Введение 4
Глава 1 Теоретические основы процесса развития заболевания ДЦП и механизмы, способствующие эмоционально-социальной адаптации детей с данным диагнозом 16
1.1 Понятие диагноз ДЦП и его медицинская характеристика в психолого-педагогическом аспекте 16
1.2 Современные методы восстановительной терапии и ее механизмы, используемые при реабилитации детей диагнозом с ДЦП 27
1.3 Модель методической системы эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП 38
1.4 Критерии и уровни оценивания психоэмоционального состояния ребенка с диагнозом ДЦП 43
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации модели методической системы эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП 51
2.1 Констатирующий этап эксперимента (выявление уровня психоэмоционального состояния ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства и деятельности) 51
2.2 Формирующий этап эксперимента (комплекс восстановительных мероприятий и средств в том числе АРТ методов, влияющих на процесс развития социально-эмоциональной адаптации детей с диагнозом ДЦП 60
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 78
Приложение А Констатирующий эксперимент. Задание № 1 «Дом из комнат» 87
Приложение Б Формирующий эксперимент. Задание № 1 Изучение принципов расположения формы в пространстве 89
Приложение В Формирующий эксперимент. Задание № 2 Изучение чувства ритма с применением музыкальных инструментов 91
Приложение Г Формирующий эксперимент. Задание № 3 Рисование в технике граттаж 92
Приложение Д Формирующий эксперимент. Задание № 4 Лепка головы из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» 93
Приложение Е Формирующий эксперимент. Задание № 5 Нарисуй пейзаж (выполнение копии по картине известного художника) 95
Одной из самых актуальных проблем современности, является вопрос о лечении или восстановительной терапии детей с диагнозом «детский церебральный паралич». Детский церебральный паралич, согласно всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), является одним из самых сложных вопросов, требующий своего отдельного изучения, и нуждается как в теоретическом, так и в практическом решении. В настоящее время процент детей с диагнозом ДЦП увеличивается каждый день. Для этого нужно разобраться с этиологией данного заболевания, и причин его возникновения и распространения. Кроме того, что дети с диагнозом ДЦП нуждаются в специализированной терапии, применении методов обладающие своей доказательностью и эффективностью применения.
На сегодняшний день, согласно статистическим данным в России на тысячу новорожденных, с данным диагнозом составляют около 6-8 детей, что в год примерно составляет 1,5 миллиона. При этом 71 тысяча детей с таким диагнозом, это дети с 0-14 лет, и 13 тысяч детей в возрасте от 15-17 лет. Причем численность детей с диагнозом ДЦП, в России по состоянию на 2019 год, составляет около 8 % на численность всего населения страны.
Если оценивать данные в других странах, так в США: на тысячу новорожденных с диагнозом составляют около 3-4 детей, что в год примерно составляет 55 миллионов. В Казахстане, на тысячу новорожденных с диагнозом составляют около 5-9 детей, что в год примерно составляет 14738 тысяч. В Белоруссии на тысячу новорожденных с диагнозом составляют около 5-3 ребенка, что в год примерно составляет 5000 тысяч. На Украине на тысячу новорожденных с диагнозом составляют около 2-3 ребенка, что в год примерно составляет 20000 тысяч. При чем, это дети с различными нарушениями и патологией. Из этих показателей видно, что число детей с России и США очень высокие, и с каждым годом, данный процент количество увеличивается.
При этом, в России только в 19 регионах существуют санатории и центры, оказывающие как медицинскую, так и реабилитационную помощь детям, причем 13 из них это федерального значения. В городе Тольятти в июне 2015 году открылся такой реабилитационный центр для детей с диагнозом ДЦП. Центр был создан за счет его создателей, занятия в котором специалистами проводятся бесплатно.
Как показывают различные статистические данные, кроме медицинской реабилитации, такие дети нуждаются и в социальной реабилитации. Что такие дети также нуждаются «детстве» и принятии обществом. Так, 20 % из 40 % нуждаются в социально-эмоциональной реабилитации.
