Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы разработки элементов системы менеджмента качества в деятельности организации 7
1.1 Сущность и значение системы менеджмента качества 7
1.2 Структура и основные элементы системы менеджмента качества предприятия 13
2 Анализ системы менеджмента качества АО «ЭКОПОЛ-Трейд» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества предприятия 26
3 Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества АО «ЭКОПОЛ-Трейд» 36
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества предприятия 36
3.2 Расчет экономической эффективности внедрения разработанных мероприятий 37
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения 46
Для того, чтобы организация была конкурентоспособной, постоянно улучшала результаты своей деятельности, была устойчивой на рынке, постоянно повышала эффективность работы необходимо разработать и внедрить элементы системы менеджмента качества (далее СМК) на предприятии.
Внедрение элементов СМК позволит предприятию приобрести следующие преимущества: позволит бесперебойно поставлять продукцию и/или услугу потребителю, соответствующего качества; повысить удовлетворенность потребителей; оценить риски и возможности процессов; анализировать и контролировать возможные затраты, тем самым снизить их; повысить имидж.
Анализ литературы показал, что на сегодняшний день по всему миру зарегистрировано около 600 тысяч предприятий, использующих СМК. Это свидетельствует об актуальности исследования и необходимости в разработке элементов СМК для рассматриваемого предприятия. Также это предопределяет цели и задачи бакалаврской работы [19].
Цель данной бакалаврской работы заключается в разработке элементов системы менеджмента качества в деятельности предприятия АО «ЭКОПОЛ- Трейд».
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть теоретические основы разработки элементов системы менеджмента качества в деятельности организации.
2) провести анализ системы менеджмента качества АО «ЭКОПОЛ- Трейд».
3) разработать мероприятия по внедрению элементов системы менеджмента качества в деятельность АО «ЭКОПОЛ-Трейд».
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том,что отдельные ее положения в виде материала подразделов 2.2, 3.1 и 3.2 могут быть использованы рабониками АО «ЭКОПОЛ-Трейд» для повышения эффективности СМК предприятия и соответственно его конкурентоспособности на рынке.
Объектом исследования бакалаврской работы является АО «ЭКОПОЛ- Трейд», основной вид деятельности, которого составляет реализация лакокрасочных материалов для автомобилестроительных предприятий, их технологическое сопровождение, а также производство пластиковых изделий, изготовленные по чертежам заказчика.
Предметом исследования бакалаврской работы является эффективность системы менеджмента качества предприятия.
В процессе выполнения работы были использованы нормативно- правовые акты РФ, внутренняя документация и отчетность АО «ЭКОПОЛ- Трейд».
При проведении исследования в процессе написания работы были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников; эмпирические методы, наблюдения, оценка и т.д.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе «Теоретические основы разработки элементов системы менеджмента качества в деятельности организации» раскрыта сущность системы менеджмента качества, ее структура и основные элементы. Во второй главе «Анализ системы менеджмента качества АО «ЭКОПОЛ-Трейд» представлена организационно-экономическая характеристика предприятия и результаты оценки эффективности его системы менеджмента качества. В третьей главе «Разработка мероприятий по внедрению элементов системы менеджмента качества АО «ЭКОПОЛ-Трейд» разработаны и экономически обоснованы мероприятия по совершенствованию проблемы исследования. В заключении представлены выводы о проведенном исследовании. Список используемой литературы включает 20, в том числе 4 иностранных.
Элементы системы менеджмента качества являются базовой структурой предприятия. Они определяют роли и ответственность работников, политику предприятия, процессы и их цели, документы, планирование деятельности и т.д.
АО «ЭКОПОЛ Трейд» имеет сертификат на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, но при этом отсутствует сертификат в соответствии с требованиями ITAF 16949-2016г., но начала вести работы по разработке элементов по данному стандарту. Сертификация позволит постоянно развивать и улучшать свою деятельность и решать возникающие проблемы, основываясь на постоянном мониторинге.
Целью бакалаврской работы являлось разработка элементов системы менеджмента качества для повышения эффективности работы АО «ЭКОПОЛ Трейд».
