Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса социализации в социологической науке
1.1.Социализация как социокультурный процесс в трудах западных
социологов
1.2.Трансформация трудовых ценностей подростков в процессе
социализации в трудах российских исследователей
Глава 2. Современные аспекты трудовой деятельности подростков
2.1.Роль трудовой деятельности в процессе социализации подростков
2.2.Семья как агент трудового воспитания подростков в современном
российском обществе
Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Актуальность темы исследования. Процесс социализации является основным путем формирования личности, основой ее дальнейшего развития и совершенствования. С одной стороны, данный процесс обусловлен особенностями индивида, его предпочтениями, деятельностными
включениями в различные сферы жизни общества, с другой - само социальное устройство призвано дать возможность человеку найти свое место в обществе, создать условия для осознания и реализации своего внутреннего потенциала и намерений. Поэтому во все времена и в любом обществе особое значение приобретает конкретно-исторический анализ социализации, ее содержания и особенностей на определенном этапе развития общества. Высокий динамизм социальных изменений в России в XXI веке делает эту задачу как никогда актуальной.
Различные преобразования, происходящие под воздействием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике непосредственным образом накладывают отпечаток на структуру социализационной нормы и механизм «включения» личности в общественную систему.
Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, происходит изменение критериев и норм жизнедеятельности человека, а также условий для личностной самореализации. Всё это непосредственным образом влияет на молодое поколение. Вследствие этого, в мире духовных ценностей подростков произошел заметный перелом. Очевидным в социализации современного подростка есть главное: идет процесс отторжения мифических ценностей времени, которое прошло, и формирования качественно обновленного сознания.
В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к трудовой деятельности у подрастающего поколения претерпело значительные изменения. Данный вопрос нельзя оставить без внимания, поскольку одну из главных ролей в формировании личности подростка играет трудовая социализация. Это обусловлено как творческим характером трудовой деятельности, так и способностью ее субъектов участвовать в формировании новой социальной реальности.
По данным Международной организации труда, работа детей и подростков распространена во всём мире. Наиболее высокие показатели наблюдаются в Италии (более 75 % подростков). Согласно данным,
полученным российскими исследователями, в настоящее время в России работают или подрабатывают около 1/3 подростков[ Васильева, Н. В., Щеглова, С.Н. Подросток и работа: как уберечь себя от эксплуатации / Н.В. Васильева, С.Н. Щеглова. - М.: Социум, 2014. - С.12.]. С одной стороны, данные факты говорят о положительном отношении современного подрастающего поколения к трудовой деятельности, о желании зарабатывать и приобретать необходимый опыт. Однако, многие подростки вовлечены в различные формы нелегального труда, так как значительное число видов детского труда не регулируется государством. Эту проблему следует решить для того, чтобы у юных работников сложилось правильное понимание о трудовой деятельности, а также понимание того, что труд может и должен оказывать положительное влияние на развитие личностных качеств, а не способствовать процессу десоциализации личности.
Так же стоит отметить, что в современном обществе труд воспринимается только как способ преобразования материального мира, создания экономического продукта. Вследствие этого, не уделяется практически никакого внимания духовным предпосылкам труда, его ценностным основаниям и значению как важным факторам социализации. В связи с этим потребность в комплексном изучении трудовых ценностей и установок современных подростков является очевидной. Адекватное отношение к трудовой деятельности способствует ускоренному вхождению индивида во взрослый мир, расширению кругозора и раскрытию потенциальных возможностей, в то время как отсутствие ценности труда - это показатель не сформировавшейся (либо формирующейся искаженно) личности. Таким образом, необходимо сформировать у подростков правильное отношение к труду, внедрить трудовую деятельность в их формирующуюся систему ценностей, поскольку в ближайшем будущем сегодняшние школьники займут ключевые места достойных специалистов в экономике страны.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение процесса социализации в условиях изменений, происходящих в обществе, представляет особый научный интерес для различных течений и школ в современной гуманитарной науке. Особенность изучения данной
проблематики заключается в том, что исследование носит комплексный характер и не может ограничиваться лишь рассмотрением с одной точки зрения. Оценивая проблему социализации в ретроспективе, следует обозначить ряд научных традиций, которые заложили основу для комплексного изучения данной проблемы.
Понятие «социализация» было разработано впервые в конце 1940-х - начале 1950-х гг. в трудах американских социологов и психологов Д. Долларда, Дж. Кольмана, А. Бандуры и др. В дальнейшем и другие зарубежные учёные проявили интерес к этой проблеме. Показателем такого пристального внимания стало создание в США специального комитета по проблемам социализации[ Соломатина, С.В. Краткий обзор проблемы социализации в исследованиях зарубежных ученых / С. Соломатина // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №5. - С. 118-119.]. Однако стоит отметить, что обращение к проблеме социализации началось задолго до широкого распространения этого термина.
