Введение 4
1 Теоретико-правовой аспект прохождения службы в пенитенциарной
системе 8
1.1 Понятие, современное состояние и актуальные проблемы
государственной службы 8
1.2 Особенности правового статуса сотрудника УИС 20
2 Особенности прохождения государственной службы в УИС 29
2.1 Общеасоциальные деяния как несовместимые с должностью
государственного служащего 29
2.2 Гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной
системы 48
3 Борьба с коррупцией как фактор повышения эффективности
государственной службы в органах ФСИН 55
3.1 Социально-психологические аспекты коррупции в уголовно-исполнительной системе УИС 55
3.2 Меры профилактики коррупционных преступлений среди сотрудников
УИС 62
3.3 Роль воспитательных аппаратов в предупреждении коррупционной
преступности в УИС 70
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 80
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день главным направлением деятельности нашей страны является развитие политики, направленной на предотвращение коррупции. Сформировавшаяся криминальная обстановка особое внимание уделяет эпизодам совершения коррупционных преступлений лицами, которые, в свою очередь, наделены властными полномочиями, а также предопределены охранять права и законные интересы граждан. Совершение преступлений коррупционной направленности для сотрудников уголовно-исполнительной системы недопустимо, так как создается препятствие для правосудия, подрывает основополагающие устои общества, а также дезорганизует работу всей пенитенциарной системы и подрывает авторитет государственной службы.
Международное антикоррупционное движение Transparency International ежегодно рассматривает страны на предмет Индекса восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI). В 2020 году Россия набрала 30 баллов из 100 и заняла 129 место из 180, отметим, наша страна много лет занимает далеко не самые высокие места в Индексе, что отражает отсутствие системного противодействия коррупции, оно подменяется единичными уголовными делами и точечными изменениями в законодательстве.
Вопросы борьбы с коррупционной преступностью имеют особое значение для уголовно-исполнительной системы, поскольку их совершение носит повышенную общественную опасность. На сегодняшний день проблемы правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы недостаточно изучен, что, в свою очередь, может вызвать ряд текущих проблем, как в теории, так и в практике. Правовой статус сотрудника органа исполнения наказания имеет огромное количество неразрешенных поставленных вопросов, приведем пример, жилищные условия, медицинское обслуживание, социальная и правовая защита находятся на низком уровне в нашей стране. Необходимо отметить, что в самом законодательстве нет четко определенного понятия «сотрудник ФСИН» именно как государственного служащего. Все это дезорганизует нормальную деятельность органов и учреждений исполнения наказаний и не позволяет достичь целей и задач правосудия.
Проблема коррупции в России подробно исследовалась многими отечественными учеными, но коррупционная преступность, существующая в пенитенциарной системе, изучается реже, поскольку специфика работы в уголовно-исполнительной системе не позволяет открыто проводить изучение коррупционного явления научным деятелям, не работающим в этой системе. По результатам статистической отчетности ФСИН в 2020 году возбуждено более 99 уголовных дел в отношении 56 сотрудников уголовно- исполнительной системы, 170 сотрудников по этой причине уволены из рядов уголовно-исполнительной инспекции.
Как отметил директор службы Александр Петрович Калашников, что сотрудники предают интересы службы и за деньги или иные формы вознаграждения проносят лицам, находящимся в заключении, средства связи, с помощью которых заключённые могут совершать акты мошенничества, давления на свидетелей и многое другое.
Таким образом, преступность коррупционной направленности в пенитенциарной системе порождает следующие проблемы:
- формируется стабильное недоверие к сотрудникам исправительных учреждений;
- возникает сложность в проведении комплекса следственных действий по формированию доказательств преступления.
Борьба с коррупцией в ФСИН России будет эффективной только при условии изучения, возникающих причин, детерминирующих коррупционную преступность, личности преступников, совершивших коррупционные преступления непосредственно в учреждениях УИС, а также построении профилактической работы с сотрудниками пенитенциарной системы соответствующими субъектами воспитательной работы совместно с другими подразделениями аппарата управления ФСИН России.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день выбранная тема является актуальной, так как главная задача в борьбе с коррупционными преступлениями в системе - это повышение качества работы сотрудников, а также грамотная кадровая политика, которая будет способствовать профессиональному, нравственному и психологическому росту качества претендентов на службу.
Цель исследования: провести комплексный теоретико-правовой анализ правового статуса сотрудника органа исполнения наказания в соответствии с нормами российского законодательства, а также предложить комплекс мероприятий, применение которых будет направлено на повышение эффективности прохождения государственной службы в органах ФСИН.
