Оглавление
Введение 12
1 Теоретические аспекты построения системы развития персонала в
организации 17
1.1 Роль системы развития персонала в стратегическом управлении
организацией 17
1.2 Основные формы системы развития персонала в организации 24
2 Развитие персонала как направляющий вектор стратегического
управления на примере НИ ТПУ 37
2.1 Построение и внедрение системы развития персонала в НИ ТПУ 37
2.1.1 Стратегия управления персоналом в НИ ТПУ 38
2.1.2 Система развития персонала в НИ ТПУ 48
2.2 Проблемы и приоритетные направления создания и
совершенствования системы развития и стратегического управления персоналом в НИ ТПУ 54
2.2.1 Методика расчета коэффициента удовлетворенности персонала 54
2.2.2 Основные проблемы системы развития и стратегического управления
персоналом в НИ ТПУ 56
2.2.3 Приоритетные направления создания и совершенствования системы
развития и стратегического управления персоналом в НИ ТПУ 67
Заключение 73
Приложение А (обязательное) Общий показатель удовлетворенности организацией 77
Приложение Б (обязательное) Показатель удовлетворенности организацией по категориям 80
Приложение В (обязательное) Показатель удовлетворенности организацией в диаграммах 82
Приложение Г (обязательное) Отчет о проверке на плагиат 85
Список использованных источников 86
Проблемы, возникающие с необходимостью повышения и развития трудового потенциала в организации, приобретают особую значимость и актуальность.
Степень направленности воздействия на развитие сотрудников в рамках организации во многом определяет вектор стратегического управления развития, как отдельной организации, отрасли, так и страны в целом. Возросшая конкуренция на рынке товаров и услуг, в связи со сложившимися современными экономическими условиями,
обуславливают необходимость повышения конкурентоспособности организации за счет увеличения качества собственного человеческого капитала.
Конкурентоспособность российских предприятий в большинстве своем стала определяться по уровню соответствия используемых технологий возросшим требованиям на рынке товаров и услуг. Эффективность изменений различного характера в организации, связанных с внедрением новых технологий, а также с внедрением организационно-экономических преобразований, может быть достигнута при необходимом соответствии сотрудников данным нововведениям. Реализация развития организации в экономическом плане возможна только при наличии соответствующего наращивания трудового и материально-технического потенциала.
Актуальность выбранной темы исследования. Практически все исследования в области управления развитием персонала в организации, направлены на рядовые организации и предприятия и не учитывают особенности управления развитием сотрудников высших учебных заведений.
Особенность в управлении развитием персонала в высших учебных заведениях заключается в многоплановости деятельности сотрудников. Сотрудники в вузе зачастую совмещают образовательную, научную и административную деятельность. Совмещение обязанностей, зачастую, создает дополнительные сложности в организации процессов управления развитием сотрудников в высших учебных заведениях.
Министерством образования и науки Российской Федерации был введен проект 5-100. Цель Проекта 5-100 - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. В проекте принимает участие 21 российский университет, в состав участников входит Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Важными условиями предоставления университетам субсидии является выполнение ими планов мероприятий «дорожных карт», в том числе вхождение в мировые рейтинги университетов, а также обеспечение университетами софинансирования из внебюджетных средств.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет является одним из первопроходцев среди Российских вузов в области научного и профессионального развития своих сотрудников.
При появлении необходимости повышения трудового потенциала персонала, есть всего два возможных пути: либо нанимать более профессиональных специалистов извне, либо развивать сотрудников внутри организации.
Набор специалистов со стороны часто приводит к стрессу в организации. Это оправдано в первую очередь тогда, когда нужны срочные антикризисные меры.
В отличие от стратегии развития собственных сотрудников, которая лучше всего соответствует плавному и естественному развитию организации.
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российских и зарубежных авторов, нормативно-законодательные акты Российской Федерации.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы мотивационного механизма, явились работы: Багировой И.Х., Макаровой И.И., Маслова В.И., Моргунова Е.Е., Никитиной И.А., Пугачева В.П. В данных источниках подробно рассмотрено понятие развития персонала, место развития сотрудников в структуре управления организацией, основные подходы к управлению системой развития персонала.
