Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование предстартового психического состояния каратэистов

Работа №106057

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы43
Год сдачи2020
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КАРАТЭИСТА 8
1.1. Подсознательные психические явления и
особенности их проявления у спортсменов 8
1.2. Психомоторная структура сложного двигательного действия 15
1.3. Проблемы теории взаимосвязи спортивной педагогики
и психологии спорта в спортивной подготовке каратэиста 17
Выводы по главе 21
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Задачи исследования 22
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 25
Выводы по главе 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Исследование предстартового психического состояния
каратэиста 27
3.2. Оценка состояния психической готовности
каратэиста перед стартом 35
Выводы по главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Актуальность исследования. В повседневной практике подготовки спортсменов тренерам приходится сталкиваться с необходимостью принятия управленческих решений: этапных, текущих и оперативных [12,13].
Вопросы предстартового психического состояния каратэистов лежат в основе исследования их спортивной деятельности. Эти вопросы тесно связаны с объёмом и интенсивностью тренировочных занятий и соревнований. На практике повседневные тренировочные нагрузки вызывают существенные колебания текущего психического состояния каратэистов.
Из проблем психологической подготовки каратэистов проблема психической готовности является наиболее важной, так как при комплектовании сборных команд определяющим показателем должно стать, прежде всего, умение отдельных каратэистов максимально мобилизовать свои возможности перед соревнованием.
Актуальность поставленной проблемы заключается в острой необходимости ее всестороннего теоретического и экспериментального изучения, так как в спортивной литературе некоторые её вопросы недостаточно рассмотрены. Известны лишь исследования, указывающие на те или иные изменения в психической либо физиологической сферах каратэиста перед исполнением различных действий, а также ряд отечественных работ, в которых рассматривается та или иная сторона психической подготовки спортсмена.
Но, как мы уже отметили, одной из главных проблем психической готовности является разработка соответствующих способов проведения каратэиста в оптимальную мобилизационную готовность. В работах ряда авторов указано на большое значение отдельных факторов для формирования психической готовности каратэиста. Однако проблема поиска разнообразных путей широко реализовывать каратэисту свои психические способности в любых условиях соревнования продолжает оставаться открытой.
Психическое состояние неустойчиво и во многом зависит от режима работы и интервалов отдыха, объема, интенсивности, направленности упражнений и т.п. Оперативность оценки управления предстартовым психическим состоянием каратэистов направлено на улучшение тренировочных программ в зависимости от состояния спортсмена, целей и задач каждого занятия [7,8].
Теоретической базой исследования послужили литературные данные российских ученых по изучаемой нами теме.
Объектом исследования выступает соревновательная деятельность каратэистов.
Предмет исследования - предстартовое психическое состояние каратэиста.
Целью исследования является - методика оптимизации предстартового психического состояния каратэистов в условиях спортивных состязаний.
Задачи исследования:
1. Изучить предстартовое психическое состояние каратэистов в условиях спортивных состязаний.
2. Выявить психические факторы, воздействующие на предстартовое состояние каратэистов разной квалификации.
3. Разработать методику по оптимизации психического состояния каратэистов в соревновательной деятельности и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза. Выдвинуто предположение, что на психические показатели состояния готовности спортсменов-каратэистов в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований существенно влияет их отношение к своим соперникам.
Методы исследования. Для решения цели педагогического эксперимента использовались следующие методы исследования: научный системно-структурный и функциональный подход, теоретический синтез медико-биологической, педагогической и научно-методической литературы; методы теоретического анализа; методы моделирования; сравнительный эксперимент; статистические методы для обработки объективных и субъективных данных.
Научная новизна исследования. Данные проведённого исследования показали характер зависимости между уровнем эмоционального возбуждения каратэистов и результативностью технических приемов. Большой тремор рук и высокий коэффициент эмоциональной устойчивости, а также слабый уровень концентрации внимания каратэиста говорит о наличии стартовой лихорадки. Каратэисты с высокой нервной чувствительностью чаще подвергаются стартовой лихорадке, чем спортсмены с низкой нервной чувствительностью, со стабильной нервной возбудимостью спортсмены нередко находятся в боевой готовности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что учение о теории и методике спортивной тренировки каратэистов дополняется новыми данными, о предстартовом психическом состоянии каратэистов в условиях спортивных состязаний. Приведенные нами результаты исследования показывают положительное воздействие целенаправленных психомоторных упражнений для активизации важных физиологических и психологических функций каратэиста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что у высококвалифицированных каратэистов психическое состояние перед стартом выражено сильнее. На это указывают результаты проведенного экспериментального исследования и осуществленный анкетный опрос. Следует отметить, что у некоторых новичков перед соревновательными боями прослеживается наиболее сильное эмоциональное возбуждение перед боем по сравнению с каратэистами высокой квалификации.
Данные исследования характера зависимости между уровнем эмоционального возбуждения каратэистов и результативностью технических приемов представлены в работе. Достоверность корреляционного коэффициента между показателями погрешностей и условной степенью психологической надежностью, выявляемой по психолого-педагогическим наблюдениям, лежат в диапазоне 0,49 - 0,879.
Полученные данные можно использовать тренерам разного уровня подготовки и вида спорта.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 4 таблицы, список используемой литературы (22 источника). Основной текст работы изложен на 43 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что повышение частоты движений в единицу времени - это один из объективных показателей формирования соответствующей психической готовности. Более того, нам удалось установить прямую обратную корреляционную связь между увеличением частоты движений и психической готовностью с одной стороны и результатами соревнований каратэистов с другой стороны.
Приведенные нами данные исследования показывают положительное воздействие целенаправленных психомоторных упражнений для активизации важных физиологических и психологических функций каратэиста. Эти изменения в целом характеризуют его мобилизационную готовность. Вот почему, по нашему мнению, целенаправленная психомоторная тренировка может использоваться как одно из средств, необходимых для приведения каратэиста в оптимальное состояние предстартовой психической готовности для данной деятельности. Если иметь в виду и ее благотворное действие на дезактивизацию соответствующих физиологических и психологических функций, то она может использоваться как одно из важных средств реагирования психической готовности каратэиста.
Данные исследования характера зависимости между уровнем эмоционального возбуждения каратэистов и результативностью технических приемов представлены в работе. Достоверность корреляционного коэффициента между показателями погрешностей и условной степенью психологической надежностью, выявляемой по психолого-педагогическим наблюдениям, лежат в диапазоне 0,49 - 0,879.
Большой тремор рук и высокий коэффициент эмоциональной устойчивости, а также слабый уровень концентрации внимания каратэиста говорит о наличии стартовой лихорадки. Каратэисты с высокой нервной чувствительностью чаще подвергаются стартовой лихорадке, чем спортсмены с низкой нервной чувствительностью, то есть каратэисты со стабильной нервной возбудимостью нередко находятся в боевой готовности.
Нами с помощью корреляционного анализа была установлена связь между боевым спортивным (соревновательным) опытом и спортивным успехом в ответственных соревнованиях.
Резюмируя всё вышесказанное, следует отметить, что предстартовое психическое состояние каратэистов во многом зависит не только от уровня его спортивного мастерства и свойств темперамента, но и от его субъективной оценки профессиональных и моральных качеств своего противника.