Задачи исследования:
1) разобрать понятие, современное состояние и актуальные проблемы государственной службы;
2) изучить особенности правового статуса сотрудника УИС;
3) рассмотреть общеасоциальные деяния как несовместимые с
должностью государственного служащего;
4) определить гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы;
5) рассмотреть факторы повышения эффективности государственной службы в органах ФСИН.
Объект исследования: общественные отношения, которые возникают в уголовно-исполнительной системе, в связи с прохождением службы сотрудником органа исполнения наказаний.
Предмет исследования: нормы отечественного законодательства, регламентирующие правовой статус сотрудника ФСИН и порядок прохождения службы.
Степень научной разработанности. Разнообразные аспекты правового регулирования и организации правового статуса сотрудника ФСИН исследованы во множестве научных работ. В свою очередь, необходимо отметить, что проблема правового регулирования является довольно активным обсуждаемым вопросом среди современных ученых и соискателей. Теоретическую основу исследования составляют работы таких ученых как: М. Ю. Большакова, А. В. Каляшина, Б. Н. Ондар, М. Г. Терехова, Д. Б. Колбасов, А. А. Гришковец, О. В. Кириловского, А. Г. Безверхова, Ю. А. Скорбунова, А. И. Долговой, И. Л. Арзуманяна, Б. В. Волженкин, С. Н. Чаннова, И. М. Гальперина, Л. Д. Гаухмана и других современных ученых и соискателей.
Методологическую основу исследования составляет: сравнительно-правовой, диалектический, исторический, статистический, метод научного познания социальных явлений.
Структура работы. Дипломная работа структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает: введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Подводя итог, необходимо сделать следующий вывод:
Во-первых, правовые основы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусматривающем дополнительные права и свободы, обязанности, запреты, ограничения и ответственность, но приоритетное значение имеют нормы Конституции РФ, как акта высшей юридической силы. Кроме того, специальный правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний регулируется и нормами некоторых общегражданских законов.
Во-вторых, наиболее актуальным в наше время стало закрепление в качестве деяний, несовместимых с должностью, нарушений антикоррупционных обязанностей, где запрет на совершение разного рода коррупционных действий был включен во все законы, регулирующие деятельность должностных государственных органов.
В-третьих, важное условие повышения эффективности по предупреждению коррупционной преступности воспитательными аппаратами территориальных органов ФСИН России в учреждениях УИС - это поиск и внедрение новых и более эффективных профилактических мероприятий. Эффективность профилактики коррупционных преступлений в пенитенциарных учреждениях напрямую зависит от работы воспитательного аппарата ФСИН России и взаимодействующих с ним отделов.
Провести ряд мероприятий по совершенствованию мер организационного характера:
- повысить престиж службы в учреждениях УИС;
- повысить уровень социального обеспечения сотрудников УИС;
- ужесточить некоторые требования к психологическим, профессиональным, морально-нравственным качествам кандидатов на службу;
- создать новый специализированный отдел по коррупционными
преступлениями во всех территориальных органах ФСИН России, который будет осуществлять контроль за лицами, состоящими на коррупционных должностях, проводить мероприятия профилактического характера и осуществлять мониторинг лиц, совершивших преступления и правонарушения коррупционного характера;
- повысить материально-технического обеспечения учреждений УИС;
- наладить эффективное взаимодействие между всеми звеньями УИС;
- организовать непрерывную воспитательную работу с сотрудниками УИС;
- организовать более детальное изучение личности кандидата на службу, не только с помощью психологического исследования, но и изучение его бытовых условий проживания, семейных взаимоотношений;
- организовать проведение тестирования сотрудников с помощью полиграфа по конкретной разработанной программе.
Деятельность ФСИН России по профилактике коррупционных преступлений должна проводиться исключительно комплексно и планомерно, взаимодействуя со всеми звеньями УИС, а также воспитательным аппаратом, поскольку именно он осуществляет непосредственное взаимодействие с сотрудниками, обеспечивает формирование у персонала антикоррупционого сознания, чувства ответственности, служебного долга и профессионально-нравственного поведения.
Так, воспитательными аппаратами необходимо проводить следующие мероприятий по профилактике коррупционных преступлений:
- прием поступивших на службу молодых сотрудников по вопросам оказания правовой и консультативной помощи;
- введение института общественного порицания за допущенные нарушения и институт поощрения сотрудников за своевременное уведомление руководителей учреждений и соответствующих служб о факте коррупции;
- организовывать беседы, тестирования и служебные занятия с лицами, находящимися на службе более 5 лет в целях выявления и предупреждения профессиональной деформации сотрудника;
- проводить регулярную индивидуальную работу с отдельными сотрудниками УИС, попадающих в группу риска, в связи с занимаемой коррупционной должностью;
- проводить общие собрания сотрудников учреждений, для информирования случаев совершения коррупционных преступлений сотрудниками УИС в различных регионах;
- обеспечивать выездные проверки кандидатов и служащих на предмет состояния жилищно-бытовых условий.