Также был рассмотрен ряд законодательных и распорядительных документов: Трудовой кодекс Российской Федерации: Раздел IX. Главы 3132 ст.196-208; Приказ № 91/од от 24.08.2015 «Об утверждении Регламента управления системой эффективного контракта научно-педагогических работников НИ ТПУ»; План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «НИ ТПУ» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг.; Коллективный договор Томского политехнического университета на 2012-2015 годы.
Международный опыт систем развития персонала рассмотрен на основе работ: Стаут Л.У., Морнель П., Майклз Э., Хэнтфилд-Джонс Х., Экселрод Э., Кей Б., Джордан-Эванс Ш. В данных источниках приведены новые системы оценки и развития персонала в организации, а также даны рекомендации по привлечению и удержанию перспективных сотрудников.
Среди рассмотренных источников в области управления развитием персонала в организации не было выявлено исследований, которые учитывали бы особенности управления развитием сотрудников в российских высших учебных заведениях.
Объект исследования: развитие персонала как направляющий вектор стратегического управления организацией.
Предмет исследования: развитие персонала в Национальном исследовательском Томском политехническом университете.
Проблема исследования: административный аппарат НИ ТПУ задает направление развития как университету в целом, так и сотрудникам в частности. В процессе достижения поставленных задач создается дисбаланс между результатами, которые запланировало руководство вуза, и возможностями сотрудников.
Цель исследования: оценить степень удовлетворенности сотрудников НИ ТПУ системой развития персонала.
Задачи исследования:
1. Анализ и оценка состояния системы развития персонала в НИ ТПУ.
2. Выявить и проанализировать проблемы и приоритетные направления создания и совершенствования системы развития персонала в НИ ТПУ.
3. Определить решение проблем в создании системы развития персонала в НИ ТПУ.
Методологические основы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления развитием персонала в организации; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации, такие как наблюдение, анкетирование.
Базой исследования послужила методика «JDI» . Данная методика позволяет оценить влияние факторов развития сотрудников на удовлетворенность организацией системой развития.
Результаты оценки удовлетворенности работников позволяют получить важную информацию о том, чем довольны или недовольны сотрудники, а также о том, по каким направлениям следует скорректировать систему развития персоналом.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы развития персонала как части стратегического управления организацией в Национальном исследовательском Томском политехническом университете.
В ходе работы было проведено исследование среди сотрудников Национального исследовательского Томского политехнического университета по выявлению степени удовлетворенности организацией и системой развития персонала. Индекс удовлетворенности организацией напрямую связан с желанием сотрудников развиваться в своей предметной области, тем самым повышая конкурентоспособность своей организации.
Для становления персонала ключевым ресурсом, а также для реализации стратегии и планов руководства, необходимо наличие обратной связи, т.к. точное понимание того, что необходимо сотрудникам и оценка уровня их удовлетворенности выполняемой работой, позволяет вовремя реагировать на изменение эмоционального фона в организации.
Результаты оценки удовлетворенности работников позволяют получить важную информацию о том, чем довольны или недовольны сотрудники, а также о том, по каким направлениям следует скорректировать систему развития персоналом.
В процессе исследования были получены следующие результаты. Среднее значение индекса удовлетворенности персоналом в НИ ТПУ находится в норме, поскольку больше половины опрошенных сотрудников дали положительную оценку по всем пунктам, заявленным в опросе. Данный показатель свидетельствует о том, что большая часть опрошенных сотрудников довольна сложившейся ситуацией в университете. Однако если рассматривать результаты исследования по категориям сотрудников, то индекс удовлетворенности в некоторых категориях находится за критической отметкой, т.е. принимает отрицательное значение.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Анализ и оценка состояния системы развития персонала в НИ ТПУ показали, что система развития персонала в НИ ТПУ претерпевает значительные изменения в связи с введением новых государственных и внутренних программ, с целью достижения поставленных задач к 2020 году.
Программы развития и обучения в Национальном исследовательском томском политехническом университете мало
затрагивают административный персонал, приоритетным направлением развития университета является научно-преподавательский персонал. С наличием возможности профессионального и личностного роста из общего числа респондентов согласились 50% научно-преподавательского состава и всего 20% административного. Данный факт обусловлен спецификой организации.
