ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций в подростковом возрасте 7
1.1 Проблема ценностных ориентаций в психологии 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирические исследования подростков с целью изучения их ценностных ориентаций и свойств личности 21
2.1 Организация и методы исследования психодиагностических методик 21
2.2 Анализ эмпирических данных по психодиагностике 28
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список используемой литературы 50
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций в подростковом возрасте 7
1.1 Проблема ценностных ориентаций в психологии 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирические исследования подростков с целью изучения их ценностных ориентаций и свойств личности 21
2.1 Организация и методы исследования психодиагностических методик 21
2.2 Анализ эмпирических данных по психодиагностике 28
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список используемой литературы 50
Актуальность исследования. Изменения в экономике - политической сфере государства повлекло изменения воспитательного процесса и обучения. Сменились ценности образования, где задачей стало саморазвитие, самовыражение и самоорганизация личности. Что помогает более развернуто раскрыть свои таланты и потенциал. Но искаженная духовность, несформированность условий в обществе для реализации своего «Я» приводит к тому, что необходимо постоянно корректировать смысловые ориентации обучения, предоставить максимальную помощь личности для ее усовершенствования, и обустроить окружающую среду для полноценного саморазвития.
Изменениям в воспитании способствовали новые требования к личности, такие, как самодисциплина, самостоятельность, активность, умение мыслить.
Подростковый возраст - это период, когда начинает складываться ценностно - смысловая сфера. Формирование ценностей дает путь в развитие личности, социализацию, проектирует модель поведения и убеждения индивида. Это период, когда подросток сам более осознанно начинает выделять ценности, во многом полагаясь на социальное окружение и семейное воспитание. Отрочество сензитивный период, в это время возможно скорректировать процесс становления ценностей.
В подростковом возрасте складывается самооценка, оценивание окружающих, отношение к себе и обществу, поэтому детям важна поддержка и понимание родителей и педагогов. Их помощь поспособствует правильному понимаю жизненных ценностей и даст полноценное развитие подростку.
И.В. Шаповаленко подробно описывает в своей литературе о становлении личности подростка. То, как происходит самопознание подростков, а также какое влияние несет окружение на данный феномен раскрыл В.В. Столин. В.П. Тугаринов внес большой вклад в изучение ценностей, он является основоположником советской философской теории ценностей. М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий и другие авторы так же занимались проблемой ценностных ориентаций. Ценностные представления разработаны в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
В.С. Мухина и другие авторы.
Но общество и государство прогрессирует, в связи с этим требуется постоянно изучать новые грани развития личности, разрабатывать новые схемы образования, обучения и воспитания. Современные подростки обладают новыми психологическими качествами, поэтому проблема изучения личностных особенностей детей и их ценностных ориентаций всегда актуальна.
Цель исследования - изучить и исследовать иерархию ценностей подростков и их личностные особенности.
Объект исследования - ценностные ориентации личности.
Предмет исследования - личностные особенности подростков с разными ценностными ориентациями.
Гипотеза исследования - предположительно, в ценностных ориентациях подростков будут прослеживаться различия с учетом половой принадлежности и личностных особенностей.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по вопросам психологических особенностей подросткового возраста и ценностных ориентаций личности;
- Выявить личностные особенности подростков и ценностные ориентации;
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по приведенному исследованию.
Методологической основой исследования является:
- Культурно - историческая концепция Л.С. Выготского;
- Деятельностный подход к личности А.Н, Леонтьева;
- Гуманитарный подход к личности А. Маслоу и К. Роджерса;
- Принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме.
2. Психодиагностические методы:
- личностный 14 - факторный опросник Р. Кеттелла;
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
3. Методы обработки данных:
- качественный метод;
- количественный метод.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, изучив личностные особенности подростка и его ценностные ориентации, родители и педагоги смогут углубится в состоянии ребенка и смогут оказать ему помощь в жизнедеятельности, социализации и саморазвитии, а также создать модель воспитания и обучения с учетом особенностей ребенка.
Выборка исследования: в исследовании участвовали 24 подростка возраста 14 - 16 лет, школьники, мужского и женского пола.
