РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТТЕРАПИИ
|
Ведение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии 9
1.1 Особенности развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика мульттерапии как средства развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием III уровня посредством мульттерапии 24
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной лексики у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня посредством мульттерапии 35
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоциональной лексики
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии 9
1.1 Особенности развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика мульттерапии как средства развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием III уровня посредством мульттерапии 24
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной лексики у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня посредством мульттерапии 35
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоциональной лексики
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Актуальность исследования. На современном этапе одной из основных задач коррекционно-образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи является усвоение и применение ребенком лексических языковых средств.
Под лексикой подразумевается «совокупность слов той или иной части языка». Развитие эмоционального словаря - достаточно сложный процесс, который происходит именно в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит формирование всех аспектов развития речи, к которым относится и эмоциональный словарный запас. Наличие богатого и развитого эмоционального словаря является главным условием развития личности ребенка. Развитый словарный запас позволяет ребенку говорить четко, полно, красиво, это имеет огромное значение для последующего обучения ребенка на этапе школьного образования. Исследованием развития речи занимались ученые из различных областей науки, таких как психология, дефектология, педагогика, лингвистика. В их числе Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Исследования, посвященные развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, свидетельствует об отклонениях от нормально развивающихся детей этого возраста, как в количественной, так и в качественной характеристиках лексического запаса (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
В настоящее время компьютеризации и интернетизации существуют новые методы работы, при которых ребенок более вовлечен в процесс образовательной и игровой деятельности. Мульттерапия выступает моделью творчества, из которого ребенок может усвоить, развить свой эмоционально лексический словарный запас. По мнению С.В. Максимовой, мульттерапия решает проблему мотивации детей, которая в настоящее время явно выражена не только в школьном, но и в дошкольном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить противоречие между необходимостью развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей мульттерапии как средства реализации этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выделенного противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности мульттерапии в развитии эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной лексики детей у 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: мульттерапия как средство развития
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предпологаем, что развитие
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии будет возможным, если:
- подобраны мультфильмы в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- реализована поэтапная коррекционно-образовательная деятельность с применением мульттерапии в соответствии с показателями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
2. Выявить уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка Л.С. Выготского;
- исследования по теме речевого развития дошкольников при общем недоразвитии речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
- подходы к выделению основных критериев и этапов развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (И.Ю. Кондратенко);
- исследования, посвященные изучению возможностей мульттерапии в
формировании навыков межличностного общения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (И.В. Борщевская, Д.В. Велинский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева,
С.В. Максимова, Е.А. Медведева, Е.Р. Тихонова, С.В. Шереметова).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ детского сада № 64 «Журавленок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей мульттерапии в развитии эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием мульттерапии, которое может расширить научные представления о средствах развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, диагностический инструментарий, а также разработанное содержание коррекционно-образовательной деятельности с применением мульттерапии могут использоваться воспитателями и учителями-логопедами для развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Под лексикой подразумевается «совокупность слов той или иной части языка». Развитие эмоционального словаря - достаточно сложный процесс, который происходит именно в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит формирование всех аспектов развития речи, к которым относится и эмоциональный словарный запас. Наличие богатого и развитого эмоционального словаря является главным условием развития личности ребенка. Развитый словарный запас позволяет ребенку говорить четко, полно, красиво, это имеет огромное значение для последующего обучения ребенка на этапе школьного образования. Исследованием развития речи занимались ученые из различных областей науки, таких как психология, дефектология, педагогика, лингвистика. В их числе Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Исследования, посвященные развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, свидетельствует об отклонениях от нормально развивающихся детей этого возраста, как в количественной, так и в качественной характеристиках лексического запаса (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
