Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации учебной деятельности образовательного учреждения 7
1.1 Основные этапы организации 7
1.2 Организационная структура учебного заведения 10
1.3 Модели организации аудиторной деятельности 12
1.4 Опыт использования информационных систем в организации
аудиторного процесса 17
Глава 2 Анализ организации образовательной деятельности образовательного
учреждения 29
2.1 Типовая процессная модель кафедры 29
2.2 Методы распределения учебной нагрузки преподавательского
состава 37
2.3 Методика распределения внеаудиторной нагрузки 43
Глава 3 Разработка и испытания информационной системы распределения учебной нагрузки 50
3.1 Концептуальное проектирование информационной системы для
оптимального распределения нагрузки преподавателя 50
3.2 Обоснование выбора среды для разработки АИС 52
3.3 Разработка информационной системы для оптимального
распределения нагрузки преподавателя 53
3.4 Тестирование системы распределения внеаудиторной учебной
нагрузки 77
3.5 Апробация информационной системы 79
Заключение 85
Список используемой литературы и используемых источников 87
Автоматизированные системы учебной деятельности в последнее время медленно движутся в правильном направлении в сфере человеческой деятельности и обязательно их заменят. Автоматизация расписаний и учебных дисциплин повышает эффективность, качество работы и значительно облегчает работу сотрудников.
С развитием IT-технологий можно использовать недорогие и достаточно производительные компьютеры. С их помощью работать с документацией, связанной с разработкой и согласованием различных образовательных процессов, что высвободит много человеческих и материальных ресурсов.
Современная задача повышения качества образования сегодня рассматривается как один из наиболее важных факторов, влияющих на прогресс общества и на улучшение жизни людей. Недавние исследования в области образования также подчеркивают, что подлинное лидерство в области образования имеет важное значение для стимулирования изменений, ведущих к улучшению работы образовательных учреждений.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что оптимизация рабочего времени педагогов способствует повышению качества преподаваемых дисциплин, а также качество образовательного учреждения в целом.
Исследование различных направлений в области оптимизации и организационного управления процессом образования показывает, что на практике их применение шире, чем то, что уже реализуется сегодня. Результаты анализа позволяют выявить противоречие между необходимостью использования достоверных знаний для развития организационно-управленческого процесса и отсутствием средств для эффективной реализации такого управления. С помощью различных средств, которые могут позволить развиваться образовательному процессу, могут быть разрешены данные противоречия. Самым подходящим средством, с помощью которых можно оптимизировать распределение времени аудиторной нагрузки преподавателей, является автоматизированная информационная система (АИС).
Целью исследования является поиск метода, с помощью которого можно добиться оптимизации внеаудиторной нагрузки педагогического состава, а также инструментария с помощью которого можно внедрить данную систему.
Объектом исследования является организация высшего образования - ГОУ ВО МО «Государственного гуманитарно-технологического университет», предметом исследования является проектирование информационной модели внеаудиторной деятельности профессионального учреждения высшего образования.
Гипотеза определяется ходом наследования, которая позволяет добиться наиболее эффективной реализации АИС, а также в дальнейшем будет обеспечивать наилучший способ распределения внеаудиторной нагрузки педагогического состава.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели исследования:
1. на основе анализа источников провести оценку имеющихся решений в области оптимизации деятельности образовательного учреждения;
2. выявить концепции. применяющиеся в настоящее время, и модели автоматизированных площадок учреждения для организации учебной деятельности;
3. проанализировать современные и популярные методы деятельности университета;
4. выявить современные инструменты разработки информационных моделей с учетом требований модернизации высшего учебного заведения;
5. провести исследование и выбор технологий, которые позволят внедрить АИС в деятельность образовательного учреждения;
в ходе эксперимента рассмотреть систему развития организации учебной деятельности учреждения и выявить эффективность их реализации.
Методы исследования:
1. Теоретико-ориентированные: исследование и анализ учебно-методических источников по организации учебной деятельности в высших учебных заведениях, нормативных документов и программных средств для решения задач выявленных учебных заведений;
2. Практико-ориентированные: общий вывод опыта проектирования и использования АИС для распределения внеаудиторной нагрузки, наблюдение, эксперимент, математическая обработка данных и подтверждение полученных результатов в исследовании.
Этапы исследования: магистерская диссертация выполнялась в три этапа с 2019 по 2021 год.
