СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
§1. История становления школьного математического образования 11
§2. Понятие оценки качества математического образования 14
§3. Международное исследование TIMSS 18
§4. Международное исследование PISA 34
§5. Оценка качества математического образования на международных
олимпиадах 45
Выводы к главе 1 49
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 51
§6. Система задач для подготовки школьников к международному
исследованию оценки качества математического образования 51
§7. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам 77
§8. Подготовка обучающихся к международным исследованиям по разделу
«Элементы теории вероятностей» 89
§9. Педагогический эксперимент и его результаты 121
Выводы к главе II 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 129
Приложение А 144
Приложение Б
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
§1. История становления школьного математического образования 11
§2. Понятие оценки качества математического образования 14
§3. Международное исследование TIMSS 18
§4. Международное исследование PISA 34
§5. Оценка качества математического образования на международных
олимпиадах 45
Выводы к главе 1 49
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 51
§6. Система задач для подготовки школьников к международному
исследованию оценки качества математического образования 51
§7. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам 77
§8. Подготовка обучающихся к международным исследованиям по разделу
«Элементы теории вероятностей» 89
§9. Педагогический эксперимент и его результаты 121
Выводы к главе II 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 129
Приложение А 144
Приложение Б
Актуальность исследования. В примерных основных образовательных программах основного общего [67] и среднего [68] образования отмечено, что оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе: государственной итоговой аттестации выпускников средней школы (11 класс) в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), государственной итоговой аттестации выпускников основной школы (9 класс) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Так же система оценки образовательных достижений учащихся включает процедуру внутренней оценки - портфолио (работы учащегося, так и отзывы на эти работы: наградные листы, дипломы за участие в олимпиадах).
Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально- методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг [38].
Согласно общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) [16, С. 4] в настоящее время в России оценка общеобразовательных достижений учащихся, а в частности математического образования, кроме итоговой аттестации выпускников и олимпиад, проводится и в ходе международных сравнительных исследований (TIMSS, PISA).
Опыт международных исследований показывает, что для объективной оценки качества математического образования российских школьников необходимо ориентироваться не только на результаты, показанные учениками в определенный период времени, но и учитывать динамику изменений результатов нескольких циклов оценки.
Очевидным является тот факт, что оценка качества математического образования российских школьников зависит от уровня разработанности содержательного и методического аспектов для подготовки школьников к международным исследованиям качества математического образования.
В научной и учебно-методической литературе рассмотрены различные направления повышения качества математического образования такие, как разработка методологических основ методики обучения математике (Г.И. Саранцев [83]), дифференцированное обучение (Р.А. Утеева [95], Г.Д. Дорофеев [26]), реализация интеграции и разработка интегрированных курсов (Н.С. Сайдуллаева [82], Ю.М. Колягин [33]), укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев [104]), мотивация учебной деятельности (М.А. Родионов [79], Г.И. Саранцев [83).
В исследованиях Ш.А. Амонашвили, Г.Ю. Ксензовой понятие «оценка» чаще всего трактуется как процесс, то есть «оценка» и «оценивание» не разделяются [8]. Л.М. Фридман [100] рассматривает понятие «оценка» как результат, а Е.И. Перовский [63] трактует, что термин «оценка» - единство процесса и результата.
Анализ ранее выполненных диссертационных работ, посвященных международным исследованиям по оценке качества математического образования, показал, что они были рассмотрены в аспекте:
- оценки качества математического образования учащихся классов с углубленным изучением математики (Н.В. Тропина, 2000); в работе «раскрыта взаимосвязь различных функций проверки знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения, основанном на уровневой дифференциации, определяются уровни сформированности оценочных умений учащихся. На основе системного изучения исследовательской деятельности представлена классификация исследовательских работ учащихся» [88];
- социально-педагогических факторов в международных исследованиях в образовании (Н.А. Найденова, 2007 [55]) в диссертации подчеркивается роль мониторинга качества образования как инструмента, способствующего адекватности оценивания результативности систем образования разных стран. Приведена иерархическая и структурированная классификация факторов на разных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном, школьном);
- теории и методики оценки качества математических знаний учащихся средних общеобразовательных учреждений (Е.М. Юртанова, 2007 [105]), автором рассмотрены знания учащихся как деятельность и ее результат, с выделением действий при использовании технологии мониторинга качества математических знаний;
- формирования общеучебных умений учащихся основной школы на основе интерактивных компьютерных заданий (Т.А. Ханнанова, 2010), показан «анализ результатов мониторингов уровня учебных достижений российских школьников на международном уровне и разработана методика совместного использования интерактивных компьютерных заданий и заданий на бумажном носителе по исследуемому предмету» [102];
- исследования показателей качества образования в Российской
Федерации с учетом региональных особенностей (Т.А. Комкина, 2012 [36]);
- методических инноваций для системного обновления начального математического образования (Т.В. Смолеусова, 2017 [86]), в диссертации предложена классификация методических инноваций, систематизированы типы методических инноваций (целевые, содержательные, организационно - деятельностные). Обоснованы и выявлены виды методических инноваций для каждого типа.
