Введение 6
1 Современное состояние изготовления деталей в массовом
производстве на примере балки крыши автомобиля Лада Нива 8
1.1 Описание изделия и условий его работы 8
1.2 Сведения о материале изделия 11
1.3 Описание и анализ базовой технологии сборки и сварки балки
крыши задней легкового автомобиля 12
1.4 Формулировка задач выпускной квалификационной работы 15
2 Проектная технология автоматизированной сварки балки крыши 17
2.1 Обоснование выбора способа автоматизации сборки и сварки. . . . 17
2.2 Проектирование компоновочной схемы многоэлектродной
сварочной машины 21
2.3 Выбор параметров режима сварки 27
2.4 Технология автоматической сварки балки крыши легкового
автомобиля 28
3 Безопасность и экологичность технического объекта 32
3.1 Технологическая характеристика объекта 32
3.2 Идентификация профессиональных рисков 33
3.3 Предлагаемые технологические и организационные мероприятия
для снижения профессиональных рисков 35
3.4 Обеспечение пожарной безопасности 37
3.5 Обеспечение экологической безопасности производства 39
4 Экономическое обоснование предлагаемых решений 41
4.1 Исходные данные для проведения экономических расчётов 41
4.2 Оценка фонда времени работы технологического оборудования . . 43
4.3 Расчет штучного времени 44
4.4 Расчёт заводской себестоимости вариантов технологии 45
4.5 Оценка капитальных затрат по базовой и проектной
технологиям 50
4.6 Расчёт показателей экономической эффективности 52
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 56
В различных отраслях промышленности (автомобилестроение, вагоностроение, судостроение) получила широкое применение контактная точечная сварка, которая в условиях массового производства позволяет получать стабильное качество соединений при высокой производительности и низкой себестоимости процесса. Положительным свойством контактной точечной сварки, обусловившим её широкое применение, является возможность автоматизации основных и вспомогательных операций с привлечением современных технических средств. Именно благодаря этому контактная точечная сварка становится основным потребителем инноваций в области сварочных процессов [1], [8], [9].
Условием формирования качественного сварного соединения является получение общей для обоих свариваемых деталей зоны расплавления с заданными геометрическими характеристиками [6], [10], [17], [19], [20]. При этом недопустимые дефекты сварки (непровары, выплески, увеличенная вмятина, пропуски сварных точек, трещины в ядре и околошовной зоне, раковины, включения нерасплавленного металла) возникают по причине протекания процесса формирования соединения с отклонениями от оптимального [10], [18], [21], [23], [24]. Следует отметить, что повышение эффективности массового производства с применением контактной точечной сварки в значительной степени определяется возможностью снижения его себестоимости, которая складывается из стоимости производства составных элементов сварных конструкций. Именно поэтому следует признать актуальность проблемы повышения производительности изготовления с применением контактной точечной сварки сварных узлов деталей и повышения общего качества выполнения соединений [7], [17], [22].
В настоящее время продолжается встраивание экономики Российской Федерации в общемировую экономику, российские предприятия получают свою производственную нишу в мировом производстве товаров и услуг, происходит их реорганизация под западные стандарты производства. Однако при модернизации отечественной промышленности необходимо учитывать специфику российского рынка, российской культуры производства и потребления. Например, отечественное автомобилестроение исторически характеризуется некоторой инертностью, проявляющейся в том, что хорошо зарекомендовавшие себя модели автомобилей могут выпускаться годами без значительных изменений. В связи с этим требования по увеличению производительности и степени автоматизации производства существенно превышают необходимость обеспечения высокой производственной гибкости. Именно поэтому максимальный экономический эффект при модернизации технологии производства сварных узлов кузова автомобиля может быть достигнут, если эта модернизация выполнена с применением многоэлектродных сварочных машин. Многоэлектродные сварочные машины позволяют получить самую высокую производительность при сварке ранее освоенных деталей кузова автомобиля, существенно повышают точность сборки и сварки, позволяют освободить производственный персонал для выполнения более квалифицированной и высокооплачиваемой работы.
Типовой деталью автомобиля, технологический процесс изготовления которой требует усовершенствования, является балка крыши автомобиля Лада Нива. Базовый технологический процесс предусматривает сварку с применением подвесных сварочных клещей. Недостатком базовой технологии является низкая производительность, которая связана с тяжёлым ручным трудом и необходимостью проведения манипуляций массивными сварочными клещами. Также следует отметить низкую стабильность качества сварных точек, связанную с нестабильным вводом свариваемых деталей между электродами сварочных клещей и перекосом электродов.
Цель выпускной квалификационной работы - повышение производительности и качества сборки и сварки балки крыши легкового автомобиля.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - повышение производительности и качества сборки и сварки балки крыши легкового автомобиля.
По базовому варианту технологии сварка выполняется с применением подвесных сварочных клещей. Недостатками базовой технологии являются:
- низкая стабильность качества выполняемых сварных соединений (пропуски и смещения точек, выплески и непровары);
- малая производительность сварки;
- значительные финансовые затраты на обеспечение безопасности персонала.