Первый этап исследования (2019 г.) - аналитический. На этом этапе определяется актуальность предмета исследования, определяется анализ литературы по теме, определяются процедуры и оборудование для уточнения исследования, цель и методы исследования, разрабатывается гипотеза исследования.
Второй этап (2020 г.) - этап проектирования. В таком виде концептуальной основой модели АИС является модель по оптимизации распределения нагрузки преподавательского состава, разработка базовой структуры информационно-технологического обеспечения, обеспечение единого метода внеаудиторного распределения.
На третьем этапе (2021 г.) проводились эксперименты. Разработанная АИС была протестирована, проверена правильность и достоверность предположений, проанализированы и обработаны статистические результаты экспериментов, а также подведены итоги работы.
Подтверждение результатов исследования было представлено на международной студенческой научно-практической конференции «Студенческий научный форум: технологии и математические науки» (10.06.2020 г., г. Москва), а так же на Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии и системы в решении задач инновационного развития», состоявшейся 27.05.2021 г. в г. Казань.
Научная новизна исследования состоит в реализации концептуальной модели системы организации деятельности профессионального учреждения высшего образования, которая способствует оптимально распределять аудиторную и внеаудиторную нагрузку педагогического коллектива.
Практическая значимость исследования заключается в проектировании информационной системы оптимизации внеаудиторной нагрузки педагогов, способствующей повышению организационной эффективности образовательного процесса.
Положения, выносимые на защиту:
1 Методика распределения внеаудиторной учебной нагрузки, являющийся синтезом существующего метода распределения, повышающая организационную эффективность образовательного процесса.
2 Концептуальная модель, полученная при проектировании информационной системы распределения внеаудиторной учебной нагрузки.
Данное исследование представляет собой обобщение теоретико- и практико-ориентированной работы в области проектирования
информационных автоматизированных систем оптимизации рабочего времени педагогического состава, которая может быть использована для повышения качества деятельности образовательного учреждения.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и списка используемых источников (50 наименований). Исследование отображается на 92 страницах, содержит 6 таблиц и 53 иллюстрации.
В результате работы в исследовании анализируются источники по организации управления процессом образования в учреждении. С целью выявления основных механизмов проводится анализ, который нацелен на увеличение качества образования. Благодаря проведенному анализу было выявлено ряд проблем. Качество учебной деятельности зависит от рационального распределения учебной нагрузки педагогического состава. Решение проблем можно использовать информационные технологии как инструмент для повышения качества деятельности образовательной организации. Также данная область является перспективным направлением.
Благодаря научным источникам, можно сказать, что при осуществлении автоматизации процесса, информативные технологические процессы затрагивают не все направления организации учебного процесса, проблем, связанных с планированием деятельности профессорско-преподавательского состава, выявлено не было.
С целью достижения оптимизации в образовательном процессе выявляется и анализируется организационная модель. Был учтен имеющийся опыт использования информационных технологий в образовании за всё развитие информационных систем в стране.
Проанализирован бизнес-процесс образовательной деятельности и показано, что АИС являются основным направлением эффективного инструментария реализации образовательной деятельности. Декомпозиция указанного процесса позволяет более наглядно показать все нюансы процесса организации учебной деятельности и выделить те области, где информационные системы являются необходимыми механизмами, обеспечивающими необходимые методы автоматизированной оптимизации.
По различным характеристикам были рассмотрены уже имеющиеся методики распределения аудиторной образовательной нагрузки. В основу реализации информационной системы был взять составленный алгоритм на основе разработанной методики распределения внеаудиторной нагрузки педагогического состава.
Автоматизированная информационная система, спроектированная в ходе реализации магистерской диссертации, позволяет визуализировать данные с помощью таких средств, как построение документов, отчётов, для более наглядной оптимизации внеаудиторной учебной нагрузки.
Доказавшая на практике, благодаря испытаний, разработанная АИС, что внедрение инновационных подходов в виде автоматизированных решений значительно повышает ряд показателей качества образовательного процесса. Система позволяет объективно и рационально распределять аудиторной и внеаудиторной нагрузки на сотрудников учреждения, тем самым освобождая рабочее время для тщательной подготовки к аудиторным занятиям.
Главным научным результатом исследования в магистерской диссертации является то, что благодаря разработанному методу распределения нагрузки сотрудникам, с помощью АИС, которая поддерживает данную технологию позволяет увеличить качество образования в учебном заведении.
