Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическое сопровождение подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты

Работа №106038

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы104
Год сдачи2023
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики».
Выборка: 10 детей подросткового возраста – от 10 до 12 лет. Согласно заключению логопеда у 5 подростков диагностирована невротическая форма заикания, у 5 – неврозоподобная форма заикания.
Есть объемные приложения.

Введение 3
1 Теоретические основы логопедического сопровождения подростков с заиканием в учреждении социальной защиты 9
1.1 Заикание как синдром речевого расстройства 9
1.2 Специфика заикания у подростков в условиях учреждения социальной защиты 15
1.3 Диагностика и коррекция заикания у подростков в условиях учреждения социальной защиты 21
1.4 Особенности логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты 26
2 Экспериментальное исследование содержания логопедического сопровождения подростков с заиканием 35
2.1 Организация и методика экспериментальной работы в условиях логопедического сопровождения 35
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 41
2.3 Система работы по организации логопедического сопровождения подростков с заиканием 49
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования 63
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 81


Заикание – понятие и клинические признаки раскрыты в работах Н.А. Жуковой, С.А. Игатьевой, О.А. Козыревой, Е.А. Лариной и др. Причины и особенности проявления заикания у подростков охарактеризованы М.И. Лоховым, В.П. Мерзляковой, Д.А. Мохонько и др. Методы логопедической работы с заикающимися подростками описаны в научных трудах Ю.Ю. Павленко, О.В. Правдиной, О.Ю. Разумовского, Е.Ю. Рау, Е.Н. Садовниковой и др.
Однако, несмотря на большое количество исследований проявления заикания у подростков и способов его коррекции, особенности логопедического сопровождения детей подросткового возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания в условиях учреждения социальной защиты изучены недостаточно полно.
Проблема исследования: как организовать логопедическое сопровождение подростков с заиканием в условиях учреждений социальной защиты.
Объектом исследования является процесс коррекции заикания у подростков в условиях учреждения социальной защиты.
Предметом исследования являются особенности содержания логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты.
Цель исследования: изучить особенности логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты.
2. Охарактеризовать методы логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты.
3. Определить в экспериментальном исследовании проявления заикания у подростков в условиях учреждения социальной зашиты.
4. Разработать, реализовать систему логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты.
5. Проанализировать результаты экспериментального исследования по организации логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты.
Гипотеза: если организовать для подростков с заиканием логопедическое сопровождение по преодолению нарушения, по развитию коммуникативных умений и т.д., то можно у подростков заиканием снизить длительность судорог при разговоре, уменьшить уровень волнения в ситуации общения, повысить уровень развития коммуникативных умений.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления о заикании как речевом нарушении – Е.Ю. Рылова, Л.А. Сыс и др.;
- представления о заикании у подростков – А.А. Твардовская, Д.В. Усенко и др.;
- представления о логопедической работе с заикающимися подростками – Н.А. Богачева, Ф.С. Ганиева и др.;
- подходы к причинам и особенностям проявления заикания у подростков – Г.Г. Голубева, О.В. Зая и др.
- представления об особенностях логопедического сопровождения подростков с заиканием – С.А. Игнатьева, Д.А. Клесс и др.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1. Методика определения типа и степени тяжести заикания у детей О.И. Лазаренко.
2. Модифицированный тест коммуникативных умений Л. Михельсона.
База исследования: КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики».
Выборка: 10 детей подросткового возраста – от 10 до 12 лет. Согласно заключению логопеда у 5 подростков диагностирована невротическая форма заикания, у 5 – неврозоподобная форма заикания.
Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации системы логопедического сопровождения подростков с заиканием в условиях учреждения социальной защиты, предусматривающей комплексную работу педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога.
Теоретическая значимость: уточнены на основе анализа научных источников зарубежных и отечественных авторов понятия «заикание», «типы заикания», «причины заикания», «логопедическое сопровождение подростков с заиканием» и т.д.
Практическая значимость: результаты, которые были получены в экспериментальном исследовании, могут быть полезны администрации, практическим психологам, социальным педагогам и логопедам, работающим в системе социальной защиты населения, так как указывают направления, по которым может идти логопедическое сопровождение подростков с заиканием в условиях социальной защиты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.