Эмпирическая база: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1» г. о. Жигулевск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы
Изменениям в воспитании способствовали новые требования к личности, такие, как самодисциплина, самостоятельность, активность, умение мыслить.
Подростковый возраст - это период, когда начинает складываться ценностно - смысловая сфера. Формирование ценностей дает путь в развитие личности, социализацию, проектирует модель поведения и убеждения индивида. Это период, когда подросток сам более осознанно начинает выделять ценности, во многом полагаясь на социальное окружение и семейное воспитание. Отрочество сензитивный период, в это время возможно скорректировать процесс становления ценностей.
В подростковом возрасте складывается самооценка, оценивание окружающих, отношение к себе и обществу, поэтому детям важна поддержка и понимание родителей и педагогов. Их помощь поспособствует правильному понимаю жизненных ценностей и даст полноценное развитие подростку.
И.В. Шаповаленко подробно описывает в своей литературе о становлении личности подростка. То, как происходит самопознание подростков, а также какое влияние несет окружение на данный феномен раскрыл В.В. Столин. В.П. Тугаринов внес большой вклад в изучение ценностей, он является основоположником советской философской теории ценностей. М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий и другие авторы так же занимались проблемой ценностных ориентаций. Ценностные представления разработаны в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
В.С. Мухина и другие авторы.
Но общество и государство прогрессирует, в связи с этим требуется постоянно изучать новые грани развития личности, разрабатывать новые схемы образования, обучения и воспитания. Современные подростки обладают новыми психологическими качествами, поэтому проблема изучения личностных особенностей детей и их ценностных ориентаций всегда актуальна.
Цель исследования - изучить и исследовать иерархию ценностей подростков и их личностные особенности.
Объект исследования - ценностные ориентации личности.
Предмет исследования - личностные особенности подростков с разными ценностными ориентациями.
Гипотеза исследования - предположительно, в ценностных ориентациях подростков будут прослеживаться различия с учетом половой принадлежности и личностных особенностей.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по вопросам психологических особенностей подросткового возраста и ценностных ориентаций личности;
- Выявить личностные особенности подростков и ценностные ориентации;
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по приведенному исследованию.
Методологической основой исследования является:
- Культурно - историческая концепция Л.С. Выготского;
- Деятельностный подход к личности А.Н, Леонтьева;
- Гуманитарный подход к личности А. Маслоу и К. Роджерса;
- Принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме.
2. Психодиагностические методы:
- личностный 14 - факторный опросник Р. Кеттелла;
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
3. Методы обработки данных:
- качественный метод;
- количественный метод.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, изучив личностные особенности подростка и его ценностные ориентации, родители и педагоги смогут углубится в состоянии ребенка и смогут оказать ему помощь в жизнедеятельности, социализации и саморазвитии, а также создать модель воспитания и обучения с учетом особенностей ребенка.
Выборка исследования: в исследовании участвовали 24 подростка возраста 14 - 16 лет, школьники, мужского и женского пола.
Эмпирическая база: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1» г. о. Жигулевск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы
В ходе исследования проблемы ценностных ориентаций личности и влияние на их иерархию личностных особенностей индивида выявились индивидуальные характерологические особенности подростков и их ценностные направления.
Ценности ребенка являются движущей силой, подталкивающая подростка на путь саморазвития и самоактуализации. Для кого-то это может быть общественное признание, которое дорого подростку, и ради этого он работает над собой и своими данными, старается выделится умениями. Для кого-то могут стоять во главе друзья. И ребенок будет стараться быть душой компании, учиться коммуницировать, а также развивать в себе чувство эмпатии. Кем-то движет выбор интересной работы. И подросток будет активно пробовать себя в разных сферах ради уверенного выбора профессии.
Инструментальные ценности покажут, какими инструментами личности подростки будут пользоваться для достижения своей цели. Для кого-то важна воспитанность и хорошие манеры. А кто-то может опустить их в конец, думая, что это не важно и можно нарушить моральные нормы, принятые в обществе ради своей цели.
