Этнокультурная память как средство воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников (Уральский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАОУ «СОШ №2».
Выборка: 40 учащихся 7–8 классов: 20 учащихся 7-х классов соста-вили экспериментальную группу, 50% от общего количества учащихся 7-х классов, 20 учащихся 8-х классов составили контрольную группу, 50% от общего количества учащихся 8-х классов.
Есть приложение (анкета).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущность понятия «этнокультурная память» 9
1.2. Проблема воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ РЕГИОНА В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Характеристика этнических традиций и обрядов региона 25
2.2 Формы и методы воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников средствами регионального этнокультурного компонента 35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ РЕГИОНА» В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 45
3.1 Анализ уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у школьников 45
3.2 Разработка и реализация факультативного курса «Этнокультурная память региона» в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
База исследования: МАОУ «СОШ №2».
Выборка: 40 учащихся 7–8 классов: 20 учащихся 7-х классов соста-вили экспериментальную группу, 50% от общего количества учащихся 7-х классов, 20 учащихся 8-х классов составили контрольную группу, 50% от общего количества учащихся 8-х классов.
Есть приложение (анкета).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущность понятия «этнокультурная память» 9
1.2. Проблема воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ РЕГИОНА В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Характеристика этнических традиций и обрядов региона 25
2.2 Формы и методы воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников средствами регионального этнокультурного компонента 35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ РЕГИОНА» В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 45
3.1 Анализ уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у школьников 45
3.2 Разработка и реализация факультативного курса «Этнокультурная память региона» в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему воспитания гражданской позиции у школьников средствами этнокультурной памяти.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы использования этнокультурной памяти в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников.
2) Проанализировать особенности использования этнокультурной памяти региона в гражданско-патриотическом воспитании школьников.
3) Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников разработанного и апробированного факультативного курса «Этнокультурная память региона».
Гипотеза исследования: гражданско-патриотическое воспитание школьников будет результативно, если:
1) Определены критерии воспитания гражданско-патриотической позиции шильников.
2) Воспитание гражданско-патриотической позиции школьников осуществляется средствами этнокультурной памяти.
Методология исследования: историческая антропология, на основании которой осуществляется исторический подход к формированию понятия исторической памяти, ее интерпретации в этнокультурном аспекте; личностно-ориентированный подход к проблеме гражданского и патриотического воспитания на основе этнокультурных ценностей.
Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными по проблеме использования этнокультурной памяти в воспитательном процессе организации образования; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности культурно-досуговых объединений этнокультурной направленности; включенное наблюдение; социально-педагогический эксперимент; прогнозирование и моделирование воспитательного процесса.
Поскольку данное исследование носит междисциплинарный характер, были применены также историко-педагогические методы. Междисциплинарный подход позволяет избежать издержек узко-правовой оценки документов; другими словами, учитывается исторический контекст их появления. Все это позволит осмыслить происходившие процессы в эволюции этнокультурной памяти.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе разработаны методические подходы и практические материалы для организации учебно-воспитательной работы, направленной на формировании культуры межэтнического взаимодействия, патриотизма. Материалы были апробированы в опытно-экспериментальной работе по воспитанию гражданско-патриотической позиции школьников средствами этнокультурной памяти.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных источников, раскрывающих проблему использования этнокультурной памяти как средства воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, классными руководителями при организации процесса воспитания гражданско-патриотической позиции школьников средствами этнокультурной памяти.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы использования этнокультурной памяти в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников.
2) Проанализировать особенности использования этнокультурной памяти региона в гражданско-патриотическом воспитании школьников.
3) Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность в воспитании гражданско-патриотической позиции у школьников разработанного и апробированного факультативного курса «Этнокультурная память региона».
Гипотеза исследования: гражданско-патриотическое воспитание школьников будет результативно, если:
1) Определены критерии воспитания гражданско-патриотической позиции шильников.
2) Воспитание гражданско-патриотической позиции школьников осуществляется средствами этнокультурной памяти.