2. Одной из задач выпускной квалификационной работы являлись выявление и анализ проблем и приоритетных направлений создания и совершенствования системы развития персонала в НИ ТПУ.
Для анализа сложившейся ситуации в университете была применена методика «JDI», разработанная группой психологов Государственного университета Индианы (США).
Для исследования была проведена целевая квотная выборка.
Были охвачены такие категории сотрудников организации, как административный и научно-преподавательский персонал. Всего было опрошено 104 сотрудника Томского политехнического университета.
Результаты исследования привели к следующим заключениям:
• Несмотря на эффективность авторитарных методов управления, которые в свою очередь обеспечивают быстрое развитие университета, выбранное направление развития НИ ТПУ негативно отражается на сотрудниках, о чем свидетельствует высокая физическая нервная перегрузка, почти 90% респондентов согласились с данным утверждением. В результате количественные показатели преобладают над качественными.
• Наблюдается несовпадение целей и стремлений руководства с возможностями сотрудников НИ ТПУ. Причиной данной ситуации является выполнение узконаправленных задач. Сотрудники подразделений перестают сопоставлять личные результаты деятельности с достижениями университета в целом. О чем свидетельствует заметный разрыв в оценке результативности личной деятельности и деятельности университета в целом.
• Больше половины опрошенных сотрудников университета уверены в том, что ТПУ достигнет поставленных целей в мероприятиях повышения конкурентоспособности, но не в такие сжатые сроки.
3. Определить решение проблем в создании системы развития персонала в НИ ТПУ.
Управление развитием персонала в высшем учебном заведении должно отойти от рейтинговых показателей и обратить внимание на управление непосредственно человеческими ресурсами, которые составляют совокупный кадровый потенциал университета.
Необходимо направление стратегического управления университетом разделить на два направления.
Для административного персонала университета экономический подход в управлении более приемлем. Данный подход позволяет выявить способных работников, нормировать и стимулировать деятельность, а также направить систему развития на заинтересованных сотрудников.
Для научно-преподавательского персонала приемлемым является совмещение органического и гуманистического подходов. Данное сочетание подходов позволяет соединить творчество и новаторство в работе, а так же уделять больше внимания качеству новаторских идей и отойти от количественных показателей.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет является первопроходцем среди Российских высших учебных заведений в сфере развития персонала, как основополагающей части стратегического управления организацией. Система управления развитием персонала в университете претерпевает немалые изменения, в связи с перестроением стратегических целей и стремлений. Именно поэтому нельзя категорично сказать о недостатках в сфере развития персонала, поскольку НИ ТПУ перестраивая систему стратегических целей устраняет возникающие недочеты в данной сфере.
1) Андреева Т.А. Почему уходят лучшие [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал «AUP.Ru». 16.11.2012. - Режим доступа http://www.aup.ru/articles/personal/7.htm (дата обращения
17.04.2016) .
2) Артемов О.Ю., Архипова Н.И., Ермакова И.Н. Теория и практика работы с кадрами. М. : РГГУ, 2007. 789 с.
3) Багирова И. Х. Социальная политика компании как инструмент мотивации персонала // междунар. науч. конф. Проблемы современной экономики: (Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. 110-115 с.
4) Батенева Т.В. Рынок труда ждет активных и способных меняться [Электронный ресурс] // портал о кадровом менеджменте «HRM.RU». 11.01.2016. - Режим доступа http://www.hrm.ru/rynok-truda- zhdet-aktivnykh-i-sposobnykh-menjatsja (дата обращения 14.03.2016).
5) Бовин А.А. Менеджмент изменений: от хорошего к лучшему [Электронный ресурс] // портал о кадровом менеджменте «HRM.RU». 05.07.2013. - Режим доступа http://www.hrm.ru/menedzhment-izmenenijj-ot- khoroshego-k-luchshemu (дата обращения 29.01.2016).
6) Варламова Е.Е. Оценка на рабочем месте [Электронный ресурс] // Электронный журнал «HR-Journal». 18.06.2014. - Режим доступа http://www.hr-joumal.ru/articles/oap/osenka.html (дата обращения 05.05.2016).
