Формирование лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм (Мордовский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ «Лицей № 7» (г. Саранск).
Выборка: 23 ученика 2 «Л» классе.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм 6
1.1 Понятие орфоэпической нормы в научной литературе 6
1.2 Орфоэпические ошибки в речи младших школьников 12
1.3 Особенности проведения лексикографической работы на уроках в начальной школе 17
2 Возможности формирования лексикографических умений 30
младших школьников при усвоении орфоэпических норм 30
2.1 Выявление уровня лексикографических умений у младших 30
школьников 30
2.2 Система работы по формированию лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм 35
2.3 Контрольный эксперимент по теме исследования 43
2.4 Методические рекомендации по формированию лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм 49
Заключение 52
Список использованных источников 55
База исследования: МОУ «Лицей № 7» (г. Саранск).
Выборка: 23 ученика 2 «Л» классе.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм 6
1.1 Понятие орфоэпической нормы в научной литературе 6
1.2 Орфоэпические ошибки в речи младших школьников 12
1.3 Особенности проведения лексикографической работы на уроках в начальной школе 17
2 Возможности формирования лексикографических умений 30
младших школьников при усвоении орфоэпических норм 30
2.1 Выявление уровня лексикографических умений у младших 30
школьников 30
2.2 Система работы по формированию лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм 35
2.3 Контрольный эксперимент по теме исследования 43
2.4 Методические рекомендации по формированию лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм 49
Заключение 52
Список использованных источников 55
Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует учителя на формирование у младших школьников позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека, на овладение обучающимися первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка.
Высокое качество звучания речи имеет социальное значение, так как обеспечивает эффективность, легкость, мобильность общения, способствует лучшей передаче и адекватному восприятию собеседниками их мыслей и чувств. Не менее значима и эстетическая ценность звуковой стороны устой речи, являющейся весьма значимым показателем общей речевой культуры человека. Наконец, качество звучания устной речи имеет собственно учебное значение, играет существенную роль в усвоении младшими школьниками содержания большей части учебных предметов, поскольку образовательный процесс в начальной школе протекает в режиме устно-речевой деятельности. Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Современная методика русского языка включает орфоэпическую грамотность в общую систему развития устной речи детей. Предметные результаты изучения русского языка в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования должны отражать овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка, в том числе, и об орфоэпических нормах. Целью обучения орфоэпии в начальной школе является практическое овладение учениками нормами русского литературного произношения, формирование орфоэпической культуры у младших школьников.
Содержание орфоэпической работы в начальных классах, классификации орфоэпических ошибок, встречающиеся в речи младших школьников, охарактеризованы в работах А. А. Бондаренко, Т. И. Зиновьевой, М. Л. Каленчук, В. В. Львова, М. Р. Львова, С. Н. Цейтлин, А. Ю. Чирво и других.
Объект исследования – процесс работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – лексикографические умения младших школьников на уроках русского языка при освоении орфоэпических норм.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм.
Задачи исследования:
– проанализировать педагогическую, методическую и учебную литературу по проблеме исследования;
– проанализировать существующие классификации орфоэпических ошибок, встречающиеся в речи младших школьников;
– рассмотреть содержание орфоэпической работы на уроках русского языка в начальной школе;
– определить систему работы по формированию лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм;
– провести контрольный эксперимент по теме исследования;
– предложить методические рекомендации, способствующие усвоению орфоэпических норм младшими школьниками при проведении лексикографической работы.
В работе были использованы следующие методы научного исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ учебников по русскому языку для начальной школы; экспериментальное исследование; качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения, конкретный материал и выводы проведенного исследования могут быть использованы в деятельности учителя начальных классов на уроках русского языка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Высокое качество звучания речи имеет социальное значение, так как обеспечивает эффективность, легкость, мобильность общения, способствует лучшей передаче и адекватному восприятию собеседниками их мыслей и чувств. Не менее значима и эстетическая ценность звуковой стороны устой речи, являющейся весьма значимым показателем общей речевой культуры человека. Наконец, качество звучания устной речи имеет собственно учебное значение, играет существенную роль в усвоении младшими школьниками содержания большей части учебных предметов, поскольку образовательный процесс в начальной школе протекает в режиме устно-речевой деятельности. Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Современная методика русского языка включает орфоэпическую грамотность в общую систему развития устной речи детей. Предметные результаты изучения русского языка в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования должны отражать овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка, в том числе, и об орфоэпических нормах. Целью обучения орфоэпии в начальной школе является практическое овладение учениками нормами русского литературного произношения, формирование орфоэпической культуры у младших школьников.