Методология исследования: историческая антропология, на основании которой осуществляется исторический подход к формированию понятия исторической памяти, ее интерпретации в этнокультурном аспекте; личностно-ориентированный подход к проблеме гражданского и патриотического воспитания на основе этнокультурных ценностей.
Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными по проблеме использования этнокультурной памяти в воспитательном процессе организации образования; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности культурно-досуговых объединений этнокультурной направленности; включенное наблюдение; социально-педагогический эксперимент; прогнозирование и моделирование воспитательного процесса.
Поскольку данное исследование носит междисциплинарный характер, были применены также историко-педагогические методы. Междисциплинарный подход позволяет избежать издержек узко-правовой оценки документов; другими словами, учитывается исторический контекст их появления. Все это позволит осмыслить происходившие процессы в эволюции этнокультурной памяти.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе разработаны методические подходы и практические материалы для организации учебно-воспитательной работы, направленной на формировании культуры межэтнического взаимодействия, патриотизма. Материалы были апробированы в опытно-экспериментальной работе по воспитанию гражданско-патриотической позиции школьников средствами этнокультурной памяти.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных источников, раскрывающих проблему использования этнокультурной памяти как средства воспитания гражданско-патриотической позиции у школьников.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, классными руководителями при организации процесса воспитания гражданско-патриотической позиции школьников средствами этнокультурной памяти.
Понятие «культурная память» нельзя рассматривать без определения сущности этнокультуры. В современных отечественных и зарубежных исследованиях этническая культура понимается как совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры (этнические константы и ценностные ориентации). Этнокультура проявляется во всех сферах жизни этноса: в речи, в воспитании детей, в одежде, в строительстве жилья, обустройстве рабочего места, домашнем хозяйстве, в фольклоре.
Этническую культуру можно определить как совокупность свойственных этносу способов, элементов, структур жизнедеятельности, обеспечивающих его сохранение и развитие и, благодаря своим ярким самобытным чертам, выполняют этноидентифицирующую функцию. Будучи неотъемлемым признаком этноса, она представляет собой культуру людей, связанных между собой общностью происхождения и исторического развития. Именно в этнической культуре наблюдается неразрывная линия сохранение и передача традиций от поколения к поколению. Это свидетельствует о том, что этническая культура – унаследованная от предков комплекс хозяйственной и социальной жизни, материальной и духовной культуры, которые определяют стиль жизни, выполняют этноидентифицирующую роль, дают возможность выделить и противопоставить себя другим этносам.
В свою очередь, этнокультуная память представляет собой теоретически обобщенный коллективный опыт народа, результаты деятельности в сфере культуры, науки, философии, искусства – знания и образные представления о мире.
При этом общество (народ) не может существовать, если не очерчены научно-выверенные основные идеологические установки, ведущие его к единой цели. Однако эта идея должна быть не навязана извне, а выработана самим народом. Она состоит в том, что каждый народ, нация, этнос в процессе развития выработали исторически обусловленную идеологию, которая своими корнями уходит в глубокую древность и идеями которой проникнуты все сферы жизнедеятельности народа.
Следовательно, стержень современной системы гражданско-патриотического воспитания должна составлять национальная идея, играющая роль объединительного, консолидирующего фактора в общественном развитии, направленного на выработку жизненной позиции человека, становление его как личности, гражданина своего государства.
Составляющими содержание национальной идеи являются национальная отдельность, национальное самосознание, язык, культура, ментальность, воля к осуществлению национальной цели и, наконец, государство.
Национальная идея должна входить в основу воспитания целых поколений, в связи с чем воспитание государственных черт, объединение всех этносов России в одно сообщество, проникнутое едиными творческими стремлениями и высоким патриотизмом, должно стать главной задачей школы, государства и всех общественных учреждений и организаций. Именно патриотизм наполняет сознание личности положительными мотивами, потребностями, стремлениями, установками, ценностными ориентирами, интересами, идеалами, которые становятся высокоэффективными двигателями ее обучения, развития, воспитания.