Заикание – это сложный симптомокомплекс, негативно влияющий на формирование человеческой личности. Большинство логопедов-практиков признают низкую эффективность коррекционной работы при заикании, высокую вероятность рецидивов. Патогенез заикания требует дальнейшего изучения для разработки методик, дающих гарантированные результаты. Старший дошкольный возраст является оптимальным временем для устранения заикания и развития выразительной свободной речи, т.к. подрстко еще не осознает в полной мере свой дефект и, следовательно, не фиксируется на нем. При заикании в той или иной степени нарушены все компоненты просодики, что пагубно отражается на коммуникативных способностях ребенка, способствует снижению его речевой активности.
Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить: наследственную отягощенность, заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия, внутриутробные, родовые травмы, переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания.
В ходе экспериментального исследования было проведено обследование подростков с невротическим и неврозоподобным типами заикания. Также изучались коммуникативные умения подростков с заиканием. По результатам обследования на констатирующем этапе было отмечено, что судорожные явления у детей с разными формами заикания качественно различаются. Сходство проявляется только по типу заикания – волнобразный и стационарный тип заикания. Также было установлено, что зависимый тип коммуникативных умений характерен для 4 подростков с невротическим типом заикания, 2 подростков с неврозоподобным типом заикания. Компетентностный тип коммуникативных умений характерен 1 подростку с невротическим типом заикания и 3 подросткам с неврозоподопобным типом заикания.
Результаты констатирующего этапа послужили основой для организации логопедического сопровождения подростков с заиканием. В ходе формирующего этапа была реализована разработанная развивающая программа «Логопедическая ритмика», коммуникативный тренинг, проведены индивидуальные и групповые консультации с родителями подростков.
На контрольном этапе произошла положительная динамика в группах подростков с разными типами заикания, также положительная динамика прослеживается в уровне развития коммуникативных умений подростков с заиканием. Произошла положительная динамика: на 1 подростка увеличилось количество испытуемых с компетентностным типом коммуникативных умений у подростков с невротическим типом заикания, на 1 подростка с неврозоподобным типом заикания.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 192 с.
2. Андронович, Н. А. Преодоление заикания на основе метода биологической обратной связи / Н. А. Андронович // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. – 2021. – № 9. – С. 530-536.
3. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание [Электронный ресурс] / Л. З. Арутюнян. – Москва : Эребус, 1993 – 160 с. ил. (Педагогическая библиотека онлайн). – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0371/2_0371-30.shtml (Дата обращения: 10.11.2022 г.)
4. Балакший, Т. И. Пение как один из способов коррекции заикания / Т. И. Балакший // В книге : Молодежь XXI века : образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 23-24.
5. Белякова, Л. И., Заикание [Электронный ресурс] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». – Москва : В. Секачев, 1998. – 304 с. :ил. (Педагогическая библиотека онлайн). – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-25 (Дата обращения: 10.11.2022 г.)
6. Богачева, Н. А. Логопедический массаж как современный метод коррекции заикания / Н. А. Богачева // В книге: Актуальные вопросы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ред. О.О. Гонина. OOO «Психолого-педагогическая академия». – 2017. – С. 5-8.
7. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. / Т. Г. Визель. – Москва : В. Секачев, 2005. – 16 с.
8. Вологдина, Л. Г. Комплексный подход к коррекции заикания / Л. Г. Вологдина // Вестник научных конференций. – 2022. – № 4-3 (80). – С. 50-52.
9. Воронцова, Т. Коррекция дефектов речевого развития на примере заикания / Т. Воронцова // Дефектология. – 2018. – №2. – С. 62-66.
10. Галиуллина, Л. К. Психические расстройства при нарушениях голоса / Л. К. Галиуллина, Д. М. Менделевич // Неврол. вестн. (журн. им. В. М. Бехтерева). – 2002. – Т. XXXIV. – Вып. 1–2. – С. 58– 59.
11. Ганиева, Ф. С. Особенности проявления и коррекции заикания на разных возрастных этапах / Ф. С. Ганиева // В сборнике : Логопедическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: современный облик и контуры будущего. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции КГУ им. К.Э. Циолковского. Сост. В.Н. Зиновьева. – Калуга, 2022. – С. 12-21.
12. Голубева, Г. Г. К вопросу сохранения здоровья обучающихся с речевым дефектом / Г. Г. Голубева // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2019. – № 2. – С. 71-73.
13. Емильянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емильянов. – Санкт-Петербург : Лань, 2000. – 192 с.
14. Евгенова, А. Я. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися [Электронный ресурс] / А. Я. Евгенова, М. В. Смирнова. – 2-е изд., перераб. – Москва : Учпедгиз, 1992. – 122 с. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2365042 (Дата обращения: 10.11.2022 г.)
