Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ВОЛЯ, ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ И ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ СПОРТСМЕНА 8
1.1. Воля, ее особенности и волевая готовность 8
1.2. Волевые усилия и готовность спортсменов к их проявлению 12
1.3. Методика подготовки и воспитания спортсменов парусников 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Исследование психологии основных качеств личности спортсмена 30
3.2. Результаты обсуждение основных проблем развития психических качеств спортсмена 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность исследования. В современной спортивной педагогике отмечается, что одним из главных вопросов решения проблем многолетнего тренировочного процесса является воспитание психологии основных качеств личности спортсмена [7,8]. «Каждое психическое событие происходит, словно на фоне определенного психического состояния спортсмена, которое обусловливает его протекание, а впоследствии и его изменение» [15,19]. Такие качества, как стойкость, целенаправленность, смелость, сдержанность, спортсмен будет специально развивать в большей мере, чем неспортсмен, потому что они необходимы в спортивной деятельности и совершенствуются в процессе тренировки.
Значение регулярной спортивной деятельности для развития личности исследователи, отмечаем, «что активная спортивная деятельность в смысле воспитания и самовоспитания оказывает самое большое воздействие на развитие личности, поэтому, что в спортивной деятельности спортсмен должен сам преодолевать себя. Так что спортивный результат - это, прежде всего, достижение личности, а не только мышечного и опорного аппарата» [10,13].
Как отмечают некоторые авторы педагогических исследований [1,12,17], определенная спортивная деятельность спортсменов парусного спорта приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой - к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине. В зависимости от специфики спортивной деятельности спортсмен парусного спорта должен иметь комплекс необходимых физических качеств, от которого в значительной степени зависят поведение спортсмена и результат его достижений. Все это относится также и к психическим качествам спортсмена парусного спорта.
Воспитание психологии основных качеств личности спортсмена и является проблемой нашего исследования.
Объектом нашего исследования являются основные психологические качества личности спортсмена парусного спорта высшей спортивной квалификации.
Предмет исследования - методы формирования психологических и волевых черт характера, наиболее значимых для спортсменов парусного спорта.
Целью работы является исследование основных психологических качеств личности спортсмена.
Гипотеза. Предполагаем, что для совершенствования качеств личности у испытуемых спортсменов парусного спорта в плане общей психологической подготовки необходимо разработать:
• комплекс необходимых мероприятий по развитию у них коллективного стремления к победе в любых условиях соревновательной борьбы;
• способы формирования твердых убеждений, правильных взглядов на свою двигательную деятельность;
• систему мер по укреплению морально-волевых черт характера.
Перед исследованием ставились следующие задачи:
• выявить основные мотивы выбора спортсменом занятий парусным спортом;
• разработать методику развития важнейших психических качеств личности спортсмена;
• экспериментально исследовать критерии двигательно-познавательной способности, эмоциональной возбудимости и волевой активности спортсменов парусного спорта.
Новизна исследования. Поставленные перед исследованием задачи решались следующим образом:
• разработана методика определения уровня развития важнейших сторон, направленности личности спортсменов парусного спорта;
• разработана объективная оценка закрепившихся черт характера, наиболее значимых для спортсменов парусного спорта;
• раскрыты и разработаны критерий познавательной способности, эмоциональной возбудимости и волевой активности;
• на основе полученных данных составлены общие психологические характеристики с практическими рекомендациями по дальнейшему развитию наиболее значимых для двигательной деятельности парусников, положительных свойств личности спортсмена.
Теоретическая значимость исследования. На основе полученных данных исследования составлены общие психологические характеристики с практическими рекомендациями по дальнейшему развитию наиболее значимых для двигательной деятельности парусников положительных свойств личности спортсмена.
Практическая значимость исследования. Для совершенствования качеств личности у испытуемых спортсменов парусного спорта в плане общей психологической подготовки необходимо предусмотреть в первую очередь:
• взыскать действенные пути формирования твердых убеждений, правильных взглядов на свою двигательную деятельность;
• развивать и закреплять полезные привычки и потребности путем повседневных занятий специально-подготовительными и общеразвивающими упражнениями, укреплять морально-волевые черты характера;
• комплекс мероприятий по развитию у них коллективного стремления к победе в любых условиях соревновательной борьбы;
• практически приучать пользоваться наиболее действенными способами регулирования эмоциональной возбудимости и стимулирования волевых усилий.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Обследованные нами спортсмены парусного спорта высокой квалификации располагают необходимыми качествами личности спортсмена, однако полнота и глубина развития этих качеств различна у каждого отдельного спортсмена-парусника.
Учитывая все это, следует шире использовать соревнования как стимул усилия мотивации к высоким достижениям спортсмена. В процессе спортивной тренировки соревнования необходимо применять чаще, с последующей объективной оценкой полученных результатов. Однако увеличение количества соревнований будет способствовать повышению достижений только тогда, когда спортсмены правильно поймут обстановку предстоящих соревнований и на основании этого выработают мотивы, которые помогут им интенсивно и целенаправленно готовиться к каждому соревнованию. Решающим фактором при этом является не столько количество соревнований, сколько субъективное понимание их значения.