В гуманитарные науки термин «социализация» пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли или средств производства. Американский социолог Франклин Генри Гиддингс является автором термина применительно к человеку. В своем труде «Теория социализации» в 1887 году он употребил данный термин в значении, которое очень близко по смыслу к современному. Именно Гиддингсом заложен принцип, определяющий последующее развитие исследований в этой области - понимание социализированности как такого приспособления индивида к социальным требованиям, которое обеспечивает его успешное функционирование в социальной среде[ Луков В.А., Лукова Е.Е. О теории социализации Франклина Гиддингса / В.А. Луков, Е.Е. Лукова // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - №3. - С. 31.].
Проблема социализации индивида через воспитание и образование нашла отражение ещё в классических социологических концепциях Э. Дюркгейма (идея о двойственной природе человека)[ Дюркгейм, Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. - М.: ИНТОР, 1996. - С. 56.], Г. Тарда (изучение интернализации (освоения личностью) ценностей и норм через социальное взаимодействие)[ Минюшев, Ф. И. Социальная антропология (курс лекций) / Ф.И. Минюшев. - М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. - С. 102], М. Вебера (объяснение социализации в рамках теории социального действия)[ Вебер, М. Избранные произведения / Под общ. ред. Ю. Н. Давыдовой. - М.: Прогресс, 1990. - С. 625.] и др.
Термин «социализация», несмотря на его широкое применение, всё ещё не имеет однозначного толкования. Анализ многочисленных концепций социализации демонстрирует, что все определения, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, которые по-разному смотрят на роль самого человека в процессе социализации[ Москаленко, В.В. Социализация личности (философский аспект) / В.В. Москаленко. - Киев.: Высшая школа, 1986. - С. 200.].
Первый подход - субъект-объектный - утверждает пассивную позицию человека в процессе социализации. Процесс становления личности рассматривается здесь как процесс адаптации человека к обществу, формирующему каждого своего члена в соответствии с культурой, которая ему присуща. Представители этого подхода: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Б. Томас и др.
Трактовка понятия социализации представителями данного подхода указывает, что «социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом, а также процесс развития удовлетворительных связей с другими людьми».
Второй подход - субъект-субъектный - основан на том, что человек принимает активное участие в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на собственную жизненную ситуацию. Представителями этого подхода являются: У. Томас, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Дж. Г. Мид и др.
Трактовка понятия социализации представителями этого подхода указывает, что «социализация - это определяемая наличествующими структурами деятельность индивида, направленная на его вхождение в существующий мир»[ Соломатина, С. Краткий обзор проблемы социализации в исследованиях зарубежных ученых / С. Соломатина // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №5. - С. 118-119.].
Изучение научной литературы по данной проблематике демонстрирует чрезвычайное многообразие взглядов зарубежных ученых на процесс социализации, на основе которых были разработаны многочисленные теории. Ниже представлены некоторые из них.
Психоаналитические теории - процесс социализации рассматривается как становление и развитие внутренней активности личности и ее потребностной сферы (З. Фрейд, Э. Эриксон)[ Эриксон, Э. Детство и общество: пер. с англ. / Э. Эриксон. - СПб.: Речь, 2002. - С. 320.].
Когнитивистские теории - отождествление процесса социализации с моральным развитием личности на протяжении всей жизни, которое является индивидуальным для каждого человека. (Ж. Пиаже, Л. Кольберг)[ Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - С. 98.].
Интеракционистские теории - движущей силой социального развития личности являются не внутренние психические состояния и факторы социальной среды, а социальное взаимодействие. (Ч. Кули, Дж. Мид)[ Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Кули. - М.: Идея Пресс, 2000. - С. 176.].
Теории социального научения - личностью в процессе социализации усваиваются новые образцы действий, которые соответствующим образом меняют поведение личности. (Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура).
Социально-экологический подход. Начало изучению социализации в рамках данного подхода положили работы американского исследователя детства У. Бронфенбреннера. По мнению ученого, в изучении процесса социализации необходимо учитывать всю совокупность факторов условий жизни и окружающей среды: микро- и макросоциальное окружение, национальные и культурные особенности, характеристики социальных институтов, влияние средств массовой информации и т. п[ Валентиров, М.А Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М.А. Валентиров // Молодой ученый. - 2013. - №12. - C. 94-99.].