Изучив более детально свойства личности и ценностные ориентации подростка педагоги и родители смогут скорректировать ценностную значимость ребенка, которая будет идти с ним по жизни и влиять на его убеждения и поступки. Зная степень возбудимости, уровень самоуверенности, степень групповой зависимости, самоконтроля и внутреннего напряжения можно будет выявить сильные и слабые черты личности подростка, помочь развить таланты и скорректировать недостатки. Зная личностную сферу ребенка можно подобрать правильные подходы в воспитании и обучении, а также легче будет найти контакт с ребенком и стать ему другом, сопровождающим его по жизни, и быть его помощником.
Не зная ориентиры подростка, и не изучив его личностные особенности сложно будет помочь ребенку в самореализации и жизнедеятельности. Даже есть вероятность навредить его развитию. Так же родителям важно понимать, что ребенок имеет право на свои ценности, и не обязан оправдывать ожидания педагогов и родителей.
Разные характерологические особенности личности диктуют разный выбор ценностей. Выше рассмотренные две группы, различающиеся по гендерной сфере, показали, как личностные особенности подростков влияют на выбор их ценностных ориентаций, на жизненно - смысловые понятия. В каждой группе выделены определенные черты характера и темперамента, и руководствуясь этими параметрами подростки составляют особую ценностную иерархию. Этот ценностный выбор и будет диктовать сферу убеждений, а также станет мотивом действий подростков.
В ходе исследования получилось выявить, что девушки более живые и активные, по жизни высоко мотивированные, имеют успехи в обучении. Исследуемые оптанты женского пола общительны и не стесняются показывать свои чувства и настроение, они не сдержанны и суетливы. При выборе руководствуются своими принципами и ставят на первое место свои желания и цели. Той целью, ради которой они живут, они выбрали активную деятельность, занятия творчеством, предпочитают общество с верными и отзывчивыми друзьями, возможность раскрыться им и доверять. Они в полной мере пользуются своей аккуратностью, воспитанностью и жизнерадостностью, и ценят такие же качества в окружающих их людях. Свои цели они достигают, пользуясь чуткостью и стремятся жить в любви. Для них особую ценность представляет любовь. Это может быть любовь к семье, друзьям, учебе и творческим занятиям, к природе или ко всему миру. Так же для них важно получать любовь в ответ, чтобы чувствовать себя наполненной, здоровой и быть на подъеме. В выборе друзей и компаний они руководствуются согласно своей чуткости, они предпочитают такое окружение, где они смогут раскрыть себя, показать свой потенциал и смогут доверять друзьям и близким. Их жизнерадостность заряжает окружающих, и к ним притягиваются такие же живые и активные люди. Их воспитанность и аккуратность и внешне демонстрируют их высоко мотивированное и успешное обучение.
В качестве педагогических рекомендаций для контакта с такими девушками можно выделить помощь взрослых в их творческом поиске, поддержка девочек в любой ситуации, ко всем вопросам подходить к ним с любовью и заботой. Не рушить их доверие к родителям и педагогам, быть с ними открытыми и давать высказывать свои эмоции и переживания.
Однако, такие особы имеют вспыльчивый характер и упрямы. Им присущ эгоизм, свои ценности и желания им важнее всего. Это может стать причиной разлада социального становления личности девушек. Важно корректировать меру вспыльчивости, но делать это спокойно, с любовью и пониманием. Давать по мере возможности принимать самостоятельные решения, дабы не наткнуться на их импульсивность и непонимание. Эти чуткие и ранимые создания нуждаются в заботе и внимании.
Юноши показали некую другую характеристику личностных особенностей. Они оказались сдержанны и рассудительны. Свои цели и мысли держат в себе, не дают волю чувствам и эмоциям. Большое значение придают свободе. Они выделили ценности счастливой семейной жизни и материального обеспечения. Можно предположить, что они осознают ценность материального обеспечения жизни, как качества мужчины и имеют образ семейной жизни. Твердая воля и непреклонность в решениях позволят им достичь успеха в жизни и развитии. Их расчетливость позволяет им не принимать скоропостижные решения, а все обдумать перед выбором. Однако, они не имеют склонность демонстрировать свои идеи, поэтому не легко догадаться, что же они решили. Их леность может быть причиной неуспеваемости в обучении. А скептицизм и недоверие людям и окружающей действительности может стать причиной проблем в межличностном общении. Такие подростки - юноши склонны держать в себе свои мысли, поэтому можно и не заметить, что они как-то обижены или их задели.