15. Зангионова, Л. А. Методика аутогенной тренировки в коррекции заикания / Л. А. Зангионова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. –2015. – № 6-2. – С. 23-26.
16. Зая, О. В. Неврозы у детей / О. В. Зая // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 5. – С. 34-48.
17. Зиняков, Д. А. Эффективность использования метода биоакустической коррекции в лечении заикания у взрослых / Д. А. Зиняков // Огарёв-Online. –2020. – № 16 (153). – С. 5.
18. Зориктуева, К. А. Нарушение интонационной стороны речи у детей с заиканием и пути их коррекции / К. А. Зориктуева // Вестник научных конференций. – 2019. – № 11-1 (51). – С. 38-39.
19. Жукова, Н. А. Снижение мышечного тонуса у заикающихся / Н. А. Жукова // Логопед. – 2018. – № 2. – С. 30-32.
20. Игнатьева, С. А. Использование рефлексотерапии в комплексной коррекции заикания / С. А. Игнатьева // В сборнике : Российская наука в современном мире. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Соловьев В.Б. – 2015. – С. 75-78.
21. Калягин, В. А. Влияние ритмических раздражителей на качество речи заикающихся / В. А. Калягин // Российская оториноларингология. – 2012. – № 5 (60). – С. 62-66.
22. Клёсс, Д. А. Психотерапевтическая направленность логопедических занятий по коррекции заикания у детей и подростков (из опыта работы) / Д. А. Клесс // Педагогический поиск. – 2015. – № 1. – С. 51-53.
23. Козырева, О. А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими отклонение в речевом развитии / О. А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2018. – № 1. – С. 46-5.
24. Князютенкова, С. А. Современные исследования заикания. психолого-педагогический взгляд на этиологию и коррекцию заикания / С. А. Князютенкова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 22-5 (46). – С. 48-51.
25. Козлова, М. В. Коррекция заикания у детей в условиях дневного стационара / М. В. Козлова // Московская медицина. – 2017. – № S2. – С. 66.
26. Коробов, Л. Д. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты / Л. Д. Коробов. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 380 с.
27. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. – Москва : Академия, 2006. – 128 с.
28. Ларина, Е. А. Коррекция заикания у подростков и взрослых как актуальная проблема в коррекционной педагогике / Е. А. Ларина // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях. – 2012. – С. 75-76.
29. Лохов, М. И. Психолого-педагогическая работа с детьми, страдающими заиканием / М. И. Лохов // В сборнике : Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 315-321.
30. Мерзлякова, В. П. Развитие логопсихотерапевтического направления в коррекции заикания / В. П. Мерзлякова // В сборнике: Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования. Научные редакторы: И. А. Филатова, О. В. Алмазова. – 2015. – С. 142-145.
31. Миссуловин, Л. Я. Исследование этиологии заикания за рубежом в ХХ и в начале ХХI века / Л. Я. Миссуловин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – №3. – С. 80-83.
32. Морозова, А. П. Нетрадиционный подход в коррекции заикания / А. П. Морозова // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2016. –№11 (39). – С. 130-134.
33. Мохонько, Д. А. Психологическое заикание и метод инверсии в его коррекции / Д. А. Мохонько // В книге : Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 97-99.
34. Набиева, Т. Н. Основные факторы риска возникновения заикания / Т. Н. Набиева // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 18-23.
35. Орлова, О. С. Нарушение голоса : учеб. пособие для студентов / О. С. Орлова. – Москва : Астрель, 2008 – 220 с
36. Павленко, Ю. Ю. Эффективность использования аппарата меллон в коррекции заикания у детей / Ю. Ю. Павленко // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 4 (58). – С. 132-135.
37. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – 3-е изд. / И. А. Поварова. – Москва : Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 274 с.
38. Правдина, О. В. Голос и его нарушения / О. В. Правдина. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 254 с.
39. Прилепа, А. И. Коррекция психофизических проявлений в структуре заикания у подростков и взрослых средствами сенсорно-образной релаксации / А. И. Прилепа // В сборнике : Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. – Москва, 2017. – С. 201-206.
40. Протасова, А. В. Комплексный подход к коррекции заикания у детей с использованием здоровьесберегающих технологий / А. В. Протасова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 2-1 (47). – С. 128-131.
41. Разумовский, О. Ю. Дыхательно-релаксационные упражнения в комплексной коррекции заикания / О. Ю. Разумовский // В книге : XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы". Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г. – 2015. – С. 235.
42. Рау, Е. Ю. Коррекция заикания у подростков и взрослых средствами специальной релаксации / Е. Ю. Рау // В сборнике : Логопедия: современный облик и контуры будущего. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Москва, 2021. – С. 193-198.
