Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТТЕРАПИИ

Работа №106030

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии 9
1.1 Особенности развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика мульттерапии как средства развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием III уровня посредством мульттерапии 24
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной лексики у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня посредством мульттерапии 35
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоциональной лексики
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение

Актуальность исследования. На современном этапе одной из основных задач коррекционно-образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи является усвоение и применение ребенком лексических языковых средств.
Под лексикой подразумевается «совокупность слов той или иной части языка». Развитие эмоционального словаря - достаточно сложный процесс, который происходит именно в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит формирование всех аспектов развития речи, к которым относится и эмоциональный словарный запас. Наличие богатого и развитого эмоционального словаря является главным условием развития личности ребенка. Развитый словарный запас позволяет ребенку говорить четко, полно, красиво, это имеет огромное значение для последующего обучения ребенка на этапе школьного образования. Исследованием развития речи занимались ученые из различных областей науки, таких как психология, дефектология, педагогика, лингвистика. В их числе Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Исследования, посвященные развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, свидетельствует об отклонениях от нормально развивающихся детей этого возраста, как в количественной, так и в качественной характеристиках лексического запаса (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
В настоящее время компьютеризации и интернетизации существуют новые методы работы, при которых ребенок более вовлечен в процесс образовательной и игровой деятельности. Мульттерапия выступает моделью творчества, из которого ребенок может усвоить, развить свой эмоционально лексический словарный запас. По мнению С.В. Максимовой, мульттерапия решает проблему мотивации детей, которая в настоящее время явно выражена не только в школьном, но и в дошкольном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить противоречие между необходимостью развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей мульттерапии как средства реализации этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выделенного противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности мульттерапии в развитии эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной лексики детей у 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: мульттерапия как средство развития
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предпологаем, что развитие
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии будет возможным, если:
- подобраны мультфильмы в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- реализована поэтапная коррекционно-образовательная деятельность с применением мульттерапии в соответствии с показателями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
2. Выявить уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка Л.С. Выготского;
- исследования по теме речевого развития дошкольников при общем недоразвитии речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
- подходы к выделению основных критериев и этапов развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (И.Ю. Кондратенко);
- исследования, посвященные изучению возможностей мульттерапии в
формировании навыков межличностного общения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (И.В. Борщевская, Д.В. Велинский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева,
С.В. Максимова, Е.А. Медведева, Е.Р. Тихонова, С.В. Шереметова).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ детского сада № 64 «Журавленок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей мульттерапии в развитии эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием мульттерапии, которое может расширить научные представления о средствах развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, диагностический инструментарий, а также разработанное содержание коррекционно-образовательной деятельности с применением мульттерапии могут использоваться воспитателями и учителями-логопедами для развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речь - для ребенка и для всех людей главный инструмент общения. Используя дополнительные к речи инструменты, такие как интонация, мимика, жесты мы делаем ее более эмоциональной, выразительной и насыщенной. Речь человека должна быть грамотной и богатой, если он хочет, чтоб люди понимали его правильно. К большому сожалению, в настоящее время речь как внешний инструмент общения становится не главной, а доминирует речь как письменный инструмент общения, вследствии чего теряется эмоциональная окраска речи. При речевом дефекте страдают все компоненты речи, в том числе и эмоциональная лексика ребенка.
В настоящее время в дошкольном образовании набирают популярность нетрадиционные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является мульттерапия, которая еще не так активно применяется в дошкольных образовательных организациях.
Результаты проведенного нами констатирующего этапа исследования доказывают, что уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня недостаточный. Дети испытывают трудности связанные с называнием и описанием эмоций, выражением своих эмоций. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что с такой категорией детей требуется проводить целенаправленную коррекционную работу по развитию эмоциональной лексики.
На этапе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством мульттерапии, которое включало в себя:
- подобор мультфильмов в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработку поэтапной коррекционно-образовательной деятельности с применением мульттерапии в соответствии с показателями развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам проведенной контрольной диагностики мы получили результаты, представленные в параграфе 2.3, которые показали положительную динамику уровня развития эмоциональной лексики у детей данной нозологической группы. Количество детей с низким уровнем сократилось на 17%. А количество детей с высоким уровнем возросло на 17%.
Мы можем констатировать, что апробированное содержание работы с применением мульттерапии имеет огромный потенциал для развития речевой деятельности детей. Представленное средство может использоваться и в работе с детьми с другими нарушениями, что является перспективой дальнейшего исследования. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, а гипотеза исследования доказана.



1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно-методическое пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 105 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 400 с.
3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М. : Скрипторий, 2008. 133 с.
4. Беляев Я. И. Специальные виды мультипликационных съемок. М. : Искусство, 1967. 116 с.
5. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через
психологическую сказку. М. : Ось-89, 2007. 143 с.
6. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб. : Детство-Пресс, 2008. 144 с.
7. Велинский Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. Новосибирск : детская киностудия «Поиск», 2011. 41 с.
8. Динмухамедова А. С., Габдулхаева Б. Б., Кабиева С. Ж., Резник Л. В., Даржуман Г. К. Особенности формирования лексической стороны речи у детей с ОНР // Вестник Новосибирского педагогического университета. 2013. № 2. С. 5-13. URL: http://sciforedu.ru/article/395 (дата обращения: 12.05.2021).
9. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. метод. пособие. М. : Соц.-полит. журнал, 1994. 96 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д Основы сказкотерапии. СПб. : Речь, 2006. 170 с.
11. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д : Феникс, 1998. С. 112.
12. Киракосян А. А. Система логопедической работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитие речи // Проблемы и перспективы образования XXI века. 2015. № 6. С. 3-6.
13. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.
14. Копытина А. И. Арт-терапия - новые горизонты. М. : Когито- Центр, 2019. 336 с.
15. Лалаева Р. И.,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : СОЮЗ, 1999. 160 с.
16. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 1968. 367 с.
17. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
18. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2008. 80 с.
19. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб. : Прайм Еврознак, 2007. 672 с.
20. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1967. 173 с.
21. Павлова Ю. В. Инновации и педагогическое творчество в образовании: Сборник научных и методических трудов. Саратов : Издат. центр «Наука», 2016. 603 с.
22. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 448 с.
23. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Просвещение, 2005. 164 с.
Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь
логопеда. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 321.
25. Тихонова Е. Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. Издание второе. Переработанное и дополненное. Новосибирск : Детская киностудия «Поиск», 2011. 59 с.
26. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб. : Детство-Пресс, 2010. 320 с.
27. Слесарева О. А. Взаимодействие учителя логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ // Статья в сборнике трудов конференции Орехово-Зуево, 8-9 июня 2017. Орехово-Зуево : Изд-во Государственного гуманитарно-технологического университета, 2017. С. 378-382.
28. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка : Исцеление через искусство / Пер. с англ. Шувалов С. В. СПб. : Деметра, 2003. 165 с.
29. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста. М. : 2000. 314 с.
30. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Минск : Новое знание, 2011. 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