Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: понятие, виды, проблемы правового регулирования и практики правоприменения (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Введение 3
Глава 1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти: понятие, система и правовое положение 6
1.1 Понятие территориальных органов федеральной исполнительной власти 6
1.2 Полномочия и виды территориальных органов федеральной исполнительной власти 11
Глава 2. Организационно-правовые вопросы правового регулирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти 16
Заключение 21
Список использованных источников 24
В процессе эволюции государственного и социального устройства данные властные структуры, а именно, территориальные федеральные органы исполнительной власти выполняют различные функции и имеют разнообразные соотношения с высшими государственными структурами.
Стоит отметить, что согласно информации, приведенной в советской юридической литературе компонентом системы советской государственной власти, считались органы местного самоуправления .
Актуальность данной работы обусловлена тем, что территориальные органы федеральной исполнительной власти, являются структурным элементом органов исполнительной власти и выполняют функции, связанные с реализацией полномочий федеральных органов исполнительной власти на территориальных субъектах, входящих в область их юрисдикции, осуществляют контрольно-надзорные функции по предоставлению государственных услуг населению, а также функции, связанные с обеспечением правопорядка и законности.
Следовательно, именно от качества организации и функционирования территориальных органов федеральной исполнительной власти, во многом зависит всецелая эффективность действия механизма государственного управления.
Из чего можно сделать вывод, что знание понятия, правовой природы, механизма действия и проблем в правового регулирования относительно территориальных органов федеральных органов местного самоуправления, может позволить в дальнейшем оказать помощь в разработке мер по унификации законодательной и правовой базы регламентирующих организацию, деятельность и правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти, что значительным образом поможет улучшить механизм их функционирования.
Степень изученности темы: для написания данной работы были использованы такие нормативно-правовые источники, как Постановления Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Кодексы и регламенты.
Также были использованы научные статьи, книги и материалы из свободных Интернет-ресурсов.
Объект: органы исполнительной власти.
Предмет: территориальные органы федеральной исполнительной власти.
Цель данной работы заключается в исследовании понятия, полномочий территориальных органов федеральной исполнительной власти, их правового положения и проблем правового регулирования.
Задачи:
Исследовать понятие полномочия и виды территориальных органов федеральной исполнительной власти.
Рассмотреть вопросы правового регулирования и правоприменения касающиеся территориальных органов федеральной исполнительной власти.
Методология исследования. При написании данной работы были использованы современные методы познания.Базовым методом исследования явился диалектический, кроме него были применены как общенаучные (формально-логический, системный, исторический и др.), так и частно-научные методы познания (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
Научная новизна работы выражается в обстоятельном исследовании научной литературы по теме исследования.
Структура работы определяется целями и задачами исследования.
Данная работа состоит из двух логически связанных между собой глав, введения, заключения и списка литературы. Главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках определенного вопроса.
Территориальные органы федеральной исполнительной власти представляют собой один из компонентов ведомственной подсистемы федеральных органов государственной власти, находящийся в вертикальном подчинении центральным, либо высшим органам государственной власти. Территориальные органы федеральной исполнительной власти осуществляют полномочия на территории установленной административно территориальным делением государства, полномочия территориального органа определяются соответствующей ему подсистемой органов исполнительной власти, а общая подведомственность территориальных органов федеральной исполнительной власти должна иметь вид либо субъекта в федеративном государстве, либо государства.
Территориальные органы федеральной исполнительной власти, представляя собой часть подсистемы органов исполнительной власти и находящиеся под юрисдикцией центральных или высших органов исполнительной власти имеют полномочия схожие с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, так как основная цель данных органов, это реализация функций исполнительной власти на территориях находящихся в их юрисдикции, разность в полномочиях территориальных органов федеральной исполнительной власти на тех или иных территориях может зависеть от особенностей региона.
Регламентация полномочий территориальных органов федеральной исполнительной власти происходит посредством Постановлений Правительства Российской Федерации, а так же Указами Президента Российской Федерации.
