Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этнокультурная память как средство воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №106039

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАОУ «СОШ №2».
Выборка: 40 учащихся 7–8 классов: 20 учащихся 7-х классов соста-вили экспериментальную группу, 50% от общего количества учащихся 7-х классов, 20 учащихся 8-х классов составили контрольную группу, 50% от общего количества учащихся 8-х классов.
Есть приложение (анкета).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущность понятия «этнокультурная память» 9
1.2. Проблема воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ РЕГИОНА В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Характеристика этнических традиций и обрядов региона 25
2.2 Формы и методы воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников средствами регионального этнокультурного компонента 35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ РЕГИОНА» В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 45
3.1 Анализ уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у школьников 45
3.2 Разработка и реализация факультативного курса «Этнокультурная память региона» в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему воспитания гражданской позиции у школьников средствами этнокультурной памяти.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы использования этнокультурной памяти в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников.
2) Проанализировать особенности использования этнокультурной памяти региона в гражданско-патриотическом воспитании школьников.
3) Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников разработанного и апробированного факультативного курса «Этнокультурная память региона».
Гипотеза исследования: гражданско-патриотическое воспитание школьников будет результативно, если:
1) Определены критерии воспитания гражданско-патриотической позиции шильников.
2) Воспитание гражданско-патриотической позиции школьников осуществляется средствами этнокультурной памяти.
Методология исследования: историческая антропология, на основании которой осуществляется исторический подход к формированию понятия исторической памяти, ее интерпретации в этнокультурном аспекте; личностно-ориентированный подход к проблеме гражданского и патриотического воспитания на основе этнокультурных ценностей.
Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными по проблеме использования этнокультурной памяти в воспитательном процессе организации образования; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности культурно-досуговых объединений этнокультурной направленности; включенное наблюдение; социально-педагогический эксперимент; прогнозирование и моделирование воспитательного процесса.
Поскольку данное исследование носит междисциплинарный характер, были применены также историко-педагогические методы. Междисциплинарный подход позволяет избежать издержек узко-правовой оценки документов; другими словами, учитывается исторический контекст их появления. Все это позволит осмыслить происходившие процессы в эволюции этнокультурной памяти.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе разработаны методические подходы и практические материалы для организации учебно-воспитательной работы, направленной на формировании культуры межэтнического взаимодействия, патриотизма. Материалы были апробированы в опытно-экспериментальной работе по воспитанию гражданско-патриотической позиции школьников средствами этнокультурной памяти.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных источников, раскрывающих проблему использования этнокультурной памяти как средства воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, классными руководителями при организации процесса воспитания гражданско-патриотической позиции школьников средствами этнокультурной памяти.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «культурная память» нельзя рассматривать без определения сущности этнокультуры. В современных отечественных и зарубежных исследованиях этническая культура понимается как совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры (этнические константы и ценностные ориентации). Этнокультура проявляется во всех сферах жизни этноса: в речи, в воспитании детей, в одежде, в строительстве жилья, обустройстве рабочего места, домашнем хозяйстве, в фольклоре.
Этническую культуру можно определить как совокупность свойственных этносу способов, элементов, структур жизнедеятельности, обеспечивающих его сохранение и развитие и, благодаря своим ярким самобытным чертам, выполняют этноидентифицирующую функцию. Будучи неотъемлемым признаком этноса, она представляет собой культуру людей, связанных между собой общностью происхождения и исторического развития. Именно в этнической культуре наблюдается неразрывная линия сохранение и передача традиций от поколения к поколению. Это свидетельствует о том, что этническая культура – унаследованная от предков комплекс хозяйственной и социальной жизни, материальной и духовной культуры, которые определяют стиль жизни, выполняют этноидентифицирующую роль, дают возможность выделить и противопоставить себя другим этносам.
В свою очередь, этнокультуная память представляет собой теоретически обобщенный коллективный опыт народа, результаты деятельности в сфере культуры, науки, философии, искусства – знания и образные представления о мире.
