Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое администрирование налога на добавленную стоимость

Работа №106239

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты налога на добавленную стоимость как источника формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации 6
1.1 Понятие и сущность НДС и его роль в формировании бюджета РФ 6
1.2 Субъекты и объекты налогообложения 14
1.3 Методы исчисления налога на добавленную стоимость 28
Глава 2 Администрирование налога на добавленную стоимость 32
2.1 Общая характеристика администрирования налога на добавленную стоимость 32
2.2 Цифровизация налогового администрирования на примере налога на добавленную стоимость 43
2.3 Анализ поступлений НДС в федеральный бюджет Российской Федерации 59
Глава 3 Рекомендации по повышению роли НДС как источника формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации и его администрирования 66
3.1 Проблемы исчисления и уплаты, администрирования НДС 66
3.2 Пути совершенствования НДС как источника пополнения федерального бюджета 74
Заключение 85
Список используемой литературы и используемых источников 92

Актуальность темы исследования. Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета России.
Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.
Российская практика осуществления учетных и налоговых процедур в отношении налога на добавленную стоимость показала, что на сегодняшний день, даже с учетом всех изменений и дополнений на 01.01.2007 г., отсутствуют методические разработки по организации учета и контроля с целью соблюдения полноты поступления НДС в бюджет.
Поэтому проблемы научного обоснования и практического применения методик учета, способствующих полноценному пополнению федерального бюджета за счет поступления НДС, приобретают наибольшую значимость. В связи с этим, тема дипломной работы является актуальной.
Цель работы заключается в комплексном анализе правового администрирования налога на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность НДС и его роль в формировании бюджета РФ;
• рассмотреть субъекты и объекты налогообложения;
• проанализировать методы исчисления налога на добавленную стоимость;
• дать общую характеристику администрирования налога на добавленную стоимость;
• исследовать цифровизацию налогового администрирования на примере налога на добавленную стоимость;
• провести анализ поступлений НДС в федеральный бюджет Российской Федерации;
• выявить проблемы исчисления и уплаты, администрирования НДС;
• предложить пути совершенствования НДС как источника пополнения федерального бюджета.
Объектом исследования в работе являются взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость.
Предмет исследования включается в себя нормы Налоговых кодексов Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др.
Степень научной разработанности темы исследования. Значительный вклад в развитие теории и практики налогообложения внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как: А. А. Соколов, А. А. Тривус, В. А. Брызгалин, Д. Г. Черник и другие авторы.
При рассмотрении исследуемых вопросов были использованы теоретические исследования в области учета, налогообложения, контроля за правильностью исчисления НДС, законодательства по НДС российских и зарубежных авторов, в которых рассматривался комплекс проблем теории и практики налогообложения как фундаментального, так и прикладного характера.
Теоретической основой исследования послужили результаты научных и практических трудов российских и зарубежных ученых и специалистов в области косвенного налогообложения; законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету в части применения налога на добавленную стоимость; периодические издания таких автор как Ю. Ф. Аношина, И. А. Баймакова, Д. Н. Бахрах, П. А. Булдыгин, Е. Н. Евстигнеев, Е. В. Кудряшова и др.
Нормативную основу работы составили положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Для достижения целей исследования и решения, определенных в нем задач применены методы исторического, логического и системного анализа, проведены сравнительный и структурно-динамический анализ. В работе используется системный подход при изучении теории и практики исчисления и уплаты НДС в современных условиях.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности расчетов налога на добавленную стоимость.
Структура работы: введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Налогообложение как особый экономический институт насчитывает несколько тысячелетий своей эволюции, постепенно видоизменяясь и заменяя одни характеристики этого процесса другими.
Переходя от самых простейших целей и способов использования этого инструмента государственной политики к более сложным, страны выстраивали свои налоговые системы в угоду максимальному соответствию государственным нуждам.
Изучение исторических событий позволяет прийти к выводу, что развитие налогообложения было всегда сопряжено с видовым разнообразием налогов, где косвенному налогообложению, в том числе во внешней торговле, отводилось особое место.
К настоящему времени налоговые системы государств полностью сформированы, однако необходимость их дополнения и изменения обусловлены динамикой развития мировой экономики, а также внутриэкономическими процессами каждой отдельно взятой страны.
