Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек
1.1Проблема формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения
представлений о сенсорных эталонах
1.2Книжки-игрушки как средство формирования у детей 3-4 лет с
нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек
2.1Изучение у детей 3-4 лет с нарушением зрения уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах
2.2Содержание и организация работы по формированию у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек
2.3Выявление динамики в сформированности у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек
Выводы по 2 главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
На всех этапах развития дошкольной педагогики и психологии проблема сенсорного воспитания всегда занимала одно из главных мест. Именно дошкольный возраст является подходящим для улучшения деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире предметов и явлений.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, которое, в свою очередь, является результатом сенсорного воспитания.
Важное место в сенсорном воспитании детей занимает формирование представлений о сенсорных эталонах. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях свойств предметов и уметь пользоваться этими представлениями для анализа предметов в разных ситуациях. Именно поэтому процесс знакомства с сенсорными эталонами следует направлять и систематизировать.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые (Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Ф. Фребель), в области сенсорного воспитания детей с нарушением зрения (А.М. Виктовская, А.П. Григорьева, Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева). Изучением сенсорных эталонов занимались Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков.
Зрение в жизни человека играет важную роль, так как с помощью него мы получаем 90% информации из окружающего мира. Дефект зрения отрицательно влияет на развитие различных видов деятельности. Нарушение зрения влекут за собой сенсорную депривацию, что способствует сложной перестройке деятельности сохранных анализаторов. Чем глубже дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации.
Дети, у которых имеются проблемы остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, у кого зрение находится в норме. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих изучать мир при помощи осязания и слуха. Возможность тактильного контакта с предметами облегчает освоение сенсорных эталонов для зрительного восприятия. Именно поэтому в процессе формирования представлений о сенсорных эталонах необходимо использовать книжки-игрушки.
Актуальность исследования заключается в том, что «уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода, происходит процесс первоначального знакомства с эталонами. Процесс знакомства с сенсорными эталонами необходимо направлять и систематизировать. Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина предлагают формировать сенсорные эталоны с помощью дидактических игр и упражнений. Е.А. Флерина настаивала на разработке и издании познавательных книжек- игрушек для дошкольников. Такие книги, по ее мнению, способствуют познавательному и сенсорному развитию детей. Однако проблема формирования представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения посредством книжек-игрушек исследована недостаточно.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка-дошкольника с сформированными представлениями о сенсорных эталонах.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует обратить внимание на то, что в настоящее время в работе дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек, по причине отсутствия методических рекомендаций к их использованию.
Основываясь на понимание актуальности данной проблемы можно выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах и недостаточным использованием книжек-игрушек в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: какова возможность формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: книжки-игрушки как средство формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах.
Гипотеза исследования базировалась на предположениях о том, что:
- процесс формирования представлений о сенсорных эталонах рассматривается нами как сложный процесс, который проходит поэтапно: от умения выбирать сенсорный эталон по принципу «такой же», до умения называть сенсорный эталон;
-формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет с нарушением зрения будет осуществляться успешно при реализации следующих психолого-педагогических условий: созданы книжки-игрушки в соответствии с сенсорными эталонами, возможными для освоения в этом возрасте с учетом нарушения; разработаны задания с книжками-игрушками, реализуемые по этапам от умения выбирать сенсорный эталон до умения называть; организованна самостоятельная деятельность детей с книжками- игрушками».
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек.
2.Выявить уровень сформированности у детей 3-4 с нарушением зрения «представлений о сенсорных эталонах.
3.Разработать и апробировать методику формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения «представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек.
Для достижения поставленных задач в магистерской диссертации применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
-теоретические исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста (Л.С. Венгер, С.С. Водчиц, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Е.А. Флерина).
-теории формирования у детей дошкольного возраста с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах (А.М. Виктовская, А.П. Григорьева, Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева).
-исследования об использовании книжек-игрушек в работе с детьми дошкольного возраста (С.С. Водчиц, Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина).
Экспериментальной базой исследования явилась МАОУ д/c №79 «Гусельки», детский сад №173 «Василек» АНО ДО «Планета детства» «Лада»». В исследовании принимали участие 30 детей 3-4 лет.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2016 по 2018 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2016 - 2017 гг.). Постановка проблемы исследования, определение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Осуществлялось изучение психолого-педагогической и методической литературы, определение теоретико-методологического основания исследования, по изучаемой проблеме, первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2017 - 2018 гг.). Проведена опытноэкспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018г.). Осуществлена обработка, анализ и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Формирование у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах - это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, осуществляемый посредством взаимодействия с книжкой-игрушкой, результатом которого является сформированность представлений о сенсорных эталонах.
2.Формирование представлений о сенсорных эталонах осуществляется
посредством книжек-игрушек.
