Объект исследования: Автономная некоммерческая организация Поспелихинского района информационный издательский центр «Новый путь» (Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха).
Основной вид деятельности - издание газет.
Проведен анализ персонала и основных экономических показателей за 2018-2021 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Понятие и сущность организационного развития 6
1.2 Программно-целевой подход к управлению организационным развитием 12
1.3 Основные правила и особенности разработки программ организационного развития 19
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В АНО ИИЦ «НОВЫЙ ПУТЬ» 27
2.1 Общая характеристика деятельности организации 27
2.2 Анализ системы управления деятельностью организации 32
2.3 Анализ особенностей и проблем управления развитием организации 40
3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АНО ИИЦ «НОВЫЙ ПУТЬ» 48
3.1 Содержание программы организационного развития 48
3.2 Экономическая эффективность программы организационного развития 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Целью работы является разработка программы организационного развития для АНО ИИЦ «Новый путь».
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
раскрыты теоретико-методологические основы разработки программы организационного развития;
осуществлен анализ управления организационным развитием в АНО ИИЦ «Новый путь»;
разработана программа организационного развития АНО ИИЦ «Новый путь».
Объектом исследования является деятельность АНО ИИЦ «Новый путь».
Предмет исследования – программа организационного развития АНО ИИЦ «Новый путь».
Теоретической базой исследования служат труды таких авторов, как Д.В. Арутюнова, О.С. Виханский и А.И. Наумов, М.Р. Переверзев, А.К. Семенов и В.И. Набоков и др.
Методы исследования: эмпирический, обобщение, сравнение, описание, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе работы раскрыта сущность управленческой деятельности современного предприятия в рамках стратегического, программно-целевого и проектного подходов, а также представлены содержание и структура стратегии развития, алгоритм ее формирования путем подготовки программы организационного развития и входящих в нее проектов.
Во второй главе представлена организационно-управленческая характеристика АНО ИИЦ «Новый путь». Кроме того, особое внимание здесь уделено анализу системы управления деятельностью компании.
В третьей главе работы по результатам исследования предложена программа развития АНО ИИЦ «Новый путь»
В заключении представлены сформулированные в ходе исследования выводы.
Подход, базирующийся на концептуальном (стратегическом) восприятии любой управленческой деятельности, насчитывает уже не один десяток лет. Благодаря своей эффективности он стал сегодня стал одним из ведущих способов обеспечения устойчивого развития организации. Однако в его рамках невозможно выбрать единственно верный и максимально эффективный инструмент, гарантирующий поступательное и устойчивое развитие предприятия. К настоящему моменту наукой и практикой управления разработано несколько таких инструментов, причем они не исключают друг друга, а могут быть реализованы комплексно. Речь в данном случае идет:
во-первых, о программно-целевом методе организации стратегического управления;
во-вторых, о проектном подходе к реализации программно-целевого подхода к управлению.
При этом программно-целевой подход можно определить как системно организованное управление, которое направлено на достижение конкретного результата в решении тех или иных проблем, включая эффективное развитие организации. Объектом его являются все основные элементы пространственной структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана (программы) с оценкой конечных потребностей исходя из целей развития при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Последнее целесообразно обеспечить посредством проектирования, которое является универсальным управленческим инструментом.
Основным видом деятельности АНО ИИЦ «Новый путь» по ОКВЭД является издание газет (58.13). В качестве дополнительных видов деятельности в Уставе АНО ИИЦ «Новый путь» указаны прочие виды полиграфической деятельности (18.12) и деятельность рекламных агентств (73 11).
На сегодняшний день в состав трудового коллектива АНО ИИЦ «Новый путь» входят 10 человек.
Несмотря на то, что АНО ИИЦ «Новый путь» является некоммерческой организацией, для которой извлечение прибыли не служит основной целью, ее дальнейшее организационное развитие находится под вопросом из-за высокого риска банкротства в связи с убыточностью деятельности в 2018-2021 гг. при отсутствии сторонней финансовой помощи, что требует принятия незамедлительных мер для выравнивания финансово-экономического состояния компании.
Организация управления в АНО ИИЦ «Новый путь» в целом строится как в большинстве современных российских компаний – на базе линейного менеджмента, административных методов воздействия на персонал и с минимальным вниманием к реализации маркетинговой деятельности в условиях осложняющейся экономической обстановки.
Серьезность сложившейся ситуации усугубляется наличием целого ряда проблем в части управления организационным развитием, среди которых необходимо, прежде всего, выделить следующее:
отсутствие стратегического подхода к развитию организации;
высокий уровень себестоимости газеты «Новый путь», не позволяющий организации эффективно противостоять растущему удорожанию производственных процессов;
неэффективная маркетинговая деятельность, что выражается в низком качестве продвижения и рекламы АНО ИИЦ «Новый путь» при отсутствии тесного взаимодействия с целевой аудиторией газеты, рекламодателями и широкой общественностью, включая маркетинговые исследования и оценку эффективности маркетинговых мероприятий как важнейших этапов планирования и реализации любой маркетинговой стратегии;
довольно низкий уровень обслуживания потребителей услуг при снижении оценок деятельности редакции с их стороны;
недостаточная эффективность организационных и межличностных коммуникаций в компании, что во многом объясняется полным невниманием руководства к индивидуальным психологическим особенностям работников;
наличие значимых отрицательных черт в организационной структуре, применяемых руководством методах кадрового менеджмента и мероприятий в сфере стимулирования трудовой активности персонала.