Иначе говоря, патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность своему народу, забота о его благе, содействие становлению и утверждению России как суверенного, правового, демократического государства, готовность и умение защищать его, мужество и самоотверженность, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Единственной основой для построения национальной системы гражданско-патриотического воспитания является национальная культура, объединяющая обычаи, традиции, искусство, религию, на основе которых формируется национальное сознание народа.
Сказанное в полной мере относится и к этнокультурному развитию ХМАО-Югры, на территории которого проживают такие представители КМНС, как ханты, манси, ненцы (лесные).
В соответствии с Законом ХМАО–Югры от 28.12.2006 № 145-оз во всех муниципальных районах образованы территории традиционного природопользования КМНС, на которых ведут традиционный образ жизни, используют природные ресурсы территории, охотятся и рыбачат. Ханты-Мансийский автономный округ стал первым субъектом РФ, где реализован такой институт представительства коренных малочисленных народов, как Ассамблея представителей КМНС в структуре окружной думы.
Более того, в последние десятилетия коренные малые народы Севера на территории ХМАО–Югры из «объектов» превратились в «субъекты», активных творцов своей истории. Сегодня в регионе ведется активная работа по интеграции населения округа в единую общественную среду на основе синтеза культур аборигенного и пришлого населения.
С другой стороны, относительное благополучие социально-демографического развития КМНС, основанное на анализе показателей официальной статистики, не должно заслонять потенциальную угрозу их возможного регрессивного развития и вымирания, тем более что предпосылками возможного перехода к неблагоприятному сценарию демографического развития остаются сложные проблемы высокой смертности коренных малочисленных народов Севера и связанная с этим низкая продолжительность их жизни. Решение этих социально-демографических проблем коренных малочисленных народов остается в числе приоритетных направлений демографической политики северных территорий России.
Интеграция этнокультурного и гражданско-патриотического воспитания в рамках образовательного процесса с применением различных форм обучения и воспитания (ИКТ, проектные технологии, игровые технологии, творческие мастерские и др.) позволит более эффективно решать проблему сохранения культуры КМНС на территории ХМАО–Югры.
В рамках настоящего исследования была разработана анкета для учащихся 7–8 классов общеобразовательной школы, содержание которой направлено на выявление уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у школьников.
В проведенном анкетировании приняли участие 40 человек: 20 учащихся 7-х классов составили экспериментальную группу (50 % от общего количества учащихся 7-х классов), 20 учащихся 8-х классов составили контрольную группу (50 % от общего количества учащихся 8-х классов).
Результаты анкетирования позволили нам заключить, что какие бы то ни было мероприятия, связанные с культурой и традициями коренных малых народов Севера (ханты, манси, ненцы и др.), не расцениваются подавляющим большинством учащихся как необходимые элементы понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Патриотизм современная молодежь воспринимает в первую очередь по отношению к стране в целом без отсылки к малым народам и их культуре, конкретному региону, родному городу, селу и т.п.
Для решения этой проблемы был разработан факультативный курс «Этнокультурная память региона» для учащихся 7-х классов (20 человек экспериментальной группы) длительностью 24 часа.
В программе курса содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре родного для школьников края – ХМАО–Югре, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях народов ханты и манси.
Целью курса «Этнокультурная память региона» стала формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся 7-х классов на основе погружения в традиции и обычаи КМНС, приобщение к культурному наследию своего народа как важнейшему компоненту гражданско-патриотического воспитания.
Задачи проекта:
1) Усвоение знаний о народных традициях ханты и манси.
2) Развитие навыков культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям в учебной и внеучебной деятельности.
3) Воспитание национального сознания и толерантного отношения к культуре народов ханты и манси.
4) Актуализация включение этнокультурного компонента в системе патриотических воззрений учащихся.
Структурной особенностью проекта является модульно–тематическое планирование содержания занятий.
