Прохождение государственной службы в органах ФСИН РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА СОТРУДНИКА ОРГАНА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 9
1.1. Правовое регулирование и принципы службы в уголовно-исполнительной системе 9
1.2. Понятие сотрудника органа исполнения наказаний 21
1.3. Элементы правового статуса сотрудника органа исполнения
наказаний 31
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 42
2.1. Вопросы ограничений и запретов, связанных с прохождением службы
в уголовно-исполнительной системе 42
2.2. Служебная дисциплина 49
2.3. Гарантии социальной защиты сотрудника органа исполнения
наказаний 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА СОТРУДНИКА ОРГАНА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 9
1.1. Правовое регулирование и принципы службы в уголовно-исполнительной системе 9
1.2. Понятие сотрудника органа исполнения наказаний 21
1.3. Элементы правового статуса сотрудника органа исполнения
наказаний 31
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 42
2.1. Вопросы ограничений и запретов, связанных с прохождением службы
в уголовно-исполнительной системе 42
2.2. Служебная дисциплина 49
2.3. Гарантии социальной защиты сотрудника органа исполнения
наказаний 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
До недавнего времени правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний был определен недостаточно, что вызывало множество проблем как теоретического, так и практического характера.
Прежде всего, следует отметить, такие нерешенные вопросы правового статуса сотрудника органа исполнения наказания, как отсутствие четкой правовой регламентации, низкий уровень правовой и социальной защиты, необеспеченность достойного медицинского обслуживания, жилищных условий. Не ясно было сформулировано законодателем определение сотрудника органа исполнения наказания как государственного служащего. Все это отрицательно влияло на выполнение сотрудником органа исполнения наказания своих служебных обязанностей, качественность кадрового состава и на престижность данной службы в обществе в целом.
На решение вопросов, связанных с правовым статусом сотрудника органа исполнения наказаний и в целом порядком прохождения службы в уголовно-исполнительной системе был направлен, вступивший в силу с 1 августа 2018 года Федеральный закон «О службе в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» (далее по тексту - Федеральный закон № 197-ФЗ).
Однако, несмотря на то, что, казалось бы, данный Федеральный закон урегулировал порядок прохождения службы сотрудниками органов исполнения наказаний, их правовой статус, в доктрине возникают справедливые замечания относительно нарушения такого принципа юридической техники, как недопущение повторов. Действительно, если обратиться к нормам действующего Федерального закона № 197-ФЗ, то можно заметить, что более чем на 70 % его текст позаимствован из других федеральных законов, в частности, из Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . В связи с чем, ставится вполне справедливый вопрос вообще о наличии реальной потребности в принятии данного Федерального закона . Однако не стоит отрицать и того, что действующая уголовно-исполнительная система нуждалась в создании собственной модели служебных правоотношений. При этом данный процесс не может быть одномоментным, а требует теоретической проработки. Более того, ныне действующий Федеральный закон № 197-ФЗ должен наработать практику применения, что позволит в дальнейшем усовершенствовать его положения, регулирующие правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний и порядок прохождения службы.
Таким образом, все перечисленное выше обуславливает актуальность, своевременность, практическую и теоретическую значимость исследования правового статуса сотрудника органа исполнения наказания.
Цель выпускной квалификационной работы - провести комплексный теоретико-правовой анализ правового статуса сотрудника органа исполнения наказания в соответствии с нормами Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть правовое регулирование и принципы службы в уголовно-исполнительной системе;
2) определить понятие сотрудника органа исполнения наказания и структурные элементы его правового статуса;
3) проанализировать элементы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний;
4) выявить вопросы, связанные с ограничениями и запретами в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе;
5) проанализировать служебную дисциплину;
6) определить систему гарантий социальной защиты сотрудника органа исполнения наказаний.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в уголовно-исполнительной системе в связи с прохождением службы сотрудником органа исполнения наказаний.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний и порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Содержание и структура различных аспектов правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний становились предметом исследования многих ученых, труды которых послужили теоретической базой настоящей выпускной квалификационной работы: А. П. Алехина, Д. Н. Бахрах, С. А. Борсученко, С. С. Галахова, О. В. Дербиной, А. А. Гришковец, А. В. Каляшина, И. В. Карлова, О. В. Кириловского, А. В. Красильщикова, М. В. Преснякова, С. Н. Чаннова и др.
Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»», «О государственной гражданской службе» , «О полиции» и другие федеральные законы и нормативные правовые и ведомственные акты, регулирующие правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний.
Выпускная квалификационная работа структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, заключение и список используемых источников.
Прежде всего, следует отметить, такие нерешенные вопросы правового статуса сотрудника органа исполнения наказания, как отсутствие четкой правовой регламентации, низкий уровень правовой и социальной защиты, необеспеченность достойного медицинского обслуживания, жилищных условий. Не ясно было сформулировано законодателем определение сотрудника органа исполнения наказания как государственного служащего. Все это отрицательно влияло на выполнение сотрудником органа исполнения наказания своих служебных обязанностей, качественность кадрового состава и на престижность данной службы в обществе в целом.
На решение вопросов, связанных с правовым статусом сотрудника органа исполнения наказаний и в целом порядком прохождения службы в уголовно-исполнительной системе был направлен, вступивший в силу с 1 августа 2018 года Федеральный закон «О службе в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» (далее по тексту - Федеральный закон № 197-ФЗ).
Однако, несмотря на то, что, казалось бы, данный Федеральный закон урегулировал порядок прохождения службы сотрудниками органов исполнения наказаний, их правовой статус, в доктрине возникают справедливые замечания относительно нарушения такого принципа юридической техники, как недопущение повторов. Действительно, если обратиться к нормам действующего Федерального закона № 197-ФЗ, то можно заметить, что более чем на 70 % его текст позаимствован из других федеральных законов, в частности, из Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . В связи с чем, ставится вполне справедливый вопрос вообще о наличии реальной потребности в принятии данного Федерального закона . Однако не стоит отрицать и того, что действующая уголовно-исполнительная система нуждалась в создании собственной модели служебных правоотношений. При этом данный процесс не может быть одномоментным, а требует теоретической проработки. Более того, ныне действующий Федеральный закон № 197-ФЗ должен наработать практику применения, что позволит в дальнейшем усовершенствовать его положения, регулирующие правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний и порядок прохождения службы.
Таким образом, все перечисленное выше обуславливает актуальность, своевременность, практическую и теоретическую значимость исследования правового статуса сотрудника органа исполнения наказания.
Цель выпускной квалификационной работы - провести комплексный теоретико-правовой анализ правового статуса сотрудника органа исполнения наказания в соответствии с нормами Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть правовое регулирование и принципы службы в уголовно-исполнительной системе;
2) определить понятие сотрудника органа исполнения наказания и структурные элементы его правового статуса;
3) проанализировать элементы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний;
4) выявить вопросы, связанные с ограничениями и запретами в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе;
5) проанализировать служебную дисциплину;
6) определить систему гарантий социальной защиты сотрудника органа исполнения наказаний.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в уголовно-исполнительной системе в связи с прохождением службы сотрудником органа исполнения наказаний.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний и порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Содержание и структура различных аспектов правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний становились предметом исследования многих ученых, труды которых послужили теоретической базой настоящей выпускной квалификационной работы: А. П. Алехина, Д. Н. Бахрах, С. А. Борсученко, С. С. Галахова, О. В. Дербиной, А. А. Гришковец, А. В. Каляшина, И. В. Карлова, О. В. Кириловского, А. В. Красильщикова, М. В. Преснякова, С. Н. Чаннова и др.
Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»», «О государственной гражданской службе» , «О полиции» и другие федеральные законы и нормативные правовые и ведомственные акты, регулирующие правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний.
Выпускная квалификационная работа структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, заключение и список используемых источников.
Подводя итог изложенному в настоящей выпускной квалификационной работе, необходимо сделать следующие выводы.
