Дидактические игры в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Гатчина.
Экспериментальная группа состояла из 5 детей старшего дошкольного возраста из группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» «Теремок». Контрольная группа представлена детьми группы «Звездочка» общеразвивающего вида.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ …………7
1.1 Понятие грамматического стоя речи и его формирование у детей старшего дошкольного возраста……7
1.2 Особенности формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня………15
1.3 Использование дидактических игр в работе по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.22
Выводы по главе 1…………27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…29
2.1.Организация, методы и содержание исследования. ……………………....29
2.2.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента……………...33
Выводы по главе 2…………38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…39
3.1. Организация и проведение коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня посредством дидактических игр…39
3.2. Организация и проведение контрольного этапа. Анализ эффективности коррекционной работы………………………………………………………..…46
Выводы по главе 3……………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Гатчина.
Экспериментальная группа состояла из 5 детей старшего дошкольного возраста из группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» «Теремок». Контрольная группа представлена детьми группы «Звездочка» общеразвивающего вида.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ …………7
1.1 Понятие грамматического стоя речи и его формирование у детей старшего дошкольного возраста……7
1.2 Особенности формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня………15
1.3 Использование дидактических игр в работе по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.22
Выводы по главе 1…………27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…29
2.1.Организация, методы и содержание исследования. ……………………....29
2.2.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента……………...33
Выводы по главе 2…………38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…39
3.1. Организация и проведение коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня посредством дидактических игр…39
3.2. Организация и проведение контрольного этапа. Анализ эффективности коррекционной работы………………………………………………………..…46
Выводы по главе 3……………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Цель данной работы: изучить в теории и реализовать на практике возможности использования дидактических игр для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект - особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования – использование дидактической игры в работе по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза: если при построении работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня использовать дидактические игры, то процесс формирования грамматического строя речи таких детей протекает более успешно, так как многоразовое повторение, развивает и закрепляет умение строить предложения, согласовывать существительные, прилагательные, глаголы в числе, роде, падеже.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие грамматического стоя речи и его формирование у детей старшего дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать особенности формирования грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
3.Проанализировать дидактические игры и возможность их использования в работе по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
4.Осуществить экспериментальное исследование эффективности дидактических игр в процессе формирования грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
5.Спланировать коррекционную работу по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
6.Проанализировать эффективность коррекционной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- труды по теории и методике развития речи детей (в частности грамматического строя речи): М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Е.М. Струнина, О.С. Ушакова и др.;
- исследования по методике логопедической работы с дошкольниками с ОНР: Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина и др.;
– методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии и коррекции речи дошкольников: Т. И. Петрова, А.В. Белошистая, С. Н. Карпова, Н.В. Нищева и др.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ информации, синтез, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение, критический анализ.
Объект - особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования – использование дидактической игры в работе по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза: если при построении работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня использовать дидактические игры, то процесс формирования грамматического строя речи таких детей протекает более успешно, так как многоразовое повторение, развивает и закрепляет умение строить предложения, согласовывать существительные, прилагательные, глаголы в числе, роде, падеже.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие грамматического стоя речи и его формирование у детей старшего дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать особенности формирования грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
3.Проанализировать дидактические игры и возможность их использования в работе по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
4.Осуществить экспериментальное исследование эффективности дидактических игр в процессе формирования грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
5.Спланировать коррекционную работу по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
6.Проанализировать эффективность коррекционной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- труды по теории и методике развития речи детей (в частности грамматического строя речи): М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Е.М. Струнина, О.С. Ушакова и др.;
- исследования по методике логопедической работы с дошкольниками с ОНР: Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина и др.;
– методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии и коррекции речи дошкольников: Т. И. Петрова, А.В. Белошистая, С. Н. Карпова, Н.В. Нищева и др.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ информации, синтез, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение, критический анализ.