3.Формирование у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах происходит поэтапно от узнавания и показа сенсорного эталона к называнию и поиску эталонов в окружающей среде.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования книжек-игрушек в процессе формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах .
Теоретическая значимость исследования:
-обоснована возможность формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек;
-разработана методика формирования у детей 3-4 лет с нарушением зрения представлений о сенсорных эталонах посредством книжек-игрушек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные книжки-игрушки для детей 3-4 лет с нарушением зрения, формирующие представления о сенсорных эталонах могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации учителями-дефектологами, воспитателями.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в научных статьях, которые вошли в сборники: «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Ульяновск 2017 г.), «Дошкольник на современном этапе» материалы
студенческой научно-практической конференции Выпуск XI (2-13 апреля 2018, Тольятти 2018), «Проблемы образования на современном этапе»
материалы студенческой научно-практической конференции Выпуск VI (3-15 апреля 2017, Тольятти 2017 г.), «Психолого-педагогические и
технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (7-28 ноября 2016, Тольятти 2016).
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источников), приложения. Работа содержит 1 таблицу, 27 рисунков.
В процессе исследования было установлено, что «проблема формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет с» нарушением зрения посредством книжек-игрушек является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического изучения [20].
Анализ психологической и педагогической литературы позволил нам дать определения понятиям «сенсорный эталон», «сенсорное развитие» «книжка-игрушка». Термин «сенсорный эталон» рассматривается как, система качеств предметов, выделенные в процессе общественноисторического развития и предлагаемые человеку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании предметов окружения и анализа их свойств.
В научных исследованиях Л.А. Венгера говорится о что, из-за отсутствия сенсорного воспитания восприятие детей будет оставаться поверхностным, отрывочным и не будет создавать необходимой основы для общего умственного развития и овладения разными видами деятельности. Процесс формирования у детей представлений о сенсорных эталонах характеризуется нами как развитие восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.).
Поскольку в книжке-игружке сочетается новизна и узнаваемость , что делает ее привлекательной и стимулирующей детскую активность, мы разработали три книжки-игрушки, с упражнениями, направленными на формирование представлений о каждом из трех эталонов: формы, величины, цвета.
В работе представлены модифицированные методики Л.А. Венгера,
А.Я. Ивановой, Е.А. Стребелевой, выделены критерии («представления о цвете, как сенсорном эталоне,» «представления о форме предметов,» «представления о величине предметов)», показатели (12 умений).и «уровни (низкий, средний, высокий)» «сформированности представлений о сенсорных эталонах» [20].
Уже в детском саду дети встречаются с разнообразием форм, цветов, величин предметов, которые их окружают. Процесс «формирования представлений о сенсорных эталонах» «должен быть направленным и» «систематизированным. Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина предлагают» использовать в «работе по формированию представлений о сенсорных эталонах дидактические игры и упражнения» [20]. «Е.А. Флерина настаивала на разработке и издании познавательных книжек-игрушек для дошкольников. Такие книги,» способствовали бы «познавательному и сенсорному развитию детей. Однако» из-за отсутствия системного подхода в создании книжек- игрушек, трудно найти книжку-игрушку которая, бы включала в себя систему заданий, с постепенно увеличивающейся сложностью [20].
В ходе проведенная опытно-экспериментальной работы определено и доказано что «формирование» «представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет с» нарушением зрения «посредством книжек-игрушек» эффективно [20]. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
1.Абдуллаева, Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ш.А. Абдуллаева. - М., 1975. - 146 с.
2.Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 472 с.
3.Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.Б. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
4.Бетехтина, О.Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины XX века: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 [Текст] / О.Ю. Бетехтина. - М., 1999. - 162 с.
5.Богомолова, М.И. Основные направления сенсорного воспитания детей в отечественной педагогике в конце ХХ века [Текст] / М.И. Богомолова // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. - № 1. - С. 82.
6.Богомолова, М.И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори [Текст] / М.И. Богомолова. - Ульяновск : Вектор-С, 2008. - 195 с.
7.Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 96 с.
8.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Э.Г. Пилюгина, Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
9.Водчиц, С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб. пособие для вузов [Текст] / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с.
10.Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста [Текст] / под ред.: Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М. : Просвещение, 2001.
-160 с.
11.Генезис сенсорных способностей [Текст] / под ред.: Л.А. Венгера.
-М., Педагогика, 1976. - 256 с.
12.ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
13.Грашин, А.А. Дизайн детской развивающей среды : учеб. пособие [Текст] / А.А. Грашин. - М.: Архитектура-С, 2008. - 296 с.
14.Гризик, Т.И. Сенсорное воспитание [Текст] / Т.И. Гризик, Т.Н. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2007. 122 с.
15.Давидович, Е.Б. Сенсорное воспитание детей третьего и пятого года жизни в условиях разновозрастной группы детского сада: дис. канд. пед. наук: 13.00. 01 [Текст] / Е.Б. Давидович. - М., 1991. - 194 с...