Сегодня налоговая система Российской Федерации ориентируется на косвенное налогообложение. В систему налогов и сборов Российской Федерации включены косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы. Кроме того, таможенная пошлина также относится к косвенному налогообложению, но не входит в состав налогов и сборов, поскольку администрируется таможенными органами.
Практика применения НДС в налоговой системе РФ и других стран, применяющих налог, показала, что изучаемый нами налог имеет высокое значение с точки зрения не только фискальной функции, но и выполняет регулирующую и контрольную функцию. Введение НДС в состав налогов новой России было продиктовано рядом факторов: необходимостью наполнения доходами Федерального бюджета; создание адаптирующейся налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики; соответствие международной системе экономических отношений и других.
Главной особенностью НДС является такая его структура, при которой продавец обычно облагается налогом только на основании своей налоговой базы, соответствующей его добавленной стоимости на проданные товары или услуги. Таким образом, у продавца товара не возникает никаких глобальных финансовых проблем, связанных с уплатой НДС на приобретение таких ресурсов производства, как сырье и материалы, поскольку в дальнейшем покупатель возмещает эти затраты. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель, поэтому НДС относят к налогам на потребление.
Как было выяснено, налог на добавленную стоимость - один из ключевых бюджетообразующих налогов, доля которого в консолидированном бюджете России составляет более 20%, в федеральном - более 30%. В то же время НДС является одним из наиболее сложных для администрирования и прогнозирования в связи с охватом всей финансово - хозяйственной деятельности организаций.
Основными современными формами налогового администрирования НДС в условиях цифровизации российской экономики выступает автоматизация и интеграция информационных технологий и сервисов в процедуры учета налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц, контроля соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, проведения проверки правильно исчисления и уплаты налогов, применения административных процедур ответственности налогоплательщиков за нарушение правил налогообложения и проведения контрольной проверки функционирования органов налогового регулирования.
Ввиду «цифровизации» экономики в Федеральной налоговой службе в 2016 г. введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3». ФНС России уделяет особое внимание администрированию НДС. Частью автоматизированной системы «Налог-3» является комплекс АСК HДC-2, используемый налоговыми органами для администрирования налога на добавленную стоимость. Он позволяет в автоматизированном режиме отслеживать движение денежных средств организаций по цепочкам дерева связей от поставщика к конечному покупателю.
Применение налоговыми органами современных информационных технологий и автоматизированных комплексов позволяет достаточно эффективно пресекать уклонения налогоплательщиков от уплаты HДC. Вместе с тем налогоплательщики испытывают увеличение административной нагрузки и неопределенность в плане дополнительных требований налоговых органов в ходе проведения контрольных мероприятий. В условиях «цифровизации» добросовестные налогоплательщики должны быть надежно защищены на законодательном уровне и не обременены увеличением административной нагрузки.
Российское законодательство в сфере налоговой политики претерпевает постоянные изменения, однако многие проблемы, в частности связанные с НДС, остаются нерешенными вплоть до настоящего времени.
К одной из таких проблем относится высокий уровень налогообложения. Главной сферой, на которую воздействует данная проблема, является российское предпринимательство. Примером может послужить то, что многие предприниматели, избегая уплаты НДС, остаются работать «в тени», прибегают к мошенническим схемам или к уклонению от оплаты в назначенный срок. Безусловно, приведенные выше нелегальные ситуации пресекаются, вводятся как нарушение налогового законодательства и облагаются административной или уголовной ответственностью. Но при всем этом данная проблема сильно затрудняет развитие предпринимательства в Российской Федерации.
Таким образом, решением проблемы послужило бы улучшение мер поддержки начинающих предпринимателей.
Другой проблемой является то, что правила возмещения НДС будут основаны на добросовестном принципе уплаты налога налогоплательщиками. Однако на практике не всегда выполняется данный принцип, что негативно сказывается на состоянии федерального бюджета, в который не поступил соответствующий НДС с какого-либо товара. Решением данной проблемы может послужить совершенствование администрирования налоговой системы Российской Федерации.
Из-за проблем в налоговом законодательстве возникает риск увеличения так называемых фирм-однодневок, которые используют различные сценарии возмещения НДС из бюджета, а также прибегают к передаче денежных средств из одной компании в другую. К мерам, решающим данную проблему, следует отнести ужесточение процесса регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.
