Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

Работа №105800

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций в подростковом возрасте 7
1.1 Проблема ценностных ориентаций в психологии 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирические исследования подростков с целью изучения их ценностных ориентаций и свойств личности 21
2.1 Организация и методы исследования психодиагностических методик 21
2.2 Анализ эмпирических данных по психодиагностике 28
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список используемой литературы 50

Актуальность исследования. Изменения в экономике - политической сфере государства повлекло изменения воспитательного процесса и обучения. Сменились ценности образования, где задачей стало саморазвитие, самовыражение и самоорганизация личности. Что помогает более развернуто раскрыть свои таланты и потенциал. Но искаженная духовность, несформированность условий в обществе для реализации своего «Я» приводит к тому, что необходимо постоянно корректировать смысловые ориентации обучения, предоставить максимальную помощь личности для ее усовершенствования, и обустроить окружающую среду для полноценного саморазвития.
Изменениям в воспитании способствовали новые требования к личности, такие, как самодисциплина, самостоятельность, активность, умение мыслить.
Подростковый возраст - это период, когда начинает складываться ценностно - смысловая сфера. Формирование ценностей дает путь в развитие личности, социализацию, проектирует модель поведения и убеждения индивида. Это период, когда подросток сам более осознанно начинает выделять ценности, во многом полагаясь на социальное окружение и семейное воспитание. Отрочество сензитивный период, в это время возможно скорректировать процесс становления ценностей.
В подростковом возрасте складывается самооценка, оценивание окружающих, отношение к себе и обществу, поэтому детям важна поддержка и понимание родителей и педагогов. Их помощь поспособствует правильному понимаю жизненных ценностей и даст полноценное развитие подростку.
И.В. Шаповаленко подробно описывает в своей литературе о становлении личности подростка. То, как происходит самопознание подростков, а также какое влияние несет окружение на данный феномен раскрыл В.В. Столин. В.П. Тугаринов внес большой вклад в изучение ценностей, он является основоположником советской философской теории ценностей. М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий и другие авторы так же занимались проблемой ценностных ориентаций. Ценностные представления разработаны в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
В.С. Мухина и другие авторы.
Но общество и государство прогрессирует, в связи с этим требуется постоянно изучать новые грани развития личности, разрабатывать новые схемы образования, обучения и воспитания. Современные подростки обладают новыми психологическими качествами, поэтому проблема изучения личностных особенностей детей и их ценностных ориентаций всегда актуальна.
Цель исследования - изучить и исследовать иерархию ценностей подростков и их личностные особенности.
Объект исследования - ценностные ориентации личности.
Предмет исследования - личностные особенности подростков с разными ценностными ориентациями.
Гипотеза исследования - предположительно, в ценностных ориентациях подростков будут прослеживаться различия с учетом половой принадлежности и личностных особенностей.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по вопросам психологических особенностей подросткового возраста и ценностных ориентаций личности;
- Выявить личностные особенности подростков и ценностные ориентации;
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по приведенному исследованию.
Методологической основой исследования является:
- Культурно - историческая концепция Л.С. Выготского;
- Деятельностный подход к личности А.Н, Леонтьева;
- Гуманитарный подход к личности А. Маслоу и К. Роджерса;
- Принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме.
2. Психодиагностические методы:
- личностный 14 - факторный опросник Р. Кеттелла;
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
3. Методы обработки данных:
- качественный метод;
- количественный метод.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, изучив личностные особенности подростка и его ценностные ориентации, родители и педагоги смогут углубится в состоянии ребенка и смогут оказать ему помощь в жизнедеятельности, социализации и саморазвитии, а также создать модель воспитания и обучения с учетом особенностей ребенка.
Выборка исследования: в исследовании участвовали 24 подростка возраста 14 - 16 лет, школьники, мужского и женского пола.
Эмпирическая база: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1» г. о. Жигулевск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования проблемы ценностных ориентаций личности и влияние на их иерархию личностных особенностей индивида выявились индивидуальные характерологические особенности подростков и их ценностные направления.
