Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности 10
1.1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья 10
1.2 Роль игровой деятельности в формировании у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности 26
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья 26
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности 46
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья 54
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 74
Приложение Б Материал, используемый при проведении диагностической методики «Наряди свою куклу» 75
Приложение В Материал, используемый при проведении диагностической методики «Опиши картинку» 76
Приложение Г Количественные результаты диагностики формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья (констатирующий этап эксперимента) 77
Приложение Д Материал, используемый при проведении дидактической игры «Собери картинку» 78
Приложение Е Материал, используемый при проведении дидактической игры «Волшебный сундучок» 79
Приложение Ж Количественные результаты диагностики формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья (контрольный этап эксперимента) 80
Многонациональность Российского государства и Поволжья определяет важность воспитания подрастающего поколения, знающего и уважающего национальную культуру своей страны и региона своего проживания.
Приобщение дошкольников к богатому культурному наследию русского народа, проживающего в Поволжье через изучение традиций, обычаев, элементов материальной культуры, формирует чувство гордости за принадлежность к своей национальности.
Формирование представлений о культуре народов как целостный процесс передачи детям дошкольного возраста социальных норм русских народов Поволжья, их обычаи, традиции, культурные ценности, является важнейшей составной частью процесса формирования личности человека в многонациональном обществе.
Формирование представлений о культуре народов Поволжья - это процесс, в котором задачи, технология обучения и содержания направлены на развитие целостной личности дошкольника с этническим самосознанием, интересом к национальной культуре и традициям.
Актуальным педагогическим вопросом становиться приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре в рамках поликультурного воспитания. Концептуальные положения поликультурного и этнокультурного воспитания отражены в трудах Г.Н. Волкова, А.Я. Данилюка, В.В. Макеева, З.А. Мальковой, где поликультурное и этнокультурное воспитание отожествляются с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.
Составляющие элементы культуры любого народа - это ее материальные компоненты: национальный костюм, национальные кушанья, украшения, орудия труда, основные предметы быта, а также духовные и правовые компоненты.
Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками и важное средство воспитания детей дошкольного возраста. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Изучение русских народных костюмов Поволжья способствует формированию умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе взаимопонимания, воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.
Из всех функций поликультурного воспитания для нашего исследования наиболее важными являются следующие функции:
• формирование у детей представлений о многообразии русского костюма народов Поволжья и их взаимосвязи;
• воспитание позитивного отношения к различиям в русском костюме народов Поволжья;
• развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе взаимопонимания, воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.
Решить поставленную задачу возможно с использованием специальных средств и методов, которые соответствуют возрасту детей. К таким средствам можно отнести дидактические игры. Исследователями Т.М. Бабуновой, М.И. Богомоловой, М.В. Степановой рекомендованы дидактические игры как средство формирования у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к межнациональной культуре. Вместе с тем, исследования, посвященного роли игровой деятельности в формировании у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья не проведено.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности позволил выделить противоречие: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья и недостаточным использованием потенциала игровой деятельности в данном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности игровой деятельности в формировании у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья?
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья.
Предмет исследования: особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности возможно, если:
• разработаны дидактические игры с содержанием игровых заданий об элементах костюма, комплексах, назначениях, видах одежды;
• обогащена предметно-развивающая среда, уголком «Русский костюм народов Поволжья» с элементами русского народного костюма Поволжья для игровой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности;
2) выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья;
3) разработать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности;
4) определить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
• практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
• качественный и количественный анализ полученных данных. Теоретической основой исследования являются:
• концептуальные положения поликультурного и этнокультурного воспитания (Г.Н. Волков, А.Я. Данилюк, В.В. Макеев, З.А. Малькова);
• теоретические положения о важности формирования представлений о народном костюме у детей дошкольного возраста как части народного быта (А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко);
• теоретические положения о влиянии игровой деятельности на всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста (Л.В. Высоцкий, А.И. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.А. Коротков).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с формированием у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности.
Экспериментальная база исследования: Структурное подразделение МБДОУ «Детский сад № 3 компенсирующего вида», г. Сосногорск. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источник), 7 приложений. Текст работы иллюстрируют 3 рисунка и 19 таблиц.
Проведенное исследование, позволило сделать выводы, относительно теоретического обоснования и практического решения проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности.
Актуальным педагогическим вопросом становиться приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре в рамках поликультурного воспитания. Концептуальные положения поликультурного и этнокультурного воспитания отражены в трудах Г.Н. Волкова, А.Я. Данилюка, В.В. Макеева, З.А. Мальковой, где поликультурное и этнокультурное воспитание отожествляются с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.
В современной психолого-педагогической науке проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о русском костюме народов Поволжья является одной из актуальных и рассматривается в работах таких педагогов и психологов, как: А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко и др.
