Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы квалификации преступлений против общественной безопасности в РФ

Работа №106010

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Понятие и характеристика преступлений против общественной безопасности в РФ 9
1.1 Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны 9
1.2 Юридическая характеристика преступлений против общественной безопасности в РФ 15
1.3 Система преступлений против общественной безопасности в РФ 32
2 Особенности квалификации отдельных видов преступлений против общественной безопасности в РФ 40
2.1 Квалификация общих видов преступлений против общественной безопасности 40
2.2 Квалификация специальных видов преступлений против общественной безопасности 66
2.3 Актуальные проблемы разграничения преступлений против общественной безопасности со смежными составами преступлений 86
Заключение 98
Список используемой литературы 104

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении всего существования человечества безопасность всегда выступала как необходимое условие нормального функционирования и поступательного развития отдельных социальных групп, государств и мирового сообщества в целом. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка. «Важным фактором обеспечения социальной защищенности людей, общественных и государственных интересов является система правовых мер, направленных на создание нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан, охрану государственного и общественного порядка. К числу таких мер относятся нормы главы 24 УК РФ, предусматривающие ответственность за посягательства, направленные на общественную безопасность».
Объектом магистерской диссертации выступает комплекс уголовно-правовых, общественных отношений, которые складываются в результате привлечения лица к уголовной ответственности за совершение преступлений против общественной безопасности.
Предметом магистерской диссертации является комплекс теоретических и практических проблем, возникающих в связи с правовыми проблемами квалификации преступлений против общественной безопасности.
Степень разработанности темы исследования. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности по действующему российскому законодательству рассматривались в научных трудах Коренев М.С., Буранова Г.К., Костенко Е. В.Понятию преступлений против общественной безопасности посвящены научные труды Данилова П.С., Иванова В.Д., Дуюнова В.К. Проблемы квалификации преступлений против общественной безопасности рассматривались Игнатова А.Н., Лопашенко Н.А., Козенко Ю.О. и др. Однако, в настоящий момент актуальны проблемы правильной квалификации преступлений против общественной безопасности.
Цель исследования состоит в исследовании проблем квалификации преступлений против общественной безопасности в РФ, и выявлении, на основе проведенного анализа, способов устранения пробелов уголовного законодательства о преступлениях против общественной безопасности.
В соответствии с поставленной целью в ходе написания магистерской диссертации необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть общественную безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны;
• дать юридическую характеристику преступлениям против общественной безопасности в РФ;
• рассмотреть систему преступлений против общественной безопасности в РФ;
• проанализировать особенности квалификации общих видов преступлений против общественной безопасности;
• проанализировать особенности квалификации специальных видов преступлений против общественной безопасности;
• выявить актуальные проблемы разграничения преступлений против общественной безопасности со смежными составами преступлений.
Теоретической основой исследования послужили научные труды следующих авторов: Коренев М.С., Буранова Г.К., Костенко Е. В., Данилова П.С., Иванова В.Д., Дуюнова В.К., Игнатова А.Н., Лопашенко Н.А., Козенко Ю.О.и др.
Методологическая база исследования. Магистерская диссертация основана на использовании общенаучных методов, таких как исторический, системный, формально-логический, диалектический, сравнительный анализ.
Научная новизна исследования заключается в исследовании основных проблем квалификации преступлений против общественной безопасности в РФ, выявлении и обосновании способов устранения пробелов уголовного законодательства о преступлениях против общественной безопасности, разработке практических предложений по совершенствованию уголовного законодательства о преступлениях против общественной безопасности.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать следующие положения и выводы, выносимые на защиту:
1) общественную безопасность как объект преступления следует рассматривать в качестве совокупности охраняемых уголовным законом общественных отношений, обеспечивающих защиту жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей природной среды, существующего порядка управления. Необходимо акцентировать внимание на том, что общественная безопасность подразумевает состояние защищенности каждого индивида и общества в целом, и данное состояние защищенности обеспечивается, в том числе и необходимостью соблюдения общественного порядка.
2) необходимо исключить из диспозиции ст. 206 УК РФ указания на гражданина. Вместе с тем следует выделить другого адресата - должностное лицо. Таким образом, в тех случаях, когда требования преступников будут обращены к физическому лицу или группе лиц, действия виновных можно квалифицировать как похищение человека. Предлагаемый вариант ст. 206 УК РФ будет выглядеть следующим образом: «Захват лица в качестве заложника, совершенный в целях понуждения государства, организации или должностного лица совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, - наказывается...». Такой подход также позволит устранить сложность в отграничении данного состава от состава преступления, предусмотренного ст. 127 УК РФ.
