Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (Московский Институт Психоанализа)

Работа №105833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Гатчина.
Экспериментальная группа состояла из 5 детей старшего дошкольного возраста из группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» «Теремок». Контрольная группа представлена детьми группы «Звездочка» общеразвивающего вида.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ …………7
1.1 Понятие грамматического стоя речи и его формирование у детей старшего дошкольного возраста……7
1.2 Особенности формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня………15
1.3 Использование дидактических игр в работе по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.22
Выводы по главе 1…………27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…29
2.1.Организация, методы и содержание исследования. ……………………....29
2.2.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента……………...33
Выводы по главе 2…………38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…39
3.1. Организация и проведение коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня посредством дидактических игр…39
3.2. Организация и проведение контрольного этапа. Анализ эффективности коррекционной работы………………………………………………………..…46
Выводы по главе 3……………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Цель данной работы: изучить в теории и реализовать на практике возможности использования дидактических игр для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект - особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования – использование дидактической игры в работе по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза: если при построении работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня использовать дидактические игры, то процесс формирования грамматического строя речи таких детей протекает более успешно, так как многоразовое повторение, развивает и закрепляет умение строить предложения, согласовывать существительные, прилагательные, глаголы в числе, роде, падеже.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие грамматического стоя речи и его формирование у детей старшего дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать особенности формирования грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
3.Проанализировать дидактические игры и возможность их использования в работе по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
4.Осуществить экспериментальное исследование эффективности дидактических игр в процессе формирования грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
5.Спланировать коррекционную работу по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
6.Проанализировать эффективность коррекционной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- труды по теории и методике развития речи детей (в частности грамматического строя речи): М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Е.М. Струнина, О.С. Ушакова и др.;
- исследования по методике логопедической работы с дошкольниками с ОНР: Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина и др.;
– методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии и коррекции речи дошкольников: Т. И. Петрова, А.В. Белошистая, С. Н. Карпова, Н.В. Нищева и др.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ информации, синтез, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение, критический анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа теоретических источников по теме исследования мы выяснили, следующее:
1) грамматика как строй языка объединяет такие компоненты, как морфология, словообразование и синтаксис.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы (изменение его по числам, родам, падежам). Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов). Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
2) Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
3) Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня по праву признаны дидактические игры. Их использование повышает интерес детей к занятиям, в играх у детей уточняются представления об окружающем мире, расширяется кругозор, развивается восприятие, мышление, внимание, речь. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку, раскрывают творческие способности детей и снимают психологическое напряжение. В дидактических играх дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников.
Для определения уровня сформированности грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития нами было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальная группа состояла из 5 детей старшего дошкольного возраста из группы компенсирующей направленности. Контрольная группа представлена пятью детьми группы общеразвивающего вида.
За основу методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи у детей использовалась методика логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.
В ходе проведенного исследования у четверых детей экспериментальной группы выявлен средний уровень развития грамматического строя речи; у одного ребенка – уровень ниже среднего.
У детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента выявлены следующие уровни развития грамматического строя речи: четыре ребенка имеют уровень выше среднего. Один ребенок имеет средний уровень.
На основе полученных результатов нам организована и проведена коррекционная работа по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня посредством дидактических игр.
В ходе реализации коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня в октябре-декабре 2021 г. работа велась по трем направлениям:
- с детьми проводились подгрупповые занятия,
- велась взаимосвязь с воспитателями (во второй половине дня воспитатели занимались по заданию логопеда),
- работа с родителями (они отрабатывали грамматические упражнения в рамках лексических тем по альбомам Теремковой Н.Э.).
Для определения эффективности коррекционной работы по формированию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития нами было проведено контрольное исследование.
В качестве диагностического инструментария были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе.
В результате - у четверых детей ЭГ выявлен уровень развития грамматического строя речи выше среднего; у одного ребенка – средний уровень.
У детей контрольной группы на этап контрольного эксперимента выявлены следующие уровни развития грамматического строя речи: четыре ребенка имеют высокий уровень. Один ребенок (Елизавета Г.) имеет уровень выше среднего.
Полученные результаты указывают на эффективность проведенной работы.



1. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.
2. Арушанова, А. Игры учат говорить: сценарии активизирующего общения / А. Арушанова, Е. Рычагова, Р. Иванкова // Дошкольное образование. — 2011. — № 1. — С. 20–21.
