Введение 14
1 Обзор литературы 14
2 Объект и методы исследования 24
2.1 Анализ деятельности организации 24
2.2 Задачи исследования 27
2.3 Поиск инновационных вариантов 31
3 Расчеты и аналитика 34
3.1 Теоретический анализ 34
3.2 Инженерный расчет 38
3.3 Конструкторская разработка 40
3.4 Технологическое проектирование 43
3.5 Организационное проектирование 44
4 Результаты проведенного исследования 56
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение... 58
5.1 Оценка коммерческого потенциала НИ 58
5.2 Анализ структуры затрат проекта 61
5.3 Заработная плата исполнителей 62
5.3 Затраты на оборудование и программное обеспечение 63
5.4 Расчет затрат на текущий ремонт 65
5.5 Затраты на электроэнергию 65
5.6 Накладные расходы 66
5.7 Расчет эксплуатационных затрат 67
5.8 Расчет показателя экономического эффекта 68
6 Социальная ответственность 70
6.1 Введение в раздел 70
6.2 Техногенная безопасность 70
6.3 Региональная безопасность 73
6.4 Организационные мероприятия обеспечения безопасности 73
6.5 Особенности законодательного регулирования решений 76
6.6 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 77
Заключение 78
Список публикаций студента 80
Список использованных источников 82
Приложение А Организационная схема предприятия 84
Приложение Б Схема документооборота 85
Приложение В Модель IDEF0 86
Приложение Г Декомпозиция модели ШEF0по функциям 87
Приложение Д Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Учёт информации о
потенциальных абитуриентах-пользователей сайта» 88
Приложение Е Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Формирование тестов
опросов и анкет» 89
Приложение Ж Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Учёт участия
абитуриентов в тестированиях, опросах и анкетирования» 90
Приложение З Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Оценка портфолио» 91
Приложение И Инфологической модели (Уровень определение) 92
Приложение К Инфологическая модель (Уровень атрибутов) 93
Современное развитие общества неотъемлемо связано не только с созданием новейших технологий, а также их внедрением, но и с созданием новой образовательной парадигмы - "компетентностный подход". Такое нововведение предоставляет возможность с развитием институтов подготовить высококвалифицированных специалистов, которые адаптированы к выбору решений в постоянно меняющихся условиях, независимым активным действиям и к быстрому и качественному анализу разнообразных ситуаций. Всё это отражается и на уровне требований к абитуриентам.
В связи с увеличением требований к уровню IT-компетенций абитуриентов направления «Прикладная информатика» необходимо ВУЗу и кафедре ИС постоянно взаимодействовать с будущими абитуриентами - школьниками. Так как именно в этот период закладываются фундаментальные знания, которые впоследствии определяют их дальнейшую судьбу. Именно этот период является ключевым для выбора дальнейшей специальности, поэтому необходимо их взаимодействие с образовательным учреждением. Для реализации данного метода необходимо воспользоваться современными средствами коммуникаций, например, таких как Веб-сайт, личный кабинет пользователя, на котором будущий абитуриент будет вести своё портфолио, а кафедра будет иметь инструмент для оценки знаний потенциальных абитуриентов (ПА). В качестве ПА выступают также учащиеся ССУЗов и студенты, планирующие поступление в магистратуру.
Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия, сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Разработка веб-сайта и личного кабинета ПА позволит улучшить качество и подготовленность будущих абитуриентов. В портфолио будет оцениваться и отображаться общий бал пользователя сайта, с учётом участия абитуриентов в профориентационных мероприятиях кафедры: тестах, опросах, вебинарах, олимпиадах и пр.
Данная разработка повлечёт за собой повышение эффективности профориентационной деятельности кафедры, что подразумевает: наличие осязаемого результата приёмной компании, её качественной и количественной оценки, создание условий, организующих и мотивирующих самостоятельную образовательную активность пользователей сайта - ПА.
Целью разработки данного проекта является выбор и группировка показателей уровня компетенций ПА направления «Прикладная информатика» и определение их рейтинга среди пользователей сайта кафедры ИС с учетом активности потенциальных абитуриентов в мероприятиях.
Поставлена задача по разработке информационной системы, которая будет учитывать данные и информацию из документов, представляющих совокупность индивидуальных образовательных и научных достижений абитуриентов. Планируется осуществлять анализ результатов тестирования, анкетирования и опросов пользователей. Система также позволит формировать тесты, опросы и анкеты, осуществлять рассылку информационных писем и приглашений кафедры для ПА.
В результате исследования и обзора литературы обоснована актуальность разработки Информационной системы оценки портфолио потенциальных абитуриентов направления «Прикладная информатика».
Изучены структура ЮТИ ТПУ и кафедры ИС, как подразделения ВУЗа, процесс профориентационной деятельности и организации коммуникаций с ПА. Выявлены информационные потоки взаимодействия между объектами и субъектами процесса. Разработана система оценки портфолио через ИС и Личный кабинет.
Определены функции информационной системы:
- учёт информации о потенциальных абитуриентах - пользователей
сайта;
- формирование тестов, опросов и анкет;
- учет участия абитуриентов в тестированиях, опросах и анкетирования;
- оценка портфолио пользователей.
