Логопедическая работа по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР – от 5 до 6 лет составили экспериментальную группу, из них 5 мальчиков, 5 девочек. Все дети посещают дошкольную образовательную организацию.
Есть приложение.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1 Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи 8
1.2 Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 13
1.3 Анализ диагностических методик изучения речевых нарушений в процессе подготовки к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 26
2.1 Описание процедуры исследования 26
2.2 Анализ состояния развития речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 30
2.3 Содержание логопедической работы по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 36
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 49
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР – от 5 до 6 лет составили экспериментальную группу, из них 5 мальчиков, 5 девочек. Все дети посещают дошкольную образовательную организацию.
Есть приложение.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1 Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи 8
1.2 Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 13
1.3 Анализ диагностических методик изучения речевых нарушений в процессе подготовки к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 26
2.1 Описание процедуры исследования 26
2.2 Анализ состояния развития речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 30
2.3 Содержание логопедической работы по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 36
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 49
Цель исследования – изучить особенности логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы организации логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР.
2. Проанализировать уровень речевого развития детей с ФФНР.
3. Определить в опытно-экспериментальной работе влияние логопедической работы в период подготовки к обучению на речевое развитие детей с ФФНР.
Гипотеза исследования: если в системе проводить логопедическую работу в период подготовки к обучению с детьми с ФФНР, то можно повысить уровень речевого развития данной категории детей.
Методы исследования: организационные, теоретические (анализ литературы по педагогике, логопедии, психолингвистике, методике русского языка и т.д.), эмпирические (опытно-экспериментальная работа), анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной логопедической практики:
- современные представления о структуре речевого дефекта (Е.Ф. Архипова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.Г. Голубева и др.);
- представления о фонетико-фонематическом недоразвитии речи детей дошкольного возраста (С.А. Игнатьева, Т.М. Кондрашова, А.Н. Корнеев и др.);
- представления о роли логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР (Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, Е.П. Фуреева и др.).
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение отражает актуальность заявленной темы, определяет научно-категориальный аппарат, определяет цель, задачи и методы исследования.
В первой главе представлена характеристика фонетико-фонематического нарушения речи. Описаны особенности речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проведён анализ методов и приемов диагностики и преодоления нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в период подготовки к обучению.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по определению влияния логопедической работы в период подготовки к обучению на речевое развитие детей с ФФНР.
В заключении формулируются основные выводы по результатам проведенной работы.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы организации логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР.
2. Проанализировать уровень речевого развития детей с ФФНР.
3. Определить в опытно-экспериментальной работе влияние логопедической работы в период подготовки к обучению на речевое развитие детей с ФФНР.
Гипотеза исследования: если в системе проводить логопедическую работу в период подготовки к обучению с детьми с ФФНР, то можно повысить уровень речевого развития данной категории детей.
Методы исследования: организационные, теоретические (анализ литературы по педагогике, логопедии, психолингвистике, методике русского языка и т.д.), эмпирические (опытно-экспериментальная работа), анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты научных исследований представителей отечественной и зарубежной научной логопедической практики:
- современные представления о структуре речевого дефекта (Е.Ф. Архипова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.Г. Голубева и др.);
- представления о фонетико-фонематическом недоразвитии речи детей дошкольного возраста (С.А. Игнатьева, Т.М. Кондрашова, А.Н. Корнеев и др.);
- представления о роли логопедической работы в период подготовки к обучению детей с ФФНР (Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, Е.П. Фуреева и др.).
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение отражает актуальность заявленной темы, определяет научно-категориальный аппарат, определяет цель, задачи и методы исследования.
В первой главе представлена характеристика фонетико-фонематического нарушения речи. Описаны особенности речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проведён анализ методов и приемов диагностики и преодоления нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в период подготовки к обучению.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по определению влияния логопедической работы в период подготовки к обучению на речевое развитие детей с ФФНР.
В заключении формулируются основные выводы по результатам проведенной работы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, которые имеют различные речевые расстройства вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В логопедии принято выделять следующие проявления в нарушении речи, которые дают общую характеристику этому состоянию: недифференцированное произношение пар либо целых групп звуков; замена одних звуков другими, которые имеют более простую артикуляцию и представляют для дошкольника меньшую произносительную сложность; смешение звуков.
В ходе анализа теоретических источников по проблеме исследования указано на то, что формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Чтобы звуки произносились четко, нужно, чтобы органы речи правильно располагались и двигались. Главной задачей здесь является развитие у детей старшего дошкольного возраста подвижности языка (умения поднимать язык вверх, отодвигать в глубину рта и т.д.), регуляция движений нижней челюсти. Ее решение осуществляется одновременно с формированием звукопроизношения. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специального логопедического коррекционного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект у дошкольников, но и полностью подготовить их к будущему обучению в школе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР. В ходе констатирующего этапа было установлено, что у старших дошкольников с ФФНР, недостаточно развита речь, послужили основанием для разработки основных направлений логопедической работы – развитие речи средствами игр и игровых упражнений.
На формирующем этапе в ходе работы по развитию речи старших дошкольников с ФФНР средствами игр и игровых технологий было проведено 12 логопедических занятий: подготовительный этап – 2 занятия, основной этап – 8 занятий, заключительный этап – 2 занятия. На занятиях активно применялись игры и игровых упражнений методы и приемы с использование наводящих вопросов, схемы составления рассказов, рисунков самих детей для их описания, игровой прием «параллельный перенос» и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В логопедии принято выделять следующие проявления в нарушении речи, которые дают общую характеристику этому состоянию: недифференцированное произношение пар либо целых групп звуков; замена одних звуков другими, которые имеют более простую артикуляцию и представляют для дошкольника меньшую произносительную сложность; смешение звуков.
В ходе анализа теоретических источников по проблеме исследования указано на то, что формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Чтобы звуки произносились четко, нужно, чтобы органы речи правильно располагались и двигались. Главной задачей здесь является развитие у детей старшего дошкольного возраста подвижности языка (умения поднимать язык вверх, отодвигать в глубину рта и т.д.), регуляция движений нижней челюсти. Ее решение осуществляется одновременно с формированием звукопроизношения. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специального логопедического коррекционного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект у дошкольников, но и полностью подготовить их к будущему обучению в школе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР. В ходе констатирующего этапа было установлено, что у старших дошкольников с ФФНР, недостаточно развита речь, послужили основанием для разработки основных направлений логопедической работы – развитие речи средствами игр и игровых упражнений.
На формирующем этапе в ходе работы по развитию речи старших дошкольников с ФФНР средствами игр и игровых технологий было проведено 12 логопедических занятий: подготовительный этап – 2 занятия, основной этап – 8 занятий, заключительный этап – 2 занятия. На занятиях активно применялись игры и игровых упражнений методы и приемы с использование наводящих вопросов, схемы составления рассказов, рисунков самих детей для их описания, игровой прием «параллельный перенос» и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО -
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021