В систему педагогических рекомендаций можно внести такое контактирование с подростками данного типа, чтобы не навредить ему и не дать уйти полностью в себя. Быть аккуратными в выражениях, дабы не обидеть их, так как они скроют такие чувства, но при этом у них останется осадок и расстояние между вами. Они и так недоверчивы, поэтому стоит быть честными с ними, эта ценность для них важна. Они ценят жизнерадостность, любят легкость в общении, поэтому не стоит их нагружать кучей проблем. Данные подростки упорные, независимые и упрямые, надо найти плюсы в этой характеристике - зато они будут добиваться своих целей и смогут организовать себе материально обеспеченную жизнь. Проблемы в подведении могут быть связаны со скрытыми обидами. Необходимо быть честными с ними, и стараться раскрывать их, что бы можно было выявить причины отклонения в поведении и направить их на корректировку. Их практически невозможно переубедить, поэтому лучшим решением будет направлять их к нужному выбору, а не спорить и доказывать обратное, это бесполезно.
Должная поддержка близких людей, их понимание личности подростка и ненавязчивость способствуют правильному становлению ценностей. Это поможет ребенку стать полноценной частью социума и получать удовольствие от жизни.
Ценности ребенка являются движущей силой, подталкивающая подростка на путь саморазвития и самоактуализации. Для кого-то это может быть общественное признание, которое дорого подростку, и ради этого он работает над собой и своими данными, старается выделится умениями. Для кого-то могут стоять во главе друзья. И ребенок будет стараться быть душой компании, учиться коммуницировать, а также развивать в себе чувство эмпатии. Кем-то движет выбор интересной работы. И подросток будет активно пробовать себя в разных сферах ради уверенного выбора профессии.
Инструментальные ценности покажут, какими инструментами личности подростки будут пользоваться для достижения своей цели. Для кого-то важна воспитанность и хорошие манеры. А кто-то может опустить их в конец, думая, что это не важно и можно нарушить моральные нормы, принятые в обществе ради своей цели.
Изучив более детально свойства личности и ценностные ориентации подростка педагоги и родители смогут скорректировать ценностную значимость ребенка, которая будет идти с ним по жизни и влиять на его убеждения и поступки. Зная степень возбудимости, уровень самоуверенности, степень групповой зависимости, самоконтроля и внутреннего напряжения можно будет выявить сильные и слабые черты личности подростка, помочь развить таланты и скорректировать недостатки. Зная личностную сферу ребенка можно подобрать правильные подходы в воспитании и обучении, а также легче будет найти контакт с ребенком и стать ему другом, сопровождающим его по жизни, и быть его помощником.
Не зная ориентиры подростка, и не изучив его личностные особенности сложно будет помочь ребенку в самореализации и жизнедеятельности. Даже есть вероятность навредить его развитию. Так же родителям важно понимать, что ребенок имеет право на свои ценности, и не обязан оправдывать ожидания педагогов и родителей.
Разные характерологические особенности личности диктуют разный выбор ценностей. Выше рассмотренные две группы, различающиеся по гендерной сфере, показали, как личностные особенности подростков влияют на выбор их ценностных ориентаций, на жизненно - смысловые понятия. В каждой группе выделены определенные черты характера и темперамента, и руководствуясь этими параметрами подростки составляют особую ценностную иерархию. Этот ценностный выбор и будет диктовать сферу убеждений, а также станет мотивом действий подростков.
В ходе исследования получилось выявить, что девушки более живые и активные, по жизни высоко мотивированные, имеют успехи в обучении. Исследуемые оптанты женского пола общительны и не стесняются показывать свои чувства и настроение, они не сдержанны и суетливы. При выборе руководствуются своими принципами и ставят на первое место свои желания и цели. Той целью, ради которой они живут, они выбрали активную деятельность, занятия творчеством, предпочитают общество с верными и отзывчивыми друзьями, возможность раскрыться им и доверять. Они в полной мере пользуются своей аккуратностью, воспитанностью и жизнерадостностью, и ценят такие же качества в окружающих их людях. Свои цели они достигают, пользуясь чуткостью и стремятся жить в любви. Для них особую ценность представляет любовь. Это может быть любовь к семье, друзьям, учебе и творческим занятиям, к природе или ко всему миру. Так же для них важно получать любовь в ответ, чтобы чувствовать себя наполненной, здоровой и быть на подъеме. В выборе друзей и компаний они руководствуются согласно своей чуткости, они предпочитают такое окружение, где они смогут раскрыть себя, показать свой потенциал и смогут доверять друзьям и близким. Их жизнерадостность заряжает окружающих, и к ним притягиваются такие же живые и активные люди. Их воспитанность и аккуратность и внешне демонстрируют их высоко мотивированное и успешное обучение.