Программа проекта содержит 6 основных модулей:
1) 1 модуль – история ХМАО-Югры «Край родной навек любимый»;
2) 2 модуль – народный костюм «Встречают по одежке...»;
3) 3 модуль – традиции национальной кухни «Красна изба не углами, а красна пирогами»;
4) 4 модуль – национальные народные праздники «Сделал дело, гуляй смело»;
5) 5 модуль – народные промыслы «Без терпенья нет уменья»;
6) 6 модуль – языческие верования народов ханты и манси «Мифы и боги».
По окончании проекта было проведено повторное анкетирование участников исследования с привлечением экспериментальной и контрольной групп. Его результаты демонстрируют значительный рост внимания учащихся экспериментальной группы к проблеме развития патриотизма через ознакомление с культурой и традициями КМНС.
Результаты исследования позволяют заключить, что обоснованные в нем тенденции обучения и воспитания школьников во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для развития их гражданско-патриотической позиции путем обращения к культуре и традициям коренных народов ХМАО-Югры.
Этническую культуру можно определить как совокупность свойственных этносу способов, элементов, структур жизнедеятельности, обеспечивающих его сохранение и развитие и, благодаря своим ярким самобытным чертам, выполняют этноидентифицирующую функцию. Будучи неотъемлемым признаком этноса, она представляет собой культуру людей, связанных между собой общностью происхождения и исторического развития. Именно в этнической культуре наблюдается неразрывная линия сохранение и передача традиций от поколения к поколению. Это свидетельствует о том, что этническая культура – унаследованная от предков комплекс хозяйственной и социальной жизни, материальной и духовной культуры, которые определяют стиль жизни, выполняют этноидентифицирующую роль, дают возможность выделить и противопоставить себя другим этносам.
В свою очередь, этнокультуная память представляет собой теоретически обобщенный коллективный опыт народа, результаты деятельности в сфере культуры, науки, философии, искусства – знания и образные представления о мире.
При этом общество (народ) не может существовать, если не очерчены научно-выверенные основные идеологические установки, ведущие его к единой цели. Однако эта идея должна быть не навязана извне, а выработана самим народом. Она состоит в том, что каждый народ, нация, этнос в процессе развития выработали исторически обусловленную идеологию, которая своими корнями уходит в глубокую древность и идеями которой проникнуты все сферы жизнедеятельности народа.
Следовательно, стержень современной системы гражданско-патриотического воспитания должна составлять национальная идея, играющая роль объединительного, консолидирующего фактора в общественном развитии, направленного на выработку жизненной позиции человека, становление его как личности, гражданина своего государства.
Составляющими содержание национальной идеи являются национальная отдельность, национальное самосознание, язык, культура, ментальность, воля к осуществлению национальной цели и, наконец, государство.
Национальная идея должна входить в основу воспитания целых поколений, в связи с чем воспитание государственных черт, объединение всех этносов России в одно сообщество, проникнутое едиными творческими стремлениями и высоким патриотизмом, должно стать главной задачей школы, государства и всех общественных учреждений и организаций. Именно патриотизм наполняет сознание личности положительными мотивами, потребностями, стремлениями, установками, ценностными ориентирами, интересами, идеалами, которые становятся высокоэффективными двигателями ее обучения, развития, воспитания.
Иначе говоря, патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность своему народу, забота о его благе, содействие становлению и утверждению России как суверенного, правового, демократического государства, готовность и умение защищать его, мужество и самоотверженность, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Единственной основой для построения национальной системы гражданско-патриотического воспитания является национальная культура, объединяющая обычаи, традиции, искусство, религию, на основе которых формируется национальное сознание народа.
Сказанное в полной мере относится и к этнокультурному развитию ХМАО-Югры, на территории которого проживают такие представители КМНС, как ханты, манси, ненцы (лесные).
В соответствии с Законом ХМАО–Югры от 28.12.2006 № 145-оз во всех муниципальных районах образованы территории традиционного природопользования КМНС, на которых ведут традиционный образ жизни, используют природные ресурсы территории, охотятся и рыбачат. Ханты-Мансийский автономный округ стал первым субъектом РФ, где реализован такой институт представительства коренных малочисленных народов, как Ассамблея представителей КМНС в структуре окружной думы.