АИС оптимизации распределения внеаудиторной учебной нагрузки, которая внедрена в образовательный процесс, имеет следующие преимущества:
1. Задачи расположены виде структурированного списка.
2. Создание оптимального распределения внеаудиторной учебной нагрузки педагогического состава на учебный год, с последующим быстрым его редактированием.
3. Использование сжатых сроков выполнения поставленных задач, с помощью осуществлению контроля над данными.
Поэтому внедрение спроектированной АИС по разработанному методу в образовательное учреждение является логичным и результативным.
1. Акулова О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. - 2011. - №3. - С.7-11.
2. Александров Д.В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы: Учебное пособие / Д.В. Александров. - М.: ФиС, 2011. - 224 с.
3. Андреев В. В. Адаптация автоматизированной системы организационного управления учебным процессом на основе анализа управления документацией высшего учебного заведения / В. В. Андреев, Н. В. Герова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 25¬29.
4. Андреев В.В., Герова Н.В. Требования к информационной системе управления учебным процессом ВУЗа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2456&lang=lnfaowvg.
5. Андрончев И.К., Дмитриев Д.С., Соловова Н.В. Управление образовательным процессом ВУЗа средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник СамГУ. 2014. №8 (119). С.240-247.
6. Антипова Т. О социальном проектировании образовательных систем // Высшее образование в России. 2000, №3. С.92
7. Беляева Т.А. Формирование системы управления качеством труда преподавателя в сфере высшего образования. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. эк. наук: 08.00.05. Краснодар, 2007. — 28 с.
8. Берестнева О.Г., Козлова Н.В. Оценка профессиональных характеристик преподавателей высшей профессиональной школы. // Сибирский психологический журнал. Томск, 2003,-№ 18 - с. 132-135.
9. Бермант М.А. Математические модели и планирование образования / М. А. Бермант, Л. Н. Семёнов, В. Н. Сулицкий. - М. : Наука, 1972. - 112 с.
10. Бордовская Н.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: метод, рек. / Н.В. Бордовская. —СПб; Архангельск: ПТУ, 2003. 72 с.
11. Быковский В.В. Информационно-аналитическая система университета // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. С. 125-131.
12. Варламова С.А., Белобородова Е.В., Затонский А.В. Принятие решений при распределении учебной нагрузки // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9. - С. 22-31;
13. Варнавина И.М. Методические основы мониторинга качества
образования в общеобразовательном учреждении: методические
рекомендации. - Салехард: ЯНОИПКРО, 2006. - 260 с.
14. Васильев Л.И. Сравнительный анализ сущности и структуры традиционного и нелинейного образовательного процесса в ВУЗе / Л. И. Васильев // Образование и наука. — 2013. — № 7. — С. 4-17.
15. Васильева Е.Ю. 14Оценка деятельности преподавателей в вузах США. / Педагогика. 2005. - № 10. - С. 90-94.
16. Васильева Е.Ю. 15 Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза / Е.Ю. Васильева // Унив. упр.: практика и анализ. — 2006. — № 2. — С.74-78.
17. Вендров А.М. Современные методы и средства проектирования
информационных систем [Электронный ресурс]. URL:
http: //citforum/ru/database/case.html.
18. Виноградов Г.П. Распределение нагрузки между преподавателями кафедры // Вестник ТГТУ, №1, 2002.
19. Григораш О. В. Комплексный подход к совершенствованию системы высшего профессионального образования //Высшее образование сегодня. - 2014. - №. 5. - С. 34-39.
20. Григораш О.В. Методика планирования учебной нагрузки с
учётом результатов работы преподавателей // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2013. №92. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-planirovaniya-uchebnoy-nagruzki-s- uchyotom-rezultatov-raboty-prepodavateley (дата обращения: 13.02.2021).
21. Гусева А.И., Сидоренко Е.В., Тихомирова А.Н. Моделирование процесса принятия решений с использованием характеризационного управления // Программные продукты и системы, 2010, № 1.
22. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем / Н.Н. Заботина. - М.: Инфра-М, 2013. - 336 с.
23. Затонский А.В. Информационные технологии. Разработка информационных моделей и систем. Учебное пособие / А.В. Затонский. - М.: РИОР, Инфра-М, 2014. 344 с.