Одним из важных документов является «Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором регламентируется профессиональное как психологическое, физическое и социальное развитие детей с ОВЗ.
Итак, детский церебральный паралич представляет собой хроническое, не генетическое (в 14 %), не прогрессирующее заболевание, вызванное аномалией головного мозга, в различный перинатальный период эмбрионального формирования плода и приведший ограничениям или к нарушениям и дефектам различной степени тяжести в развитии моторики, движения, опорно-двигательного аппарата.
В 1853-м году, занимаясь исследованиями и читая лекции в области родовых травм, знаменитый английский хирург Джон Литтл наблюдая за различными патологиями и нарушениями, происходящими во время родов, и прежде всего вызванные асфиксией, впервые описал и опубликовал в своем труде «О природе и лечении деформаций скелета человека» как действие, приводящее к повреждениям в нервной системе и известную в последствии как «спастическая диплегия» в ногах или болезнь Литтла.
Чуть позже, в 1889 году, также известный канадский врач Ульям Ослер, которому принадлежит множества важных открытий, впервые ввел данное понятие «церебральный паралич», назвав причину возникновения, связанные не с нарушением спинного мозга, а с нарушениями полушарий головного мозга. Однако, с этой концепцией не согласился Зигмунд Фрейд, заявив, что эти нарушения вызваны не в патологии родах, а еще в перинатальный, внутриутробный период. Так, именно З. Фрейд в 1893 году ввел понятие «детский церебральный паралич» и высказал предположение, создав первую классификацию (1897 г) установив связь ДЦП с нарушениями в области интеллектуальной, умственной отсталости и эпилепсии.
Таким образом, изучая далее процесс возникновения данного заболевания, можно выделить, три причины классифицирующийся как: врожденные, патология родов и послеродовые инфекции.
Данные нарушения, возникшие в перинатальный период, сопровождаются различными затруднениями в развитии интеллектуальной, умственной работе мышления, когнитивных функций, связанных с ощущениями, восприятием, эмоциональностью поведения, коммуникативной деятельности в освоении родной речи, языка, построении предложении, в смысловом выражении речи. Многофакторность заболевания также влияет на психомоторное развитие ребенка, может вызывать различные проблемы во взаимодействии с социумом, что естественным образом отражается на процессе личностной самореализации в среде.
Большинство анализируемых нами исследований, среди которых работа и А.Л. Виркерман посвящены изучению реабилитирующих, физиотерапевтических, в частности нейрохирургических методов и мероприятий, связанных с проведением резонансной терапии, лечебной гимнастики и массажа, водные процедуры, влияющие на исправление нарушений в опорно-двигательном аппарате. Однако, в работе А.Л. Виркерман затрагивает вопрос, касающийся того, что данные нарушения могут привести к социальной дезадаптации.
Исследование П.С. Кривоножкиной значимость которого заключается в разработке прогностической шкалы, позволяющей определить степень риска заболевания таких детей на уровне роддома.
В работе Е.Ф. Архиповой «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период» (1989 г.) дается уровневая характеристика развития детей с таким диагнозом, состояние их двигательного, дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата. Автор дает различные формы общения с «такими» детьми и проблемы, с которыми они сталкиваются при пространственной ориентировке с окружающем миром. В частности, интерес данного издания заключается в том, что автор предлагает комплексную систему воспитательной, коррекционной работы опираясь на особенности и уровни физического и психического состояния детей. Особое внимание автор исследования уделяет различным приемам, дыхательным упражнениям и гимнастике направленные на развитие органов артикуляции, при этом акцентирует на необходимость стимулирования эмоционального общения со взрослыми, развития слухового и зрительного восприятия, функции рук.
Книга К.А. Семеновой, вышедшая в 2007 году «Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом», является настоящей энциклопедией восстановительной, реабилитационной терапии, основанной на тридцатилетнем исследовательском опыте работы. Интерес данной работы заключается в том, что отклонения, возникающие в результате нарушений, автор классифицирует как двигательные, сенсорные и речевые.
