МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ КВАДРАТНЫХ НЕРАВЕНСТВ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫМ НЕРАВЕНСТВАМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§ 1. Из истории развития неравенств в курсе алгебры основной школы 8
§ 2. Место и цели обучения темы «Квадратные неравенства» 10
§ 3. Анализ содержания теоретического материала темы «Квадратные неравенства» в учебниках разных авторов 12
§ 4. Анализ содержания задачного материала, типология задач по теме «Квадратные неравенства» 19
§ 5. Из опыта работы учителей по данной теме 27
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫМ НЕРАВЕНСТВАМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 32
§6. Методы, формы, средства обучения квадратным неравенствам в курсе алгебры основной школы 32
§7. Методические рекомендации обучения решению квадратных неравенств 36
§8. Типология задач основного государственного экзамена по теме «Квадратные неравенства» 41
§9. Методические разработки по теме «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫМ НЕРАВЕНСТВАМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§ 1. Из истории развития неравенств в курсе алгебры основной школы 8
§ 2. Место и цели обучения темы «Квадратные неравенства» 10
§ 3. Анализ содержания теоретического материала темы «Квадратные неравенства» в учебниках разных авторов 12
§ 4. Анализ содержания задачного материала, типология задач по теме «Квадратные неравенства» 19
§ 5. Из опыта работы учителей по данной теме 27
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫМ НЕРАВЕНСТВАМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 32
§6. Методы, формы, средства обучения квадратным неравенствам в курсе алгебры основной школы 32
§7. Методические рекомендации обучения решению квадратных неравенств 36
§8. Типология задач основного государственного экзамена по теме «Квадратные неравенства» 41
§9. Методические разработки по теме «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность исследования. Тема «Квадратные неравенства» занимает значимое место в курсе алгебры основной школы. Это объясняется тем, что неравенства широко используются в различных разделах математики, в решении прикладных задач. Данная тема богата содержанием теоретического материала, разнообразием задач и способов их решения. Также задачи по теме «Квадратные неравенства» включены в основной государственный экзамен.
Основная задача учителя - научить решать квадратные неравенства. При решении неравенств ученики, чаще всего, пользуются алгоритмами, но правила равносильных преобразований неравенств не всегда очевидны. При изучении свойств и теорем по теме нужно наглядно их объяснять и приводить доказательства.
В курсе алгебры с квадратными неравенствами учащиеся сталкиваются почти так же часто, как и с уравнениями. К примеру, квадратные неравенства используются для определения монотонности, нахождения промежутков знакопостоянства функции и изучении других свойств функции [4].
Целью темы «Квадратные неравенства» является изучение и применение алгоритма решения квадратных неравенств, формирование навыков по применению изученных алгоритмов и методов решения неравенств.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования перечислены предметные результаты изучения темы «Квадратные неравенства»: знание определения квадратного неравенства, алгоритмов его решения с помощью метода интервалов и графика квадратичной функции; применение алгоритмов при решении задач [35].
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс изучения алгебры в курсе основной школы.
Предмет исследования: методика обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения теме «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы; разработать дидактический материал по теме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития неравенств.
2. Сформулировать цели темы «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы .
3. Рассмотреть теоретический и задачный материал темы «Квадратные неравенства», провести анализ школьных учебников.
4. Составить типологию задач по теме «Квадратные неравенства».
5. Изучить статьи, методические разработки и рекомендации учителей.
6. Описать методы, формы и средства используемые при обучении теме «Квадратные неравенства».
7. Привести методические рекомендации для обучения теме «Квадратные неравенства».
8. Рассмотреть задачи основного государственного экзамена, содержащие квадратные неравенства и составить их типологию.
9. Представить методические разработки по теме исследования.
Методы исследования: изучение и анализ школьных программ, учебной литературы и методических пособий по теме работы, решение примеров.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены теоретические основы обучения квадратным неравенствам: место и цели обучения теме, анализ содержания теоретического и практического материала в учебниках разных авторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлены методические рекомендации изучения темы «Квадратные неравенства» и методические разработки, которые можно использовать учителям математики при обучении теме; составлена типология задач основного государственного экзамена.
На защиту выносятся: методические рекомендации обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы.
Апробация результатов исследования осуществлена путём выступлений на: научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ» (апрель 2018 г.); XIV всероссийской научно -практической конференции «Артемовские чтения»: «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (18 апреля 2018, г. Пенза).
Бакалаврская работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении обозначены основные характеристики исследования.
Глава I посвящена изучению теоретических основ обучения теме «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы. В ней содержится: материал из истории развития неравенств; цели темы; содержание теоретического материала; типология задач с решенными примерами; проанализированы учебники трех авторов и рассмотрены работы учителей.
Глава II посвящена методическим основам обучения теме «Квадратные неравенства». В ней содержатся: методические рекомендации обучению квадратным неравенствам в основной школе; типология задач основного государственного экзамена по теме «Квадратные неравенства»; методические разработки данной темы.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты выпускной квалификационной работы.
Список использованной литературы состоит из 43 источника.
Основная задача учителя - научить решать квадратные неравенства. При решении неравенств ученики, чаще всего, пользуются алгоритмами, но правила равносильных преобразований неравенств не всегда очевидны. При изучении свойств и теорем по теме нужно наглядно их объяснять и приводить доказательства.
В курсе алгебры с квадратными неравенствами учащиеся сталкиваются почти так же часто, как и с уравнениями. К примеру, квадратные неравенства используются для определения монотонности, нахождения промежутков знакопостоянства функции и изучении других свойств функции [4].