Для совершенствования ставок НДС в Российской Федерации целесообразно пересмотреть количество льготных ставок и увеличить их. Это поспособствует тому, что население будет менее подвластно желанию укрытия от налогов, поскольку будет больший выбор возможной налоговой нагрузки для них и их деятельности. Потенциальные предприниматели, которых пугали высокие ставки, смогли бы выйти на рынок и запустить свое производство.
Для успешного развития российской экономики и, как следствие, увеличения ВВП, а значит и отчислений в государственный бюджет, необходимо стимулировать инвестиционную деятельность предприятий. В России отсутствуют какие-либо льготные условия такого характера, так что, беря в пример французскую налоговую систему, предлагаем уменьшать НДС на сумму, направленную на инвестиции.
В российской системе существуют налоговые платежи по авансам. Однако это представляется абсурдным, поскольку налогооблагаемая база на момент предоставления аванса еще не подсчитана. Это только путает бухгалтеров и создает лишние проблемы при составлении налоговой и бухгалтерской отчетности, замедляя весь процесс. Платить НДС разумнее с полностью вычисленной налогооблагаемой базы, исключая промежуточный НДС с авансов.
Несмотря на активное внедрение автоматизированных систем, направленных на усиление налогового администрирования, высокая нагрузка на инспекторский состав препятствует проведению качественной камеральной налоговой проверки и повышению эффективности камерального контроля и налогового контроля в целом. В этой связи целесообразным представляется совершенствование механизма организации углубленной камеральной налоговой проверки, а именно автоматизация проведения подготовительных мероприятий с целью сбора необходимой первоначальной исходной информации для формирования доказательственной базы без участия инспектора. Примером данного направления может являться автоматизация подготовки запросов в банковские учреждения без участия инспектора камерального отдела.
Введение автоматизированной системы и налоговое администрирование на ее основе требуют закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации обязанности проявления должной осмотрительности при выборе контрагента при использовании данных АСК ИДО, сервисов ФНС России, реестра недобросовестных поставщиков и других информационных ресурсов. Результатом введения данной меры стали бы упрощение администрирования НДС, снижение нагрузки на арбитражные суды и разрешение огромного количества налоговых споров.
На сегодняшний день в налоговом законодательстве России не раскрыто экономическое содержание термина «добавленная стоимость» и не установлен алгоритм определения «добавленной стоимости», а значит, отсутствует правовая база по ее определению. И, таким образом, на сегодняшний день установленные правила исчисления НДС для уплаты в бюджет в 21 главе НК РФ, находятся в полном противоречии с названием налога. Из названия налога - «налог на добавленную стоимость» следует, что предметом его обложения является такая экономическая категория, как «стоимость». Для устранения противоречий, возникающих на сегодняшний день при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет необходимо изменить статьи 146,153 Главы 21 НК РФ, которые устанавливают элементы налога, такие как ««объект налогообложения», «налоговая база» и другие. Следовательно, учитывая название налога и его сущность, следует установить объект налогообложения как «добавленную стоимость», а налоговой базой следует считать «денежное выражение добавленной стоимости».
В стране до сих пор не определены на уровне нормативно-правовых актов понятия налоговой оптимизации и незаконного уклонения от налогов, отсутствует стабильность налоговой системы. Также несовершенство налоговой политики ведет к нелегальному бегству капитала, так как до сих пор в России слабо контролируются потоки капитала за границей. Из этого можно сделать вывод, что для того, чтобы бороться с нелегальным бегством капитала, нужно улучшать налоговую политику в стране. Ужесточить контроль за иностранными счетами и ограничить список валютных операций. Все финансовые и нефинансовые институты должны осуществлять идентификацию своих клиентов. Необходимо предоставлять в Налоговую службу информацию об инвестициях и доходах налоговых резидентов и сведения о лицах, отказавшихся предоставить информацию для идентификации.
Считаем также, что необходимо внедрить систему маркировки, что позволит отслеживать конечное потребление и будет способствовать расширению сумм, уплачиваемых в бюджет по НДС.
Также считаем, что между налоговыми органами, МВД, судами, таможней, казначейством, банками и другими структурами, участвующими в администрирование НДС, плохо налажена система взаимодействия друг с другом, что приводит к разобщенности и несогласованности действий. В связи с этим необходимо создать единую межведомственную информационную базу данных (МИБД), которая позволит оперативно обмениваться информацией, что повысит эффективность налогового администрирования, обеспечивая объективное представление о существующей реальности в сфере налогообложения.