В исследованиях Д.М. Маллаева, как автора коррекционной педагогики и социальной адаптации особое место при решении проблем в развитии детей с диагнозом ДЦП, занимает именно игровая деятельность, сюжетно-ролевая, как спортивная, так и психотехническая, что положительно сказывается на общем психоэмоциональном состоянии ребенка, способствует социальной адаптации ребенка в окружающий мир.
Интересны исследования А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого, А.А. Иванова, Р.Н. Терлецкой, С.А. Косова в которых различные патологии и нарушения возникающие при этом заболевании обосновывается социальными аспектами и формой поведения.
Особе внимание заслуживает и кондуктивная педагогика, в основе которой педагогическое воздействие. Это специалист, обладающий знаниями в области медицины, психологии, логопедии, выступает как проводник, помогающий ребенку получить эффективные результаты в процессе восстановительной реабилитации, преодолеть, прежде всего речевые, двигательные и психические нарушения.
На сегодняшнем этапе решения проблемы развития социально-эмоциональной адаптации существуют множество разработанных и апробированных техник и приемов, систем упражнений и гимнастики. В частности, заслуживает внимание и метод рефлекторной гимнастики разработанный чехословацким врачом В. Войтом. Суть его методики заключается том, что путем немедикаментозных средств лечения, тренер- преподаватель имитирует, вернее, моделирует движения, характерные здорового человеку помогая ребенку их освоит. Вырабатывая привычку, двигательный навык. Данный метод получил название «рефлекторной локомоции».
Таким образом, это приводит автора исследования к мысли, что путем постоянных тренировок можно улучшить двигательные, слуховые и сенсорные нарушения. Можно ли средствами АРТ-терапии улучшить и психологическое, состояние ребенка тем самым найти способы чтобы «приспособиться» адаптироваться к социальной среде. Почему становится важна именно не биологическая, а эмоционально-социальная адаптация. Этот вопрос становится одним из важнейшим в процессе нашего исследования.
Это наводит автора исследования на мысль, что необходимо выстроить адаптивные программы для детей с ограниченными возможностями, но такие программы должны исходить из индивидуальной работы, относящиеся к конкретной нозологии у каждого ребенка в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Изобразительное искусство обладает своими терапевтическими функциями, благодаря которым ребенок учится не бояться выражать свои чувства и мысли, может ощутить и выразить свои эмоции, не стесняясь их. Но прежде всего изобразительное искусство и художественная деятельность давно доказано, что активизирует наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, формируют у ребенка навыки моторики руки, двигательную координацию и чувственно-эмоциональную сферу.
Если рассматривать изобразительное искусство как арт-терапия в развитии детей диагнозом ДЦП, то искусство расширяет представления ребенка об эмоциях, улучшает психологическое их самочувствие, гармонизирует общее состояние, корректирует негативность реакции, путем выплескивая своих внутренних проблем и блокировок.
Арт-терапия становится нередким фактором во многих исследованиях, становится эффективным средством, осуществляющим комментаторские возможности в психическом, познавательном, эмоционально-волевом развитии ребенка, в освоении социально-коммуникативной, воспитательной сферы.
Таким образом, на основании анализа различных научных работ возникает необходимость отметить ряд противоречий, связанных с:
• между объективной необходимостью помощи ребенку с диагнозом ДЦП, и недостаточным изучением этимологии данного заболевания;
• между не однозначным восприятием общества на детей, с таким диагнозом, отличающиеся по своему психомоторному и физиологическому состоянию и разработкой современных методов и средств, способствующих восстановительной терапии;
• недостаточным вниманием к данной проблеме вызванной необходимостью социальной адаптации детей с ДЦП, и малой сферой возможностей интеграции детей с диагнозом ДЦП реализовать себя в обществе.
На основании выше сказанного вытекает актуальность данной работы, связанная с формированием темы исследования - определение различных подходов и методов, в том числе средствами АРТ-терапии участвующие в комплексной восстановительной психоэмоциональной, и социальной работе с детьми диагнозом ДЦП.