Ценности ребенка являются движущей силой, подталкивающая подростка на путь саморазвития и самоактуализации. Для кого-то это может быть общественное признание, которое дорого подростку, и ради этого он работает над собой и своими данными, старается выделится умениями. Для кого-то могут стоять во главе друзья. И ребенок будет стараться быть душой компании, учиться коммуницировать, а также развивать в себе чувство эмпатии. Кем-то движет выбор интересной работы. И подросток будет активно пробовать себя в разных сферах ради уверенного выбора профессии.
Инструментальные ценности покажут, какими инструментами личности подростки будут пользоваться для достижения своей цели. Для кого-то важна воспитанность и хорошие манеры. А кто-то может опустить их в конец, думая, что это не важно и можно нарушить моральные нормы, принятые в обществе ради своей цели.
Изучив более детально свойства личности и ценностные ориентации подростка педагоги и родители смогут скорректировать ценностную значимость ребенка, которая будет идти с ним по жизни и влиять на его убеждения и поступки. Зная степень возбудимости, уровень самоуверенности, степень групповой зависимости, самоконтроля и внутреннего напряжения можно будет выявить сильные и слабые черты личности подростка, помочь развить таланты и скорректировать недостатки. Зная личностную сферу ребенка можно подобрать правильные подходы в воспитании и обучении, а также легче будет найти контакт с ребенком и стать ему другом, сопровождающим его по жизни, и быть его помощником.
Не зная ориентиры подростка, и не изучив его личностные особенности сложно будет помочь ребенку в самореализации и жизнедеятельности. Даже есть вероятность навредить его развитию. Так же родителям важно понимать, что ребенок имеет право на свои ценности, и не обязан оправдывать ожидания педагогов и родителей.
Разные характерологические особенности личности диктуют разный выбор ценностей. Выше рассмотренные две группы, различающиеся по гендерной сфере, показали, как личностные особенности подростков влияют на выбор их ценностных ориентаций, на жизненно - смысловые понятия. В каждой группе выделены определенные черты характера и темперамента, и руководствуясь этими параметрами подростки составляют особую ценностную иерархию. Этот ценностный выбор и будет диктовать сферу убеждений, а также станет мотивом действий подростков.
В ходе исследования получилось выявить, что девушки более живые и активные, по жизни высоко мотивированные, имеют успехи в обучении. Исследуемые оптанты женского пола общительны и не стесняются показывать свои чувства и настроение, они не сдержанны и суетливы. При выборе руководствуются своими принципами и ставят на первое место свои желания и цели. Той целью, ради которой они живут, они выбрали активную деятельность, занятия творчеством, предпочитают общество с верными и отзывчивыми друзьями, возможность раскрыться им и доверять. Они в полной мере пользуются своей аккуратностью, воспитанностью и жизнерадостностью, и ценят такие же качества в окружающих их людях. Свои цели они достигают, пользуясь чуткостью и стремятся жить в любви. Для них особую ценность представляет любовь. Это может быть любовь к семье, друзьям, учебе и творческим занятиям, к природе или ко всему миру. Так же для них важно получать любовь в ответ, чтобы чувствовать себя наполненной, здоровой и быть на подъеме. В выборе друзей и компаний они руководствуются согласно своей чуткости, они предпочитают такое окружение, где они смогут раскрыть себя, показать свой потенциал и смогут доверять друзьям и близким. Их жизнерадостность заряжает окружающих, и к ним притягиваются такие же живые и активные люди. Их воспитанность и аккуратность и внешне демонстрируют их высоко мотивированное и успешное обучение.
В качестве педагогических рекомендаций для контакта с такими девушками можно выделить помощь взрослых в их творческом поиске, поддержка девочек в любой ситуации, ко всем вопросам подходить к ним с любовью и заботой. Не рушить их доверие к родителям и педагогам, быть с ними открытыми и давать высказывать свои эмоции и переживания.