Результаты констатирующего эксперимента, анализ международного сравнительного мониторингового исследования качества математического образования TIMSS и международной программы оценки образовательных достижений учащихся PISA, а также мониторинг ежегодной международной математической олимпиады позволили сделать вывод о том, что математическая подготовка учащихся неоднородна. Российская система обучения математике обеспечивает большинство учащихся значительным багажом академических знаний, но не способствует развитию умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, применять их в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречия между повышением качества математического образования российских школьников и фактическим состоянием уровня разработанности содержательного и методического аспектов для подготовки школьников к международным исследованиям качества математического образования.
Необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность проблемы диссертационного исследования: выявление содержательно- методических особенностей международных исследований по оценке качества математического образования российских школьников.
Объект исследования: математическое образование российских школьников.
Предмет исследования: содержательно-методические особенности международных исследований по оценке качества математического образования российских школьников.
Цель исследования заключается в выявлении содержательно-методических особенностей международных исследований по оценке качества математического образования российских школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если будут определены содержательно-методические особенности международных исследований и на их основе будет разработана система задач, удовлетворяющая определенным требованиям, то это будет способствовать повышению качества математического образования российских школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть историю становления школьного математического образования.
2. Определить понятие оценки качества математического образования.
3. Рассмотреть международные исследования TIMSS и PISA.
5. Раскрыть вопрос оценки качества математического образования на международных олимпиадах.
6. Разработать систему задач для подготовки школьников к международному исследованию оценки качества математического образования.
7. Представить методические рекомендации по подготовке к
олимпиадам.
8. Разработать методические рекомендации для подготовки к
международному исследованию учащихся по теме «Элементы теории вероятностей».
9. Описать результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; констатирующий и поисковый этапы эксперимента по проверке основных положений исследования; экспертиза разработанной системы задач для подготовки школьников к международным исследованиям Р^А (математическая грамотность), методических рекомендаций по подготовке к олимпиадам, исследованию TIMSS по предметной области «Анализ данных».
Основные этапы исследования:
1 семестр (2017/18 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме (на основе изучения научно-методической литературы и практики работы).
2 семестр (2017/18 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2018/19 уч.г.): разработка методических рекомендаций по решению контекстных задач в рамках международного исследования PISA, программы для подготовки школьников по оценке математической грамотности.
4 семестр (2018/19 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования в том, что в диссертации выявлены и обоснованы теоретические и методические основы международных исследований по математике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- представлена история становления школьного математического образования; дан обзор контрольно-оценочной деятельности в обучении; определено понятие оценки качества математического образования, раскрыты его основные характеристики;
- рассмотрены мониторинговые международные исследования TIMSS и PISA; основные проблемы оценки качества математического образования российских школьников;
- раскрыты содержательные и методические особенности международных исследований по оценке качества математического образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны:
- методические рекомендации для решения контекстных задач PISAU TIMSS;
- система задач по оценке математической грамотности в рамках международного исследования PISA;
- методическиерекомендации по подготовке к олимпиадам;
- методические рекомендации для подготовки учащихся к международному исследованию по теме «Элементы теории вероятностей».
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов опираются на методологическую базу исследования, современные положения теории и методики обучения математике, анализ педагогической практики и опыт работы.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по решению контекстных задач PISA и TIMSS.
2. Система задач по оценке математической грамотности в рамках международного исследования PISA.
3. Методические рекомендации для подготовки учащихся к международному исследованию по теме «Элементы теории вероятностей».