При этом общество (народ) не может существовать, если не очерчены научно-выверенные основные идеологические установки, ведущие его к единой цели. Однако эта идея должна быть не навязана извне, а выработана самим народом. Она состоит в том, что каждый народ, нация, этнос в процессе развития выработали исторически обусловленную идеологию, которая своими корнями уходит в глубокую древность и идеями которой проникнуты все сферы жизнедеятельности народа.
Следовательно, стержень современной системы гражданско-патриотического воспитания должна составлять национальная идея, играющая роль объединительного, консолидирующего фактора в общественном развитии, направленного на выработку жизненной позиции человека, становление его как личности, гражданина своего государства.
Составляющими содержание национальной идеи являются национальная отдельность, национальное самосознание, язык, культура, ментальность, воля к осуществлению национальной цели и, наконец, государство.
Национальная идея должна входить в основу воспитания целых поколений, в связи с чем воспитание государственных черт, объединение всех этносов России в одно сообщество, проникнутое едиными творческими стремлениями и высоким патриотизмом, должно стать главной задачей школы, государства и всех общественных учреждений и организаций. Именно патриотизм наполняет сознание личности положительными мотивами, потребностями, стремлениями, установками, ценностными ориентирами, интересами, идеалами, которые становятся высокоэффективными двигателями ее обучения, развития, воспитания.
Иначе говоря, патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность своему народу, забота о его благе, содействие становлению и утверждению России как суверенного, правового, демократического государства, готовность и умение защищать его, мужество и самоотверженность, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Единственной основой для построения национальной системы гражданско-патриотического воспитания является национальная культура, объединяющая обычаи, традиции, искусство, религию, на основе которых формируется национальное сознание народа.
Сказанное в полной мере относится и к этнокультурному развитию ХМАО-Югры, на территории которого проживают такие представители КМНС, как ханты, манси, ненцы (лесные).
В соответствии с Законом ХМАО–Югры от 28.12.2006 № 145-оз во всех муниципальных районах образованы территории традиционного природопользования КМНС, на которых ведут традиционный образ жизни, используют природные ресурсы территории, охотятся и рыбачат. Ханты-Мансийский автономный округ стал первым субъектом РФ, где реализован такой институт представительства коренных малочисленных народов, как Ассамблея представителей КМНС в структуре окружной думы.
Более того, в последние десятилетия коренные малые народы Севера на территории ХМАО–Югры из «объектов» превратились в «субъекты», активных творцов своей истории. Сегодня в регионе ведется активная работа по интеграции населения округа в единую общественную среду на основе синтеза культур аборигенного и пришлого населения.
С другой стороны, относительное благополучие социально-демографического развития КМНС, основанное на анализе показателей официальной статистики, не должно заслонять потенциальную угрозу их возможного регрессивного развития и вымирания, тем более что предпосылками возможного перехода к неблагоприятному сценарию демографического развития остаются сложные проблемы высокой смертности коренных малочисленных народов Севера и связанная с этим низкая продолжительность их жизни. Решение этих социально-демографических проблем коренных малочисленных народов остается в числе приоритетных направлений демографической политики северных территорий России.
Интеграция этнокультурного и гражданско-патриотического воспитания в рамках образовательного процесса с применением различных форм обучения и воспитания (ИКТ, проектные технологии, игровые технологии, творческие мастерские и др.) позволит более эффективно решать проблему сохранения культуры КМНС на территории ХМАО–Югры.
В рамках настоящего исследования была разработана анкета для учащихся 7–8 классов общеобразовательной школы, содержание которой направлено на выявление уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у школьников.
В проведенном анкетировании приняли участие 40 человек: 20 учащихся 7-х классов составили экспериментальную группу (50 % от общего количества учащихся 7-х классов), 20 учащихся 8-х классов составили контрольную группу (50 % от общего количества учащихся 8-х классов).