Соблюдение перечисленных предложений по внедрению в практику мер профилактики коррупционных преступлений в учреждениях УИС несомненно способны положительным образом отразиться на работе исправительного учреждения и позволят сократить количество преступлений коррупционного характера среди сотрудников УИС.
1. Аванесов Г.А. Теория причин преступности. Учебник. М.: Юнити- Дана, 2012. 575 с.
2. Авдеев В. А. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации: основные направления совершенствования уголовного закона и оптимизации мер противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 18 - 22.
3. Арзуманян, И. Л. Возможно ли победить коррупцию / И. Л.
Арзуманян // Власть. 2018. Т. 26. № 5. С. 40- 45.
4. Артемьев А.Б. Антропология коррупции: монография / А.Б.
Артемьев. Санкт-Петербург: Юрид, 2011. 271 с.
5. Бейдина Т. Е. Кадровое обеспечение органов местного
самоуправления / Т. Е. Бейдина. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. 91 с.
6. Березина Н. М. Кадровое делопроизводство: учебное пособие / Н. М. Березина. СПб.: Питер, 2016. 181 с.
7. Большаков, М. Ю. Проблемы института государственной службы в России / М. Ю. Большаков // Молодой ученый. 2019. № 49. С. 278-280.
8. Большой толковый словарь русского языка / автор и рук. проекта, гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 899 с.
9. Большой толковый словарь русского языка. 791 с.
10. Братановский С. Н., Зеленое М. Ф. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений // Гражданин и право. 2011. № 11. С. 22-26.
11. Васильев А. А. Кадровая политика на муниципальном уровне / А. А. Васильев. Практика муниципального управления. 2017. 224 с.
12. Волженкин Б. В. Коррупция и Уголовный закон // Правоведение. 1991. № 6. С. 60-64.
13. Вырупаева Т. В. Планирование потребности в кадрах в системе управления карьерой на государственной службе / Т. В. Вырупаева. Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 116-121.
14. Газизулин А. И. Особенности правового статуса сотрудников УИС // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2019. 159 с.
15. Гальперин И. М. Организованная преступность, коррупция и уголовный закон // Соц. законность. 1989. № 4. С. 30-34.
16. Гаухман Л. Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с коррупцией // Коррупция в России: состояние и проблемы: Материалы науч.-практ. конф. М., 1996. 105 с.
17. Герасимов Ф.И. Криминалистика: учеб. для вузов. М., 1994. 564 с.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
19. Дело № 34-АПУ13-1 // URL: https://dogovor-
urist.ru/судебная_практика/дело/34-any13-1/ (дата обращения 18.01.2021).
20. Доронин М. П., Сотников К. И. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения // Время и право. 2010. №2. С. 31-32.
21. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"// Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/ (Дата обращения: 21.01.2021).
22. Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 (ред. от 20.12.2017, с изм. от 11.12.2018) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.
23. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/(Дата обращения: 21.01.2021).
24. Зорькин В. Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 15-20.
25. Зырянова И. А. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения в избирательном процессе // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 2. С. 190-195.
26. Иванова Е. А. Неотвратимость ответственности как одно из необходимых условий предупреждения преступлений, нарушающих конституционные права граждан при производстве предварительного расследования // ЭЖ-Юрист. 2016. № 2. С. 19-23.
27. Ивашов, А. С. Понятие и сущность гражданско-правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы / А. С. Ивашов. // Молодой ученый. 2021. №6 (348). С. 214-216. URL: https://moluch.ru/archive/348/78471/(дата обращения: 17.02.2021).
28. Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник: в 2 т. Т. 2. Рязань, 2016. 495 с.
29. Козлов Т. Л. О правовой природе и содержании коррупционного правонарушения // Актуальные проблемы права. 2012. № 1. С. 269-271.
30. Колбасов, Д. Б. Государственная служба на современном этапе: проблемы, вызовы, пути решения / Д. Б. Колбасов. // Исследования молодых ученых: материалы XV Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2020. С. 68-72. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/(дата обращения: 19.02.2021).
31. Комиссаров, В. С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. 2004. № 1. С. 26 - 30.