24. Зафиевский А.В. Автоматизация управления учебным процессом в ВУЗе // Успехи современного естествознания. - 2010. №1. С. 115-117.
25. Захаревич В.Г. Оценка качества работы преподавателя ВУЗа /В.Г. Захаревич, В.А. Обуховец //Высшее образование сегодня. 2003. — № 2. -С.52-66.
26. Игнатьева Е.Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в ВУЗе // Вестник НовГУ,, 2013. №74. С.27-30.
27. Киселев Г.М. Теория и практика информатизации профессионального образования в вузах: Монография. М.: МРСЭИ, 2013.
28. Компания «РИЦ-1С». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ric-1c.ru/products/gov/ 1s_universitet/ (дата обращения: 01.12.2020).
29. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России Москва 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tk461.stankin.ru/.
30. Корпорация Галактика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://t-asu.ru/portfolio/galaktika-upravlenie-vuzom-sovremen/ (дата обращения: 08.01.2021).
31. Кушников В.А., Яндыбаева Н.В. Оценка качества образовательного процесса в вузе на основе модели Форрестера // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011.
32. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE средства разработки информационных систем. - 2-изд., испр. и доп. - М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2001. -304с.
33. Механизм распределения учебной нагрузки на основе приоритетов мотивации труда / Н.А. Самара, М.М. Милевская// Научные труды Белорусского государственного экономического университета [сборник / редкол.: В.Н. Шимов (пред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". - Минск: БГЭУ, 2010. - С. 364¬368.
34. Милевская, М.М. Комплексная оценка результативности преподавательского труда М.М.Милевская // Вестник БГЭУ. - 2013. - С.199-203.
35. Морозов А.К. Концептуальное проектирование информационной
системы для оптимального распределения нагрузки преподавателя // Том 4 № 2 (2021): Научно-образовательный журнал преподавателей и студентов
«StudNet», URL: https://stud.net.ru/wp-content/uploads/2021/02/40.pdf (дата обращения: 20.02.2021)
36. Нагорняк А.А. Современные подходы к организации процесса обучения в ВУЗе // Успехи современного естествознания. 2013. №5. С.75-77.
37. Новые информационные технологии и системы в решении задач
инновационного развития: сборник статей Международной научно¬
практической конференции (27 мая 2021 г, г. Казань). В 2 ч. Ч.1 / - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2021. -202 с. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/KON- 370-1.pdf (дата обращения: 27.05.2021)
38. Огорелков Б.И., Ерунов В. П. Планирование и нормирование научно-педагогического труда преподавателей вуза: Учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2000. - 47 с.
39. Олейник П.П. Корпоративные информационные системы: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / П.П. Олейник. - СПб.: Питер, 2012. -176 с.
40. ООО «Комкон проект» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.komkon.ru/content/vus/ (дата обращения: 27.12.2020).
41. Особенности разработки системы расчета внеучебной нагрузки
преподавателя // Молодежный научный форум: Технические и
математические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.- практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(39) /
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/10(39).pdf (дата обращения:
18.04.2021).
42. Панасюк В.П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне: учебно-методическое пособие / В.П. Панасюк, Г.В. Головичер. - СПб.: Астерион, 2007. 68 с.
43. Пичугин А. Еще раз об учебной нагрузке преподавателя / А. Пичугин // Высш. образование в России. 2002. - №2. - С. 122-124.
44. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/ Отв. ред. А.Ю. Кудрявцев. - Педагогическое общество России, 2000. - 102 с.
45. Чеботарёв В.Г., Громов А.И. Автоматизация процесса обучения // Бизнес-информатика. 2014. №4 (30).
46. Design Patterns in Adaptive Educational Systems: An Overview, 2003
г., Paris Avgeriou, Aimilia Tzanavari, URL:
http://www.researchgate.net/publication/ 30496983
47. NAUMEN University - Управление процессами ВУЗа.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.naumen.ru/go/solutions/naumen_university. (дата обращения: 07.12.2019)
48. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area // European Association for Quality Assurance in Higher Education. Helsinki, Finland, 2005, 41 p.
49. Towards Multi-Perspective Modeling with BPMN, 2015 г., Richard
Braun, Werner Esswein, URL:
https: //www.researchgate.net/publication/274697790
50. Using the Business Process Model and Notation for Modeling
Enterprise Integration Patterns, 2014 г., Daniel Ritter, URL:
https://www.researchgate.net/publication/260873267