Результаты анкетирования позволили нам заключить, что какие бы то ни было мероприятия, связанные с культурой и традициями коренных малых народов Севера (ханты, манси, ненцы и др.), не расцениваются подавляющим большинством учащихся как необходимые элементы понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Патриотизм современная молодежь воспринимает в первую очередь по отношению к стране в целом без отсылки к малым народам и их культуре, конкретному региону, родному городу, селу и т.п.
Для решения этой проблемы был разработан факультативный курс «Этнокультурная память региона» для учащихся 7-х классов (20 человек экспериментальной группы) длительностью 24 часа.
В программе курса содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре родного для школьников края – ХМАО–Югре, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях народов ханты и манси.
Целью курса «Этнокультурная память региона» стала формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся 7-х классов на основе погружения в традиции и обычаи КМНС, приобщение к культурному наследию своего народа как важнейшему компоненту гражданско-патриотического воспитания.
Задачи проекта:
1) Усвоение знаний о народных традициях ханты и манси.
2) Развитие навыков культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям в учебной и внеучебной деятельности.
3) Воспитание национального сознания и толерантного отношения к культуре народов ханты и манси.
4) Актуализация включение этнокультурного компонента в системе патриотических воззрений учащихся.
Структурной особенностью проекта является модульно–тематическое планирование содержания занятий.
Программа проекта содержит 6 основных модулей:
1) 1 модуль – история ХМАО-Югры «Край родной навек любимый»;
2) 2 модуль – народный костюм «Встречают по одежке...»;
3) 3 модуль – традиции национальной кухни «Красна изба не углами, а красна пирогами»;
4) 4 модуль – национальные народные праздники «Сделал дело, гуляй смело»;
5) 5 модуль – народные промыслы «Без терпенья нет уменья»;
6) 6 модуль – языческие верования народов ханты и манси «Мифы и боги».
По окончании проекта было проведено повторное анкетирование участников исследования с привлечением экспериментальной и контрольной групп. Его результаты демонстрируют значительный рост внимания учащихся экспериментальной группы к проблеме развития патриотизма через ознакомление с культурой и традициями КМНС.
Результаты исследования позволяют заключить, что обоснованные в нем тенденции обучения и воспитания школьников во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для развития их гражданско-патриотической позиции путем обращения к культуре и традициям коренных народов ХМАО-Югры.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 17 июня 2003 года № 01-06/24258. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901867597 (дата обращения: 10.01.2022).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901867597 (дата обращения: 10.01.2022).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС ООО. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.12.2006 № 145-оз «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446491896 (дата обращения: 10.01.2022).
6. Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Утверждена Распоряжением Правительства №747-рп, от 29.12.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/411717612 (дата обращения: 10.01.2022).
7. Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2020 – 2024 годы. Утверждена Распоряжением Правительства №465-рп, от 14.08.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/570879410 (дата обращения: 10.01.2022).

Литература

1. Абаева Е. С. Педагогические условия этнокультурного воспитания школьников в образовательных организациях [Текст] / Е. С. Абаева // Сборник научно-практических и научно-методических статей, приуроченный к общенациональному празднику Дню воспитателя и всех дошкольных работников, Международному дню социального педагога, Всемирному дню учителя, Международному дню логопеда и дефектолога ; под ред. кандидата педагогических наук Ю.Ю. Курбангалиевой (Строкиной). – Астрахань : Сорокин, 2016. – С. 256–257.
2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности [Текст] / Я. Ассман. –М. : Языки славянских культур, 2017. – 474 c.
3. Вяземский Е. Е. Интеграция общественного и семейного воспитания как ресурс развития гражданско-патриотического воспитания [Текст] / Е. Е. Вяземский // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2018. – Т. 4. – № 1 (14). – С. 3–12.
4. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества [Текст] / И. Г. Гердер. – М. : Наука, 1977. – С. 440–441.
5. Гикис С.Н. Этнокультурная компетентность в системе воспитания общей культуры старших школьников [Текст] / С. Н. Гикис // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 1 (2). – С. 414–417.