32. Конституционное право в Российской Федерации: курс лекций: в 9 т. Т. 1: Основы теории конституционного права / М. П. Авдеенкова, Ю. А. Дмитриев. М.: Весь мир, 2005. 291 с.
33. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
34. Контарева Э. В. Наставничество и его роль в профессиональной адаптации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы. М.: НИИ ФСИН России, 2010. 256 с.
35. Коробов, А.С. Формирование кадрового потенциала как неотъемлемая составляющая административно-правового механизма противодействия коррупции в учреждениях и органах пенитенциарной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права.
2016. № 10. С. 45 - 52.
36. Косых А. А. Убеждение в деятельности органов и учреждений ФСИН России // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Воронеж, 2014. С. 341-343.
37. Кусакина Е.А. Социально-психологические факторы, влияющие на коррупционные правонарушения в уголовно-исполнительной системе Молодой ученый. 2013. № 1. С. 266.
38. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. 440 с.
39. Кутякин С. А. Комплексный подход к пониманию индивидуальной работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 69-73.
40. Липинский Д. А. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения // Юридическая наука и правоохранительная практика.
2017. № 3 (41). С. 107-108.
41. Львович Е. В. противодействие должностным злоупотреблениям в условиях реформирования государственной службы // Юстиция. 2013. № 5. С. 121.
42. Максимов С.В.Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. 115 с.
43. Марков, В. П. Основные факторы, способствующие распространению коррупционных проявлений в пенитенциарной системе России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 4. С. 10-13.
44. Материалы «круглого стола» на тему «О состоянии
и направлениях законодательного обеспечения прохождения службы и совершенствования служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе» (26.11.2019г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://defence.council.gov.rU/activity/activities/round_tables/110586/ (Дата
обращения: 21.01.2021).
45. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (версия 2.0): утв. Минтрудом России, по состоянию на 28.05.2020 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
46. Миронов Е. М. Коррупционная преступность и уголовный закон // Социальная законность. 2014. № 5. С. 29-34.
47. Монетизация льгот: итоги пятилетней реформы // РИА новости
[Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210216/suverenitet-
1597765656.html
48. Мусаелян, М. Ф. Правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 111 - 112.
49. Новости социального информационного бюро Волгоградской
области. URL: https://volgasib.ru/skandali-4p/9155 gg-.html (дата
обращения: 12.01.2021).
50. Новости УФСИН России по Республике Дагестан. URL: http: //www.05.fsin. su/anticorrup_to/news_to/news/detail. php?ELEMENT_ID=3 5 9 936 (дата обращения: 05.01.2021).
51. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2018. 971 с.
52. Ондар, Б. Н. Современные проблемы института государственной службы в России / Б. Н. Ондар // Молодой ученый. 2019. № 7. С. 201-204.
53. Панферова Н. А. Некоторые проблемы регулирования правового статуса сотрудников УИС // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Сборник материалов Всероссийской научно¬практической конференции. 2015. С. 441-443.
54. Письмо Минфина России от 11 сентября 2020 г. N 09-01-10/80150
О доведении до муниципального казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств и утверждении им бюджетной сметы // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74680578/(Дата обращения: 21.01.2021).
55. План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 - 2023 годы. URL: https://legalacts.ru/doc/plan- protivodeistvija-korruptsii-federalnoi-sluzhby-ispolnenija-nakazanii-na-2021/(дата обращения: 10.01.2021).
56. Постановление Правительства РФ от 09.09.2016 г. № 894 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах» // СЗ РФ. 2016. № 38. Ст. 5544.
57. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 831 (ред. от 18.01.2018) «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3723.
58. Потапов А.М. Организация воспитательной работы с осужденными. Учеб. пособие. Вологда, 2013. 95 с.
59. Приговор № 1-408/2013 от 16 августа 2013 г. URL:
http://sudact.ru/regular/doc/aAk13JrpfPVb/(дата обращения: 15.01.2021).
60. Приказ Минюста России от 12.02.2013 № 10 «Об утверждении порядка оформления личного поручительства в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и категорий должностей в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые оформляется личное поручительство» (ред. от 15.08.2016) // Российская газета 2013. 13 марта. URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 25.01.2021).
61. Приказ ФСИН России от 11.05.2006 г. № 223 «Об утверждении Инструкции о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы». URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 07.01.2021 г.).
62. Приказ ФСИН России от 27.05.2013 г. № 269 (ред. от 07.09.2018) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. 2013. 26 июня. № 136.
63. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772 (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
64. Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3205-р (ред. от 20.10.2020) <Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год> // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342406/ (Дата обращения: 21.01.2021).
65. Решение по делу 22-1947/2017.
URL: https://rospravosudie.com/court-tverskoj -oblastnoj-sud-tverskaya-oblast- s/act-560473500/"https://rospravosudie.com/court-tverskoj-oblastnoj-sud- tverskaya-oblast-s/act-560473500/"560473500/(дата обращения: 14.01.2021).
66. Салатин, А. В. Предупреждение коррупционных проявлений персонала УИС: криминологический и уголовно-правовой аспекты // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4. С. 27-30.
67. Силаев Д. В. Формирование правопослушного поведения сотрудников правоохранительных органов в ходе информирования личного состава // Юридическая психология. № 4. 2012. С. 4-6.
68. Сиряков А. Н. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: исторические аспекты и современность: монография. Вологда, 2010. 189 с.
69. Состояние преступности в России за январь - март 2020 года //
URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/347/sbornik_3_2018.pdf(дата
обращения: 11.01.2021).
70. Терехов, М. Г. Профессиональная мораль в деятельности сотрудников полиции / М. Г. Терехов, Г. М. Реуцкая // В сборнике: Актуальные вопросы современных общественных наук. Орёл, 2016. С. 61-64.
71. Терехова Т.А. Влияние личностных особенностей на склонность к коррупционной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 11. С. 122 - 128.
72. Трухачев В. В. Мотивация как элемент криминалистической характеристики преступлений: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 200 с.
73. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2017. № 17. Ст. 2453.
74. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
75. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 04.06.2014 N 144-ФЗ [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
76. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
77. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
78. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
79. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
80. Федеральный закон от 02.08.2019 N 318-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
81. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (в ред. от 03.08.2018). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
82. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 30. ст. 4532.
83. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 18.06.2018) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 136. Ст. 1474.
84. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О
социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
85. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
86. Хабриева Т. Я. Коррупция: природа, проявления,
противодействие: Монография. М., 2012. 453 с.
87. Эминов В. Е., Максимов С. В., Мацкевич И. М. Коррупционная преступность и борьба с ней // Правовое государство. 2003. №1. С.44-56.
88. Ertay Kh., Altynay Zh. Anti-corruption in the civil service as a factor in improving the efficiency of public administration/ Kh. Ertay, Zh. Altynay //
Современные подходы к противодействию коррупции: тренды и
перспективы. Сборник тезисов докладов и статей Всероссийской научной конференции с зарубежным участием. 2019. С. 226-230. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42402365(дата обращения: 16.03.2021).
89. Evarovich S.A., Lavrova T.B., Polyakova A.G. Transformation of civil service employees' professional development system / S.A.Evarovich, T.B.Lavrova, A.G. Polyakova // Государственная служба. 2020. Т. 22. № 2 (124). С. 101-106.
90. Fauser B.C.J.M., Macklon N.S. May the colleague who truly has no conflict of interest now please stand up / B.C.J.M. Fauser, N.S. Macklon // Reproductive BioMedicine Online. 2019. Т. 39. № 4. С. 541-544. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42159563(дата обращения: 16.03.2021).
91. Gris О., Lebedeva L.G. Actual Competences for the Russian Civil Service system / О. Gris, L.G. Lebedeva // Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. Part of the Lecture Notes in Networks and Systems book series (LNNS, volume 161). 2020. С. 381-387. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44361308(дата обращения: 16.03.2021).
92. Ibragimova A.T., Azmukhanova A.M., Aitmagambetov D.R., Kamaljanova T.A., Kenzhalina G.Z. Us-china conflict of interest in the context of developing the asia-pacific region/ A.T. Ibragimova, A.M. Azmukhanova, D.R. Aitmagambetov, T.A. Kamaljanova, G.Z. Kenzhalina // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. № 6. С. 736-741. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43218370(дата обращения: 16.03.2021).
93. Shaparniene D., Shimaitiene L. Leadership expression in civil service: the case of Siauliai city / D. Shaparniene, L. Shimaitiene // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. 2014. № 2 (177). С. 87-99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23434924(дата обращения: 16.03.2021).
94. Soldatkin A.A., Krakhmalov A.N., Prudnikova N.N., Rakevich I.V. Labor Potential of the Municipal Civil Service of Saratov Region / A.A. Soldatkin, A.N. Krakhmalov, N.N. Prudnikova, I.V. Rakevich // The Journal of Social Sciences Research. 2018. Т. 2018. № Special Issue 5. С. 1094-1100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39553626(дата обращения: 16.03.2021).