Во-первых, правовые основы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусматривающем дополнительные права и свободы, обязанности, запреты, ограничения и ответственность, но приоритетное значение имеют нормы Конституции РФ, как акта высшей юридической силы. Кроме того, специальный правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний регулируется и нормами некоторых общегражданских законов.
В выпускной квалификационной работе было обращено внимание на то, что в качестве одного из принципов государственно-служебной деятельности лишь провозглашен принцип приоритета прав и свобод человека, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты. В дополнение к данным положениям было бы вполне справедливо в Федеральном законе № 197-ФЗ указать условия соблюдения данного принципа, что очень важно, так как деятельность сотрудников органов, исполняющих наказания, напрямую связана с ограничением прав и свобод человека.
В частности можно обозначить следующие принципы и правила обеспечения приоритета прав и свобод человека:
1) принципы общения сотрудника уголовно-исполнительной системы с обвиняемыми и осужденными (принцип: вежливости, паритетности, правдивости, понятности, последовательности);
2) правила общения сотрудника уголовно-исполнительной системы с обвиняемыми и осужденными.
Во-вторых, правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний представляет собой совокупность прав, свобод, льгот и компенсаций, гарантированных государством, ограничений, запретов, обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом № 197-ФЗ, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые проблемы юридических аспектов правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы выражается в терминологии. Правильнее было бы использовать терминологию служебного права. То есть целесообразно использовать вместо «сотрудник» в Федеральном законе № 197- ФЗ терминологию «должностное лицо» или «представитель власти».
В-третьих, в целях совершенствования порядка и правил применения мер безопасности, применяемых в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких, целесообразно внести изменения в отдельные нормативные правовые акты:
1) в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» п. 2 изложить в следующей редакции:
2. Выдача защищаемым лицам оружия и боеприпасов к нему производится в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» специальными подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, таможенных органов, органов государственной охраны, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также командованием соответствующих военных учреждений либо соответствующих органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются органы, обеспечивающие безопасность);
2) в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» абз. 1 ст. 28 изложить в следующей редакции:
Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства, оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном Законом и другими законами, а в случае осуществления мер государственной защиты, предусмотренных законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», защищаемые лица из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы, субъекты, обеспечивающие безопасность защищаемых лиц, - за пределами территории указанных учреждений.
В-четвертых, для решения проблемных вопросов, связанных с реализацией права сотрудников уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату, необходимо внести изменения в Федеральный закон № 283-ФЗ и 4 ч. 2 ст. 1 изложить в следующей редакции: «4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в судебном порядке».
В целях единообразного толкования требований ч. 3 ст. 4 Закона № 283 - ФЗ необходимо изложить п. 5 в следующем виде: «5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе предоставленной по договору социального найма». Это позволит избежать сомнений в необходимости обращения к п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
В-пятых, в более детальной регламентации нуждается процедура проведения служебных проверок соответствующим ведомственным нормативным актом с учетом общих положений ТК РФ.
Таким образом, действующий в настоящее время Федеральный закон № 197-ФЗ предал правовому статусу новые правовые возможности. Правовой статус сотрудника перешел на новый более качественный уровень правового развития, и стал равным с правовым статусом сотрудника полиции, правовым статусом иных федеральных государственных служащих.
Анализ главы 9 Федерального закона № 197-ФЗ показывает, что большинство норм носят отсылочный характер. Большая часть норм социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы содержаться в иных федеральных законах или иных правовых актах. Правовая ситуация позволяет перейти к более консолидированному правовому акту и объединить в одном правовом акте все социальные аспекты правового статуса сотрудника. Разрешение правовой ситуации позволит систематизировать нормы права, регулирующие социальные вопросы сотрудника в единый правовой акт, посредством принятия Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудника уголовно-исполнительной системы».
Во-первых, правовые основы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусматривающем дополнительные права и свободы, обязанности, запреты, ограничения и ответственность, но приоритетное значение имеют нормы Конституции РФ, как акта высшей юридической силы. Кроме того, специальный правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний регулируется и нормами некоторых общегражданских законов.