Целью темы «Квадратные неравенства» является изучение и применение алгоритма решения квадратных неравенств, формирование навыков по применению изученных алгоритмов и методов решения неравенств.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования перечислены предметные результаты изучения темы «Квадратные неравенства»: знание определения квадратного неравенства, алгоритмов его решения с помощью метода интервалов и графика квадратичной функции; применение алгоритмов при решении задач [35].
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс изучения алгебры в курсе основной школы.
Предмет исследования: методика обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения теме «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы; разработать дидактический материал по теме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития неравенств.
2. Сформулировать цели темы «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы .
3. Рассмотреть теоретический и задачный материал темы «Квадратные неравенства», провести анализ школьных учебников.
4. Составить типологию задач по теме «Квадратные неравенства».
5. Изучить статьи, методические разработки и рекомендации учителей.
6. Описать методы, формы и средства используемые при обучении теме «Квадратные неравенства».
7. Привести методические рекомендации для обучения теме «Квадратные неравенства».
8. Рассмотреть задачи основного государственного экзамена, содержащие квадратные неравенства и составить их типологию.
9. Представить методические разработки по теме исследования.
Методы исследования: изучение и анализ школьных программ, учебной литературы и методических пособий по теме работы, решение примеров.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены теоретические основы обучения квадратным неравенствам: место и цели обучения теме, анализ содержания теоретического и практического материала в учебниках разных авторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлены методические рекомендации изучения темы «Квадратные неравенства» и методические разработки, которые можно использовать учителям математики при обучении теме; составлена типология задач основного государственного экзамена.
На защиту выносятся: методические рекомендации обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы.
Апробация результатов исследования осуществлена путём выступлений на: научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ» (апрель 2018 г.); XIV всероссийской научно -практической конференции «Артемовские чтения»: «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (18 апреля 2018, г. Пенза).
Бакалаврская работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении обозначены основные характеристики исследования.
Глава I посвящена изучению теоретических основ обучения теме «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы. В ней содержится: материал из истории развития неравенств; цели темы; содержание теоретического материала; типология задач с решенными примерами; проанализированы учебники трех авторов и рассмотрены работы учителей.
Глава II посвящена методическим основам обучения теме «Квадратные неравенства». В ней содержатся: методические рекомендации обучению квадратным неравенствам в основной школе; типология задач основного государственного экзамена по теме «Квадратные неравенства»; методические разработки данной темы.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты выпускной квалификационной работы.
Список использованной литературы состоит из 43 источника.
Неравенства имеют не только важное для учеников теоретическое значение, но и служат практическим целям в дальнейшем. Овладевая различными приемами решения квадратных неравенств, ученик сможет находить ответы на задачи из других тем курса алгебры.
В ходе выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Приведены краткие факты из истории появления и распространения современной символики неравенств;
2. Сформулированы цели темы «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы, определено её место;
4. Проанализирован теоретический материал темы «Квадратные неравенства», рассмотрены примеры решения неравенств;
5. Представлены различные типы задач после анализа задачного материала курса алгебры основной школы ;
6. Изучены статьи, методические разработки и рекомендации учителей;
7. Рассмотрены методы, формы и средства используемые при обучении теме «Квадратные неравенства»;
8. Приведены методические рекомендации для обучения теме «Квадратные неравенства»;
9. Проанализированы задачи основного государственного экзамена, содержащие квадратные неравенства и составлена их типологию;
10. Приводятся решения задач повышенного уровня сложности;
11. Приводятся методические разработки по теме «Квадратные неравенства» в виде самостоятельной работы, разделенной на три уровня сложности, с подготовительными заданиями с решением для первого уровня.
Типологию задач и методические разработки можно использовать при подготовке к самостоятельной и контрольной работе по теме «Квадратные неравенства» и основному государственному экзамену.
В ходе выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Приведены краткие факты из истории появления и распространения современной символики неравенств;
2. Сформулированы цели темы «Квадратные неравенства» в курсе алгебры основной школы, определено её место;
4. Проанализирован теоретический материал темы «Квадратные неравенства», рассмотрены примеры решения неравенств;
5. Представлены различные типы задач после анализа задачного материала курса алгебры основной школы ;
6. Изучены статьи, методические разработки и рекомендации учителей;
7. Рассмотрены методы, формы и средства используемые при обучении теме «Квадратные неравенства»;
8. Приведены методические рекомендации для обучения теме «Квадратные неравенства»;
9. Проанализированы задачи основного государственного экзамена, содержащие квадратные неравенства и составлена их типологию;
10. Приводятся решения задач повышенного уровня сложности;
11. Приводятся методические разработки по теме «Квадратные неравенства» в виде самостоятельной работы, разделенной на три уровня сложности, с подготовительными заданиями с решением для первого уровня.
Типологию задач и методические разработки можно использовать при подготовке к самостоятельной и контрольной работе по теме «Квадратные неравенства» и основному государственному экзамену.
Подобные работы
- Уровневая дифференциация при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «НЕРАВЕНСТВА» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2017 - «Методика обучения решению неравенств в школьном курсе математики»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Методика обучения решению неравенств в школьном курсе математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТЕПЕНИ И КОРНИ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ И ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ С МОДУЛЕМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С МОДУЛЕМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения решению алгебраических уравнений с параметрами в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