3. Балобанова, В.П., Юртайкин, В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
4. Белошистая, А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста / А.В. Белошистая // Пед. технологии. — 2010. — № 2. — С. 3–8.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи./ Г. А. Волкова // Вопросы дифференциальной диагностики – СПб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2014. – 368 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
8. Глухов, В.П. Особенности формирования речи детей с общим речевым недоразвитием. – М.: МГОПУ, 2015. – 194 с.
9. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 104 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
10. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией//Дефектология. – 2015. - № 6. – С. 7-16.
11. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.Е. Громова // Логопед, 2014 - № 1. - с. 41-47
12. Долженко, А.В. Особенности формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / А.В. Долженко, Е.А. Ларина // Аспирант. - 2021. - №4 (61). - С. 71-74.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи. (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 2017. – 136с.
14. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - М. : Рус. яз., 2000. - 1084 с
15. Жукова, Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2015. – 74с.
16. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2014. – 320 с.
17. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
18. Карпова, С. Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / С. Н. Карпова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 92-95.
19. Ковшиков, В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных /А. В. Ковшиков. – СПб.:: Каро, 2006. – 80 с.
20. Комиссарова, Е. И. Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игры / Е. И. Комиссарова // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 288-291.
21. Коржова, Г.М. Основы логопедии с историей логопедии / Г.М. Коржова, Г.С. Оразаева. - Алматы : Нур-Принт, 2014. - 96 с.
22. Корнев, А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) / А.Н. Коренев // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - МПГУ, 2005. с. 43-47
23. Крылова, Е.В. К вопросу о приоритетных направлениях логопедической работы с детьми с ОНР III уровня / Е.В. Крылова, Л.М. Лапшина // Образования и наука в России и за рубежом. - 2020. - №4 (68). - С. 64-67.
24. Лаврентьева, А.И. Этап становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Усвоение ребенком родного (русского) языка / А.И. Лаврентьева. – СПб.: Образование, 2016. – с. 57 – 69.
25. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2015. – 183с.
26. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2008.- 685 с.
27. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М. : Альянс, 2014. - 366 с.
28. Максаков, А. И. Обследование состояния речи детей старшего дошкольного возраста /Дошкольное воспитание. – 1986 – № 3. – С. 57 - 61.
29. Малкина, О. А. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Малкина. - М.: АСТ, 2010. - 823 c.
30. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): Наглядно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство – Детство-Пресс», 2019. – 80 с.+цв. вкл.
31. Нищева, Н. В. Играйка. Семь игр для развития речи дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 960 c.
32. Новиковская, О. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи / О. Новиковская. - М.: АСТ, 2018. - 256 c.
33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375 с.
34. Омельченко, Л.В. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. Игры на согласование числительных и прилагательных с существительными для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями/ Л.В. Омельченко. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 28 с.: ил.
35. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2018 . - 195 c.
36. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1. Младшая и средняя группы / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 128 c.
37. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2. Старшая группа / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 769 c.
38. Поваляева, М. А. Справочник логопеда /М. А. Повaляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.
39. Сергеева, О. А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / О.А. Сергеева, А.В. Шульга // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 682-684.
40. Серебрякова, Н. В. Обследование ребенка с общим недоразвитием речи /Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения /Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломахина. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с.
41. Смирнова, И.А. Логопедия / И.А. Смирнова. - СПб. : КАРО, 2014. - 232 с.
42. Смирнова, И. А. Диагностика нарушений развития речи /И. А. Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2007.– 192 с.
43. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие / И.А. Смирнова. СПб.: «Детство-Пресс», 2010. 65с
44. Соловьева, Л.Г. Логопедия / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 191 с.
45. Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288с.
46. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 1 /Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 48 с.
47. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 2 /Н.Э. Теремкова. – 2-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 32 с.
48. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 3 /Н.Э. Теремкова. – 2-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.
49. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 4 /Н.Э. Теремкова. – 2-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.
50. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2015. 159с.
51. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет / Т.А. Ткаченко. М.: Ювента, 2017. 81с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Перспектива, 2014.
53. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2015. – 173с.
54. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно -методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – 2-е изд., – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
55. Хомякова, Е.Е. Дикие животные. Согласование существительных с числительными. Дидактическое пособие (3-7 лет). – ООО «Издательство Детство – Пресс», 2020. – 12 с., цв.ил.
56. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. 2е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 256 с.
57. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2015. – 112с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