1. Алешков, И.А. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 94 - 100.
2. Бондаревский, Е.Я. Оценка физической подготовленности
учащихся молодежи. /М.: «Физическая культура и спорт», 2007. - 286 с.
3. Габай, Т.В. Педагогическая психология /Учебник для студентов учреждений высшего образования. - //М.: «Академия», 2017. -256с.
4. Иорданская, Ф. А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений / Проблемы полового диморфизма. Советский спорт. 2012. -256с.
5. Кузнецов, В. Л. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Теория и методика физического воспитания и спорта. // М.: «Академия». 2010. - 420с.
6. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры. /Учебник. //М.: «Физическая культура и спорт», 2012. -416с.
7. Литвинов, С. А. Каратэ. /Учебное пособие для академического бакалавриата. - 2-ое изд. доп. //«Юрайт», 2019. -184с.
8. Литвинов, С. А. Традиционное каратэ. /«Советский спорт», 2010. - 224с.
9. Ломова, Б.Ф. Психология восприятия / М.: «Наука». 2010 . - 183 с.
10. Медведев, М. А. Физиология и психофизиология. /М.А. Медведев, В.М. Смирнов //Учебник. МИА. 2015. -616с.
11. Михайлов, С. С. Биохимия двигательной деятельности: /учебник. - 6 изд. дополн. // М.: Спорт. 2016. -296с.
12. Никитушкин, В. Г. Спорт высших достижений: теория и методика /В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов /Учебное пособие. // М.: Спорт. 2017. -252с.
13. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. /«Физическая культура». 2010. -278с.
14. Седенков, С. Е. Технико-тактическая подготовка каратэистов- юниоров /С.Е Седенков, С.О. Шинков // LAP, 2013. -117с.
15. Стернин, Ю. И. Адаптация и реабилитация в спорте высших достижений /ИнформМед. 2010. -152с.
16. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры /Н.В. Третьякова, А.В. Андрюхина //Учебное пособие. // Спорт. 2016. -215с.
17. Фискалов, В. Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта /В.Д. Фискалов, В.П. Чуркашин /Учебное пособие. //Спорт. 2016. -186с.
18. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта.
12 изд. испр. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // М.: «Академия», 2014. -420с.
19. Иссурин, В. Б., Лях В. И. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов. / Спорт. 2020. - 176 с.
20. Кулиненко, О. С. Медицина спорта высших достижений. 2-е изд. / Спорт. 2019. с. 320.
21. Шульцем В.Х. Методы автогенной тренировки в спорте высших достижений / М.: «Физическая культура». 2001. - 221 с.
22. Юров, И. Психология успешности спортсмена-пловца. /LAP, 2012. - 248с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