В настоящее время компьютеризации и интернетизации существуют новые методы работы, при которых ребенок более вовлечен в процесс образовательной и игровой деятельности. Мульттерапия выступает моделью творчества, из которого ребенок может усвоить, развить свой эмоционально лексический словарный запас. По мнению С.В. Максимовой, мульттерапия решает проблему мотивации детей, которая в настоящее время явно выражена не только в школьном, но и в дошкольном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить противоречие между необходимостью развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей мульттерапии как средства реализации этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выделенного противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности мульттерапии в развитии эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной лексики детей у 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: мульттерапия как средство развития
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предпологаем, что развитие
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии будет возможным, если:
- подобраны мультфильмы в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- реализована поэтапная коррекционно-образовательная деятельность с применением мульттерапии в соответствии с показателями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
2. Выявить уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка Л.С. Выготского;
- исследования по теме речевого развития дошкольников при общем недоразвитии речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
- подходы к выделению основных критериев и этапов развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (И.Ю. Кондратенко);
- исследования, посвященные изучению возможностей мульттерапии в
формировании навыков межличностного общения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (И.В. Борщевская, Д.В. Велинский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева,
С.В. Максимова, Е.А. Медведева, Е.Р. Тихонова, С.В. Шереметова).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ детского сада № 64 «Журавленок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей мульттерапии в развитии эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием мульттерапии, которое может расширить научные представления о средствах развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, диагностический инструментарий, а также разработанное содержание коррекционно-образовательной деятельности с применением мульттерапии могут использоваться воспитателями и учителями-логопедами для развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Речь - для ребенка и для всех людей главный инструмент общения. Используя дополнительные к речи инструменты, такие как интонация, мимика, жесты мы делаем ее более эмоциональной, выразительной и насыщенной. Речь человека должна быть грамотной и богатой, если он хочет, чтоб люди понимали его правильно. К большому сожалению, в настоящее время речь как внешний инструмент общения становится не главной, а доминирует речь как письменный инструмент общения, вследствии чего теряется эмоциональная окраска речи. При речевом дефекте страдают все компоненты речи, в том числе и эмоциональная лексика ребенка.
В настоящее время в дошкольном образовании набирают популярность нетрадиционные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является мульттерапия, которая еще не так активно применяется в дошкольных образовательных организациях.
Результаты проведенного нами констатирующего этапа исследования доказывают, что уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня недостаточный. Дети испытывают трудности связанные с называнием и описанием эмоций, выражением своих эмоций. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что с такой категорией детей требуется проводить целенаправленную коррекционную работу по развитию эмоциональной лексики.
На этапе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии, которое включало в себя:
- подобор мультфильмов в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработку поэтапной коррекционно-образовательной деятельности с применением мульттерапии в соответствии с показателями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам проведенной контрольной диагностики мы получили результаты, представленные в параграфе 2.3, которые показали положительную динамику уровня развития эмоциональной лексики у детей данной нозологической группы. Количество детей с низким уровнем сократилось на 17%. А количество детей с высоким уровнем возросло на 17%.
Мы можем констатировать, что апробированное содержание работы с применением мульттерапии имеет огромный потенциал для развития речевой деятельности детей. Представленное средство может использоваться и в работе с детьми с другими нарушениями, что является перспективой дальнейшего исследования. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, а гипотеза исследования доказана.
В настоящее время в дошкольном образовании набирают популярность нетрадиционные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является мульттерапия, которая еще не так активно применяется в дошкольных образовательных организациях.
Результаты проведенного нами констатирующего этапа исследования доказывают, что уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня недостаточный. Дети испытывают трудности связанные с называнием и описанием эмоций, выражением своих эмоций. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что с такой категорией детей требуется проводить целенаправленную коррекционную работу по развитию эмоциональной лексики.
На этапе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии, которое включало в себя:
- подобор мультфильмов в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработку поэтапной коррекционно-образовательной деятельности с применением мульттерапии в соответствии с показателями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам проведенной контрольной диагностики мы получили результаты, представленные в параграфе 2.3, которые показали положительную динамику уровня развития эмоциональной лексики у детей данной нозологической группы. Количество детей с низким уровнем сократилось на 17%. А количество детей с высоким уровнем возросло на 17%.
Мы можем констатировать, что апробированное содержание работы с применением мульттерапии имеет огромный потенциал для развития речевой деятельности детей. Представленное средство может использоваться и в работе с детьми с другими нарушениями, что является перспективой дальнейшего исследования. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, а гипотеза исследования доказана.