3) в тех случаях, когда организатор, руководитель (лидер) и участники структурного подразделения, входящего в состав преступного сообщества (преступной организации), заранее объединились для совершения вооруженных нападений на граждан или организации, действуя в этих целях, вооружились и, являясь участниками созданной устойчивой вооруженной группы (банды), действовали не в связи с планами преступного сообщества (преступной организации), содеянное ими надлежит квалифицировать по ч. 1 или ч. 2 ст. 209 УК РФ.
4) при квалификации действий виновных по ст. 210 УК РФ, необходимо учитывать иерархичность структурированной организованной группы. Обычная организованная группа если и обладает иерархичностью, то исключительно двухуровневой (простой): руководитель (высший уровень), исполнитель (низший уровень). Именно трехступенчатая иерархия может послужить формализованным критерием отграничения структурированной организованной группы (преступного сообщества) от простой организованной группы. При квалификации действий виновных следует учитывать два свойства устойчивости преступного сообщества. Первое - способность продолжать преступную деятельность, испытывая длительное воздействие со стороны правоохранительных органов, которые пытаются разложить структуру преступного сообщества. Второе - способность возвращаться в прежнее функциональное состояние в случае вынужденных отклонений при противодействии со стороны правоохранительных органов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования разработаны практические рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства о преступлениях против общественной безопасности, проведен анализ проблем квалификации преступлений против общественной безопасности в РФ. Положения, выносимые на защиту, могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка.
В первой главе диссертации рассмотрена общая характеристика общественной безопасности как социального явления и как объекта уголовно-правовой охраны, дана характеристика преступлениям против общественной безопасности в РФ, рассмотрена система преступлений против общественной безопасности в РФ.
Во второй главе магистерской диссертации проанализированы особенности квалификации общих и специальных видов преступлений против общественной безопасности, выявлены актуальные проблемы разграничения преступлений против общественной безопасности со смежными составами преступлений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• Общественную безопасность можно рассматривать в качестве одного из элементов национальной безопасности Российской Федерации. При этом законодатель не использует в анализируемых нормативных правовых актах понятие «общественный порядок», указывая в качестве объекта государственной охраны именно «общественную безопасность» как более широкое и емкое понятие.
• В юридической литературе общественная безопасность, как правило, рассматривается как более широкое понятие по отношению к понятию «общественный порядок». Необходимо акцентировать внимание на том, что общественная безопасность подразумевает состояние защищенности каждого индивида и общества в целом, и данное состояние защищенности обеспечивается, в том числе и необходимостью соблюдения общественного порядка. Проблема объекта преступления в науке уголовного права является наиболее сложной в общем учении о составе преступления и всегда вызывает определенные трудности в его понимании.
• Под общественной безопасностью следует понимать безопасность всех в совокупности общественных интересов и общественных отношений, в том числе тех, которые не являются правоотношениями. Цель обеспечения общественной безопасности заключается в выявлении, устранении и предупреждении угроз, способных нанести ущерб общественным интересам, соответствующим общественным отношениям во всех сферах. Субъектами обеспечения общественной безопасности являются государство, органы государственной власти, государственные органы, не являющиеся носителями властных полномочий, органы местного самоуправления, общественные объединения, международные правительственные и неправительственные организации, субъекты правозащитной деятельности и т.д.
• Предметом обеспечения общественной безопасности являются население конкретного государства, общности, группы населения (по территориальным, национальным, культурным, социальным, профессиональным и иным критериям), общественные институты, организации. Объектом общественной безопасности являются соответствующие общественные отношения. Исходя из предмета и целей общественной безопасности, можно определить основные угрозы общественной безопасности как- угрозы, наносящие ущерб социально - экономическим, духовным, экологическим и прочим интересам общества (как населения страны в целом, так и отдельным его группам, а также социальным образованиям межгосударственного, межнационального характера). Угрозы общественной безопасности могут возникнуть и в рамках одного государства, но носить негосударственный, общественный характер (в сфере искусства, науки, спорта, ремесла и т.д.), могут касаться отдельной группы населения. Разнообразие угроз общественной безопасности определяет специфику ее объектов, целей, задач и субъектов обеспечения.
• Исследуя сущностное содержание понятия общественной безопасности, следует обратить внимание на нормы Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». К сожалению, в нем законодатель не раскрывает понятия «безопасность» или «общественная безопасность». В тоже время, анализируя ст. 1 указанного закона, можно сделать вывод, что «общественная безопасность» является составной частью более широкого понятия «безопасность» и самостоятельным объектом охраны;
• В юридической литературе отмечается дискуссионность вопроса об отнесении общественной безопасности к виду национальной безопасности. Выделение общественной безопасности как вида в системе национальной безопасности необходимо, так как основой национальной безопасности и ее целью должно быть обеспечение безопасности личности посредством укрепления общественной безопасности. Этот вид национальной безопасности является «высшим срезом» национальной безопасности, т.е. его нельзя соотносить как равноценный с такими видами национальной безопасности, как экономическая, экологическая, информационная и др., можно только с государственной безопасностью.