Видовое подразделение территориальных органов местного самоуправления происходит, согласно степени взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальные органы федеральной исполнительной власти, являются структурным элементом органов исполнительной власти и выполняют функции связанные с реализацией полномочий федеральных органов исполнительной власти на территориальных субъектах входящих в область их юрисдикции, осуществляют контрольно-надзорные функции и по предоставлению государственных услуг населению, а так же функции связанные с обеспечением правопорядка и законности, то именно от качества организации и функционирования территориальных органов федеральной исполнительной власти во многом зависит всецелая эффективность действия механизма государственного управления.
Несмотря на проведенную масштабную административную реформу в Российской Федерации, в сфере исполнительной власти до сих пор присутствуют пробелы и правовые несоответствия в законодательстве.
Данные несоответствия являются значительным препятствием, как в судебной, так и в правоприменительной практике, порождая коллизии и правовые несоответствия, так же отсутствие систематизированного правового регулирования в может быть значительным препятствием для стабильного и качественного функционирования механизма всего государственного аппарата в целом.
Следовательно, дальнейшая унификация законодательства относительно организационного и правового статуса территориальных органов федеральной исполнительной власти, а так же законодательное закрепление критериев определяющих то, какие государственные структуры исполняющие полномочия органов исполнительной власти могут входить в систему территориальных органов федеральной исполнительной власти, а так же связанных с ними органов исполняющих функции органов исполнительной власти, но находящиеся за пределами Российской Федерации, значительным образом упростит и повысит качество действия механизма исполнительной власти и государственного управления, улучшит качество коммуникации и содействия между территориальными и федеральными органами исполнительной власти, что как следствие станет фактором повышения качества функционирования территориальных органов федеральной исполнительной власти.
1 Конституция Российской Федерации. Ст. 78, ч. 1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/360c5e7c785f3d4c021f2bba17fa624e21237f4a/ (Дата обращения 28.11.2022)
2 Водный Кодекс Российской Федерации, ст. 28, Бассейновые округа. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/1d24ecfea1db077ae00c89e58cfcd01d93918c5a/(Дата обращения 28.11.2022)
3 Положение о Министерстве обороны Российской Федерации URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48879/ebffb3148acb46cb2875e58ecd36c0337318d8bd/ (Дата обращения 28.11.2022)
4 Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». URL: https://base.garant.ru/188327/(Дата обращения 28.11.2022)
5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», ч. 5, п. 3. URL: http://government.ru/docs/all/51224/?page=3(Дата обращения 28.11.2022)
6 Постановление от 30 ноября 2006 г. N 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов». URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-30112006-n-728/(Дата обращения 28.11.2022)
7 Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации». URL:https://base.garant.ru/1583203/ (Дата обращения 28.11.2022)
8 Приказ «Об утверждении положения главном управлении Министерства Юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и перечня главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» от 3 марта 2014 г. N 25. URL: https://docs.cntd.ru/document/499081212(Дата обращения 28.11.2022)
9 Агалов, К.В. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно правовые основы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 122 с.
10 Бобылев, А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин; под ред. А.И. Бобылева. - М.: Издат. дом Право и государство, 2003. 304 с.
11 Волков, В.Г. Проблемы развития системы исполнительной власти в Российской Федерации / В.Г. Волков // Право: теория и практика. № 12. 2003. С. 16 – 27.
12 Герасимова, В.В. Проблемы взаимодействия федеральных территориальных структур с органами власти субъектов РФ / В.В. Герасимов // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов. № 1,2001. – С. 82 – 90.
13 Касьянова, Е.В. О правовом статусе федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов / Е.В. Касьянова // БИНО: Бюджетные учреждения. 2002. N2. С. 95 - 97.
14 Конин, Н.М. Административное право : учебник для бакалавров / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. М.: Юрайт, 2014. 574 с.
15 Козлов, Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции// Вестник Московского университета. Сер. «Право», № 4., 1992. С. 3 – 12.
16 Лепешкин, А.И.Местные органы власти советского государства (1921 – 1936 гг.). М., 1959.231 с.
17 Макосейчук, Т.М. Организация системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. 130 с.
18 Манохин, В.М. Административное право России : учебник / В.М. Манохин. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 266 с.
19 Овсянко, Д.М. Административное право: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 345 с.
20 Тарасов, О.А. О правовом статусе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти / О.А. Тарасов // Регион: экономика и социология. N 3.2003. С. 73 - 90.
21 Фирсов, М.В. Правовые основы функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 5, 2016. С. 152 – 156.