Содержание орфоэпической работы в начальных классах, классификации орфоэпических ошибок, встречающиеся в речи младших школьников, охарактеризованы в работах А. А. Бондаренко, Т. И. Зиновьевой, М. Л. Каленчук, В. В. Львова, М. Р. Львова, С. Н. Цейтлин, А. Ю. Чирво и других.
Объект исследования – процесс работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – лексикографические умения младших школьников на уроках русского языка при освоении орфоэпических норм.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм.
Задачи исследования:
– проанализировать педагогическую, методическую и учебную литературу по проблеме исследования;
– проанализировать существующие классификации орфоэпических ошибок, встречающиеся в речи младших школьников;
– рассмотреть содержание орфоэпической работы на уроках русского языка в начальной школе;
– определить систему работы по формированию лексикографических умений младших школьников при усвоении орфоэпических норм;
– провести контрольный эксперимент по теме исследования;
– предложить методические рекомендации, способствующие усвоению орфоэпических норм младшими школьниками при проведении лексикографической работы.
В работе были использованы следующие методы научного исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ учебников по русскому языку для начальной школы; экспериментальное исследование; качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения, конкретный материал и выводы проведенного исследования могут быть использованы в деятельности учителя начальных классов на уроках русского языка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Лексикографическая компетенция формируется у младших школьников при обучении всем предметам, так как каждый из них предполагает оперирование языковыми единицами, разнообразная информация о которых содержится в словарях и может быть востребована учениками. Роль предметов филологического цикла состоит в первую очередь в формировании когнитивного и операционально-технологического компонентов лексикографической компетенции, а мотивационный и поведенческий формируются в образовательном процессе в целом, независимо от усваиваемого обучающимися содержания.
Очевидно, что эффективное формирование и развитие у младших школьников лексикографической компетенции предполагает соответствующее обеспечение этого процесса, и прежде всего наличие словарей, составленных с учетом возрастных особенностей и информационных потребностей обучающихся начальной школы. Словарики, традиционно представленные в справочном аппарате учебника русского языка, с этой функцией справиться не могут подобно тому, как текст в букваре или учебной хрестоматии не может обеспечить формирование полноценной читательской деятельности.
Орфоэпические и лексикографические нормы современного русского языка, с одной стороны, отличаются стабильностью, приверженностью традициям русского языка, с другой стороны, в ходе исторического развития языка они подвергаются тем или иным изменениям.
Наиболее типичными произносительными ошибками, характерными для русских учеников начальных классов, являются ошибки просторечного характера и ошибки, вызванные воздействием письма. Учитель начальных классов должен знать источники отступления от орфоэпических норм, вызывающие произносительные ошибки в речи детей. Знание причин появления ошибок поможет ему в организации работы по формированию орфоэпических умений и навыков младших школьников. Задача предупреждения и устранения орфоэпических ошибок должна занимать центральное место в обучении русскому литературному произношению.
Произносительный уровень развития речи младших школьников предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями, над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над интонацией. Одним из направлений работы над произношением учеников является организация практического освоения младшими школьниками орфоэпических норм русского языка.
Несмотря на то, что специальные орфоэпические упражнения носят единичный характер и отличаются однообразием, языковой материал других упражнений позволяет учителю проводить орфоэпическую работу почти на каждом уроке русского языка параллельно с изучением грамматического и орфографического материала, так как этому способствует сама подача языкового материала упражнений. Использование текстовых упражнений курса русского языка для формирования произносительной грамотности младших школьников позволит расширить словарный запас учеников, совершенствовать произносительные умения младших школьников, повысить уровень произносительной культуры обучающихся.
Анализ результатов эксперимента, проведенного во 2 «Л» классе МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск, показал, что уровень лексикографической грамотности, развития речи учеников класса является средним. Предлагаемые в методических рекомендациях задания позволяют объективно оценить результаты работы школьников; повторить пройденный материал; углубить и систематизировать знания детей.
В результате выполнения заданий со словарем уровень лексикографических умений в группе повысился. Это говорит о том, что увеличение занятий по работе со словарями в образовательном процессе позволит выработать новую компетенцию, на что на данный момент уделяется недостаточно учебных часов.
В современной социокультурной ситуации методика совершенствования произносительных навыков младших школьников охватывает разные аспекты формирования произносительной культуры обучающихся начальных классов и предполагает использование научно обоснованной системы упражнений, направленных на исправление и предупреждение орфоэпических ошибок, встречающихся в речи учеников.