• При квалификации террористического акта по пункту «а» части 2 статьи 205 УК РФ следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность и распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы). В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по соответствующей части статьи 205 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.
• Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия лица подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК РФ и соответственно статьей 220, 221, 222, 222.1, 223, 223.1 или 226 УК РФ.
• Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по статье 277 УК РФ.
• Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по статье 295 УК РФ или статье 317 УК РФ.
• Необходимо исключить из диспозиции ст. 206 УК РФ указания на гражданина. Вместе с тем следует выделить другого адресата - должностное лицо. Таким образом, в тех случаях, когда требования преступников будут обращены к физическому лицу или группе лиц, действия виновных можно квалифицировать как похищение человека. Предлагаемый вариант ст. 206 УК РФ будет выглядеть следующим образом: «Захват лица в качестве заложника, совершенный в целях понуждения государства, организации или должностного лица совершить какое -либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, - наказывается...». Такой подход также позволит устранить сложность в отграничении данного состава от состава преступления, предусмотренного ст. 127 УК РФ.
• В тех случаях, когда организатор, руководитель (лидер) и участники структурного подразделения, входящего в состав преступного сообщества (преступной организации), заранее объединились для совершения вооруженных нападений на граждан или организации, действуя в этих целях, вооружились и, являясь участниками созданной устойчивой вооруженной группы (банды), действовали не в связи с планами преступного сообщества (преступной организации), содеянное ими надлежит квалифицировать по ч. 1 или ч. 2 ст. 209 УК РФ.
• При квалификации действий виновных по ст. 210 УК РФ, необходимо учитывать иерархичность структурированной организованной группы. Обычная организованная группа если и обладает иерархичностью, то исключительно двухуровневой (простой): руководитель (высший уровень), исполнитель (низший уровень). Именно трехступенчатая иерархия может послужить формализованным критерием отграничения структурированной организованной группы (преступного сообщества) от простой организованной группы. При квалификации действий виновных следует учитывать два свойства устойчивости преступного сообщества. Первое - способность продолжать преступную деятельность, испытывая длительное воздействие со стороны правоохранительных органов, которые пытаются разложить структуру преступного сообщества. Второе - способность возвращаться в прежнее функциональное состояние в случае вынужденных отклонений при противодействии со стороны правоохранительных органов.
• Актуальным также является вопрос разграничения ст. 210 и ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования) УК РФ. Если преступные посягательства на граждан с целью завладения их имуществом или совершенные в отношении их иные преступления носят систематический характер, то правомерно ставить вопрос о совокупности преступлений, предусмотренных ст. 208 и 210 УК РФ.
• Следует отграничивать хулиганство, ответственность за которое предусмотрена статьей 213 УК РФ, от других преступлений, в том числе совершенных лицом из хулиганских побуждений, в зависимости от содержания и направленности его умысла, мотива, цели и обстоятельств совершенных им действий. С учетом того, что субъективная сторона хулиганства характеризуется прямым умыслом, оскорбления, побои, причинение вреда здоровью человека различной степени тяжести, совершенные в семье, в отношении родственников, знакомых лиц и вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п., при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 213 УК РФ, должны квалифицироваться по статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные из хулиганских побуждений и повлекшие причинение значительного ущерба, следует квалифицировать по части 2 статьи 167 УК РФ. В тех случаях, когда лицо, помимо умышленного уничтожения или повреждения имущества из хулиганских побуждений, совершает иные умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок, выражающие явное неуважение к обществу (например, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия в отношении физического лица), содеянное им надлежит квалифицировать по части 2 статьи 167 УК РФ и соответствующей части статьи 213 УК РФ.
• В тех случаях, когда наряду с вандализмом (статья 214 УК РФ) лицо совершает хулиганство, ответственность за которое предусмотрена статьей 213 УК РФ, содеянное следует квалифицировать по совокупности названных статей Уголовного кодекса РФ.


1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. - 1995. -№ 67.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 3.
3. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах». Вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - .2016. -N 1 (часть II). - ст. 212.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 N 41 "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/47778.html
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Российская газета. - N 20. - 1997.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // Российская газета. - N 260. - 2007.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // Российская газета. № 30. - 2010.
11. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 27.10.2011 N 20-О-11-26 // СПС Консультант плюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=338601#0
12. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 9 августа 2012 г. N 84-О12-16 // СПС Консультант Плюс
13. Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2010 г. № 601-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Варлакова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 209 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 240 и статьей 285 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http: //www.consultant .ru
14. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2004 года по уголовным делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г.) //
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1253958/#ixzz4iofNUGy2
15. Обзор судебной практики Московского окружного военного суда // http: //movs.msk.sudrf.ru/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