6. Динисламова Л. И. Потребности изучения предметов с этнокультурной направленностью в общеобразовательных учреждениях ХМАО – Югры (по результатам социологического исследования) [Текст] / Л. И. Динисламова // Шесталовские чтения. Материалы международной научнопрактической конференции / под ред. О. Ю. Динисламовой. – Тюмень : ООО «ФОРМАТ-72», 2021. – С. 196–203.
7. Елена Пивнева: «Народы ханты, манси и лесные ненцы – одна из брендовых характеристик округа» [Текст] [Электронный ресурс] // Новости Югры. URL: https://ugra-news.ru (дата обращения: 22.09.2022).
8. Жидовкина М. В. Значение этнокультуры для духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / М. В. Жидовкина // Сборник тезисов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные за выпуск Ю.В. Жукова, Л.И. Дрожжина. – Чебоксары : Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2018. – С. 46–47.
9. Зайцева Н. В. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации учащихся [Текст] / Н. В. Зайцева // Материалы IV региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2017. – С. 222–223. – 477 с.
10. Иванова О. А. Формирование гражданско-патриотического воспитания в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] / О. А. Иванова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа : Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. – С. 67–69.
11. Информационный материал «Демографическая ситуация в среде коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры» [Текст]. – Ханты-Мансийск, 2020. – 10 с.
12. Ирисметов, Б. М. Культурная память как основа этнокультурной идентичности [Текст] / Б. М. Ирисметов // Культура в евразийском пространстве : традиции и новации. – 2020. – № 1 (4). – С. 20–24.
13. Исматуллина Р. Я. Народные праздники и обряды в этнокультурном воспитании школьников [Текст] / Р. Я. Исматуллина // Региональное образование XXI века : проблемы и перспективы. – 2015. – № 1. – С. 24.
14. Казакова Н. С. Возможности национально-регионального компонента в гражданско-патриотическом воспитании [Текст] / Н. С. Казакова // Материалы VII Международной научной конференции. Ответственный редактор В. И. Полищук. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2010. – С. 87–90.
15. Князева О. Н. Формирование активной жизненной позиции молодежи посредством гражданско-патриотического воспитания [Текст] / О. Н. Князева // Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные за выпуск Е. И. Сорокатая, В. Л. Бопп. – Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2020. – С. 146–148.
16. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. История и расселение коренных малочисленных народов Севера [Электронный ресурс] // Культурное наследие Югры. URL: http://hmao.kaisa.ru/object/1810976294?lc=ru (дата обращения: 22.09.2022).
17. Кошокова С. Я. Историческая память как один из элементов этнокультурной самоидентификации народа [Текст] / С. Я. Кошокова // Сборник тезисов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Отв. за выпуск А. Г. Кощаев. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2021. – С. 357.
18. Кривко Т. С. Целостный подход к организации гражданско-патриотического воспитания в школе [Текст] / Т. С. Кривко // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. – С. 132–136.
19. Логинова М. В. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект [Текст] / М. В. Логинова // Финно-угорский мир. – 2021. – Т. 13. – № 2. – С. 169–179.
20. Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры [Текст] / Ю. М. Лотман. – Таллин : Александра, 1992. – С. 9–247.
21. Лукашек В. Г. Роль общественных институтов в гражданско-патриотическом воспитании молодежи республики [Текст] / В. К. Лукашек // Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. В. Беспаловой. – Донецк : Донецкий национальный университет, 2018. – С. 322–325.
22. Матяж В. В. Воспитание школьника в этнокультурном аспекте [Текст] / В. В. Матяж // Студенческий. – 2020. – № 8-1 (94). – С. 36–37.
23. Мочалова Н. Ю. Роль этнокультурных стереотипов в восприятии исторической памяти [Текст] / Н. Ю. Мочалова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор О. В. Рыжкова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 24–28.
24. Николаева Т. В. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление системы воспитания [Текст] / Т. В. Николаева // Межрегиональной научно-практической онлайн-конференции. – Гатчина : Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. – С. 141–148.