Что касается изучения проблемы ценностей, ценностных ориентаций и социокультурных установок личности и различных групп, то они рассматривались в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Ф. Знанецкого, М. Рокича, У. Томаса и других.
Специальное изучение проблемы социализации в нашей стране относят к 60-м годам XX в., хотя психологические аспекты рассматривались значительно раньше Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович.
Также с 60-х годов в отечественной социологии активизируется внимание к жизненным планам, профессиональным ориентациям, ценностям молодежи, изучаются мотивационные основы, жизнедеятельность молодого поколения: работы И.С. Кона, И.В. Бестужева-Лада, Н.М. Блинова,
В.Н. Шубкина, М.Н. Руткевича.
Анализ исследований по социализации личности в советское время также свидетельствует о разноаспектном изучении этого феномена
социологами, педагогами, социальными психологами (И.С. Кон, Н.П. Дубинин, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Столович и др.). Фундаментальные исследования проблем социализации личности И. С. Коном представляют
социологические, психологические, культурологические, педагогические основы для дальнейшего изучения и развития теории и практики этого процесса[ Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире : проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А.С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 1996. - С. 57.].
В начале 90-х гг. XX столетия вновь актуальными становятся вопросы, связанные с социализацией в различных сферах. Целенаправленно ведутся исследования социализации, изучаются факторы, а также социальнопсихологические аспекты данного процесса.
Почти все работы российских исследователей, посвященные тем или иным проблемам жизнедеятельности подрастающего поколения, содержат в себе исследовательский замысел, который связан с ценностным миром молодежи и особенностями его изменений в современной реальности. Очевидно, что судьба России зависит от трудового потенциала, трудового сознания и поведения молодежи, и особенно отчетливо это понимают те исследователи, которые посвятили данной проблематике свои научные исследования: Н.В. Бессарабова, А.В. Аношин, В.И. Добрынина,
Т.Н. Кухтевич, Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко, Н.В. Шахматова. Несмотря на то, что взгляды исследователей часто расходятся при анализе состояния и ключевых тенденций в области трудовой социализации, ученые признают тот факт, что условия формирования и развития трудовых ценностей, ориентаций и навыков российской молодежи существенно изменились с переходом к рыночным отношениям[ Уколов, Р.А. Трудовая социализация молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей в России / Р.А. Уколов// Социально-гуманитарные знания. - 2014. - №6. - С. 29.].
Социализационные проблемы молодежи в трудовой сфере в тесной взаимосвязи с широкомасштабными трансформационными процессами, протекающими на всем постсоветском пространстве российского общества, рассматривают такие исследователи, как Ю.А. Зубок, М.К. Горшков, В.И. Чупров, В.С. Магун, Л.В. Тарасенко, Л.А. Семенова[ Гнатюк, М.А. Диссертация по социологии на тему: «Трансформация трудовых ценностей российской молодежи в условиях глобализации» [Электронный ресурс] // Библиотека диссертаций и авторефератов России dslib.net. Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-struktura/transformacija-trudovyh-cennostej-rossijskoj- molodezhi-v-uslovijah-globalizacii.html (Дата обращения: 06.10.2016).].
Оценивая весь исторический опыт, следует отметить, что многие теоретические вопросы, касающиеся механизмов включения личности в общественные процессы и влияния на личность различных факторов, освещаются недостаточно ясно. Долгое время не уделялось практически никакого внимания процессу передачи социального опыта и социализационной норме в соответствии с изменяющимися социальными условиями. Изучение данных аспектов в настоящее время является наиболее значимым при формировании нового типа общественных взаимоотношений в условиях современного российского общества.
Цель бакалаврской работы - изучение ценности трудовой деятельности в процессе социализации личности подростка.
Объектом исследования является процесс социализации современных российских подростков.
Предмет исследования - труд как ценность в процессе становления личности подростка.
Задачи исследования:
1)Рассмотреть фундаментальные теории и подходы к изучению социализации личности;
2)Изучить изменение трудовых ценностей в современном процессе социализации;
3)Выявить роль трудовой деятельности в становлении личности подростка на примере школьников г. Тольятти;
4)Рассмотреть процесс формирования отношения к труду у современных подростков посредством семьи как агента социализации.
Гипотеза исследования. Социализация современного подрастающего поколения проходит в условиях противоречивости и размытости пространства ценностных ориентаций. В настоящее время в сознании и поведении подростков доминирует инструментальное отношение к труду как средству достижения жизненных целей (материальный достаток, потребление благ). При этом труд как самоцель утратила свою смысложизненную значимость.