Для решения выявленных проблем в рамках настоящего исследования в рамках проектного подхода с участием профессиональной команды из 7 сотрудников редакции была разработана программа организационного развития, включает в себя стратегическую матрицу АНО ИИЦ «Новый путь» и ряд более конкретных рекомендаций по развитию персонала, а также совершенствованию производственной и маркетинговой деятельности организации.
При этом в первый год реализации проектных мероприятий персоналу редакции необходимо аккумулировать все свои новые знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения, и добиться, во-первых, минимального роста выручки (+10% к показателю 2021 г.), а во-вторых, снижения затрат настолько, чтобы обеспечить хотя бы небольшой размер прибыли (79,6 тыс. руб. против -1 285 тыс. руб. убытка в 2021 г.) и положительное значение рентабельности продаж (1,12%). К концу трехлетнего периода предполагается рост выручки на 41,6% и себестоимости – на 16,5% по сравнению с 2021 г., что обеспечит в итоге уровень рентабельности в размере 1,26% против ее отрицательных значений в отчетном году.
Таким образом, проведенные расчеты полностью подтверждают экономическую эффективность разработанных в ходе исследования рекомендаций.
1. Айрапетова А.Г., Веденецкая И.А., Корелин В.В. и др. Организация и планирование производства: учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2019. 235 с.
2. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ. М., 2018. 188 с.
3. Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2020. 304 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2021. 416 с.
5. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2018. 122 с.
6. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: ИНФРА-М, 2019.–28 с.
7. Баркалов С.А., В.И. Воропаев, Г.И. Секлетова Математические основы управления проектами: учебное пособие / под ред. В.Н. Буркова. М.: Высшая школа, 2019. 423 с.
8. Барышева А. В., Балдин К.В., Галицкая С.Н. и др. Инновации: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2019. 382 с.
9. Бахарев А. Что такое Agile и Scrum и как с ними работать [Электронный ресурс] // Издательство «Манн, Иванов и Фербер». 2019. Режим доступа: https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2019/09/09/chto-takoe-agile-i-scrum-i-kak-s-nimi-rabota - заглавие с экрана
10. Боронина Л.Н. Основы управления проектами: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 112 с.
11. Бутко Г.П., Бессонов А.Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие. Екатеринбург, 2017. 138 с.
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Инфра-М, 2018. 186 с.
13. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. 352 с.
14. Гаврилова О.А., Гнань А.Э. Процессный подход как метод антикризисного управления предприятием // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 14-24.
15. Глушенко В.В., Глушенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозиро- вание – планирование. Теория проектирования экспериментов. М.: Педагогическое общество России, 2018. 237 с.
16. Гончарова И.В., Макаренко Ю.А. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании // Вестник ВГУ. 2019. № 2. С. 193-196.
17. Добровинский А.П. Управление персоналом организации. Томск: ТПУ, 2020. 416 с.
18. Дорман В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2020. 108 с.
19. Дорофеев В.Д., Шмелев А.Н. Менеджмент. М.: Инфра-М, 2018. 440 с.
20. Еланцев С. В. Управление доходами, расходами и прибыль корпорации [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №1 (21). Режим доступа: http://shgpi.edu.ru – заглавие с экрана.
21. Жилкин, А.А., Минева О.К. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами в ХХ в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018. №1 (26). С. 95-100.
22. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2019. 584 с.
23. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Академия, 2019. 543 с.
24. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во Воронеж. тех. ун-та, 2019. 551 с.
25. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 301 с.
26. Колодняя Е.А. Отечественный и зарубежный опыт использования программно-целевого подхода в управлении экономикой региона / Е.А. Колодняя, Т.Ю. Важенина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 8. С. 61-63.
27. Кривошеева М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления. Воронеж, 2018. 115 с.
28. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2019. 800 с.
29. Латфуллина Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2021. 464с.
30. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учебник. М.: ИНФРА-М, 2018. 192 с.
31. Левченко Л.В. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие. М., 2020. 420 с.
32. Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. М.: Омега-Л, 2019. 664 с.
33. Мельников М.А. Инструменты комплексного маркетинга в антикризисном управлении компанией // Электронный вестник «Государственное управление». 2019. №39. С. 31-48.
34. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. М.: Инфора-М, 2017. 632 с.
35. Михайлов Ю.Ф. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности // Ученые записки ИИО РАО. 2020. С. 162-171.
36. Морозова Н.А. Управление коммуникациями в организации // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018. № 2. С. 173-181.
37. Мышанский, А.А. Коммуникационная среда в брендинге [Электронный ресурс] / А.А. Мышанский, Ю.В. Терентьев // Московский экономический журнал. 2022. №1. Режим доступа: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-12/ - заглавие с экрана.
38. Новопашин А.П. Коммуникация и власть. Тюмень: Мандр и К, 2019. 678 с.
39. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием): учебное пособие. М.: Экзамен, 2018. 637 с.
40. Райзберг Б.А. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика, 2017. 255 с.
41. Руденко Л.И. Основы управления проектами, курс лекций: учебно-методическое пособие. Симферополь, 2018. 96 с.
42. Румянцева З. В. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М.: Инфра-М, 2020. 308 с.
43. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. М.: Дашков и Ко, 2021. 556 с.
44. Тапскотт Ю.Д. Электронно-цифровое общество. М.: Рефл-бук, 2018. 348 с.
45. Управление проектами: учебное пособие / сост. Н.М. Цыцарова. Ульяновск: УлГТУ, 2021. 105 с.
46. Филипс Д. Методы анализа сетей. М.: Мир, 1984. 496 с.
47. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. СПб.: Питер, 2020. 384 с.
48. Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: ГРУ, 2019. 183 с.
49. Хруцкий В.Е., Коренева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2019. 528 с.
50. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Дашков и Ко, 2021. 368 с.