43. Рау, Е. Ю. Логопсихология в реабилитации лиц с заиканием разного возраста (авторский подход) / Е. Ю. Рау // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2 (92). – С. 10-16.
44. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 169 с.
45. Рылова, Е. Ю. Подходы к понятию «заикание» / Е. Ю. Рылова // Вестн. Поморского ун–та. Сер. : Физиолог. и психолого–пед. науки. – 2018. – № 3. – С. 54–57.
46. Садовникова, Е. Н. К вопросу о заикании / Е. Н. Садовникова // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 6. – С. 48-54.
47. Сероштанова, И. В. Использование музыкальных занятий в коррекции заикания у детей / И. В. Сероштанова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 6-1. –С. 349-351.
48. Сикорский, И. А. Заикание / И. А. Сикорский. – Москва : Наука, 2013. – 192 c.
49. Стрельникова, А. Н. Система лечебного дыхания / А. Н. Стрелькова – Москва : Владос; 2008. – 18 с.
50. Сыс, Л. А. Компетентностный подход в коррекции заикания у подростков и взрослых в современных фрустрирующих условиях / Л. А. Сыс // В сборнике : Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. – Симферополь, 2021. – С. 173-177.
51. Сыс, Л. А. Оценка уровня достижений социокоммуникативных компетенций заикающихся при реализации компетентностного подхода в коррекции заикания / Л. А. Сыс // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : проблемы, перспективы, технологии. материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Орёл, 2021. – С. 328-333.
52. Твардовская, А. А. Логопсихология. Конспект лекций / А. А.Твардовская. – Казань : Каз.федер.ун-т, 2014. – 45 с.
53. Терентьева, Ю. В. Социально-психологические особенности детей с заиканием / Ю. В. Терентьева // Дефектология. – 2017. – № 4. – С. 74-77.
54. Трошин, О. В. Логопсихология: Учебное пособие / О. В. Трошин. – Москва : Дрофа, 2015. – 256 с.
55. Усенко, Д. В. Комбинированная терапия воспалительных заболеваний ротоглотки у детей / Д. В. Усенко, А. В. Горелов // Медицинский совет. – 2016. – № 1. – С. 54- 57.
56. Фатеева, А. С. Использование арт-терапевтических методов для коррекции заикания у детей / А. С. Фатеева // В сборнике : Личность как объект психологического и педагогического воздействия. сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 136-138.
57. Фесенко, Ю. А. Комплексный подход к лечению и коррекции заикания / Ю. А. Фесенко // В сборнике: Специальное образование. Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). – 2015. – С. 16-21.
58. Чезганова, М. Х. Комплексная коррекция заикания в отделении патологии речи и психотерапевтической реабилитации детей и подростков / М. Х. Чезганова // В сборнике : Психическое здоровье детей страны – будущее здоровье нации. сборник материалов Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии. – 2016. – С. 409-410.
59. Черныш, В. В. Заикание.net. Лечение заикания у детей и взрослых (+ DVD-ROM) / В. В. Черныш, А. А. Блудов. – Москва : Наука и техника, 2016. – 160 c.
60. Шамардина, А. П. Использование приложений для устройств Ios/android в логопедической работе с подростками и взрослыми, имеющими нарушения речи / А. П. Шамардина // Академик. – 2018. – № 3. – С. 67-72.
61. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика : учебное пособие / А. М. Шахнарович.‐ Москва : Инфра-М, 2015. – 123 с.
62. Шевцова, Е. Е. Преодоление рецидивов заикания / Е. Е. Шевцова. – Москва : В.Секачев, 2005 – 128 с.
63. Хабибуллина, М. В. Современные подходы к коррекции заикания в деятельности психолога / М. В. Хабибуллина // В сборнике: Generation Ψ. материалы VI Всероссийского научно-практического студенческого фестиваля. – 2020. – С. 131-133.
64. Хомутова, А. А. Коммуникативно-комплексный подход к формированию фонологической компетенции / А.А. Хомутова // Вестн. Южно–Уральского гос. ун–та. Сер. : Лингвистика. – 2017. – Т. 87, № 15. – С. 92–96.
65. Юрловская, И. А. Особенности логопедической работы с подростками, страдающими заиканием / И. А. Юрловская // В сборнике: Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – Петрозаводcк, 2022. – С. 9-13.
66. Pediatric ENT / ed. by J. M. Graham, G. K. Scadding, P. D. Bull. – Berlin [etc.] : Springer, 2007. – 508 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