В выпускной квалификационной работе было обращено внимание на то, что в качестве одного из принципов государственно-служебной деятельности лишь провозглашен принцип приоритета прав и свобод человека, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты. В дополнение к данным положениям было бы вполне справедливо в Федеральном законе № 197-ФЗ указать условия соблюдения данного принципа, что очень важно, так как деятельность сотрудников органов, исполняющих наказания, напрямую связана с ограничением прав и свобод человека.
В частности можно обозначить следующие принципы и правила обеспечения приоритета прав и свобод человека:
1) принципы общения сотрудника уголовно-исполнительной системы с обвиняемыми и осужденными (принцип: вежливости, паритетности, правдивости, понятности, последовательности);
2) правила общения сотрудника уголовно-исполнительной системы с обвиняемыми и осужденными.
Во-вторых, правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний представляет собой совокупность прав, свобод, льгот и компенсаций, гарантированных государством, ограничений, запретов, обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом № 197-ФЗ, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые проблемы юридических аспектов правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы выражается в терминологии. Правильнее было бы использовать терминологию служебного права. То есть целесообразно использовать вместо «сотрудник» в Федеральном законе № 197- ФЗ терминологию «должностное лицо» или «представитель власти».
В-третьих, в целях совершенствования порядка и правил применения мер безопасности, применяемых в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких, целесообразно внести изменения в отдельные нормативные правовые акты:
1) в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» п. 2 изложить в следующей редакции:
2. Выдача защищаемым лицам оружия и боеприпасов к нему производится в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» специальными подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, таможенных органов, органов государственной охраны, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также командованием соответствующих военных учреждений либо соответствующих органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются органы, обеспечивающие безопасность);
2) в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» абз. 1 ст. 28 изложить в следующей редакции:
Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства, оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном Законом и другими законами, а в случае осуществления мер государственной защиты, предусмотренных законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», защищаемые лица из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы, субъекты, обеспечивающие безопасность защищаемых лиц, - за пределами территории указанных учреждений.
В-четвертых, для решения проблемных вопросов, связанных с реализацией права сотрудников уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату, необходимо внести изменения в Федеральный закон № 283-ФЗ и 4 ч. 2 ст. 1 изложить в следующей редакции: «4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в судебном порядке».
В целях единообразного толкования требований ч. 3 ст. 4 Закона № 283 - ФЗ необходимо изложить п. 5 в следующем виде: «5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе предоставленной по договору социального найма». Это позволит избежать сомнений в необходимости обращения к п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
В-пятых, в более детальной регламентации нуждается процедура проведения служебных проверок соответствующим ведомственным нормативным актом с учетом общих положений ТК РФ.
Таким образом, действующий в настоящее время Федеральный закон № 197-ФЗ предал правовому статусу новые правовые возможности. Правовой статус сотрудника перешел на новый более качественный уровень правового развития, и стал равным с правовым статусом сотрудника полиции, правовым статусом иных федеральных государственных служащих.
Анализ главы 9 Федерального закона № 197-ФЗ показывает, что большинство норм носят отсылочный характер. Большая часть норм социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы содержаться в иных федеральных законах или иных правовых актах. Правовая ситуация позволяет перейти к более консолидированному правовому акту и объединить в одном правовом акте все социальные аспекты правового статуса сотрудника. Разрешение правовой ситуации позволит систематизировать нормы права, регулирующие социальные вопросы сотрудника в единый правовой акт, посредством принятия Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудника уголовно-исполнительной системы».
Подобные работы
- Прохождение государственной службы в органах ФСИН РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Прохождение государственной службы в органах ФСИН РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Прохождение государственной службы в органах ФСИН РФ
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - «Правовое положение сотрудника ФСИН»
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКОВ ФСИН РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Характеристика государственной службы в уголовно-исполнительной системе
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2850 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовой статус государственных служащих
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ ФСИН РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 480 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (Правоохранительная деятельность, Чувашский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