Реализация системного подхода в процессе речевого развития детей к проведению орфоэпических упражнений позволит сформировать прочные произносительные умения у младших школьников.
Предложенные нами тестовые задания предназначены для проверки орфоэпических и лексикографический знаний и умений младших школьников. Данный вид контроля вызывает познавательный интерес у школьников, активизирует их учебную деятельность.
Важным фактором, обуславливающим повышение уровня лексикографической грамотности младших школьников, является использование программного материала школьных учебников русского языка и словарей.
Таким образом, тестовый языковой материал, используемый как на уроках русского языка, так и во внеурочное время, способствует искоренению орфоэпических ошибок, встречающихся в речи младших школьников. Тестовые задания позволяют объективно оценить результаты работы обучающихся; повторить пройденный материал; углубить и систематизировать знания учеников.
Очевидно, что эффективное формирование и развитие у младших школьников лексикографической компетенции предполагает соответствующее обеспечение этого процесса, и прежде всего наличие словарей, составленных с учетом возрастных особенностей и информационных потребностей обучающихся начальной школы. Словарики, традиционно представленные в справочном аппарате учебника русского языка, с этой функцией справиться не могут подобно тому, как текст в букваре или учебной хрестоматии не может обеспечить формирование полноценной читательской деятельности.
Орфоэпические и лексикографические нормы современного русского языка, с одной стороны, отличаются стабильностью, приверженностью традициям русского языка, с другой стороны, в ходе исторического развития языка они подвергаются тем или иным изменениям.
Наиболее типичными произносительными ошибками, характерными для русских учеников начальных классов, являются ошибки просторечного характера и ошибки, вызванные воздействием письма. Учитель начальных классов должен знать источники отступления от орфоэпических норм, вызывающие произносительные ошибки в речи детей. Знание причин появления ошибок поможет ему в организации работы по формированию орфоэпических умений и навыков младших школьников. Задача предупреждения и устранения орфоэпических ошибок должна занимать центральное место в обучении русскому литературному произношению.
Произносительный уровень развития речи младших школьников предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями, над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над интонацией. Одним из направлений работы над произношением учеников является организация практического освоения младшими школьниками орфоэпических норм русского языка.
Несмотря на то, что специальные орфоэпические упражнения носят единичный характер и отличаются однообразием, языковой материал других упражнений позволяет учителю проводить орфоэпическую работу почти на каждом уроке русского языка параллельно с изучением грамматического и орфографического материала, так как этому способствует сама подача языкового материала упражнений. Использование текстовых упражнений курса русского языка для формирования произносительной грамотности младших школьников позволит расширить словарный запас учеников, совершенствовать произносительные умения младших школьников, повысить уровень произносительной культуры обучающихся.
Анализ результатов эксперимента, проведенного во 2 «Л» классе МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск, показал, что уровень лексикографической грамотности, развития речи учеников класса является средним. Предлагаемые в методических рекомендациях задания позволяют объективно оценить результаты работы школьников; повторить пройденный материал; углубить и систематизировать знания детей.
В результате выполнения заданий со словарем уровень лексикографических умений в группе повысился. Это говорит о том, что увеличение занятий по работе со словарями в образовательном процессе позволит выработать новую компетенцию, на что на данный момент уделяется недостаточно учебных часов.
В современной социокультурной ситуации методика совершенствования произносительных навыков младших школьников охватывает разные аспекты формирования произносительной культуры обучающихся начальных классов и предполагает использование научно обоснованной системы упражнений, направленных на исправление и предупреждение орфоэпических ошибок, встречающихся в речи учеников.
Реализация системного подхода в процессе речевого развития детей к проведению орфоэпических упражнений позволит сформировать прочные произносительные умения у младших школьников.
Предложенные нами тестовые задания предназначены для проверки орфоэпических и лексикографический знаний и умений младших школьников. Данный вид контроля вызывает познавательный интерес у школьников, активизирует их учебную деятельность.
Важным фактором, обуславливающим повышение уровня лексикографической грамотности младших школьников, является использование программного материала школьных учебников русского языка и словарей.
Таким образом, тестовый языковой материал, используемый как на уроках русского языка, так и во внеурочное время, способствует искоренению орфоэпических ошибок, встречающихся в речи младших школьников. Тестовые задания позволяют объективно оценить результаты работы обучающихся; повторить пройденный материал; углубить и систематизировать знания учеников.