В качестве педагогических рекомендаций для контакта с такими девушками можно выделить помощь взрослых в их творческом поиске, поддержка девочек в любой ситуации, ко всем вопросам подходить к ним с любовью и заботой. Не рушить их доверие к родителям и педагогам, быть с ними открытыми и давать высказывать свои эмоции и переживания.
Однако, такие особы имеют вспыльчивый характер и упрямы. Им присущ эгоизм, свои ценности и желания им важнее всего. Это может стать причиной разлада социального становления личности девушек. Важно корректировать меру вспыльчивости, но делать это спокойно, с любовью и пониманием. Давать по мере возможности принимать самостоятельные решения, дабы не наткнуться на их импульсивность и непонимание. Эти чуткие и ранимые создания нуждаются в заботе и внимании.
Юноши показали некую другую характеристику личностных особенностей. Они оказались сдержанны и рассудительны. Свои цели и мысли держат в себе, не дают волю чувствам и эмоциям. Большое значение придают свободе. Они выделили ценности счастливой семейной жизни и материального обеспечения. Можно предположить, что они осознают ценность материального обеспечения жизни, как качества мужчины и имеют образ семейной жизни. Твердая воля и непреклонность в решениях позволят им достичь успеха в жизни и развитии. Их расчетливость позволяет им не принимать скоропостижные решения, а все обдумать перед выбором. Однако, они не имеют склонность демонстрировать свои идеи, поэтому не легко догадаться, что же они решили. Их леность может быть причиной неуспеваемости в обучении. А скептицизм и недоверие людям и окружающей действительности может стать причиной проблем в межличностном общении. Такие подростки - юноши склонны держать в себе свои мысли, поэтому можно и не заметить, что они как-то обижены или их задели.
В систему педагогических рекомендаций можно внести такое контактирование с подростками данного типа, чтобы не навредить ему и не дать уйти полностью в себя. Быть аккуратными в выражениях, дабы не обидеть их, так как они скроют такие чувства, но при этом у них останется осадок и расстояние между вами. Они и так недоверчивы, поэтому стоит быть честными с ними, эта ценность для них важна. Они ценят жизнерадостность, любят легкость в общении, поэтому не стоит их нагружать кучей проблем. Данные подростки упорные, независимые и упрямые, надо найти плюсы в этой характеристике - зато они будут добиваться своих целей и смогут организовать себе материально обеспеченную жизнь. Проблемы в подведении могут быть связаны со скрытыми обидами. Необходимо быть честными с ними, и стараться раскрывать их, что бы можно было выявить причины отклонения в поведении и направить их на корректировку. Их практически невозможно переубедить, поэтому лучшим решением будет направлять их к нужному выбору, а не спорить и доказывать обратное, это бесполезно.
Должная поддержка близких людей, их понимание личности подростка и ненавязчивость способствуют правильному становлению ценностей. Это поможет ребенку стать полноценной частью социума и получать удовольствие от жизни.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2016 - Психокоррекция агрессивности у подростков с разными ценностными ориентациями из неблагополучных семей
Дипломные работы, ВКР, клиническая психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С
РАЗНЫМИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков (Московский Государственный Областной Университет)
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Личностные особенности подростков с различным опытом в ситуациях кибербуллинга
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Связь ценностных ориентаций старших школьников и студентов с их отношением к ненормативной лексике
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ СТУДЕНТОВ. СТРАДАЮЩИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ СИНДРОМАМИ) И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (ПСИХОСОМАТОЗАМИ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2023



