Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Работа №106053

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР – от 5 до 6 лет составили экспериментальную группу, из них 5 мальчиков, 5 девочек. Все дети посещают дошкольную образовательную организацию.
Есть приложение.

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1 Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи 8
1.2 Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 13
1.3 Анализ диагностических методик изучения речевых нарушений в процессе подготовки к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 26
2.1 Описание процедуры исследования 26
2.2 Анализ состояния развития речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 30
2.3 Содержание логопедической работы по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 36
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 49


Цель исследования – изучить особенности логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы организации логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР.
2. Проанализировать уровень речевого развития детей с ФФНР.
3. Определить в опытно-экспериментальной работе влияние логопедической работы в период подготовки к обучению на речевое развитие детей с ФФНР.
Гипотеза исследования: если в системе проводить логопедическую работу в период подготовки к обучению с детьми с ФФНР, то можно повысить уровень речевого развития данной категории детей.
Методы исследования: организационные, теоретические (анализ литературы по педагогике, логопедии, психолингвистике, методике русского языка и т.д.), эмпирические (опытно-экспериментальная работа), анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной логопедической практики:
- современные представления о структуре речевого дефекта (Е.Ф. Архипова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.Г. Голубева и др.);
- представления о фонетико-фонематическом недоразвитии речи детей дошкольного возраста (С.А. Игнатьева, Т.М. Кондрашова, А.Н. Корнеев и др.);
- представления о роли логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР (Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, Е.П. Фуреева и др.).
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение отражает актуальность заявленной темы, определяет научно-категориальный аппарат, определяет цель, задачи и методы исследования.
В первой главе представлена характеристика фонетико-фонематического нарушения речи. Описаны особенности речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проведён анализ методов и приемов диагностики и преодоления нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в период подготовки к обучению.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по определению влияния логопедической работы в период подготовки к обучению на речевое развитие детей с ФФНР.
В заключении формулируются основные выводы по результатам проведенной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, которые имеют различные речевые расстройства вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В логопедии принято выделять следующие проявления в нарушении речи, которые дают общую характеристику этому состоянию: недифференцированное произношение пар либо целых групп звуков; замена одних звуков другими, которые имеют более простую артикуляцию и представляют для дошкольника меньшую произносительную сложность; смешение звуков.
В ходе анализа теоретических источников по проблеме исследования указано на то, что формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Чтобы звуки произносились четко, нужно, чтобы органы речи правильно располагались и двигались. Главной задачей здесь является развитие у детей старшего дошкольного возраста подвижности языка (умения поднимать язык вверх, отодвигать в глубину рта и т.д.), регуляция движений нижней челюсти. Ее решение осуществляется одновременно с формированием звукопроизношения. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специального логопедического коррекционного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект у дошкольников, но и полностью подготовить их к будущему обучению в школе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР. В ходе констатирующего этапа было установлено, что у старших дошкольников с ФФНР, недостаточно развита речь, послужили основанием для разработки основных направлений логопедической работы – развитие речи средствами игр и игровых упражнений.
На формирующем этапе в ходе работы по развитию речи старших дошкольников с ФФНР средствами игр и игровых технологий было проведено 12 логопедических занятий: подготовительный этап – 2 занятия, основной этап – 8 занятий, заключительный этап – 2 занятия. На занятиях активно применялись игры и игровых упражнений методы и приемы с использование наводящих вопросов, схемы составления рассказов, рисунков самих детей для их описания, игровой прием «параллельный перенос» и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2018. – 256 c.
2. Абдалова, О. С. Особенности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О. С. Абдалова // В сборнике : Педагогическое призвание. Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. В 6-ти частях. – Петрозаводск, 2021. – С. 10-16.
3. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников : онтогенез и дизонтогенез : монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – Москва : Прометей, 2013. – 191 с.
4. Богаткова, А. К. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения / А. К. Богаткова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. –№ 60-1. – С. 37-40.
5. Болдырева, В. Э. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей / В. Э. Болдырева // В сборнике : Наука и инновации в XXI веке : актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. – 2019. – С. 215-217.
6. Бородина, В. А. Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / В. А. Бородина // Фундаментальная и прикладная наука. – 2017. – № 1 (5). – С. 20-22.
7. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю. Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. – Москва : Инфра-М, 2017. – 125 с.
8. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург : РГПУ : Союз, 2015. – 60 с.
9. Границкая, С. Л. Влияние фонетико-фонематического недоразвития речи на развитие процессов чтения и письма / С. Л. Границкая // В сборнике : Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией И. А. Загайнова, О. Г. Купцовой. – Йошкар-Ола, 2022. – С. 172-175.
10. Григорьева, О. Ф. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О. Ф. Григорьева // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия : Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – Т. 5. – № 3 (19). – С. 191-200.
11. Демидова, Е. Н. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий / Е. Н. Демидова // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – № 12 (63). – С. 826-838.
12. Зубкова, М. А. Особенности фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. А. Зубкова // Студенческий. – 2021. – № 15-2 (143). – С. 46-49.
13. Иващенко, А. А. Нарушение фонематических процессов у детей с ФФНР / А. А. Иващенко // Студенческий вестник. – 2022. – № 23-1 (215). – С. 68-69.
14. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для вузов по специальности «Социальная работа» / С. А. Игнатьева. – Москва : ВЛАДОС, 2019. – 299 с.
15. Кондрашова, Т. М. Особенности понимания и продуцирования речи детьми ФФНР / Т. М. Кондрашова // В сборнике : Наука, образование и технологии: современное состояние актуальных проблем. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. –Москва, 2022. – С. 66-69.
16. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнеев. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 380 с.
17. Коровко, Е. А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи / Е. А. Коровко // Специальное образование. – 2019. – № 1. – С. 22-33.
18. Кощевец, К. С. ФФНР как психолого-педагогическая проблема у детей с ЗПР / К. С. Кошевец // В сборнике : Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве. сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 161-164.
19. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2017. – 463 с.
20. Лазуркина, А. Н. Особенности обследования грамматической стороны речи детей шестого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А. Н. Лазуркина // Студенческая наука и XXI век. –2021. – Т. 18. – № 1-2 (21). – С. 169-172.
21. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития : учеб. пособие : [для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика»] / Л. В. Лопатина. – Санкт-Петербург : КАРО, 2019. – 173 с.
22. Малышева, И. С. Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР / И. С. Малышева // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 6 (70). – С. 130-133.
23. Медведева, Е. Ю. Исследование нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Медвеедва // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-4. – С. 127-130.
24. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников с ФФНР / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-37.
25. Соболевская, Н. И. Произносительная сторона речи у детей с ФФН / Н. И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
26. Тамаева, А. А. Подготовка к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А. А. Тамаева // В сборнике : Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей. Научные редакторы Т. С. Дорохова, Е. В. Донгаузер. – Екатеринбург, 2017. – С. 116-121.
27. Тетерина, Е. А. Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематичсеким нарушением речи / Е. А. Тетерина // В сборнике: Научные достижения и инновации: вопросы теории и практики. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2022. – С. 104-105.
28. Трошин, О. В. Логопсихология : учебное пособие / О. В. Трошин. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 256 с.
29. Фуреева, Е. П. Особенности формирования понимания логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с ФФНР / Е. П. Фуреева // Школьный логопед. – 2017. – № 5. – С. 30 – 44.
30. Чиркова, Н. Б. Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ФФНР / Н. Б. Чиркова // В сборнике : Логопедическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: современный облик и контуры будущего. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции КГУ им. К. Э. Циолковского. – Калуга, 2021. – С. 242-250.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