Необходимость оптимизировать учебно-воспитательный процесс, призванный улучшить социальную адаптацию ребенка с диагнозом ДЦП, обеспечить его движение, развитие и воспитание, акцентировало наше внимание на цели исследования, состоящую в разработки модели методической системы включающую различные коррекционные методики, в том числе средствами АРТ-терапии способные улучшить психоэмоциональное состояние детей.
Объект исследования - процесс эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП.
Предмет исследования - педагогические, методические и технические средства АРТ-терапии способствующие процессу эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП.
Гипотеза исследования переход от социальной дезадаптации в состояние (развитие) эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства будет возможен если:
• разработана модель методической системы, включающую определенную систему заданий и упражнений, методов АРТ- терапии, участвующие в восстановительной психоэмоциональной реабилитации детей с ДЦП и способствующие эмоционально-социальной адаптации.
• разработаны критерии и уровни оценивания психоэмоционального состояния ребенка, при которых процесс восстановительной АРТ-терапии будет эффективен.
Задачи исследования:
• изучить понятие диагноз ДЦП, этимологию данного процесса;
• определить ключевые психолого-педагогические аспекты, методы и средства современной восстановительной реабилитации, способствующие эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства;
• разработать модель методической системы, включающую определенную систему заданий и упражнений, методов и технологий, способствующие эмоционально-социальной адаптации;
• определить средства и методы АРТ-терапии участвующие в восстановительной психоэмоциональной реабилитации детей с ДЦП;
• разработать критерии и уровни оценивания психоэмоционального состояния ребенка, при которых процесс восстановительной АРТ-терапии будет эффективен;
• провести педагогический эксперимент, апробировать эффективность предлагаемой модели методической системы.
Методологическая база исследования составили исследования многих известных ученых, врачей, педагогов и психологов внёсшие большой вклад в теорию и практику решения коррекционной, реабилитационной работы с детьми диагнозом ДЦП уделявшие большое внимание именно методической работе с детьми А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого, А.Л. Виркерман, Е.Ф. Архиповой, К.А. Семеновой, С.Д. Полетавкиной, Е.С. Ткаченко, Н.В. Тохтиевой, В.И. Козявкина, И.Ю. Левченко, Н.А. Ласковой, Л.М. Шипицыной, А.А. Иванова, Р.Н. Терлецкой, С.А. Косова, Е.Т. Лильина, Г.В. Яцык. Стоит отметить о интеграции когнитивных и эмоциональных реакций, о системном строении психики в трудах А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнера, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.П. Кащенко раскрываются законы и нормы как нормального, так и аномального развития.
Существенное значение для нашего исследования представляют труды Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.А. Добровольской, Н.Ф. Бережной, Т.М. Грабенко, М.В. Киселевой, Л.Н. Комиссаровой, И.Ю. Левченко, А.И. Копытиной, Е.Н. Башкировой, Э.Э. Большебратской, Л.Д. Лебедевой, Т.М. Грабенко посвящены влиянию арт-терапии на процесс обучение и воспитание детей с различной нормой или нарушениями в развитии, как эффективный метод в восстановительной реабилитационной работе.