25. Нора П. Проблематика мест памяти [Текст] / П. Нора / Перевод И. М. Смирновой. – СПб.: Питер, 2002. – 225 с.
26. Овчинников А. А. Роль гражданско-патриотического воспитания в становлении личности гражданина [Текст] / А. А. Овчиннков // Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.Я. Пигорев. – Курск : Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, 2016. – С. 159–161.
27. Орлова А. П. Основные понятия этнокультуры в курсе «Этнопедагогика» [Текст] / А. П. Орлова // В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы IХ международной научно-практической конференции: в 2 частях. – М., 2016. – С. 280–286.
28. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология [Текст] / Л. Г. Почебут. – М. : АСТ, 2017. – 336 c.
29. Ребане Я. К. Принцип социальной памяти [Текст] / Я. К. Ребане // Философские науки. – 1977. – № 5. – С. 97–100.
30. Рагозина Т. Э. Проблема культурной памяти и границы эмпирического сознания [Текст] / Т. Э. Рагозина // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. – Вып. 3 (16). – С. 70–81.
31. Родионова Н. И. Современное состояние гражданско-патриотического воспитания в России [Текст] / Н. И. Родионова // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. – 2019. – № 1 (50). – С. 120–132.
32. Сакердонова А. С. Этнокультурное воспитание школьников и применением цифровых образовательных ресурсов [Текст] / А. С. Сакердонова // Современное образование: традиции и инновации. 2021. № 2. С. 30–32.
33. Семина Г. В. Культурные индустрии как маркеры этнокультур на современном этапе развития [Текст] / Г. В. Семина // Материалы Международной научной конференции. Под редакцией А.С. Молчана. – Краснодар : Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом – Юг», – 2017. – С. 161–165.
34. Спиридонова Е. С. Музейная педагогика как средство этнокультурного воспитания школьников [Текст] / Е. С. Спиридонова // Человеческий капитал. – 2015. – № 5 (77). – С. 49–53.
35. Торопыгина М. Ю. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга [Текст] / М. Ю. Торопыгина. – М. : Прогресс-Традиция, 2015. – 368 с.
36. Труевцева О. Н. Взаимодействие учреждений образования и музеев в этнокультурном воспитании школьников [Текст] / О. Н. Труевцева // Наука, образование, музеи: формы освоения наследия. – Барнаул : АлтГПУ, 2016. – С. 22–28.
37. Тюгашев Е. А. Пластичность и ригидность традиционных этнокультур [Текст] / Е. А. Тюгашев // Материалы Всероссийской научной конференции. – Тюмень : Тюменский научный центр СО РАН, 2018. – С. 432–435.
38. Шеманаев В. А. Этнокультурный потенциал родного края в воспитании школьников [Текст] / В. А. Шемонаев // Обучение и воспитание : методики и практика. – 2015. – № 18. – С. 129–133.
39. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию [Текст] / Г. Г. Шпег. – М. : Инфра-М, 2010. – 60 c.
40. Харисов Ф. Ф. Принципы проектирования элементов этнокультуры в содержании общего образования [Текст] / Ф. Ф. Харисов // Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. – Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2018. – С. 329–331.
41. Цаллагова З. Б. Этнокультурные ценности как содержательная основа патриотического воспитания школьников [Текст] / З. Б. Цаллагова // Педагогика любви. материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Х Волковские этнопедагогические чтения». – Горно-Алтайск : ФБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет». 2016. – С. 121–123.
42. Этнокультурная направленность российского образования [Электронный ресурс] // Известные люди юга России. №2 (8). URL: http://vipstav.ru/material/2511-etnokulturnaya-napravlennostrossiyskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 22.09.2022).
43. Юсифова А. Г. О росте численности коренных малочисленных народов Севера [Текст] / А. Г. Юсифова // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции XIX Югорские чтения (1 декабря 2020 г., Ханты-Мансийск). – Ханты–Мансийск : ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2021. – С. 553–561.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