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступлений на: научно-исследовательском семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; научной студенческой конференции «Дни науки» Тольяттинского государственного университета (апрель 2018 г. диплом 1-ой степени по направлению секции «Теория и методика обучения математике» на первом этапе, диплом 1 -ой степени по направлению секции «Математика» на первом этапе, диплом 3-ей степени по направлению «Математика, физика, IT» на втором этапе, апрель 2019 г. диплом 1 -ой степени по направлению секции «Теория и методика обучения математике» на первом этапе); XLIV Самарской областной студенческой научной конференции (г. Самара, апрель 2018 г. диплом 3 -ей степени по направлению секции «Математика»); Международной заочной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Математика и современность»
(30 октября - 10 ноября 2017 г., г. Луганск); V Международной научной конференции «Математическое образование: современное состояние и перспективы» (20-21 февраля 2019 г., г. Могилев, Беларусь), IX международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (24-26 апреля 2019, г. Тольятти).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций, системы задач для подготовки школьников к международному исследованию, была осуществлена в период производственной, педагогической и преддипломной практик на базе НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе школы МБУ «Школа № 75» г.о. Тольятти.
Основные результаты исследования отражены в 7 публикациях.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (110 наименований) и приложений.
Объем работы составляет 141 страницу.
Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально- методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг [38].
Согласно общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) [16, С. 4] в настоящее время в России оценка общеобразовательных достижений учащихся, а в частности математического образования, кроме итоговой аттестации выпускников и олимпиад, проводится и в ходе международных сравнительных исследований (TIMSS, PISA).
Опыт международных исследований показывает, что для объективной оценки качества математического образования российских школьников необходимо ориентироваться не только на результаты, показанные учениками в определенный период времени, но и учитывать динамику изменений результатов нескольких циклов оценки.
Очевидным является тот факт, что оценка качества математического образования российских школьников зависит от уровня разработанности содержательного и методического аспектов для подготовки школьников к международным исследованиям качества математического образования.
В научной и учебно-методической литературе рассмотрены различные направления повышения качества математического образования такие, как разработка методологических основ методики обучения математике (Г.И. Саранцев [83]), дифференцированное обучение (Р.А. Утеева [95], Г.Д. Дорофеев [26]), реализация интеграции и разработка интегрированных курсов (Н.С. Сайдуллаева [82], Ю.М. Колягин [33]), укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев [104]), мотивация учебной деятельности (М.А. Родионов [79], Г.И. Саранцев [83).
В исследованиях Ш.А. Амонашвили, Г.Ю. Ксензовой понятие «оценка» чаще всего трактуется как процесс, то есть «оценка» и «оценивание» не разделяются [8]. Л.М. Фридман [100] рассматривает понятие «оценка» как результат, а Е.И. Перовский [63] трактует, что термин «оценка» - единство процесса и результата.
Анализ ранее выполненных диссертационных работ, посвященных международным исследованиям по оценке качества математического образования, показал, что они были рассмотрены в аспекте:
- оценки качества математического образования учащихся классов с углубленным изучением математики (Н.В. Тропина, 2000); в работе «раскрыта взаимосвязь различных функций проверки знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения, основанном на уровневой дифференциации, определяются уровни сформированности оценочных умений учащихся. На основе системного изучения исследовательской деятельности представлена классификация исследовательских работ учащихся» [88];
- социально-педагогических факторов в международных исследованиях в образовании (Н.А. Найденова, 2007 [55]) в диссертации подчеркивается роль мониторинга качества образования как инструмента, способствующего адекватности оценивания результативности систем образования разных стран. Приведена иерархическая и структурированная классификация факторов на разных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном, школьном);
- теории и методики оценки качества математических знаний учащихся средних общеобразовательных учреждений (Е.М. Юртанова, 2007 [105]), автором рассмотрены знания учащихся как деятельность и ее результат, с выделением действий при использовании технологии мониторинга качества математических знаний;
- формирования общеучебных умений учащихся основной школы на основе интерактивных компьютерных заданий (Т.А. Ханнанова, 2010), показан «анализ результатов мониторингов уровня учебных достижений российских школьников на международном уровне и разработана методика совместного использования интерактивных компьютерных заданий и заданий на бумажном носителе по исследуемому предмету» [102];
- исследования показателей качества образования в Российской
Федерации с учетом региональных особенностей (Т.А. Комкина, 2012 [36]);
- методических инноваций для системного обновления начального математического образования (Т.В. Смолеусова, 2017 [86]), в диссертации предложена классификация методических инноваций, систематизированы типы методических инноваций (целевые, содержательные, организационно - деятельностные). Обоснованы и выявлены виды методических инноваций для каждого типа.