Теоретико-методологическая база исследования:
1.Деятельностный подход (М. Вебер, Т. Парсонс, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). При выявлении места и роли личности в системе социализации она рассматривается как социально активный ее элемент, характеризующийся инициативой и избирательностью в усвоении ценностей, установок при взаимодействии с институтами и общностями социальной среды;
2.Интегративный подход (Э. Гидденс, Ю. Хабермас) - в рамках данного подхода основными направлениями исследования молодежи являются: анализ специфики молодежи как социально-демографической группы, характера и факторов социализации, форм участия молодежи в различных сферах социальной жизни; динамика ценностных ориентаций и установок, интересов и мотивов молодежи;
3.Системно-динамический подход рассматривает молодежь как сложную систему с совокупностью взаимосвязанных элементов, претерпевающую различные изменения и имеющую несколько фаз своего развития: зарождение, угасание на время либо приобретение новых черт, а также адаптирование к изменениям, происходящим в социуме;
4.Феноменологический подход (П. Бергер, Т. Лукман) объясняет, каким образом повседневная реальность преломляется в общественном сознании подростков и как эта реальность формирует поведение данной группы;
5.Ценностный (аксиологический) подход (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Н.А. Бенедиктов, М. Рокич, В.А. Ядов) позволяет исследовать отношение к трудовой деятельности как к ценности. Ставит во главу угла ценностное отношение к трудовой деятельности, ее включенность в систему ценностей подростков.
Методы исследования: анкетный опрос, формализованное
индивидуальное интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей отношение к труду как к ценности в процессе социализации подростков, было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 человек. По типу выборка - целевая, где единицами отбора выступают индивиды в возрасте 14-17 лет, а именно - учащиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений г. Тольятти. Также для получения информации о современных аспектах трудового воспитания в семье было проведено формализованное индивидуальное интервью с родителями подростков.
Апробация исследования: результаты исследования отражены в статье, опубликованной в научно-методическом электронном журнале «Концепт» (июнь 2017 г.).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В условиях стремительного перехода от одной социокультурной реальности к другой, происходит изменение социализационного пространства. Всё это непосредственным образом влияет на молодое поколение. В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к трудовой деятельности у подрастающего поколения претерпело значительные изменения. Мы можем наблюдать у современной молодежи деградацию трудовых ценностей, которые стремительно утрачивают свою терминальную сущность, отчетливо приобретая характер
инструментальных.
С целью проанализировать отношение современных подростков к трудовой деятельности и выяснить отношение родителей школьников к феномену подросткового труда, нами было проведено социологическое исследование.
Исходя из результатов анкетного опроса и интервью с родителями школьников, можно сказать, что значительная часть подростков на сегодняшний день вовлечена в сферу оплачиваемой трудовой деятельности. Однако, как правило, ребятами выполняется работа, не требующая специальных знаний и навыков и, следовательно, не развивающая в подростке личностно значимых качеств. Конечно, даже
неквалифицированный труд накладывает отпечаток на становление личности - респонденты отметили, что труд делает их более самостоятельными и ответственными, но об отношении к труду, как к ценности, как к чему-то, что может быть социально полезным и пойти на благо не только себе, речи не идет. Об этом говорит тот факт, что среди первостепенных причин для трудоустройства подростка выступают такие, как желание заработать деньги на личные расходы и желание помочь своей семье. Также современные подростки при поиске работы больше ориентированы на такие ее составляющие, как высокая заработная плата, престиж, возможность получить необходимый стаж, комфортные условия труда.
На наш взгляд, такие требования к работе являются абсолютно здоровыми для современного подростка, но и тут есть свои нюансы. Как мы выяснили, опрошенные нами школьники согласны трудиться лишь тогда, когда есть возможность, так как многие из них полагают, что работа мешает учебе. С этим, конечно, можно согласиться, но мы можем увидеть, что подростки разграничивают понятия «труд» и «работа», воспринимая последнюю, как нечто вынужденное и отвлекающее, но за что можно получить деньги.
Данный факт не удивителен, поскольку современная система школьного образования не нацелена на приобщение учеников к общественно полезному труду. Схожие тенденции прослеживаются и в современной семье - далеко не все родители хотят, чтобы в подростковом возрасте их ребенок вступал в сферу трудовых отношений, объясняя это тем, что подросток еще не является зрелой личностью, и акцентируя внимание на приоритетности получения ребенком образования. Вследствие этого мы наблюдаем трансформацию трудовых ценностей современных подростков - ребята стремятся трудоустроиться лишь с целью заработать и соглашаются на неквалифицированную работу даже без официального оформления. Вполне очевидно, что трудовые ценности приобретают характер инструментальных. Работа воспринимается как своеобразный «инструмент» для заработка, получения каких-либо льгот и выгод, для повышения своего социального статуса.