В ходе анализа теоретических источников по теме исследования мы выяснили, следующее:
1) грамматика как строй языка объединяет такие компоненты, как морфология, словообразование и синтаксис.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы (изменение его по числам, родам, падежам). Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов). Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
2) Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
3) Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня по праву признаны дидактические игры. Их использование повышает интерес детей к занятиям, в играх у детей уточняются представления об окружающем мире, расширяется кругозор, развивается восприятие, мышление, внимание, речь. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку, раскрывают творческие способности детей и снимают психологическое напряжение. В дидактических играх дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников.
Для определения уровня сформированности грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития нами было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальная группа состояла из 5 детей старшего дошкольного возраста из группы компенсирующей направленности. Контрольная группа представлена пятью детьми группы общеразвивающего вида.
За основу методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи у детей использовалась методика логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.
В ходе проведенного исследования у четверых детей экспериментальной группы выявлен средний уровень развития грамматического строя речи; у одного ребенка – уровень ниже среднего.
У детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента выявлены следующие уровни развития грамматического строя речи: четыре ребенка имеют уровень выше среднего. Один ребенок имеет средний уровень.
На основе полученных результатов нам организована и проведена коррекционная работа по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня посредством дидактических игр.
В ходе реализации коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня в октябре-декабре 2021 г. работа велась по трем направлениям:
- с детьми проводились подгрупповые занятия,
- велась взаимосвязь с воспитателями (во второй половине дня воспитатели занимались по заданию логопеда),
- работа с родителями (они отрабатывали грамматические упражнения в рамках лексических тем по альбомам Теремковой Н.Э.).
Для определения эффективности коррекционной работы по формированию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития нами было проведено контрольное исследование.
В качестве диагностического инструментария были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе.
В результате - у четверых детей ЭГ выявлен уровень развития грамматического строя речи выше среднего; у одного ребенка – средний уровень.
У детей контрольной группы на этап контрольного эксперимента выявлены следующие уровни развития грамматического строя речи: четыре ребенка имеют высокий уровень. Один ребенок (Елизавета Г.) имеет уровень выше среднего.
Полученные результаты указывают на эффективность проведенной работы.
1) грамматика как строй языка объединяет такие компоненты, как морфология, словообразование и синтаксис.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы (изменение его по числам, родам, падежам). Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов). Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
2) Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
3) Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня по праву признаны дидактические игры. Их использование повышает интерес детей к занятиям, в играх у детей уточняются представления об окружающем мире, расширяется кругозор, развивается восприятие, мышление, внимание, речь. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку, раскрывают творческие способности детей и снимают психологическое напряжение. В дидактических играх дети учатся фиксировать внимание на своей правильной речи, учатся оценивать свою речь и речь сверстников.
Для определения уровня сформированности грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития нами было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальная группа состояла из 5 детей старшего дошкольного возраста из группы компенсирующей направленности. Контрольная группа представлена пятью детьми группы общеразвивающего вида.
За основу методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи у детей использовалась методика логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.
В ходе проведенного исследования у четверых детей экспериментальной группы выявлен средний уровень развития грамматического строя речи; у одного ребенка – уровень ниже среднего.
У детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента выявлены следующие уровни развития грамматического строя речи: четыре ребенка имеют уровень выше среднего. Один ребенок имеет средний уровень.
На основе полученных результатов нам организована и проведена коррекционная работа по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня посредством дидактических игр.
В ходе реализации коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием III уровня в октябре-декабре 2021 г. работа велась по трем направлениям:
- с детьми проводились подгрупповые занятия,
- велась взаимосвязь с воспитателями (во второй половине дня воспитатели занимались по заданию логопеда),
- работа с родителями (они отрабатывали грамматические упражнения в рамках лексических тем по альбомам Теремковой Н.Э.).
Для определения эффективности коррекционной работы по формированию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития нами было проведено контрольное исследование.
В качестве диагностического инструментария были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе.
В результате - у четверых детей ЭГ выявлен уровень развития грамматического строя речи выше среднего; у одного ребенка – средний уровень.
У детей контрольной группы на этап контрольного эксперимента выявлены следующие уровни развития грамматического строя речи: четыре ребенка имеют высокий уровень. Один ребенок (Елизавета Г.) имеет уровень выше среднего.
Полученные результаты указывают на эффективность проведенной работы.