Результаты констатирующего эксперимента, анализ международного сравнительного мониторингового исследования качества математического образования TIMSS и международной программы оценки образовательных достижений учащихся PISA, а также мониторинг ежегодной международной математической олимпиады позволили сделать вывод о том, что математическая подготовка учащихся неоднородна. Российская система обучения математике обеспечивает большинство учащихся значительным багажом академических знаний, но не способствует развитию умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, применять их в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречия между повышением качества математического образования российских школьников и фактическим состоянием уровня разработанности содержательного и методического аспектов для подготовки школьников к международным исследованиям качества математического образования.
Необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность проблемы диссертационного исследования: выявление содержательно- методических особенностей международных исследований по оценке качества математического образования российских школьников.
Объект исследования: математическое образование российских школьников.
Предмет исследования: содержательно-методические особенности международных исследований по оценке качества математического образования российских школьников.
Цель исследования заключается в выявлении содержательно-методических особенностей международных исследований по оценке качества математического образования российских школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если будут определены содержательно-методические особенности международных исследований и на их основе будет разработана система задач, удовлетворяющая определенным требованиям, то это будет способствовать повышению качества математического образования российских школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть историю становления школьного математического образования.
2. Определить понятие оценки качества математического образования.
3. Рассмотреть международные исследования TIMSS и PISA.
5. Раскрыть вопрос оценки качества математического образования на международных олимпиадах.
6. Разработать систему задач для подготовки школьников к международному исследованию оценки качества математического образования.
7. Представить методические рекомендации по подготовке к
олимпиадам.
8. Разработать методические рекомендации для подготовки к
международному исследованию учащихся по теме «Элементы теории вероятностей».
9. Описать результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; констатирующий и поисковый этапы эксперимента по проверке основных положений исследования; экспертиза разработанной системы задач для подготовки школьников к международным исследованиям Р^А (математическая грамотность), методических рекомендаций по подготовке к олимпиадам, исследованию TIMSS по предметной области «Анализ данных».
Основные этапы исследования:
1 семестр (2017/18 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме (на основе изучения научно-методической литературы и практики работы).
2 семестр (2017/18 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2018/19 уч.г.): разработка методических рекомендаций по решению контекстных задач в рамках международного исследования PISA, программы для подготовки школьников по оценке математической грамотности.
4 семестр (2018/19 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования в том, что в диссертации выявлены и обоснованы теоретические и методические основы международных исследований по математике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- представлена история становления школьного математического образования; дан обзор контрольно-оценочной деятельности в обучении; определено понятие оценки качества математического образования, раскрыты его основные характеристики;
- рассмотрены мониторинговые международные исследования TIMSS и PISA; основные проблемы оценки качества математического образования российских школьников;
- раскрыты содержательные и методические особенности международных исследований по оценке качества математического образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны:
- методические рекомендации для решения контекстных задач PISAU TIMSS;
- система задач по оценке математической грамотности в рамках международного исследования PISA;
- методическиерекомендации по подготовке к олимпиадам;
- методические рекомендации для подготовки учащихся к международному исследованию по теме «Элементы теории вероятностей».
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов опираются на методологическую базу исследования, современные положения теории и методики обучения математике, анализ педагогической практики и опыт работы.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по решению контекстных задач PISA и TIMSS.
2. Система задач по оценке математической грамотности в рамках международного исследования PISA.
3. Методические рекомендации для подготовки учащихся к международному исследованию по теме «Элементы теории вероятностей».
