как выявленный брак требует переделку работы, выполненной недостаточно качественно из - за выявленных ошибок персонала, приведших к производству дефектов.
В результате анализа управления качеством продукции цеха 0932 ПАО «АВТОВАЗ» были выявлены две основные проблемы: за период исследования увеличился брак в работе окрасочного оборудования; за период исследования наблюдаются высокие потери рабочего времени.
На основании выявленных проблем разработали план - график совершенствования управления качеством продукции, а именно систему менеджмента качества (СМК) в цехе 0932. Разработанные мероприятия усовершенствуют управление качеством продукции цеха 0932 ПАО «АВТОВАЗ».
1 Афитов Э.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Э.А. Афитов. - М.: Инфро, 2015 - 157 с.
2 Басовский И.К. Основы маркетинга / И.К. Басовский. - М.: ЮНИТИ, 2016 - 133 с.
3 Беляев В.И. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия / В.И. Беляев. - М.: Кнорус, 2016 - 399 с.
4 Бороненкова С.А., Экономический анализ в управлении предприятием / С.А. Бороненкова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 523 с.
5 Бухалков М.И. Планирование на предприятиях машиностроения / М.И. Бухалков. Учебное пособие. - Самара: СамГТУ, 2015. - 385 с.
6 Вильям Дж. Стивенсон Управление производством / Дж. С. Вильям..
-М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2016. - 585 с.
7 Волкова В.Н., Денисов Н.А. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова. СПб, изд-во СПбГТУ, 2017. - 265 с.
8 Глухова Л.В. Методология управления инновационной деятельностью предприятий: теория и практика. Монография / Л.В. Глухова. - Тольятти.: Изд-во ВУиТ, 2014. — 202 с.
9 Гоберман В.А., Управление производственным предприятием: Учеб. Пособие / В.А. Гоберман. - М.: Москва, 2016. - 515 с.
10 Дэвид Кревенс. Экономический анализ / Д. Кревенс. - СПб.: Питер, 2015 - 405 с.
11 Забелин Б.Ф. Управление маркетингом / Б.Ф. Забелин.-М.:
Экономика, 2016 - 207 с.
12 Загородников С.В. Планирование на производственном предприятии: учебное пособие. 2-е изд / С.В. Загородников. - М:ЮНИТИ, 2016- 288 с.
13 Игнатьева А.В. Исследование систем управления / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. — М.: ПРИОР, 2016. - 132 с.
14 Ильин А.И. Методологические вопросы прогнозирования сбыта / А.И. Ильин. - М.: Экономика, 2016 - 254 с.
15 Клейнер Г. Б. Управление качеством: учебник / Г.Б. Клейнер. — М.: Инфро, 2013. - 459 с.
16 Коноплев С.П. Управление качеством продукции на предприятии: учебник, пособие / С.П. Коноплев. - М: ЮНИТИ, 2014 - 252 с.
17 Левшина В.В. Организация производства и управление предприятием: учебник / В.В. Левшина.. - Красноярск: СибГТУ, 2016 - 252с.
18 Леднева А.Е. Проблемы управления качеством продукции: учебник для вузов / А.Е. Леднева. - М.: Экономика, 2015 - 160 с.
19 Лобов Ф.М. Оперативное управление производством / Ф.М. Лобов. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 364 с.
20 Орлов А.И. Теория принятия решений / А.И. Орлов. Учебное пособие. - М.: Издательство «Март», 2014. - 355 с.
21 Орехова М.Н. Организация производства и управление предприятием: учебник / М.Н. Орехова. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 321 с.
22 Саттон Д. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Д. Саттон. - М.: Инфро, 2016 - 361 с.
23 Скляренко В.К. Маркетинг и управление инновациями / В.К. Скляренко. - М.: Экономика,2015 - 243 с.
24 Тарасов Р.В. Система управления качеством на предприятии: учебник для вузов / Р.В. Тарасов. - М.: Экономика, 2015 - 219 с.
25 Титов А.Б. Экономика предприятия / А.Б. Титов. - М.: Экономика, 2016 - 307 с.
26 Усольцева Е.А. Новая наука маркетинга / Е.А. Усольцева. - СПб: Питер, 2016 - 182 с.
27 Хруцкий В.Е. Маркетинговое управление предприятием / В.Е. Хруцкий. - М.: Менеджмент, 2016 - 308 с.
28 Царев В.В. Инновационный менеджмент / В.В. Царев. - М.: ЮНИТИ, 2015 - 209 с.
29 Шкардун В.Д. Стратегический маркетинг / В.Д. Шкардун. - СПб: Экономика, 2016 - 192 с.
30 Официальный сайт ПАО «АВТОВАЗ» http://info.avtovaz.ru/