Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет 6
1.2. Общая характеристика координационных способностей 13
1.3. Особенности формирования координационных способностей в фигурном катании на начальном этапе подготовки 17
Выводы по главе 23
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 26
Выводы по главе 27
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 28
3.1. Методика оптимизации координационных способностей фигуристов на начальном этапе спортивной подготовки 28
3.2. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 32
Выводы по главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность. На современном этапе развитии физической культуры и спорта, фигурное катание является, один из самых красивых видов спорта. Его с полным основанием можно отнести к тем сложнокоординационным видам спорта, где к спортсмену предъявляются повышенные требования по проявлению координационных способностей. Это связанно с тем, что фигурист катается на коньках, лезвия которых имеют очень маленькую площадь соприкосновения со льдом, а сам лед очень твердый и скользкий. Фигурист должен осуществлять много различных трудных элементов на льду, включая многооборотные прыжки, которые могут часто сопровождаться ошибками при приземлении и падениями. Высокие требования предъявляются к фигуристам в развитии физических качеств и умения проявить их в сложной обстановке соревновательной борьбы, высокого психического и эмоционального напряжения. Координационные способности, как физическое качество спортсмена рассматривается по следующим показателям: способность выполнять перемещения тела спортсмена или частей его тела в пространстве без излишней мышечной скованности; количество движений, выполняемых в единицу времени (темп движений); быстрота мышечных сокращений [10,20].
Есаулов И.Г. в своих работах обращает внимание: «в основе развития двигательных качеств на первом этапе специализации лежит использование способностей организма к накопительной адаптации, при которой под влиянием повторяющихся воздействий происходит формирование основных структур движений. Таким образом, на начальной стадии обучения важным фактором является вариативность, которая позволяет охватить все разнообразие и больший объем тренировочных средств» [7].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных фигуристов.
Предмет исследования - методика оптимизации координационных способностей фигуристов на начальном этапе подготовки.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование в учебно-тренировочном процессе разработанных комплексов для развития координационных способностей и вестибулярной устойчивости позволит улучшить уровень развития координационных способностей у юных фигуристов.
Цель исследования состоит в совершенствовании методики развития координационных способностей у юных фигуристов на начальном этапе спортивной подготовки.
Задачи исследования:
1. Исследовать уровень развития координационных способностей у юных фигуристов 6-7 лет.
2. Разработать комплексы упражнений для развития координационных способностей и вестибулярной устойчивости у юных фигуристов.
3. Проверить на практике эффективность разработанной методики в учебно-тренировочном процессе юных фигуристов.
Практическая значимость. Данная методика развития координационных способностей юных фигуристов может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе на начальном этапе спортивной подготовки.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось ГАУ СШОР №1 г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 10 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
В заключение проведенной исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. На основании изученных нами литературных источников, были выявлены методические приемы, применяемые при развитии и совершенствовании координационных способностей: строго регламентированные изменения в условия выполнения упражнения; смена способа выполнения различных упражнений; выполнение упражнений из нестандартных исходных положений; выполнение упражнений с изменением темпа; выполнение упражнений с различным ритмическим рисунком: выполнение упражнений зеркально; выполнение упражнения с «добавочным» движением; выполнение упражнения в других пространственных параметрах; выполнение упражнений в различных, нестандартных «неудобных» сочетаниях; выполнение упражнений с добавлением предметов и отягощений; выполнение упражнений с различным оборудованием и тому подобное. Эти общие методические приемы помогли нам в разработке экспериментальной методики развития координационных способностей юных фигуристов на начальном этапе подготовки.
2. На современном этапе развития фигурного катания высокие требования предъявляются к выполнению сложных прыжков в три и четыре оборота. Для стабильного выполнения сложных элементов необходим высокий уровень развития координационных способностей и вестибулярной устойчивости. Нашей основной целью педагогического исследования было разработать и внедрить экспериментальную методику развития координационных способностей на начальном этапе спортивной подготовки юных фигуристов. Мы определяли эффективность экспериментальной методики. Процесс приобретения различных навыков для каждого новичка индивидуален, учиться надо на качественном снаряжении, которое позволяет формировать правильные навыки.
3. В ходе педагогического эксперимента мы определяли уровень двигательно-координационных способностей юных фигуристок экспериментальной и контрольной групп. С этой целью проводили тестирование контрольных упражнений: челночный бег, повороты на гимнастической скамейке; подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту; пробу Ромберга (сек); тест «Фламинго» количество попыток; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см); прыжки через скакалку на двух ногах за 1 мин (кол-во раз); прыжок с поворотом влево (вправо) измерялся в градусах; прыжок вверх с места (см.); тест «Пройти по линии».
4. Проанализировав прирост результатов общей физической подготовленности и развития координационных способностей юных фигуристок, мы можем сделать вывод, что использование в учебно-тренировочном процессе отдельного занятия, продолжительностью 120 минут по развитию координационных способностей повлияла на испытуемых экспериментальной группы положительным образом.
Эффективность разработанной технологии подтверждается более высокими показателями во всех тестах экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, подтвердилась гипотеза нашей экспериментальной работы, что использование в учебно-тренировочном процессе разработанных комплексов для развития координационных способностей и вестибулярной устойчивости позволило улучшить уровень развития координационных способностей у юных фигуристов.
1. Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения: учебник / И. С. Барчуков. - Москва: КНОРУС, 2014. - 304 с.
2. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа [Электронный ресурс] : учеб. пособие - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2015. - 272 с.
3. Виноградова, В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография - Москва: Советский спорт, 2013. - 216 с.
4. Григорьева, И.И. Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса / И.И. Григорьева, Д.Н. Черноног. - Москва , 2016. - 296 с.
5. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений - Москва: Советский спорт, 2015. - 178 с.
6. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
7. Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хореографии [Электронный ресурс] : учеб. пособие - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. - 160 с.
8. Жуков, Р.С. Основы спортивной тренировки.- Кемерово: КемГУ, 2014. - 110 с.
9. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт / Б. Кафка, О. Йеневайн. - Москва: , 2016. - 176 с.
10. Лях, В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 2005г.
11. Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта [Электронный ресурс]: справ. / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель. - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2009. - 272 с.
12. Майер, Р. Силовые тренировки в футболе [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2016. - 128 с.
13. Менхин, А.В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика учеб. пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Электрон. дан. - Москва: Физическая культура, 2007. - 160 с.
14. Мясникова, Т.И. История и основы методологии научных исследований в спорте: учеб. пособие - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 243 с.
15. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Ю. Никитин. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. - 520 с.
...