Более того, в последние десятилетия коренные малые народы Севера на территории ХМАО–Югры из «объектов» превратились в «субъекты», активных творцов своей истории. Сегодня в регионе ведется активная работа по интеграции населения округа в единую общественную среду на основе синтеза культур аборигенного и пришлого населения.
С другой стороны, относительное благополучие социально-демографического развития КМНС, основанное на анализе показателей официальной статистики, не должно заслонять потенциальную угрозу их возможного регрессивного развития и вымирания, тем более что предпосылками возможного перехода к неблагоприятному сценарию демографического развития остаются сложные проблемы высокой смертности коренных малочисленных народов Севера и связанная с этим низкая продолжительность их жизни. Решение этих социально-демографических проблем коренных малочисленных народов остается в числе приоритетных направлений демографической политики северных территорий России.
Интеграция этнокультурного и гражданско-патриотического воспитания в рамках образовательного процесса с применением различных форм обучения и воспитания (ИКТ, проектные технологии, игровые технологии, творческие мастерские и др.) позволит более эффективно решать проблему сохранения культуры КМНС на территории ХМАО–Югры.
В рамках настоящего исследования была разработана анкета для учащихся 7–8 классов общеобразовательной школы, содержание которой направлено на выявление уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у школьников.
В проведенном анкетировании приняли участие 40 человек: 20 учащихся 7-х классов составили экспериментальную группу (50 % от общего количества учащихся 7-х классов), 20 учащихся 8-х классов составили контрольную группу (50 % от общего количества учащихся 8-х классов).
Результаты анкетирования позволили нам заключить, что какие бы то ни было мероприятия, связанные с культурой и традициями коренных малых народов Севера (ханты, манси, ненцы и др.), не расцениваются подавляющим большинством учащихся как необходимые элементы понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Патриотизм современная молодежь воспринимает в первую очередь по отношению к стране в целом без отсылки к малым народам и их культуре, конкретному региону, родному городу, селу и т.п.
Для решения этой проблемы был разработан факультативный курс «Этнокультурная память региона» для учащихся 7-х классов (20 человек экспериментальной группы) длительностью 24 часа.
В программе курса содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре родного для школьников края – ХМАО–Югре, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях народов ханты и манси.
Целью курса «Этнокультурная память региона» стала формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся 7-х классов на основе погружения в традиции и обычаи КМНС, приобщение к культурному наследию своего народа как важнейшему компоненту гражданско-патриотического воспитания.
Задачи проекта:
1) Усвоение знаний о народных традициях ханты и манси.
2) Развитие навыков культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям в учебной и внеучебной деятельности.
3) Воспитание национального сознания и толерантного отношения к культуре народов ханты и манси.
4) Актуализация включение этнокультурного компонента в системе патриотических воззрений учащихся.
Структурной особенностью проекта является модульно–тематическое планирование содержания занятий.
Программа проекта содержит 6 основных модулей:
1) 1 модуль – история ХМАО-Югры «Край родной навек любимый»;
2) 2 модуль – народный костюм «Встречают по одежке...»;
3) 3 модуль – традиции национальной кухни «Красна изба не углами, а красна пирогами»;
4) 4 модуль – национальные народные праздники «Сделал дело, гуляй смело»;
5) 5 модуль – народные промыслы «Без терпенья нет уменья»;
6) 6 модуль – языческие верования народов ханты и манси «Мифы и боги».
По окончании проекта было проведено повторное анкетирование участников исследования с привлечением экспериментальной и контрольной групп. Его результаты демонстрируют значительный рост внимания учащихся экспериментальной группы к проблеме развития патриотизма через ознакомление с культурой и традициями КМНС.
Результаты исследования позволяют заключить, что обоснованные в нем тенденции обучения и воспитания школьников во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для развития их гражданско-патриотической позиции путем обращения к культуре и традициям коренных народов ХМАО-Югры.