Для реализации данной цели была проделана следующая работа:
1) рассмотрены теоретические аспекты разработки СМК в деятельности организации в рамках, которого раскрыты такие понятия как: система менеджмента качества, элементы СМК, этапы СМК, принципы СМК, документы, ресурсы, организация, процесс;
2) проанализированы особенности функционирования предприятия - АО «ЭКОПОЛ Трейд». Представлены основные показатели работы предприятия, описана организационная - структура, рассмотрены основные входы и выходы процессов, протекающих на - АО «ЭКОПОЛ Трейд». Проведен SWOT - анализ деятельности предприятия. Проведен внутренний аудит согласно требованиям ITAF 16949, который позволил выявить проблемные места в СМК (п.2.2) Проведена оценка весомости данных несоответствий для дальнейшей работы с ними.
По итогам анализа весомостей, выявленных несоответствий был разработан рекомендуемый перечень элементов, необходимых для разработки и внедрения на предприятии по совершенствованию системы менеджмента качества предприятия. Были разработаны такие элементы как:
1. Разработана Политика в области качества организации.
2. Разработана Программа обучения всех сотрудников организации.
3. Разработана Программа обучения компетентного персонала инструментам системы менеджмента качества в соответствии требованиям ITAF16949.
4. Разработана анкета по оценке уровня удовлетворенности сотрудников организации.
5. Определена матрица компетентности персонала коммерческого отдела.
6. Определен рабочий процесс «Технологического сопровождения «ЛКМ».
7. Рассмотрели регламент «Управление несоответствующей продукцией отдела технологий и сопровождения материалов».
8. Разработана система оценки поставщика.
По результатам разработки элементов был проведен расчет экономической эффективности от внедрения. Результат показал положительный эффект от внедрения данных элементов. Положительным в данном подходе является то, что при расчете показателя оценка производится путем соотношения результата, полученного от внедрения элементов системы менеджмента качества, к затратам труда на разработку и внедрение этой системы.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.glavsert.ru/articles/976 / (дата обращения 03.05.2019).
2. IATF 16949:2016 Фундаментальные требования к системе менеджмента качества для производств автомобильной промышленности и организаций, производящих соответствующие сервисные части [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: http://www.standards.ru/doc.aspx?catalogid=ru- standarts&search=16949 (дата обращения 03.05.2019).
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 / (дата обращения 03.05.2019).
4. Антохина Ю.А. Современные инструменты менеджмента и качества : учеб. пособ. для вузов / Ю.А. Антихина. - М.: Проспект, 2017. 238 c.
5. Вдовин С.М. Система менеджмента качества организации: учеб. пособ. для вузов / С.М. Вдовин. - М.: Наука, 2018. 299 с.
6. Войтоловский В.В. Экономический анализ - основы теории. Комплексный анализ деятельности организации. / В.В. Войтоолвский. - М.: Высшее образование, 2017. 509 с.
7. Горленко О.А. Создание систем менеджмента качества в организации. / О.А. Горленко. - М.: Машиностроение, 2015. 126 с.
8. Гродзенский С.Я. Менеджмент качества: учеб. пособ. для вузов. /С.Я. Гродзенский. - М.: Проспект, 2015. 200 с.
9. Дшхунян В. Л. Процессы и менеджмент качества в развитии экономических успехов предприятия. / В.Л. Дшхунян. - М.: Трек, 2017. 144 с.
10. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. / М.М. Кане. - Питер, 2016. 576 с.
11. Ковалев А.И. Менеджмент качества функционирования предприятий. / А.И. Ковалев. - М.: ПП Цюпак, 2018. 520 с.
12. Логанина В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях: практическое руководство. / В.И. Логанина. - М.: КДУ, 2018. 148 с.
13. Лемпрехт Т.Д. Стандарт ИСО 9001:2011 - начало конца?// Методы менеджмента качества. / Т.Д. Лемпрехт. - М.: РИА «Стандарт и качество», 2018. 148 с.
14. Магомедалиева О. В. Повышение эффективности управления промышленным предприятием на основе реализации процессно- ориентированого подхода. / О.В. Магомедалиева. - Орел, 2017. 129 с.
15. Макеева Ф. С. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособ. для вузов. / Ф.С. Макеева. - Ульяновск, 2016. 88 с.
...