Проанализированы системы-аналоги. Сделан вывод, что они не удовлетворяют выдвинутым требованиям. Принято решение о необходимости разработки собственной информационной системы. Спроектирована база данных.
Проведён анализ сред разработки. ИС реализована в интегрированной среде разработки PhpStorm.
Разработанная ИС повысит эффективность коммуникаций с ПА и профориентационной деятельности кафедры в целом, снизит трудозатраты на определение качества знаний у пользователей Личного кабинета, повысят ИКК абитуриентов. Среди пользователей сайта появится мотивация за счёт конкуренции среди сверстников.
Произведены расчеты по ресурсоэффективности и ресурсосбережения.
В ходе проделанной работы найдены все необходимые данные, доказывающие целесообразность и эффективность разработки данного программного обеспечения (таблица 5.7). Затраты на разработку проекта
86662,2 руб., общие эксплуатационные затраты 4473,65, годовой экономический эффект от внедрения данной системы составит 111355,61 руб., ожидаемый экономический эффект 98356,31 руб., коэффициент экономической эффективности 1,1, срок окупаемости - 0,8 года. Проделанные расчеты показывают, что внедрение разработанной информационной системы имеет экономическую выгоду для организации.
В разделе «Социальная ответственность» рассмотрены основные параметры по безопасности рабочего места ЮТИ ТПУ, которые полностью соответствует нормам СанПиН.
Таким образом, в ходе выполнения бакалаврской работы были решены все поставленные задачи. Система отвечает стандартам и требованиям, предъявляемым к современным системам подобного рода. Кроме того, разработанная информационная система имеет возможность доработки и изменения под обстоятельства, в которых она будет функционирует.
В настоящее время система расположена на сервере ЮТИ и проходит опытную эксплуатацию о чем свидетельствует акт о внедрении. К ИС организован веб-доступ через ссылку на странице кафедры ИС сайта ЮТИ ТПУ.
Список публикаций по теме исследования представлен в пояснительной записке. Работа была отмечена дипломом на университетском конкурсе студенческих работ НИРС, представлена на конференциях различного уровня и опубликована в журналах, входящих в перечень ВАК, что свидетельствует об её актуальности и проработанности.
1 Антоненко С.В. «Социальные сети как инструмент профориентации» // Известия Тульского государственного университета. Серия: Технические науки 2013. Выпуск №11 С. 41-44.
2 Тимченко Я.А., Припасаева О.И., Соколовская В.А., Антонова
B. А. «Влияние профориентации на выбор школьниками профессии и удовлетворенность выбором в процессе обучения в вузе» // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014 № 22 С. 119-123.
3 Лызин И. А. Разработка модели IDEF0 процесса учета и анализа взаимодействия вуза с абитуриентами // Современные технологии поддержки принятия решений в экономике: сборник трудов Всероссийской научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Юрга, 19-20 Ноября 2015. - Томск: ТПУ, 2015 - C. 156-158
4 Агаджанян (Азизянц) В. Д., Лызин И. А., Евстафьев С. Н., Молнин
C. А. Исследование проблем формирования базовых информационнокоммуникационных компетенций учащихся школ // Измерение, контроль, информатизация: материалы XV Международной научно-технической конференции, Барнаул, 23 Апреля 2014. - Барнаул: АлтГТУ, 2014 - C. 173-175.
5 Лызин И. А., Агаджанян (Азизянц) В. Д., Евстафьев С. Н., Молнин С. А. Комплексный подход к проблеме формирования и оценки базовых информационно - коммуникационных компетенций учащихся // Ползуновский вестник. - 2014 - №. 2. - C. 150-153;
6 Захарова А. А., Чернышева Т. Ю., Молнина Е. В. Комплексная система формирования информационно-коммуникационной компетентности обучаемых по направлению «Прикладная информатика» // Наука. Инновации. Образование. - 2014 - №. 1
7 Инженерно-производственная подготовка (ИНН): методические указания по выполнению ИПП для студентов направления 09.03.03
Прикладная информатика (всех форм обучения) / Составители: Захарова А.А., Телипенко Е.В. - Юрга: Изд. ЮТИ ТПУ, 2015. - 25 с.
8 А.Н. Важдаев Технология создания информационных систем в среде 1С: Предприятие: учебное пособие / А.Н. Важдаев. - Юрга: Издательство Юргинского технологического института (филиал) Томского политехнического университета, 2007. - 132 с.
9 Захарова, А. А. Интегрированная инновационно-ориентированная траектория подготовки ИТ-специалиста [Текст] / А. А. Захарова // Качество. Инновации. Образование. -2010. - № 1(56). - С. 10-14.
10 Айвазян С.А. Классификация многомерных наблюдений [Текст]/ С.А Айвазян, З.И. Бежаев, О.В. Староверов - М.: Статистика, 1974-240с.
11 Каптелова Н.В. Кластеры как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200801701.
12 Молнина, Е.В. Реализация комплексной системы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся через IT- университет [Текст] / Е.В.Молнина, С.А. Молнин, К.С. Картуков // В мире научных открытий. - 2013 - №. 11.7(47).-C.120-124.