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступлений на: научно-исследовательском семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; научной студенческой конференции «Дни науки» Тольяттинского государственного университета (апрель 2018 г. диплом 1-ой степени по направлению секции «Теория и методика обучения математике» на первом этапе, диплом 1 -ой степени по направлению секции «Математика» на первом этапе, диплом 3-ей степени по направлению «Математика, физика, IT» на втором этапе, апрель 2019 г. диплом 1 -ой степени по направлению секции «Теория и методика обучения математике» на первом этапе); XLIV Самарской областной студенческой научной конференции (г. Самара, апрель 2018 г. диплом 3 -ей степени по направлению секции «Математика»); Международной заочной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Математика и современность»
(30 октября - 10 ноября 2017 г., г. Луганск); V Международной научной конференции «Математическое образование: современное состояние и перспективы» (20-21 февраля 2019 г., г. Могилев, Беларусь), IX международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (24-26 апреля 2019, г. Тольятти).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций, системы задач для подготовки школьников к международному исследованию, была осуществлена в период производственной, педагогической и преддипломной практик на базе НИЛ «Школа математического развития и образования - 5+» Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе школы МБУ «Школа № 75» г.о. Тольятти.
Основные результаты исследования отражены в 7 публикациях.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (110 наименований) и приложений.
Объем работы составляет 141 страницу.
1. В ходе проведенного исследования были выявлены содержательные особенности международных исследований, а именно BTIMSSразработка задачного материала осуществляется на основе содержания программы по математике. А значит, инструментарий точно ориентирован на предметную область:
- Алгебра;
- Анализ данных;
- Числа;
- Геометрия.
В PISA задачи практической направленности. Разработка инструментария осуществляется на основе проблем, возникающих в повседневной жизни, которые возможно разрешить средствами математики.
Выделены предметные области:
- Изменение и отношения;
- Неопределенность и данные;
- Количество;
- Пространство и форма.
2. Методические особенности международных исследований.
Международные экспертыTIMSS и PISA выделяют виды деятельности учащихся при решении представленной проблемы:
- формулировать ситуацию математически (создание математической модели);
- применять математические факты;
- интерпретировать.
В ходе работы выделили содержательно-методические лини PISA и TIMSS:
- Числовая линия;
- Функциональная линия;
- Стохастическая линия;
- Геометрическая линия;
- Линия уравнений и неравенств.
3. Для учителей математики заслуживает внимание ознакомление:
- с выводами о связи результатов международного исследования с факторами, характеризующими различные стороны учебного процесса и его участников (учащиеся, учителя, администрация школы, родители);
- с характером тестовых заданий, структурой вариантов тестов;
- с перечнем математических тем, составленными разработчиками концепции исследования, владение которыми необходимо для успешного написания тестирования.
Для учителей международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (InternationalEnergyAgency, Франция) регулярно организует семинары, в рамках которых проходит ознакомление с используемыми в исследованиях методиками и организуется работа с международными и национальными базами данных.
- Алгебра;
- Анализ данных;
- Числа;
- Геометрия.
В PISA задачи практической направленности. Разработка инструментария осуществляется на основе проблем, возникающих в повседневной жизни, которые возможно разрешить средствами математики.
Выделены предметные области:
- Изменение и отношения;
- Неопределенность и данные;
- Количество;
- Пространство и форма.
2. Методические особенности международных исследований.
Международные экспертыTIMSS и PISA выделяют виды деятельности учащихся при решении представленной проблемы:
- формулировать ситуацию математически (создание математической модели);
- применять математические факты;
- интерпретировать.
В ходе работы выделили содержательно-методические лини PISA и TIMSS:
- Числовая линия;
- Функциональная линия;
- Стохастическая линия;
- Геометрическая линия;
- Линия уравнений и неравенств.
3. Для учителей математики заслуживает внимание ознакомление:
- с выводами о связи результатов международного исследования с факторами, характеризующими различные стороны учебного процесса и его участников (учащиеся, учителя, администрация школы, родители);
- с характером тестовых заданий, структурой вариантов тестов;
- с перечнем математических тем, составленными разработчиками концепции исследования, владение которыми необходимо для успешного написания тестирования.
Для учителей международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (InternationalEnergyAgency, Франция) регулярно организует семинары, в рамках которых проходит ознакомление с используемыми в исследованиях методиками и организуется работа с международными и национальными базами данных.
Подобные работы
- Задачи по математике как средство выявления качеств знаний обучающихся общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2023 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Формирование математической грамотности обучающихся 5 классов на примере изучения темы «Проценты»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Обучение математике учащихся 7-8 классов ни основе моделирования вариативных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