Приобщение дошкольников к богатому культурному наследию русского народа, проживающего в Поволжье через изучение традиций, обычаев, элементов материальной культуры, формирует чувство гордости за принадлежность к своей национальности.
Показатели уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья на констатирующем этапе эксперимента были выделены с опорой на исследования Л.М. Захаровой, М.Д. Маханевой.
По результатам диагностики мы распределили всех детей по уровням сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья.
К низкому уровню сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья мы условно отнесли 6 детей, что составило 20%. Которые не смогли выделить признаки праздничного и повседневного русского костюмов народа Поволжья даже при помощи взрослого. Не проявили желание рассмотреть картинки, лишь с помощью взрослого отвечали на поставленные вопросы, и затруднялись в названии элементов северорусского и южнорусского костюмов.
К среднему уровню мы условно отнесли 12 детей, что составило 70%. Такие дети с помощью взрослого выделяли признаки праздничного и повседневного русского костюмов народа Поволжья, проявляли желание рассмотреть картинки. Дети отвечали на поставленные вопросы, и затруднялись в названии отдельных элементов северорусского и южнорусского костюмов.
К высокому уровню мы условно отнесли 2 ребенка, что составило 10%. Дети самостоятельно без помощи взрослого выделяли признаки праздничного и повседневного русского костюмов народа Поволжья, проявляли желание рассмотреть картинки. Они отвечали на поставленные вопросы, называли отдельные элементы северорусского и южнорусского костюмов. Дошкольники умели составлять коллекции альбома одежды при помощи рисования, раскладывания картинок.
Полученные результаты позволили нам приступить к формирующей части нашей экспериментальной работы, которая осуществлялась в соответствии с гипотезой исследования.
Работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья посредством игровой деятельности включала в себя несколько этапов. Первым этапом был эмоционально-мотивационный, на котором была обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы. Для этого был создан уголок «Русский костюм народов Поволжья» с элементами праздничных и повседневных северорусских и южнорусских народных костюмов. Совместно с родителями были внесены различные элементы северорусского праздничного и повседневного костюмов
Вторым этапом нашей экспериментальной работы был когнитивный этап, на котором мы разработали серии дидактических игр, направленных на формирование представлений о русском костюме народов Поволжья (праздничных и повседневных северорусском и южнорусском костюмах).
На третьем этапе нашей экспериментальной работы был поведенческий этап, целью которого было сформировать умение применять полученные представления в практической деятельности. В данную серию вошли следующие игры: «Собери детей на праздник», «Альбом повседневных костюмов».
Эффективность выполненной работы по сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья в процессе формирующего эксперимента была подтверждена в ходе контрольного этапа эксперимента.
Результаты, полученные на этапе контрольного этапа экспериментального исследования, свидетельствуют о следующей динамике сформированности у детей 6-7 лет представлений о русском костюме народов Поволжья: количество детей с низким уровнем снизился на 10%; количество детей со средним уровнем увеличился на 10%; количество детей с высоким уровнем соответственно увеличился на 20%.
Таким образом, мы можем констатировать, что задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Алыева А. Г. Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии. [Электронный ресурс]. Юный ученый. 2017. No22. С. 4-6. URL: http://yun.moluch.ru/archive/11/799 (дата обращения: 21.01.2020).
2. Бабунова Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты педагогической системы дошкольного этнокультурного образования : монография. 2-е изд., стер. М. : Флинта, 2016. 414 с.
3. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М: Просвещение, 2017. 192с.
4. Бородина Н. В. Народный костюм Самарского края: научное издание. С. : Самара-Принт, 2017. 236 с.
5. Брун. В., Тильке. М. Всеобщая история костюма от древности до Нового времени. М. : Эксмо, 2007. 464 с.
6. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика». СПб : Питер, 2018. 464 с.
7. Григорьева Г. А. Головные уборы русского севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Архангельск: издательство «Правда Севера», 2019. 154 с.
8. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). М. : Творческий центр Сфера, 2015. 141 с.
9. Джуринский А. Н. Поликультурного образование в многонациональном социуме : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2016. 257 с.
10. Дыбина О. В. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентированная монография. Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский гос. университет. Тольятти : ТГУ, 2009. 122 с.
11. Жукова О. С. Развивающие игры для будущих первоклассников : для старшего дошкольного возраста. М. : Астрель ; Санкт-Петербург : Сова, 2018. 95 с.
12. Забельская Т. В. Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарных науки. 2013. №1. С. 165-171.
13. Захарова Л. М. Мир, в котором я живу : программа и методические рекомендации по воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения. Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2016. 251 с.
14. Захарова Л. М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании. Ульяновск : УлГПУ, 2018. 105 с.
15. Зимина А. Н. Народные игры с пением : Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей. М. : Издательство «Гном и Д», 2018. 64 с.
...