Однако, как выяснилось, в современных семьях трудовое воспитание всё же присутствует - родители беседуют со своими детьми на тему необходимости труда и поручают ребенку посильные домашние обязанности, но, как говорилось выше, не всегда рады трудоустройству подростка. Родители современных школьников и сами трудились в свои школьные годы и относились к этому весьма положительно, так как школа в то время обеспечивала своих учащихся интересной работой в свободное от учебы время. Можно предположить, что благодаря этому родители современных подростков нацелены на традиционные трудовые ценности, при этом, исходя из всеобщих и подчас стереотипных представлений о ценности образования (знаний, умений, навыков и подтверждающих документов) ориентируют ребенка, прежде всего, на его получение с целью достижения будущего благополучия.
Таким образом, в результате исследования мы достигли поставленной цели и задач работы и подтвердили выдвинутую рабочую гипотезу. Мы можем сказать о том, что в условиях новой социальной реальности происходит не столько формирование новой современной модели трудовых отношений, сколько утрачивается традиционная. Происходит это по той причине, что ожидания россиян в сфере труда не реализуются в современных условиях развития рынка труда, и в итоге разрушается традиционная модель труда россиян, что проявляется в инструментализации отношения к труду. В данных условиях не стоит ожидать от молодежи высоких моральных устоев и высоко ответственного, в том числе социально ориентированного отношения к труду, тем более на фоне нерегулируемого рынка труда и незащищенного в правовом отношении положении молодежи, как субъекта трудовых отношений, лишенных гарантий эффективного трудоустройства и реализации в полной мере своих ожиданий в сфере труда.
На основании полученных данных могут быть предложены следующие рекомендации по улучшению ситуации:
1.Необходимо применять формы налогового и иного поощрения работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места для несовершеннолетних, предусмотренные ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в РФ» и ст. 9 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2.Привлечение подростков к труду в школе. Необходимо принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) - органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
3.Необходимо появление современных радио- и телепрограмм, художественной литературы (тиражирование уже созданных продуктов творчества детских писателей, режиссеров и т.д.), которые давали бы позитивную оценку личностям, для которых труд является смысложизненной ценностью, и утверждали именно легитимную трудовую, а не криминальную и иную деятельность как путь к социальному успеху.
Научно-практическая и теоретическая значимость квалификационной работы определяется высокой актуальностью и противоречивостью проблем, связанных со становлением и изменением трудовых ценностей российской молодежи в условиях рыночных отношений и нерегулируемого рынка труда, а также под влиянием современных ценностей, разрушающих традиционную этику труда в России. Теоретическая ценность полученных результатов определяется возможностью дальнейшего углубленного изучения данной проблематики и выработки мер по изменению деконструктивно- прагматического вектора трансформации трудовых ценностей молодого поколения и предотвращению окончательной девальвации ценности труда в системе ценностей молодежи. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в социологии труда и занятости, социологии детства, имеют определенное значение для разработки принципов социологических исследований латентных процессов в занятости несовершеннолетних.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.
3.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
4.Барков, Ф.А., Посухова, О.Ю. Трудовое поведение молодежи: социологическая диагностика в контексте повышения эффективности региональной молодежной политики (на примере Ростовской области) / Ф.А. Барков, О.Ю. Посухова // Вестник Российской академии естественных наук.
-2016. - №3. - С. 106-112.
5.Безрукова, О.Н. Ценности детей и родительства: межпоколенная динамика / О.Н. Безрукова // Социологический журнал. - 2017. - №1. С. 88-110.
6.Бессокирная, Г.П. Мотивация труда в постсоветской России: опыт и методики исследований / Г.П. Бессокирная // Социологические исследования.
-2016. - №2. - С. 29-38.
7.Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
8.Валентиров, М.А. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М.А. Валентиров // Молодой ученый. - 2013. - №12. - C. 94-99.
9.Васильева, Н.В., Щеглова, С.Н. Подросток и работа: как уберечь себя от эксплуатации / Н.В. Васильева, С.Н. Щеглова. - М.: Социум, 2001. - 30 с.
10.Вебер, М. Избранные произведения / Под общ. ред. Ю. Н. Давыдовой. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
11.Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
12.Гневашева, В.А. Молодежь России: особенности профессионального становления / В.А. Гневашева. - М.: МосГУ, 2012. - 331 с.
13.Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
14.Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: пер. с фр. / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1996. - 432 с.
15.Дюркгейм, Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. - М.: ИНТОР, 1996. - 250 с...