7) Володин Д.А. Управление качеством персонала [Электронный ресурс] // Электронный журнал «HR-Journal». 27.06.2012. - Режим доступа http://www.hr-joumal.ru/articles/ov/cmm.html (дата обращения 01.03.2016).
8) Джилиони Д.В. Саморазвитие сотрудников как поддержка
корпоративного обучения [Электронный ресурс] // HR-сообщество и публикации. «HR-Portal». 05.12.2013. - Режим доступа
http://neohr.ru/hr/article_post/samorazvitie_sotrudnikov_kak_podderzhka_korpor ativnogo_obuch (дата обращения 13.05.2016).
9) Друкер П. Эффективный руководитель. М. : Вильямс, 2007. 224 с.
10) Иванова С.В. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 160 с
11) Карачевцева И.Н. Регулярная оценка деятельности персонала: для кого, когда и как. [Электронный ресурс] // управленческий портал про обучение и развитие персонала «Trainings.ru». 08.02.2013. - Режим доступа http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=15247 (дата обращения
06.04.2016) .
12) Кей Б., Джордан-Эванс Ш. Любите их или вы их потеряете. Как удержать ценных сотрудников. М. : Добрая книга, 2006. 320 с.
13) Классики менеджмента / под ред. М.Уорнера. СПб. : Питер, 2001. 1168 с.
14) Коллективный договор НИ ТПУ на 2012-2015 годы
[Электронный ресурс]. Томск 2012. - Режим доступа:
http://portal.tpu.ru:7777/departments/ profunion/profsotr/col_dogovor/Tab/kol- dog-2012-2015.doc (дата обращения: 04.02.2016).
15) Краснобабцев А.А. Планы индивидуального развития:
эффективные сотрудники без особых затрат [Электронный ресурс] // Электронный журнал «HR-Journal». 27.04.2015. - Режим доступа
http://www.hr-journal.ru/articles/op/Plany-individualnogo-razvitija-ehffektivnye- sotrudniki-bez-dopolnitelnykh-zatrat.html (дата обращения)
16) Майклз Э., Хэнтфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты.
М. : МИФ, 2005. 272 с.
17) Макарова И.И. Управление персоналом. Наглядные учебнометодические материалы. М. : ИППЭ им. А.С. Грибоедова, 2006, 112 с.
18) Мансуров Р.Е. Повышение эффективности за счет вовлечения персонала [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал «AUP.Ru». 27.11.2012. - Режим доступа http://www.aup.ru/articles/ personal/19.htm (дата обращения 02.02.2016).
19) Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М. : Финпресс, 2004. 288 с.
20) Моргунов Е.Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательство журнала «Управление персоналом», 2005, 550 с.
21) Морнель П. Технологии эффективного найма. Новая система оценки и отбора персонала. М. : Добрая книга, 2005. 264 с.
22) Н. В. Краснова. Развитие персонала компании. М.: издательство Московской Финансово-Промышленной Академии, 2011. 96 с.
23) Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб. : СПбГИЭА, 1998. 118 с.
24) План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. Томск., 2013. - Режим доступа http: //news.tpu.ru/uploads/docs/10/DOROGNAYA_KARTA.pdf (дата
обращения: 10.02.2016).
25) Пономаренко В.А. Зарытые таланты [Электронный ресурс] //
Электронный журнал «HR-Joumal». 28.11.2015. - Режим доступа
http://www.hr-joumal.ru/artides/ov/zaryt.html (дата обращения 20.03.2016).
26) Приказ № 10/од от 18.02.2016 «О внесении изменений в Регламент управления системой эффективного контракта научнопедагогических работников НИ ТПУ» [Электронный ресурс]. Томск., 2016. - Режим доступа http://hr.tpu.ru/docs/%D0%A0%D0%B5%D0% B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%20%D 1 %83% D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D1 %8F%20%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D0%BC%D0%B E%D0%B9%20%D 1%8D%D 1 %84%D 1 %84%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D0 %B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%B E%D0%BD%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D0%BA%D 1 %82%D0%B0%20%D 0%9D%D0%9F%D0%A0%20%D0%A2%D0%9F%D0%A3%20(%D0%BD%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D 1 %8F%20%D 1 %80%D0%B5%D0%B4%D0%B0 %D0%BA%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F).tif (дата обращения 01.03.2016).