Методы исследования:
• представляющие собой теоретико-методологический анализ различных диссертационных исследований, авторефератов, монографий, научных публикаций и статей по изучаемой теме исследования;
• эмпирические исследования, представляющие собой педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, сравнительный анализ аудиторных и самостоятельных работ испытуемых, выполненных на констатирующем и формирующих этапах эксперимента;
• статистические методы, представляющие собой анализ полученных результатов и продуктов деятельности испытуемых, до начала и после эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке обоснованной, экспериментально апробированной модели методической системы социально-эмоциональной адаптации детей с диагнозом ДЦП, представляющей собой комплекс мероприятий, условий и педагогических методов, направленные на улучшение общего психоэмоционального состояния ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства и деятельности; выявление наиболее эффективных приемов в том числе АРТ методов, влияющих на процесс развития социально-эмоциональной адаптации детей с диагнозом ДЦП.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснована проблема развития эмоционально-социальной адаптации детей с ДЦП в городе Тольятти; осуществлен анализ, собраны статистические данные по проблеме развития детей с различными нарушениями ДЦП и демонстрирующие эту ситуацию в городе Тольятти на примере центра «Вера Надежда Любовь»; проведена статистика детей, частота нарушений у детей с диагнозом «детский церебральный паралич»; описаны факторы и риски, с которыми сталкиваются дети с данным диагнозом; разработана, научно обоснована модель методической системы как реабилитационная (восстановительная), корректирующая, познавательная, кондуктивная, социальная, адаптивная модель эмоционально-социальной адаптации детей с ДЦП; определены эффективные методы средства и технологии, система упражнений, активизирующие процесс эмоционально-социальной адаптации детей с ДЦП средствами изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработанной модели, критерии оценки, система заданий и упражнений могут быть использованы в создании авторских программ, в построении восстановительной терапии и реабилитации детей с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства и деятельности; предложенная модель методической системы и полученные данные в ходе педагогического исследования позволяют совершенствовать процесс восстановительной реабилитации, подготовить к эмоционально-социальной адаптации детей с ДЦП средствами изобразительного искусства и деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
• модель методической системы развития социально - эмоциональной адаптации детей с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства и деятельности;
• критерии и уровни оценивания психоэмоционального состояния ребенка с диагнозом ДЦП.
Этапы исследования.
На первом этапе (2018 г.) - проводилось теоретическое исследование современного состояния проблемы возникновения и развития заболевания как «детский церебральный паралич», история вопроса, анализ медицинской и психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, с целью понимания данного диагноза, его этимологии и характеристики протекания у детей как необходимого материала способствующего постановки цели, объекта и предмета исследования, научного аппарата, формулирования рабочей гипотезы.
Второй этап (2018-2019 гг.) - опытно-экспериментальный - заключается в разработке модели методической системы развития эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП.
Третий этап (2019-2020 гг.) - на данном этапе апробировалась эффективность предложенной модели, обрабатывались полученные статистические данные, их качественный и количественный анализ, уточнялись и корректировались гипотеза, выдвигаемые положения на защиту. На этом этапе осуществлялось оформление диссертации, определялись перспективы развития темы исследования.
Личный вклад автора состоит:
• в проведении анализа состояния исследуемой проблемы;
• методической системы развития эмоционально-социальной адаптации детей диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства и деятельности;
• во внедрении результатов исследования в практику занятий, с детьми с диагнозом ДЦП, разработке программ с направленностью на восстановительную АРТ-терапию.
Достоверность и обоснованность результатов отражены участием автора научных конференциях, а также внедрением результатов исследования в практику педагогической деятельности. Апробация и внедрение результатов: реабилитационный центр «Вера Надежда Любовь» г. Тольятти, с. Подстепки.
Структура диссертации.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложения. Общий объем магистерской диссертации 90 страниц, из которых 70 станиц текста, и приложения, в котором отражены результаты проводимого исследования. Список используемой литературы и используемых источников включает более 50 источников из них 10 иностранных авторов.
После изучения и анализа научно-методической литературы, автор исследования пришел к тому, что эмоционально-социальной адаптации уделяют не достаточное внимание, и используют методы, направленные только на физическое развития в арт-терапии. Но с помощью изобразительной деятельности можно развить у детей с диагнозом ДЦП эмоциональные, социальные, психологические и адаптивные качества показатели.
Автор исследования делает выводы в соответствии с поставленными задачами и гипотезой исследования, что, как показывают результаты экспериментальной работы, развитие эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП переход от социальной дезадаптации в состояние (развитие) эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства будет возможен если:
Разработана модель методической системы, включающую определенную систему заданий и упражнений, методов АРТ-терапии, участвующие в восстановительной психоэмоциональной реабилитации детей с ДЦП и способствующие эмоционально-социальной адаптации.