Однако, такие особы имеют вспыльчивый характер и упрямы. Им присущ эгоизм, свои ценности и желания им важнее всего. Это может стать причиной разлада социального становления личности девушек. Важно корректировать меру вспыльчивости, но делать это спокойно, с любовью и пониманием. Давать по мере возможности принимать самостоятельные решения, дабы не наткнуться на их импульсивность и непонимание. Эти чуткие и ранимые создания нуждаются в заботе и внимании.
Юноши показали некую другую характеристику личностных особенностей. Они оказались сдержанны и рассудительны. Свои цели и мысли держат в себе, не дают волю чувствам и эмоциям. Большое значение придают свободе. Они выделили ценности счастливой семейной жизни и материального обеспечения. Можно предположить, что они осознают ценность материального обеспечения жизни, как качества мужчины и имеют образ семейной жизни. Твердая воля и непреклонность в решениях позволят им достичь успеха в жизни и развитии. Их расчетливость позволяет им не принимать скоропостижные решения, а все обдумать перед выбором. Однако, они не имеют склонность демонстрировать свои идеи, поэтому не легко догадаться, что же они решили. Их леность может быть причиной неуспеваемости в обучении. А скептицизм и недоверие людям и окружающей действительности может стать причиной проблем в межличностном общении. Такие подростки - юноши склонны держать в себе свои мысли, поэтому можно и не заметить, что они как-то обижены или их задели.
В систему педагогических рекомендаций можно внести такое контактирование с подростками данного типа, чтобы не навредить ему и не дать уйти полностью в себя. Быть аккуратными в выражениях, дабы не обидеть их, так как они скроют такие чувства, но при этом у них останется осадок и расстояние между вами. Они и так недоверчивы, поэтому стоит быть честными с ними, эта ценность для них важна. Они ценят жизнерадостность, любят легкость в общении, поэтому не стоит их нагружать кучей проблем. Данные подростки упорные, независимые и упрямые, надо найти плюсы в этой характеристике - зато они будут добиваться своих целей и смогут организовать себе материально обеспеченную жизнь. Проблемы в подведении могут быть связаны со скрытыми обидами. Необходимо быть честными с ними, и стараться раскрывать их, что бы можно было выявить причины отклонения в поведении и направить их на корректировку. Их практически невозможно переубедить, поэтому лучшим решением будет направлять их к нужному выбору, а не спорить и доказывать обратное, это бесполезно.
Должная поддержка близких людей, их понимание личности подростка и ненавязчивость способствуют правильному становлению ценностей. Это поможет ребенку стать полноценной частью социума и получать удовольствие от жизни.



1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие [Текст] /
B. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Алемаскин, М.Л. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М. Л. Алемаскин. - М.: Знание, 1979. - 42 с.
3. Арпадьев, Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий: Развитие личности [Текст] /
Г. Арпадьев. - 2000. - № 2.
4. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Т. Байярд, Т. Байярд. - М., 1995.
5. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ.
Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М., 1999.
6. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп [Текст] / И. П. Башкатов. - М., 2000.
7. Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984.
8. Беличева, С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации "трудных" подростков: Психологический журнал [Текст] /
C. А. Беличева. - 1984. - Т. 5, № 6.
9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 1986.
10. Варга, А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей [Текст] / А. Я. Варга, В. А. Смехов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1986. - № 4.
11. Воробьева, Л.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе: Психология современного подростка [Текст] / Л.И. Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн. - М., 1987.
12. Выготский, Л.С. Педология подростка: Собр. соч.: В 6 т. - Т.4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1984.
13. Высоцкий, А.И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания подростков [Текст] / А. И. Высоцкий. - Ярославль, 1967.
14. Горьковая, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков [Текст] / И. А. Горьковская // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - № 2.
15. Дальто, Ф. На стороне подростка [Текст] / Ф. Дальто. - СПб., 1997.
16. Дейноу, Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? [Текст] / Ш. Дейноу.- М.: Мирт, 1995.
17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.
18. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки [Текст] / В. С. Журавлев // СоцИс. - 2001. - № 2.
19. Ивченкова, Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни [Текст] / Н. П. Ивченко, А. В. Ефимова // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.
20. Калугин, Д. М. Анализ взглядов на самореализацию подростков в условиях соуправления учреждения дополнительного образования [Текст] /
Д.М. Калугин // Серия гуманитарные науки. - 2007. - №5.
21. Кант, И. Собрание сочинений. В 6 т. [Текст] / И. Кант // М.: Наука, 1965.
22. Коваленко, Н.В. Опасные увлечения подростков [Текст] / Н.В. Коваленко. - Ростов н/Д, 1990.
23. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка [Текст] / Д.В. Колесов, И. Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 1986.
24. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков [Текст] / М. Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. - 1997. - № 3.
25. Коржова, Е.Ю. Отношение к будущему у современных подростков и юношества [Текст] / Е. Ю. Коржова // Просвещенная коммерция. - 1994. - № 1.
26. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка [Текст] / А. И. Кочетов. - М.: Педагогика, 1972.
27. Краковский, А.П. О подростках [Текст] / А. П. Краковский. - М., 1970.
28. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / А. Е. Личко. - М., 1999.
29. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. - М., 1985.
30. Лосева, В.К. Психосексуальное развитие ребенка [Текст] / В. К. Лосева,
А. И. Луньков. - М., 1995.
31. Лысенко, А. В. Ценностные ориентации подростков [Текст] / А.В. Лысенко, А. В. Петров // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 12.
32. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время [Текст] / Ф. С. Махов. - Л.: Лениздат, 1982.
33. Мухина, В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста [Текст] / В. С. Мухина // Развитие личности. - 2000.- № 1.
34. Наш проблемный подросток [Текст] / Под ред. Л.А. Регуша. - СПб., 1998.
35. Омбоева, Н. А. Педагогические условия самореализации подростков в учебной деятельности: дис. ...канд. психол. наук [Текст]. - Волгоград, 2002.
36. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1988.
37. Павленко, Т.П. Учебная деятельность как фактор социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии [Текст] / Т. П. Павленко // Журнал практического психолога. - 1997. - № 2.
38. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1.
39. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000.
40. Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей [Текст] / И. С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983.
41. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987.
42. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт; пер. с нем. - М.: Мир, 1994.
43. Рождественская, Н.А. Как понять подростка [Текст] / Н. А. Рождественская.
-М., 1995.
44. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. [Текст] / Ж. Ж. Руссо. - М., 1981. Т. 1.
45. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание,
саморазвитие, самореализация подростка [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной.
- Новгород, 1995.
46. Селиванова. З.К. Смысложизненные ориентации подростков [Текст] / З.К. Селиванова // СоцИс. - 2001. - № 2.
47. Сидоренков, А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России [Текст] / А. В. Сидоренков // Вопросы психологии. - 2000. - № 5.
48. Снайдер, Д Курс выживания для подростков [Текст] / Д. Снайдер. - М., 1995.
49. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М.: Изд. МГУ, 1983.
50. Тарабаева, В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями [Текст] / В. Б. Тарабаева // Семейная психология и семейная психотерапия. - 1997. - № 1.
51. Толбатова, Е. В. Психолого - педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] /
Е.В. Толбатова // Сетевой научно - практический журнал. - 2015. - № 1.
52. Федосова, И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе [Текст] / И.В. Федосова // Ценности и смыслы. - 2009. - №2.
53. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток [Текст] / Д. И. Фельдштейн. -
Душанбе, 1972.
54. Чернова, О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс.канд.психол.наук [Текст] / О. Л. Чернова. - М., 1991.
55. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шповаленко. - М.: Гардарики, 2005.
56. Шильштейн, Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте [Текст] / Е.С. Шильштейн // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.
57. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Метод. рек. [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - Обнинск: Б.и., 1992.
58. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1989.
59. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка [Текст] / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии - 1999. - №6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