Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка уровня информационных компетенций бакалавров технических специальностей

Работа №10585

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы94стр.
Год сдачи2016
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
742
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 9
Глава 1. Литературный обзор методологических подходов к формированию и
оценке информационных компетенций в процессе подготовки студентов 11
1.1. Анализ понятия «компетенция» 12
1.2. Анализ понятия «информационные компетенции» 20
1.3. Подходы к формированию и оценке информационных компетенций 26
Глава 2. Методология исследования 34
2.1.Обоснование выбора метода исследования 35
2.2.Экспертный семинар 40
Глава 3. Результаты исследования 46
3.1.Оценка уровня информационных компетенций бакалавров технических
специальностей ТПУ 47
3.2. Система оценки информационных компетенций бакалавров технических специальностей ТПУ 59
Социальная ответственность 73
Заключение 78
Список использованных источников 79
Приложение А 88

Объектом исследования являются информационные компетенции
бакалавров технических специальностей.
Цель работы – исследование состояния информационных компетенций
студентов-бакалавров технических специальностей ТПУ и разработка
рекомендаций по их оцениванию.
В процессе исследования проводились: изучение отечественной и
зарубежной литературы по выбранной тематике, предметной области, выбор
метода исследования, проведение экспертных семинаров по поставленной
проблеме.
В результате исследования были разработаны рекомендации по оценке
уровня сформированности информационных компетенций и системе их
оценивания.
Область применения: образовательные учреждения.
Значимость работы состоит в следующем:
 дополнено понятие информационных компетенций;
 выявлены признаки, позволяющие оценить уровень
сформированности информационных компетенций у студентов, определить
состояние системы оценивания этих компетенций;
 определены препятствия и пути решения оценки уровня
сформированности информационных компетенций и системы их оценивания.
В будущем планируется апробация и внедрение предложенных
рекомендаций в реальный образовательный процесс.

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня информация конкурирует по ценности с материальными
ресурсами, стремительно увеличивается её объём, а обработка требует
специальных знаний умений и навыков - компетенций. Федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют перечень
компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза. Начиная с ФГОС 3 и
ФГОС 3+, для каждой специальности прописаны необходимые для
выпускников компетенции, часть из которых связана с обработкой
информации. Способность работать с информацией является обязательным
требованием большинства работодателей. По результатам исследования
Мосоловой Е.Н. «Ключевые компетенции специалиста: взгляд работодателей»
информационная компетенция является одной из главных для работодателя. [1]
Важным является тот факт, что информационные компетенции являются
обязательными как для студентов, так и для выпускников. Об этом говорит и
то, что 97,8% образовательных стандартов технических специальностей
бакалавриата содержат информационные компетенции в
общепрофессиональном и общекультурном блоке. Процесс обучения не
возможем без работы с информацией. Поиск, отбор, преобразование и передача
информации являются неотъемлемой частью учебного процесса и по сути
составляют информационную компетенцию. Инженеры и технические
специалисты в современных условиях быстроменяющейся среды и
развивающихся технологий, так же не могут эффективно вести
профессиональную деятельность без квалифицированной работы с
информацией.
Термин информационные компетенции активно используется
множеством исследователей в своих работах. [2,3,4] Несмотря на это не
существует какой-либо общепринятой трактовки этого термина. В
информационном пространстве российских исследователей и деятелей высшего
образования нет единого понятия термина «информационная компетенция».10
Переход на ФГОС ВПО поставил перед российскими вузами сложную
задачу, обеспечивающую получение образовательного результата
(формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных
компетенций). Первой частью этой задачи является применение современных
образовательных технологий для формирования у обучающихся требуемых
компетенций. Второй частью – создание фондов оценочных средств,
позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных
компетенций.
Задача вуза формировать и развивать компетенции студентов во время
обучения. В открытых источниках не удалось найти информацию о степени
эффективности решения этой задачи в российских вузах и в частности в ТПУ.
Оценка эффективности формирования и развития компетенций послужит
основанием для корректировки учебных планов и программ с целью
повышения эффективности формирования и развития информационных
компетенций.
Объект исследования: информационные компетенции студентовбакалавров технических специальностей.
Предмет исследования: организационно-методические условия
формирования и оценки уровня сформированности информационных
компетенций студентов.
Целью данной работы является исследование состояния
информационных компетенций студентов-бакалавров технических
специальностей ТПУ и разработка рекомендаций по их оцениванию.
Гипотеза: Повышение уровня сформированности информационных
компетенций и совершенствование системы оценивания требует
необходимости перейти к другим способам формирования информационных
компетенций, соответственно и к другим методам их оценивания

