Аннотация 2
Введение 7
1 Таксомоторный парк - технический проект 9
1.1 Техническо-экономическое обоснование проекта таксопарка 9
1.2 Технологический расчет таксопарка 14
1.2.1 Исходные данные технологического расчета таксопарка 14
1.2.2 Производственная программа таксопарка по работам ЕО, ТО-1,2, ТР и Д-1,2 16
1.2.3 Годовые объемы работ таксопарка по ТО, ТР и самообслуживанию предприятия 20
1.2.4 Расчет зоны ЕО 23
1.2.5 Расчет зоны диагностики таксопарка 27
1.2.6 Расчет зоны ТО-1, ТО-2 28
1.2.7 Расчет зоны ТР 29
1.2.8 Расчет числа постов ожидания 31
1.2.9 Расчет объема работ по самообслуживанию таксопарка 32
1.2.10 Технологический расчет отделений 3 3
1.2.11 Определение площади складских помещений 34
1.2.12 Планировочное решение производственного корпуса 35
2 Углубленная проработка шиноремонтного отделения 38
2.1 Основные технологические процессы шиноремонтного отделения 38
2.2 Персонал шиноремонтного отделения и его режим работы 40
2.3 Технологическое оборудование шиноремонтного отделения 41
2.4 Площадь шиноремонтного отделения 41
3 Конструкторская часть 43
3.1 Техническое задание на проектирование тележки 43
3.2 Обзор аналогичных конструкций тележек 44
3.3 Расчет основных элементов конструкции тележки 47
3.3.1 Выбор типоразмера колес тележки 47
3.3.2 Прочностной расчет подвижной рамы тележки 49
3.3.3 Определение параметров гидроцилиндра тележки 53
3.3.4 Выбор насоса для привода гидроцилиндра 55
3.3.5 Выбор подшипников для опорных колесных роликов 57
3.4 Результаты проектирования тележки 59
3.5 Сравнение технических характеристик тележки с аналогами 60
4 Технологический процесс организации эксплуатации автомобильных шин в таксомоторном парке 62
4.1 Комплектация автомобилей шинами 62
4.2 Правила монтажа и демонтажа шин 63
4.3 Организация эксплуатации колес в таксопарке 65
4.4 Техпроцесс межсезонного обслуживания колес автомобилей 67
5. Безопасность и экологичность тележки для транспортировки комплектов колес 69
5.1 Конструктивно-технологическая характеристика тележки для транспортировки колес 69
5.2 Идентификация профессиональных рисков при эксплуатации тележки 70
5.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 71
5.4 Обеспечение пожаробезопасных условий труда 73
6 Экономический раздел 74
6.1 Технико-экономическое обоснование производимых расчетов 74
6.2 Расчет затрат на материалы 74
6.3 Расчет амортизации оборудования участка 74
6.4 Расчет затрат на электроэнергию 75
6.5 Расчет заработной платы 75
6.6 Расчет стоимости нормо-часа 76
Заключение 77
Список используемых источников 78
Приложение А Материалы по проектированию производственного корпуса таксомоторного парка 81
Приложение Б Спецификация 20.РБ.ПЭА.214.00.000 на тележку для транспортировки колес 83
Приложение В Спецификация 20.РБ.ПЭА.214.80.000Г3 на схему гидравлическую тележки для транспортировки колес 85
Приложение Г Инструкция по охране труда для монтировщика шин 86
Приложение Д Материалы экономического раздел 93
Как говорил главный герой романа Ильфа и Петрова: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Современное общество, в процессе индустриального развития, вынуждает социум к высокой мобильности. Это необходимо как для производственной, так и социальной жизни. Высокая мобильность обеспечивается различными видами транспорта, причем в повседневной жизни это в основном автомобильный и железнодорожный (метро) транспорт. Одним из видов автомобильного транспорта является такси.
Автомобили такси обеспечивают оперативную перевозку клиентов, при этом у клиента, в отличии от использования личного автомобиля или арендованного автомобиля, не возникают проблемы парковки и наличия водительских прав. Надежная и удобная для клиентов работа такси возможна только в случае некоторого организационного объединения - например в виде таксопарка. Такое организационное объединение позволяет оптимизировать функциональное разделение работ и уменьшает или практически исключает для водителей такси выполнение ими ремонтных работ. Это с одной стороны повышает производительность труда водителей, с другой стороны за счет специализации повышается качество обслуживания и ремонта автомобилей.
Таксопарку необходимо выполнять свою основную организационную задачу, предоставлять клиентам услуги такси, причем выполнять это стабильно (исключая технические проблемы с автомобилями такси при выполнении заказов), оперативно и экономически выгодно для клиентов. Это обеспечит конкурентоспособность таксопарка. Основное внимание должно направляться на удовлетворение потребностей клиентов такси в реализации заказов на различные виды перевозок.
Для клиента такси основная потребность это доехать из одного места в другое со следующими ограничивающими пожеланиями:
• небольшая стоимость поездки (не намного дороже маршрутного общественного транспорта);
• с минимальным временем поездки (значительно быстрее маршрутного общественного транспорта, с минимальным временем ожидания подачи автомобиля);
• заказ должен надежно предоставляться в любое время суток, в выходные и праздничные дни;
• поездка должна быть безопасной (личная безопасность, биологическая и аварийная безопасность);
• комфортная обстановка (зимой - тепло, прохладно в летнюю жару).