Использование соревнований для развития эффективных мотивов, повышения и стабилизации результатов является большой методической проблемой тренировки. Оптимальное решение этой проблемы зависит от личности инструктора или тренера и уровня их педагогического мастерства.
Итак, планируя тренировочные занятия, тренер должен учитывать следующее:
Каждый спортсмен парусного спорта обязан развивать навыки предварительного обдумывания конкретных результатов, которые должны быть достигнуты перед контрольной тренировкой или соревнованиями, уметь сопоставлять эти результаты с имеющимися.
Каждый спортсменов парусного спорта должен уметь прогнозировать ожидаемые личные результаты, правильно оценивать объективные условия, т.е. свое самочувствие, настроение, состояние тренировочных и соревновательных сооружений и пр., возможное влияние их на спортивные результаты.
Для совершенствования качеств личности у испытуемых спортсменов парусного спорта в плане общей психологической подготовки необходимо предусмотреть в первую очередь:
• комплекс мероприятий по развитию у них коллективного стремления к победе в любых условиях соревновательной борьбы;
• взыскать действенные пути формирования твердых убеждений, правильных взглядов на свою двигательную деятельность;
• развивать и закреплять полезные привычки и потребности путем повседневных занятий специально-подготовительными и общеразвивающими упражнениями, укреплять морально-волевые черты характера;
• практически приучать пользоваться наиболее действенными способами регулирования эмоциональной возбудимости и стимулирования волевых усилий.
Поставленные перед исследованием задачи решались следующим образом:
• разработана методика определения уровня развития важнейших сторон, направленности личности спортсменов парусного спорта;
• разработана объективная оценка закрепившихся черт характера, наиболее значимых для спортсменов парусного спорта;
• раскрыты и разработаны критерий познавательной способности, эмоциональной возбудимости и волевой активности;
• на основе полученных данных составлены общие психологические характеристики с практическими рекомендациями по дальнейшему развитию наиболее значимых для двигательной деятельности парусников, положительных свойств личности спортсмена.
Для достижения высоких показателей при решении тактической задачи и в точности воспроизведения силовых характеристик необходимо, предварительно актуализировав интеллектуальные процессы, сформировать правильную программу предстоящих действий, прогнозировать оптимальные способы их последующей реализации, осуществлять оперативное управление интеллектуально - оценочными действиями и процессами самоконтроля и коррекции.
При подборе средств для оценки и воспитания у спортсменов парусного спорта способности к проявлению специальных волевых усилий основное внимание следует уделять подбору упражнений, трудности которых соответствуют основным трудностям их спортивных упражнений.
Для формирования волевой готовности спортсменов парусного спорта к преодолению трудностей интеллектуальных действий более эффективны краткие внешние установки на проявление волевых усилий, а для формирования такой готовности у спортсменов к преодолению трудностей физических действий более эффективны достаточно подробные установки на проявление воли.
Результаты исследования показывают, что срочная информация является эффективным фактором, стимулирующим проявление волевых усилий в преодолении различных трудностей. Можно предложить применение срочной информации для стимуляции волевых усилий спортсменов в процессе воспитания способности к их проявлению.
Стремление спортсменов победить в соревновании, проявляя волевые способности, является более сильным мотивом, чем стремление победить в соревновании, проявляя физические качества и, подключая интеллектуальные процессы, что важно учитывать при формировании волевой готовности к выступлению в ответственных соревнованиях.
1. Акименко В. И. Технология в подготовке в парусном спорте. Моркнига, 2010. -312с.
2. Алешков И.А. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 94 - 100.
3. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровья, 2005.-80 с.
4. Афанасьева Ю.И., Кузнецов С.Л. Соотношение различных типов волокон скелетной мышце как фактор, влияющий на эффективность тренировки на выносливость //Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. -С.41 - 42.
5. Булгакова Н. Ж., Попов Н. И. Теория и методика плавания. Учебник. -М.: ФКиС, 2014. -320с.
6. Григан С. Научно педагогические основы планирования подготовки пловцов. LAP, 2012. -208с.
7. Джалилов А. А., Меркурьев К. Л. Биомеханика двигательной деятельности. Учебное пособие. - Тольятти, 2019. -216с.
8. Дмитриев В. И. Обеспечение безопасности плавания судов. Моркнига, 2018. -348с.
9. Загайнов Р. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. 2011. -300с.
10. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. -М.: ФиС, 2009. -199с.
11. Кузнецов В. Л. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Теория и методика физического воспитания и спорта. -М.: Академия. 2010. -420с.
12. Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры. Учебник. -М.: ФКиС, 2012. -416с.
13. Медведев М. А., Смирнов В.М. Физиология и психофизиология. Учебник. МИА. 2015. -616с.
14. Михайлов С. С. Биохимия двигательной деятельности: учебник. - 6 изд. дополн. -М.: Спорт. 2016. -296с.
15. Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие. - М.: Спорт. 2017. -252с.
...