В настоящей выпускной квалификационной работе выполнен обзор средств автоматизации контактной точечной сварки и предложено проектную технологию строить с использованием многоэлектродной контактной сварочной машины. Выполнена компоновка многоэлектродной сварочной машины на базе трёх двухстоечных сварочных прессов, обоснован выбор способа токоподвода к свариваемым изделиям, спроектированы сварочные группы.
Составлен проектный технологический процесс с применением многоэлектродной сварочной машины.
Изучение особенностей технологического процесса автоматической сборки и сварки изделия позволило идентифицировать опасные и вредные производственные факторы.
Внедрение результатов выпускной квалификационной работы в производство позволит получить годовой экономический эффект в размере 3,5 млн. рублей.
На основании вышеизложенного следует считать поставленную цель достигнутой.
1. Банов М. Д. Технология и оборудование контактной сварки: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 224 с.
2. Бердичевский А. Е. Многоэлектродные машины для контактной сварки. Л. : Энергоатомиздат, 1984. 218 с.
3. Грачева К. А. Экономика, организация и планирование сварочного производства: учебное пособие для студентов вызов, обучающихся по специальности "Оборудование и технология сварочного производства". М. : Машиностроение, 1984. 386 с.
4. Горячий, Д.В. Технология изготовления автомобильных узлов / Д.В. Горячий. - М.: Машиностроение, 1990. - 367 с.
5. Горина, Л. Н. Обеспечение безопасных условий труда на производстве: учебное пособие. Тольятти : ТолПИ, 2000. 68 с.
6. ГОСТ 15878-79. Контактная сварка. Соединения сварные. Конструктивные элементы и размеры. М.: Издательство стандартов, 1979. 9 с.
7. Гуляев А. Г. Технология точечной и роликовой сварки сталей в массовом производстве. М. : Машиностроение. 1987. 246 с.
8. Климов А. С., Машнин Н.Е. Роботизированные технологические комплексы и автоматические линии в сварке: учебное пособие для вузов // С.-П.: Изд-во «Лань», 2021. 236 с.
9. Климов А. С., Смирнов И.В., Кудинов А.К., Кудинова Г. Э. Основы технологии и построения оборудования для контактной сварки // С.-П.: Изд- во «Лань», 2021. 336 с.
10. Климов А. С. Контактная сварка. Вопросы управления и повышения стабильности качества. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011. 216 с.
11. Краснопевцева И. В. Экономическая часть дипломного проекта : метод. указания. Тольятти : ТГУ, 2008. 38 с.
12. Оборудование для контактной сварки : справочное пособие / под ред. Смирнова В. В. СПб. : Энергоатомиздат, 2000. 848 с.
13. Орлов Б. Д., Чакалев А. А., Дмитриев Ю. В. Технология и оборудование контактной сварки. М. : Машиностроение, 1986. 352 с.
14. Сорокин В. Г., Волосникова А. В., Вяткин С. А. Марочник сталей и сплавов. М. : Машиностроение, 1989. 640 с.
15. Тихонов А. К., Горин А. Д. Развитие производства проката для изготовления кузовов современных автомобилей ВАЗ // Кузнечно-штамповое производство. №1, 2003. С. 15-18.
16. Чулошников, П. Л. Контактная сварка / П.Л. Чулошников. - М.: Машиностроение, 1987. - 176 с.
17. Шаповалов Е. В., Галаган Е. В., Клишар Ф. С. Современные методы и средства неразрушающего контроля сварного соединения, выполненного контактной точечной сваркой // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. 2013. № 1. С. 10-21.
18. Шелег В. К., Цумарев Ю. А., Цумарев Е. Н. Влияние шунтирования тока при контактной точечной сварке на диаметр сварной точки // Вестник машиностроения. 2013. № 6. С. 57-58.
19. Andrews D. R., Broomhead J. Quality assurance for resistance spot welding // Welding Journal. 1975. № 5. P. 158-162.
20. Gedeon S. A., Sorensen С. D., Ulrich K. T., Eagar T. W. Measurement of dynamic electrical and mechanical properties of resistance spot welding // Weld¬ing Journal. 1987. № 12. P. 378-385.
21. Richard А. А., Traub A. C., Vanzetti R. Real-time control of nugget formation in spot welds // Euromicro Newsletter. 1980. Vol. 6. P. 296-303.
22. Tang H., Hou W., Hu S. J. Influence of Welding Machine Mechanical Characteristics on the Resistance Spot Welding Process and Weld Quality // Welding Journal. 2003. № 5. P. 116-124.
23. Tsai C. L., Jammal O. A., Papritan J. C., Dickinson D. W. Modeling of Resistance Spot Welding Nugget Growth // Welding Journal. 1992. № 2. P. 47-54.
24. Zhou M., Zhang H., Hu S. J. Relationships between Quality and Attributes of Spot Welds // Welding Journal. 2003. № 4. P. 72-77.