27) Приказ № 19/од от 21.03.2016 г. «О Декларации о ценностях и корпоративной этике поведения работников, обучающихся и выпускников Томского политехнического университета и Кодекс этики ТПУ [Электронный ресурс]. Томск., 2016. - Режим доступа http://hr.tpu.ru/ docs/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D 1 %81 %20%D0%BA %D0%BE%D 1 %80%D0%BF%D0%BE%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D0%B8 %D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D 1 %8D%D 1 %82%D0%B8%D0 %BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_% E2%84%96_19_%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D 1 %82_21.03.2016.tif (дата обращения 30.03.2016).
28) Приказ № 51/од от 03.06.2014 «О переходе на эффективный
контракт» [Электронный ресурс]. Томск., 2014. - Режим доступа
http://hr.tpu.ru/docs/m/docs/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0% D0%B7%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D 1 %80%D0%B5%D 1 %85%D 0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D 1 %8D%D 1 %84%D 1 %84%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D 1 %8B%D0 %B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D0%BA %D 1 %82%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B1 %D0%B0 %D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0 %BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82 %D0%B0.pdf (дата обращения 06.04.2016).
29) Приказ № 54/од от 23.05.2016 "Об утверждении Регламента управления системой эффективного контракта научно-педагогических работников ТПУ с приложениями в новой редакции" [Электронный ресурс]. Томск., 2016. - Режим доступа http://hr.tpu.ru/docs/%D0%9F%D1%80%
D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%E2%84%96%2054%20%D0%BE%D1 %82%2023.05.2016_%D0%9E%D0%B1 %20%D 1 %83 %D 1 %82%D0%B2%D0 %B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20 %D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D 1 %82%D0%B0%20%D 1 %83%D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0 %BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F%20%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D 1 %8D%D 1 %84%D 1 %84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0 %B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0 %D0%BA%D1%82%D0%B0.tif (дата обращения 27.05.2016).
30) Приказ № 91/од от 24.08.2015 «Об утверждении Регламента
управления системой эффективного контракта научно-педагогических работников НИ ТПУ» [Электронный ресурс]. Томск., 2015. - Режим доступа http://hr.tpu.ra/docs/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%
B0%D0%B7_%E2%84%96_91_%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D1%82_24.0 8.2015(1).tif (дата обращения 05.04.2016).
31) Пугачев В.П. Руководство персоналом. М. : Аспект-Пресс, 2006.
416 с.
32) Решение ректората от 3.04.2015 «О скорректированном плане по реализации кадровой политики НИ ТПУ на период 2015-2020 гг.». [Электронный ресурс]. Томск., 2015. - Режим доступа http://portal.tpu.ru: 7777/departments/otdel/oprp/di/Tab/rectorate_3.04.15.pdf (дата обращения
07.05.2016) .
33) Сидоркин А.Б. Рейтинги вузов должны основываться на
«больших данных» [Электронный ресурс] // портал о кадровом менеджменте «HRM.RU». 17.02.2016. - Режим доступа
http://www.hrm.ru/rejjtingi-vuzov-dolzhny-osnovyvatsj a-na-bolshikh-dannykh (дата обращения 15.03.2016).
34) Сотникова С.И. Управление карьерой. М.: Инфра-М, 2001. 408 с.
35) Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / пер. с англ. М.: Добрая книга, 2007. 536 с.
36) Трудовой кодекс Российской Федерации: Раздел IX. Главы 3132 ст.196-208 от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015). М.: Проспект, 2016. 224с.
37) Управление персоналом. Теория и практика. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. М. : Проспект 2016. 72. с.
38) Управление по работе с персоналом НИ ТПУ [Электронный ресурс]. Томск., 2016 - Режим доступа: http://www.hr.tpu.ru/ (дата обращения 02.15.2016).
39) Фокс-Джеффри Д. Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 172 с.
40) Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2006. 224 с.