Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет 8
1.2 Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования 18
2.1 Выявление уровня развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования 32
2.3 Динамика уровня развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты исследования на этапе констатации 59
Приложение Б Конспекты непрерывной образовательной деятельности (изобразительная деятельность) с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 2-3 лет 60
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 70
Активные изменения, происходящие в современном образовании, стандартизация дошкольного образования требуют творческого переосмысления работы педагога и, в целом, деятельности дошкольной образовательной организации. Выработка новых взглядов на предмет воспитания детей способствуют раскрытию творческих возможностей педагога по решению поставленных стандартом задач.
Одной из таких задач является развитие ситуативно-делового общения со взрослым у детей раннего возраста. Это обусловливает актуальность исследования. Особую остроту проблема приобретает в связи с ростом нарушений речи у детей, что требует внедрения коррекционных и профилактических мероприятий по развитию детской речи и, следовательно, процесса общения. Однако и у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений, часто недостаточно развито общение, не достаточен словарный запас. Все это приводит к проблемам личностного и психического развития у детей в будущем.
Вопрос развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет является одним из актуальных вопросов педагогической науки, на который универсального ответа до сих пор не нашли. Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Концептуальные положения, методы, методические приемы предложены Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским. Исследования таких выдающихся психологов как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов говорят о необходимости целенаправленного развития у детей ситуативно-делового общения со взрослым. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет доказывали ещё такие ученые, как Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет и недостаточным использованием возможностей нетрадиционных техник рисования в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности нетрадиционных техник рисования в развитии ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования: процесс развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования будет возможным, если:
• разработано содержание непрерывной образовательной деятельности (изобразительная деятельность), способствующее развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных техник рисования;
• организована поэтапная работа по развитию показателей ситуативно-делового общения у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования;
• организована совместная деятельность детей и родителей в процессе открытых просмотров непрерывной образовательной деятельности, направленная на развитие ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Выявить уровень развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2 -3 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ эмпирических данных).
Теоретической основой исследования являются:
• исследования особенностей ситуативно-делового общения в раннем возрасте (Ю.Ю. Березина, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.А. Люблинская);
• исследования по развитию ситуативно-делового общения детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования (Л.И. Беляева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Е.Ю. Демурова, И.М. Туревская, В.П. Филина, Н.А. Фомина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования нетрадиционных техник рисования в развитии ситуативноделового общения со взрослым у детей 2-3 лет; определены показатели и описаны уровни развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования нетрадиционных техник рисования в развитии ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ № 49 «Веселые нотки» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей, 14 рисунками.
Проведенное исследование позволило установить, что общение - это довольно сложный процесс, который подразумевает формирование и поддержание контактов между людьми, а его многоплановость делает важным структурирование его отдельных аспектов. В раннем детстве у ребенка социальная ситуация развития представляет собой триаду: «Ребенок - предмет - взрослый», причем наиболее важным для детей является предмет. Общение ребенка также становится связанным с организацией предметной деятельности. Как правило, это позволяет ему развиваться интенсивно и довольно быстро из формы организации деятельности оно становится речевым. Следует отметить, что такое общение является не только эмоциональным, но и ситуативно-деловым, так как оно опосредовано словом, которое обладает предметной отнесенностью. Дети раннего возраста с огромным интересом и большим удовольствием рисуют в нетрадиционных техниках. Нетрадиционные техники рисования позволяют развивать нестандартное видение предметов, позволяя создавать свои индивидуальные маленькие шедевры. Такое средство обладает достаточно большим потенциалом в развитии ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе 45% детей обладают низким уровнем развития ситуативно-делового общения со взрослым, средним 55%, высокого уровня не выявлено. В контрольной группе 40% детей обладает низким уровнем развития ситуативно-делового общения со взрослым, у 60% детей был выявлен средний уровень, высокого уровня также не выявлено. В связи с полученными результатами вопрос проведения работы по развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования является актуальным и необходимым.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования будет возможным, если:
• разработано содержание непрерывной образовательной деятельности (изобразительная деятельность), способствующее развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных техник рисования;
• организована поэтапная работа по развитию показателей ситуативно-делового общения у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования;
• организована совместная деятельность детей и родителей в процессе открытых просмотров непрерывной образовательной деятельности, направленная на развитие ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Посредством повторной диагностики было выявлено, что в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем снизилось до 20%, а на констатирующем этапе он составлял 40%. Количество детей со средним уровнем повысилось на 10%, количество детей с высоким уровнем выросло на 20%, что доказывает результативность проведенной работы по развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет. Иначе дела обстоят в контрольной группе, результаты практически не изменились. Анализ результатов показал, что работа по развитию ситуативно-делового общения со взрослым у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных техник рисования является успешной, что доказывает поставленную нами гипотезу.
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 2013. № 4. С. 45.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медицина, 2015. 303 с.
3. Арсентьева В. А. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М. : Форум, 2014. 144 с.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2015. 558 с.
5. Бажанова Т В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте // Дисс.канд.психол.наук. М. : 2018. 122 с.
6. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 317 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2016. 528 с.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2014. 174 с.
9. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2013. 195 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Эксмо, 2018. 326 с.
11. Газман О. С. Каникулы: игра, воспитание. М. : Просвещение, 2014. 512 с.
12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : ТЦ «Сфера», 2015. 240 с.
13. Границкая А. С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 2013. 175 с.
14. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников // Журнал прикладная психология. 2013. № 2. С. 51-56.
15. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко, О. М, Лаврентьева, Т В. М. : Просвещение, 2016. 98 с.
...