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование позволило выявить недостаточный уровень
сформированности информационных компетенций у студентов-бакалавров
технических специальностей ТПУ. При этом такие компетенции являются
ключевыми для специалистов сегодня. Следовательно, требуется повышать
уровень сформированности информационных компетенций и уделять особое
внимание мониторингу их формирования в процессе подготовки
специалистов. Для этого могут быть использованы рекомендации,
полученные в ходе исследования от основных участников процесса оценки и
формирования компетенций – студентов и преподавателей. Данные
рекомендации можно считать основным результатом этой работы.
Кроме этого сделан вывод о единстве процесса формирования и оценки
компетенций. Поскольку компетенции включают деятельностную часть, их
формирование, а значит и оценка, возможны только через деятельность,
например, реальные практические задания, участия в реальных проектах. Это
подтверждается предложенными экспертами критериями оценки уровня
сформированности информационных компетенций и предложенными
рекомендациями по совершенствованию состояния системы оценивания
таких компетенций.
Для формирования и оценки информационных компетенций требуется:
изменить учебные планы таким образом, чтобы ключевыми были задания
требующие формирования и применения информационных компетенций;
создать условия, в которых основные стейкхолдеры образовательного
процесса (процесса формирования компетенций), студенты, преподаватели и
общественно-профессиональные сообщества, и работодатели, будут
заинтересованы в формировании и оценке информационных компетенций
студентов.
Таким образом, задачи исследования решены, что обеспечило
достижение цели, гипотеза подтверждена.


Мосолова Е. Н. Ключевые компетенции специалиста: взгляд
работодателей //Профессиональное образование в России и за рубежом. –
2012. – №. 5.
2. Петухова Т., Глотова М. Самостоятельная работа как средство развития
информационной компетенции //Высшее образование в России. – 2008. –
№. 12.
3. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию //Образование и
наука. – 2005 . – №. 3.
4. Петухова Т. П. Современная парадигма информационного общества как
основа стратегии формирования информационной компетенции
специалиста //Вестник Оренбургского государственного университета. –
2005. – №. 1.
5. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.
С. Кострова // Молодой ученый. — 2011. — № 12. Т.2. — С. 102-104.
6. Пиралова О. Ф. Диагностирование компетентности инженеров.
Специальность – 190301.65 «Локомотивы». Монография / О. Ф. Пиралова.
– М.: Издательство «Академия Естествознания», 2010.
7. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в
русском языке [Электронный ресурс] / М.Попов. 1907. – URL:
www.inslov.ru/html-komlev/k/kompetentnost5.html (дата обращения:
07.02.2016).
8. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и
реализация / Д. Равен – М., 2002. – С. 393.
9. Дружилов С.А Критерии и уровни индивидуального профессионализма
[Электронный ресурс] / С.А Дружилов // Современные проблемы науки и
образования. – 2012. – № 1. – URL: www.science-education.ru/101-5446
(дата обращения: 05.03.2016)80
10.Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм
педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование.
Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. –
2005. – Вып.8. – С. 26-44.
11.Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997.
№4. - С. 14 - 21.
12.Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего
образования Европы / В. И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем
качества подготовки специалистов. Рос. Нов. Ун-т, 2002. – С. 128.
13.Иванова М. А. Сущность и содержание процесса развития
профессиональной компетентности у студентов технических вузов в
условиях глобального кризиса [Электронный ресурс] / М. А. Иванова, И.
С. Лебедева. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского
государственного горного института им. Г. В. Плеханова, 2009. – URL:
http://www.ibl.ru/konf/031209/109.html (дата обращения: 05.03.2016)
14.Пахаренко Н.В. Модель определения уровня сформированности
общекультурных и профессиональных компетенций [Электронный ресурс]
/ Н.В.Пахаренко, И.Н. Зольникова // Современные проблемы науки и
образования. – 2012. – № 6; URL: www.science-education.ru/106-7502 (дата
обращения: 10.04.2016).
15.Пачина, Н. Н. Акмеология развития полипрофессиональной
компетентности [Рукопись]: автореферат дис. д-ра психол. наук:
28.09.2013 / Н.Н. Пачина; конс. Н.П. Фетискин; Костромской
государственный университет им. Н. А. Некрасова. – Кострома, 2013. – С.
52.
16.Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание,
переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С. 639.81
17.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. –
Т.1. – М., 2006. – С. 816.
18.Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки
специалиста / Ю. Г. Татур //Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 10-
13.
19.Чернов А.Ю. Принцип диалогичности в психолого-педагогическом
исследовании / А.Ю. Чернов // Известия Волгоградского государственного
педагогического университета №9 (33). 2008. – С. 14 – 16.
20.Иванова М.А. Развитие профессиональной компетентности у студентов
инженерных вузов на основе самообразовательной деятельности
автореферат / Иванова М.А. – Спб. – 2008. – С.171.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