Введение 4
Глава 1 Теоретические основы повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет посредством эмоциональной разрядки 8
1.1 Повышение умственной работоспособности у детей 6-7 лет как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Эмоциональная разрядка как средство повышения умственной работоспособности: сущность, использование в детском саду 15
Глава 2 Экспериментальное исследование повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет посредством эмоциональной разрядки 22
2.1 Выявление уровня показателей умственной работоспособности
у детей 6-7 лет 22
2.2 Содержание и формы работы по повышению умственной
работоспособности у детей 6-7 лет посредством эмоциональной разрядки 34
2.3 Изучение динамики уровня показателей умственной
работоспособности у детей 6-7 лет 43
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей 59
Приложение Б Протоколы диагностических заданий констатирующего эксперимента 60
Приложение В Музыкотерапия «Симфония эмоций» 66
Приложение Г Пластические этюды 67
Приложение Д Истории со звуковыми эффектами 70
Приложение Е Айсбрейкер «Любимый вид спорта» 71
Приложение Ж Загадки-обманки» 73
Приложение И Просматривание юмористических иллюстраций » 74
Приложение К Мастер-класс для родителей 76
Приложение Л Протоколы диагностических заданий контрольного среза 79
Актуальность исследования. На данный момент проблема повышения умственной работоспособности дошкольников является актуальной в дошкольной системе воспитания и образования. И конечно, приоритетная задача не только для педагогов, но и врачей, родителей, психологов и других специалистов. Сейчас к умственной работоспособности детей предъявляются все более высокие требования. В первую очередь это связано с высоким темпом научно-технического прогресса и постоянно увеличивающимся объёмом информации.
Стоит отметить, что детский сад - самое первое и ответственное звено в умственном развитии ребенка. В нескольких психологических исследованиях установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста достаточно высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной.)
Умственная работоспособность является приспособительным механизмом в работе мозга и зависит от: медико-биологических, элементарных и социальных факторов среды, которые воздействуют на познавательную сферу через соматические процессы, личностные изменения.
Содержание дошкольной программы детского сада предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями преимущественно осуществляется на занятиях. Педагоги дошкольных образовательных учреждений все чаще указывают на снижение умственной работоспособности детей во время занятий, что подразумевает поиск способов ее повышения.
Эмоциональная разрядка - это расслабление, снижение напряжения после продолжительной умственной деятельности. Цель проведения их на занятиях - это снять напряжение, дать детям положительные эмоции, возможность общения со сверстниками помимо осваиваемого материала. Небольшой отдых и хорошее настроение после разрядки дает возможность детям лучше усваивать материал. (М.А. Абрамова, М.Э. Вайнер, И.Е. Изотова, М.В. Минаева).
Выбор возраста детей (6-7 лет) обусловлен тем, что данный возраст характеризуется интенсивным развитием. В этом возрасте идет подготовка к совершенно новому этапу в жизни ребенка - поступлению в школу.
Начало теоретической разработки и изучения влияния эмоциональной сферы на интеллектуальную сферу в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Он высказал мысль о теснейшей связи данных сфер.
Однако на данный момент существует мало исследований по проблеме повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет посредством эмоциональных разрядок, а также методик и форм применения их на занятиях.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет посредством эмоциональных разрядок и малым количеством обоснованного содержания работы, форм и методов осуществления данного процесса.
В связи с возникшим противоречием была определена проблема исследования какова результативность влияния эмоциональной разрядки на повышение умственной работоспособности у детей 6-7 лет.
Цель исследования: обосновать и экспериментальной проверить влияние эмоциональной разрядки на повышение умственной работоспособности у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: эмоциональные разрядки как средство повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что повышение у детей 6-7 лет умственной работоспособности посредством эмоциональной разрядки возможно, если:
- конкретизировано понятие «умственная работоспособность», и «эмоциональные разрядки»;
- определены показатели и диагностические задания, необходимые для оценки уровня умственной работоспособности у детей 6-7 лет;
- отобраны наиболее результативные формы и методы проведения
эмоциональных разрядок для повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить степень ее разработанности на современном этапе
2. Определить показатели и уровни умственной работоспособности у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание, форм и методы проведения эмоциональной разрядки для повышения умственной работоспособности у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (дидактические игры, изучение предметно-пространственной среды в группе, беседы, наблюдения и непосредственно эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод математической и статистической обработки результатов исследования в виде диаграмм и таблиц).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о повышении умственной работоспособности, выделение отдельных ее компонентов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова- Меллер, А.А. Кирсанов, Н.А. Менчинская).
- положения об организации малых форм отдыха на занятии (М. Голощекина, М. Грамбах, А. Нерсесян, Н. Терехова).
Экспериментальная база исследования. Диагностическая работа проводила на базе МБДОУ детского сада №9 «Теремок» г. Барыш Ульяновской области. В исследовании приняло участие 20 детей подготовительной группы, из них 9 мальчиков и 10 девочек.
Новизна исследования заключается в:
- уточнение способов повышения у детей 6-7 лет умственной способности;
- разработке содержания форм и методов проведения эмоциональных разрядок.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- расширение понятия «умственная работоспособность», которое рассматривается, как способность ребенка принимать и обрабатывать информацию в заданное время.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать в практике дошкольной организации диагностические задания по выявлению у детей 6-7 лет уровня умственной работоспособности в процессе занятий. Разработанное содержание и способы использования эмоциональных разрядок дают возможность разнообразить привычные минутки отдыха для детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит: 2 рисунка, 16 таблиц, список используемой литературы и используемых источников (33 источника), 10 приложений. Основной текст расположен на 56 страницах.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема повышения умственной работоспособности посредством эмоциональных разрядок актуальная. Умственная работоспособность рассматривается как способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.