Разработаны критерии и уровни оценивания психоэмоционального состояния ребенка, при которых процесс восстановительной АРТ-терапии будет эффективен.
Так эмоционально-социальная адаптация позволяет решать многие психологические, эмоциональные и социальные задачи. Изучение понятия диагноз ДЦП, этимологию данного процесса, позволяет полноценно взглянуть на физическое состояние детей и попробовать понят его внутренний мир. Определив ключевые психолого-педагогические аспекты, методы и средства современной восстановительной реабилитации можно задать направление на развитие эмоционально-социальной адаптации детей с диагнозом ДЦП средствами изобразительного искусства.
Разработанная модель поможет правильно и систематически принимать полученные теоретические знания для создания подходящих все детям с диагнозом ДЦП систему заданий и упражнений, методов и технологий, способствующие эмоционально-социальной адаптации. Без определенной методики в лечебно-восстановительной реабилитации может привести к негативному или к паническому отношению к творческой деятельности. Важно знать особенности заболевания каждого конкретного ребенка, рекомендации врачей и пожелания родителей, учитывать факторы, с помощью которых можно успокоить или заинтересовать ребенка с ДЦП.
Для диагностики и анализа результатов эксперимента, автор исследования разработал критерии, которые помогут оценить динамику развития психоэмоционального состояния ребенка, при которых процесс восстановительной АРТ-терапии будет эффективен.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что результаты показателей формирующего эксперимента в отличии от констатирующего выросли в среднем в положительную сторону на 60%, а показатель ниже среднего уменьшился в среднем на 35%
Следовательно, можно сделать вывод, что динамика развития эмоционально-социальной адаптации у детей с диагнозом ДЦП положительна, у испытуемых наблюдается личностный рост и большой прогресс в социально-эмоциональной реабилитации.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1989. — 77 с.
2. Архипова Е.Ф. Инклюзивное образование детей с нарушением опорно- двигательного аппарата // СДО. 2017. №1 (73). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-narusheniem- oporno-dvigatelnogo-apparata (дата обращения: 31.03.2020).
3. 4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стериотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Бадалян Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. — Киев: Здоровье, 1988. — 327 с.
5. Басова Э.Л. Нарушения зрения у детей с детскими церебральными параличами // Вестник офтальмологии. — 1975; 3: 71-74.
6. Баранов А.А, Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-zabolevaemosti-i-
sostoyanie-zdorovya-detskogo-naseleniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.04.2020).
7. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). — М., 2010. — 108 с.
8. Бажукова О.А. Современные реалии и перспективы развития дефектологческого и инклюзивного образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017;11(4):48-51.
9. Белоусова Е.Д. Факторы риска, тактика лечения и прогноз судорожного синдрома и эпилепсии у детей с детским церебральным параличом. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — Москва, 2004. — 48 с.
10. Вассерман Е.Л., Катышева, М.В. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1998; 2: 45-52.
11. Виркерман А.Л. Комплексный подход к методам реабилитации детей с детским церебральным параличом: диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.00.51 / Виркерман Анжела Ледуардовна; [Место защиты: Российский государственный медицинский университет]. - Москва, 2003. - 155 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. . Лурия А. Р.,. Ярошевского М. Г; [Послесл. и коммент. Ярошевского М.Г, Гургенидзе Г.С]: Собрание сочинений: В 6-ти т. /Выготский Л.С.. - Москва : Педагогика, Т.1, 1982. - 487 с. : портр. - (Собрание сочинений. В 6- ти т.).;
13. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева: М. «Просвещение» - 1995 г.Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. - М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 1999.1-4.
14. Диамант И.И., Чуйко Ю.А. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-dvigatelnyh-narusheniy-u-detey-s- detskim-tserebralnym-paralichom-s-pomoschyu-innovatsionnyh-metodik-lfk (дата обращения: 21.04.2020).
15. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений [Текст] : учебно-методическое пособие / М-во здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н. И. Пирогова ; [сост.: С. А. Немкова и др.]. - Москва : Союз педиатров России, 2012. - 56 с. : ил.; 24 см.;
...