Для решения проблемы незаконного возмещения НДС в российских условиях представляется возможным заимствование некоторых элементов китайской модели, а именно применение системы неполного возмещения налога компаниям-экспортерам путем установления понижающих коэффициентов в рамках системы АСК НДС предлагаем изменить метод начисления НДС с косвенного на прямой, что позволит государству получать налоговые доходы по НДС на том же уровне, а в ряде случаев и большие суммы: например, при применении налогоплательщиком разных ставок налогообложения. На наш взгляд, чтобы не уйти только в предложения снижения ставок, можно, ориентируясь на практику других стран, увеличить НДС в отношении табака и алкоголя. Эта мера в т. ч. будет содействовать контролю потребления данной продукции.
В заключении отметим, что НДС составляет основу федерального бюджета Российской Федерации, поэтому привлекает к себе пристальное внимание государственных органов.
К основным перспективам развития данного налога относится моделирование новых средств и методов администрирования в сфере НДС. В связи с расширением информационного пространства рассматривается полный переход на электронную систему оплаты данного налога, использование электронных шаблонов счетов и деклараций. Безусловно, для продвижения данных намерений потребуется выделение некоторого количества средств из бюджета государства.
Таким образом, внесение правок в действующее законодательство в сфере НДС приведет к увеличению поступлений в бюджет государства. Этот процесс, в свою очередь, окажет положительное влияние на развитие экономики всей.


1. Абрамова Э. В. Уклонение от уплаты налогов // Налоги. Информационно - аналитическая газета. 2016. № 33 (491). С. 3-9.
2. Акопджанова М. О разграничении уклонения от уплаты налогов и правомерной налоговой оптимизации // Уголовное право. 2016. № 2. С. 4-8.
3. Аксенова Е. А. Особенности «Бегства капитала» из России / Молодой исследователь Дона. - Экономика и Бизнес. 2017. №3(6). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-begstva-kapitala-iz-rossii-1/viewer (дата обращения: 25.02.2022).
4. Александрова М. В., Юткина О. В. Информатизация налоговой системы Российской Федерации: проблемы и перспективы // Трансформация национальной социально-экономической системы России, тренд цифровые технологии: Материалы III Международной научно-практической конференции. М.: РГУП, 2021. С. 192-196.
5. Аношина Ю. Ф. Порядок возмещения сумм НДС при экспортных операций // В сборнике: Перспективные направления социально-экономического развития России: Сборник статей по материалам V ежегодной научно-практической конференции. М., 2018. С. 18-29.
6. Аношина Ю. Ф., Симонов С. Ю. Оценка величины налоговой нагрузки субъектов хозяйствования в экономике // В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. Материалы XII Всероссийской молодежной научно-практической конференции, в 2-х томах. Отв. ред. Е.А. Бессонова. Курск, 2020. С. 78-88.
7. Баймакова И. А. Налог на добавленную стоимость. Сложные вопросы исчисления и уплаты. Материалы «1С: Бухгалтерский и налоговый консалтинг». М.: 1С, 2018. 100 с.
8. Барулин С. В., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент. М.: Дашков и К°, 2017. 332 c.
9. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Норма, 2019. 754 с.
10. Беспалов М. В., Филина Ф. Н. Схемы минимизации налогообложения. М.: ГроссМедиа, Росбух, 2010. 847 с.
11. Болтенкова Л. М., Махотенко М. А. Правовое регулирование развития цифровых сервисов и цифрового правосознания в сфере управления налоговых служб // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2020. № 1. С. 348-356.
12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. N 153-154. 12.08.1998.
13. Гнатышина Е. В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник ЧГПУ. 2017. № 8. URL: cyberleninka.ru/article/ntsifrovizatsiya-i-formirovanie-tsifrovoykultury- sotsialnye-i-obrazovatelnye-aspekty (дата обращения: 01.03.2022).
14. Грачева М. В. Цифровая экономика: вызовы налоговой системе и законодательный ответ. URL: www.ranepa.ru/images/News/2016-12/29- 12- 2016-gracheva.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
15. Гусева Т. А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2018. 434 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