Исследователи предлагают разные средства повышения умственной работоспособности. Среди них особое место отводится эмоциональным разрядкам, которые определяются как вид отдыха, который подразумевает расслабление, снижение тонуса после напряженной умственной работы. Эмоциональная разрядка понимается как расслабление, снижение напряжения после продолжительной умственной деятельности. Для этой цели можно использовать различные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности и задания на быстрое реагирование.
Констатирующий эксперимент показал, что некоторые показатели умственной работоспособности были на невысоком уровне. Сюда можно отнести: переключаемость внимания, умственные операции анализа и обобщения. Некоторым детям было сложно запомнить и воспроизвести ряд слов, соотнести понятия с картинками. Также констатирующий эксперимент показал повышенную утомляемость у детей.
Исходя из результатов констатирующей части исследования, нами был сделан вывод, что необходимо организовать работу по повышению умственной работоспособности у детей со средним и низким уровнем, а именно у 55% детей от всей группы.
Формирующий эксперимент доказал, что необходимо для повышения у старших дошкольников умственной работоспособности использовать эмоциональные разрядки. С этой целью были подобраны такие упражнения как: Музыкотерапия «Симфония эмоций»; Цикл пластических этюдов «Комната смеха», «Что произошло?», «Невидимый предмет», «Покажи карточку»; История со звуковыми эффектами «Шумный город»; Айсбрейкер «Любимый вид спорта»; Юмористические загадки-обманки и просматривание юмористических иллюстраций. Также был проведен Мастер-класс для родителей «Эмоциональные разрядки как средство повышения умственной работоспособности».
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о положительной динамике уровня показателей повышения умственной работоспособности. Увеличилось количество детей с высоким уровнем, а также изменилось количество детей с низким уровнем, их стало меньше. Дети показали более высокий уровень переключаемости внимания и умственных операций анализа и обобщения. Дети стали легче запоминать ряд слов, сопоставлять понятия с картинками. А также дети реже пропускали задания, и ошибок стало меньше. Умственная утомляемость была диагностирована у некоторых детей и имела невыраженный характер.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась и задачи исследования выполнены.
1. Башарова А. Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников. A. Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: XVIII международ. науч.-практ. Конф, 2018. С. 47-50.
2. Бодров В. А. Физиологические проблемы утомления // VII Съезд Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. Докл, 2007. Т.1. С. 23
3. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. 219 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2015. 467 с.
5. Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. высш. заведений. М.: Форум, 2011. С. 180-187.
6. Вердиго Н. П. Игры которые лечат. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей. М.: Просвещение, 2014. С 435-148.
7. Ганим Б. Исцеление через искусство. М.: ООО «Попурри», 2005. С. 123-129.
8. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. 425 с.
9. Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. М.: Феникс, 2005. 478 с.
10. Дошкольник.рф [электронный ресурс] : Стриканова Л. В.
Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной деятельности. URL: http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/14155.html(дата
обращения: 23.03.2021)
11. Дошколенок. ру [электронный ресурс] : Кочуева К. Н.
Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста. URL:
https://blog. dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/diagnostika-pamyati-u-detej -starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 30.02.2021)
12. Грибовская А. А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007. 352 с.
13. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М.: Издательство Юрайт, 2017. 149 с.
14. Изард К. Э. психология эмоций. М.: Питер, 2003. 464 с.
15. Инфоурок [электронный ресурс] : Коуплан Р. Методические
рекомендации по реализации техник релаксации в условиях ДОУ. URL: https://infourok.ru/tehniki-relaksacii-v-dou-1712890.html (дата обращения:
26.03.2021)
16. Крайчак А. Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы для детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность в условия ДОУ. М.: Новое время, 2017. С. 660-665.
17. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 2000. С 45-52.
18. Маракушина И. Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей. М.: Мир науки, 2018. С 31-33.
19. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Центр «Академия», 2003. С 67-89.
20. Портал педагога [электронный ресурс] : Перлина В. А. Профилактика переутомления у детей дошкольного возраста. URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=18503 (дата обращения: 01.04.2021)
21. ПостНаука [электронный ресурс] : Сюарт Л. Музыка и мозг. URL: https://postnauka.ru/faq/96974 (дата обращения: 26.03.2021)
22. Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы дошкольников. М.: ДетствоПресс, 2011. С 40-67.
23. Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М.: Скрипторий, 2010. С 67-80.
24. Pandia [электронный ресурс] : Сибирева О. Эмоциональные разрядки. URL: https://pandia.ru/text/80/493/92048.php (дата обращения: 02.02.2021)
25. Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания. М.: Издательство Юрайт, 2019. 293 c.
26. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2006. 36 с.
27. Смирнова И. О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С 57-90.
28. Смирнова Н. Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. М.: Мир науки, 2019. С 90-111.
29. Соловьева Е. А. Театрализованные игры как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПБ: Питер, 2018. С 93-108.
30. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. СПб.: Питер, 2007. С 78-90.
31. Шапиро Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет. СПБ.: Питер, 2011. С. 56-120.
32. Шмигель Н. Е. Релаксация - не просто расслабление, а путь к здоровью. М.: Психология для всех, 2011. С. 60-98.
33. Forpsy [электронный ресурс] : Факторы влияющие на
умственную работоспособность. URL: https://forpsy.ru/works/faktoryi-
vliyayuschie-na-umstvennuyu-rabotosposobnost/ (дата обращения: 19.12.2020)