Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии 7
1.1 Особенности развития у детей 5-6 лет наглядно-образного
мышления 7
1.2 Характеристика сказкотерапии как средства развития у детей
5-6 лет наглядно-образного мышления 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет наглядно¬
образного мышления 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей
5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии 35
2.3 Определение динамики уровня развития у детей 5-6 лет
наглядно-образного мышления 50
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложение А Характеристика выборки исследования 67
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 68
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 69
Актуальность исследования. Существует необходимость проведения исследований наглядно-образной формы мышления у детей старшего дошкольного возраста. Данные исследования имеют теоретическое и практическое значение с точки зрения понимания закономерностей индивидуального развития наглядно-образной формы мышления. Наглядно-образное мышление способствует воспроизведению детьми образов на основе наглядного материала, включает способность свободно изменять и создавать новые образы и модифицировать их в разных условиях.
Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей, развития мыслительной деятельности. Возникновение у старших дошкольников произвольного поведения является важным аспектом готовности ребенка к требованиям современной школы. В сказкотерапии ресурсы, которые имеются у сказок, используются с целью решения разнообразных задач в части обеспечения образования и воспитания детей.
Анализ психолого-педагогических источников позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии для реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления.
Предметом исследования: сказкотерапия как средство развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления.
Гипотеза данного исследования: процесс развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии возможен, если:
- подобраны дидактические игры и приемы работы со сказками в соответствии с показателями развития наглядно-образного мышления и возрастным особенностям детей 5-6 лет;
- организована совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с применением сказкотерапии;
- реализован комплекс мероприятий для родителей по ознакомлению с приемами сказкотерапии.
Учитывая цель и гипотезу исследования, нами были определены и выделены следующие задачи.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование,
психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных - качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского;
- исследования особенностей развития у детей старшего дошкольного возраста наглядно-образного мышления (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская);
- исследования возможностей сказкотерапии в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста (И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад «Аленушка» пос. Сосновка. В эксперименте участвовало 24 дошкольника в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования состоит в подборе дидактических игр и приемов работы со сказками в соответствии с показателями развития наглядно-образного мышления и возрастным особенностям детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей сказкотерапии как средства развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс методов диагностики, содержание работы по развитию у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии может быть использовано педагогом-психологом, педагогами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 66 страницах.
Целью нашего исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии. Для достижения данной цели мы провели теоретический анализ по проблеме развития наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии и пришли к определённым выводам.
Наглядно-образное мышление детей 5-6 лет усиленно развивается. Они учатся первичному анализу, их интеллект приобретает характерные черты личности и индивидуальные особенности, проявляющиеся в самостоятельности мышления, его критичности, гибкости, последовательности, быстроте, глубине, в разных соотношениях синтеза и анализа. Дети проявляют интерес к познанию предметов и стремятся к самостоятельности в решении игровой задачи. Они приобретает способность вычленять минимум два-три признака, которые позволяют сравнивать и обобщать предметы.
Сказкотерапия - прекрасное средство для развития мышления у детей. Используя сюжеты сказок и любимых сказочных героев можно построить работу в деятельности ребёнка таким образом, чтобы у него возникал интерес к занятиям, которые требуют немалых умственных усилий, отличаются многогранностью и дают наиболее развивающий эффект.
От того насколько будет сформировано наглядно-образное мышление, будет зависеть успешность дальнейшего обучения ребёнка к школе, а также к готовности развития словесно-логического мышления.
На констатирующем этапе нами была проведена диагностика имеющегося уровня развития наглядно-образного мышления детей 5-6 лет. В результате первичной диагностики выявлено, что и в экспериментальной и в контрольной группах большинство детей имеют средний и низкий уровень развития наглядно образного мышления. Такие результаты свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по развитию наглядно - образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с чем, был организован формирующий этап, цель которого разработка и апробация содержания работы по развитию у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии. Формирующая работа проводилась с детьми экспериментальной группы. Мы предположили, что процесс развития у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии будет возможным, если подобраны дидактические игры и приемы работы со сказками в соответствии с показателями развития наглядно-образного мышления и возрастным особенностям детей 5-6 лет; организована совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с применением сказкотерапии; реализован комплекс мероприятий для родителей по ознакомлению с приемами сказкотерапии.
На контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе.
По сравнению с этапом констатации в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления уменьшилось на 50%, количество детей со средним уровнем развития наглядно-образного мышления не изменилось и составляет 50%, количество детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления повысился на 50%.
На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что проведенная работа, направленная на развитие у детей 5-6 лет наглядно-образного мышления посредством сказкотерапии, является результативной. Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М. : Акад. проект, 2006. 704 с.
2. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема
деятельности. // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 28-40.
3. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М. : Ось, 2007. 144 с.
4. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. : Мозаика Синтез, 2011. 213 с.
5. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся: под ред. И. С. Якиманской. М. : Педагогика, 1989. 223 с.
6. Гальперин П. Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. Психология как объективная наука. М. : Издательство Институт практической психологии, Воронеж : НПО Модек, 1998. С. 430.
7. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Спб.: Речь, 2003. 260 с.
8. Гриценко З. А. Ты сказку детям расскажи. М. : Линка-Пресс, 2003. 176 с.
9. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М. : Издательская группа НОРМА ИНФРА М, 2000. 467 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии. СПб. : Речь, 2006. 208 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : ООО «Речь», 2000. 310 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб. : Речь, 2008. 240 с.
13. Капарулина В. Н., Смирнова М. Н. Психологический словарь: под общей ред. Ю. Л. Неймира. Ростов на Дону : Феникс, 2003. 265 с.
14. Колесников В. Г. Сказкотерапия // Психология в ВУЗе. 2006. № 2. С. 30.
15. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: метод. рекомендации для пед. и психокорр. М. : ЦГЛ, 2003. 126 с.
16. Лялькина Е. Сочиняем сказку: для ст. дошкольников. //
Дошкольное воспитание. 2013. № 7. С. 22.
17. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для
студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. СПб. : Питер, 2017. 582 с.
18. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
19. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. к учеб. заведений: в 3кн. 4 е изд. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 479 с.
20. Общая психология. сост. Е. И. Рогов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 254 с.
21. Психолого педагогическая диагностика. под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М. : Просвешение, 2003. 184 с.
22. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977. 342 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб : Питер, 2011. 712 с.
24. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Педагогика, 1958. 586 с.
25. Сказка как источник творчества детей: пособие для педагогов дошкол. учреждений. науч. ред. М. М. Безруких. М. : ВЛАДОС, 2001. 287 с.
26. Смирнова Е. О. Ранний возраст: игры развивающие мышление // Дошкольное воспитание. 2009. № 4. С. 22-23.
27. Сухарев А. В. Сказкотерапия. Прикладная психология. 2003. № 6. С. 21.
28. Тихомиров O. K. Психология мышления. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.
29. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми. Харьков : Фолио; М. : АСТ, 2000. 464 с.
30. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб. : Речь,2004. 168 с.
31. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М. : Тривола, 1994. 168 с.