Эти пожелания клиента в значительной мере обеспечиваются работой таксопарка, и должны быть учтены при проектировании автомобильного транспортного предприятия. Проектные решения должны, обеспечивая установленные законодательные нормы, реализовывать своевременное и качественное удовлетворение потребности населения города в услугах такси. При этом должны быть минимальные затраты материальных и трудовых ресурсов на обслуживание автомобилей.
В период пандемии короновируса вопросы биологической безопасности стоят особенно остро. Конечно, по сравнению с общественным транспортом по числу возможных контактов такси значительно выигрывает, но в такси практически невозможно обеспечить рекомендованное расстояние социального дистанцирования из-за небольших размеров автомобиля, поэтому вопросам биологической безопасности в такси следует уделять особое внимание, как с точки зрения безопасности клиентов такси, так и безопасности водителей.
В работе выполнено проектирование таксомоторного парка на 160 автомобилей. Проведен анализ и выбраны автомобили альянса Renault/Nissan/АВТОВАЗ для использования в таксопарке. Выполнен расчет производственного корпуса таксомоторного парка. Определено необходимое количество постов обслуживания во всех отделениях парка. Разработано объемно-планировочное решение производственного корпуса и шиноремонтного отделения. Рассчитано необходимое количество персонала шиноремонтного отделения. Выполнен выбор технологического оборудования и инструмента для шиноремонтного отделения.
Выполнено проектирование тележки для механизации работ шиноремонтного отделения. Проведены прочностной и гидравлический расчеты. Выбран гидроцилиндр, соединительная арматура и ручной насос двустороннего действия. Такой выбор позволяет осуществлять силовое воздействие в гидроцилиндре, как при подъеме груза, так и при опускании. Это ускоряет процесс опускания груза и исключает вероятность зависания подвижной рамы при опускании. По результатам прочностного расчета определены сечения несущих нагрузку элементов. Разработан сборочный чертеж тележки, спецификация размещена в приложении В. Разработаны рабочие чертежи ряда деталей и гидравлическая схема устройства. Проведено сравнение технических характеристик тележки по сравнению с существующими аналогами.
В технологическом разделе разработаны технологические операции сезонного обслуживания колес автомобиля, при использовании технологии хранения сезонных шин не снимая их с дисков. Рассмотрены вопросы безопасной эксплуатации тележки для транспортировки комплектов колес. Определена ориентировочная стоимость нормо-часа при выполнении шиноремонтных работ.
1. Беккен Йон Терье Регулирование рынка таксомоторных услуг в
Европе: Исследование подготовлено по заказу IRU, Институт
Экономики Транспорта, Осло 2003 - сайт URL:
https://studylib.ru/doc/2472511/regulirovanie-rynka-taksomotornyh-uslug-v-
evrope (дата обращения 11.02.20).
2. Simona Frazzani, Gabriele Grea, Alessandro Zamboni. Study on passenger
transport by taxi, hire car with driver and ridesharing in the EU: Final Report
Study contract no. MOVE/D3/SER/2015-564/SI2.715085, European
Commission B-1049 Brussels, 26 September 2016 - сайт URL:
https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/2016-09-26-pax-transport-
taxi-hirecar-w-driver-ridesharing-final-report (дата обращения 21.02.20).
3. Болбас М.М., Капустин Н.М., Сай А.С., Флерко И.М. Проектирование
предприятий автомобильного транспорта. Расчет производственной
программы и объема работ по техническому обслуживанию и ремонту
транспортных средств. Методическое пособие. – Минск: БИТУ, 2012
4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т. / В.И.
Анурьев.- М.: Машиностроение, 2006.
5. АЭ 001-04.Правила эксплуатации автомобильных шин. Распоряжение
Минтранса России от 21 января 2004 г. - сайт URL:
http://mvf.klerk.ru/auto/auto_073.htm (дата обращения 19.04.20).
6. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования
безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Изменение No1 от 01.03.2007 - сайт URL:
www.gosthelp.ru/gost/gost2246.html (дата обращения 21.04.20).
7. Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора: Справочник / Р.И.
Гжиров. – Л.: Машиностроение, 1984 – 464 с.
8. Беляев Н.М. Сопротивление материалов / Н.М. Беляев. –М.: Наука,
1976 – 608 с.
9. ГОСТ 17479.3-85. Классы вязкости гидравлических масел / Интернет –
портал «Ваш дом.RU». - http://www.vashdom.ru/gost/17_479-85/ (дата
обращения 21.03.20).
10.ГОСТ 7242-81. Подшипники шариковые радиальные однорядные с
защитными шайбами. Технические условия / База нормативной
документации - http://www.complexdoc.ru/gost/7242-81 (дата обращения
11.03.20).
11.ГОСТ 8724-81. Резьба метрическая. Диаметры и шаги / База
нормативной документации - http://www.complexdoc.ru/gost/8724-81
(дата обращения 21.01.20).
12.Методические указания по оформлению выпускных
квалификационных работ по программам бакалавриата, программам
специалитета, программам магистратуры, ТГУ Тольятти 2020
13.Живоглядов Н.И. Основы расчета, проектирования и эксплуатации
технологического оборудования / Н.И. Живоглядов. – Тольятти:
ТолПИ, 2002
14.Rhinehart,R.R. EngineeringOptimization: Applications,
MethodsandAnalysis/R.R. Rhinehart. -Wiley-ASMEPressSeries, 2018.
15.Kochenderfer,M.J.Algorithms for Optimization/M.J. Kochenderfer, T.A.
Wheeler. -The MIT Press, 2019.
...