Введение 14
1 Эмиграция российских ученых как один из факторов деградации науки в
России 20
1.1 Анализ основных показателей результативности российского сектора
исследований и разработок 20
1.2 Эмиграция ученых из России 27
1.3 Низкий уровень научной среды как один из факторов причин выезда
ученых за рубеж 30
1.4 Эффективная научная среда как один из факторов модернизации
российской науки 33
2 Научная среда в России и за рубежом 38
2.1 Понятие научной среды в России и за рубежом 38
2.2 Особенности зарубежных исследовательских университетов 45
2.3 Элементы научной среды Томского политехнического университета... 51
2.4 Задачи формирования эффективной научной среды в ТПУ 59
3 Социологическое исследование состояния научной среды 63
3.1 Исследование состояния научной среды в ТПУ 63
3.2 Вторичный анализ исследования современного состояния сотрудничества
с русскоязычной научной диаспорой 74
3.2.1 Вторичный анализ опроса русскоязычных
ученых-соотечественников 76
3.2.2 Вторичный анализ результатов опроса российских университетов,
сотрудничающих с представителями российской диаспоры 85
3.3 Анализ проблемных областей как одного из препятствий к
формированию эффективной научной среды 91
Раздел «Социальная ответственность» 96
1 Анализ факторов внутренней социальной ответственности 99
1.1 Принципы корпоративной культуры 99
1.2 Система организации труда и его безопасность 101
1.3 Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации 103
2 Анализ факторов внешней социальной ответственности 104
2.1 Определение стейкхолдеров ТПУ 104
2.2 Принципы взаимодействия с местным сообществом
и местной властью 107
2.3 Ответственность перед потребителями товаров и услуг 109
3 Правовые и организационные вопросы обеспечения социальной
ответственности 112
Заключение 114
Список используемых источников 116
Приложение А. Анализ основных показателей результативности российского
сектора исследований и разработок 127
Приложение Б. Структура национальной инновационной системы 136
Приложение В. Обзор НИС некоторых стран 138
Приложение Г. Основные задачи, ориентиры и возможные изменения
в НИС Российской Федерации 151
Приложение Д. Особенности зарубежных вузов и научных организаций в
области инновационных систем в сравнении с Россией 154
Приложение Е. Элементы научной среды ТПУ 156
Приложение Ж. Анкета для опроса «Исследование состояния научной среды в
ТПУ» 162
Приложение З. Пилотный опрос «Исследование состояния научной среды в
ТПУ» 171
Приложение И. Вторичный анализ исследования современного состояния
сотруд-ничества с русскоязычной научной диаспорой 184
Приложение К. Результаты анализа проблемных областей как одного из
препятствий к формированию эффективной научной среды 190
Приложение Л. Раздел, выполненный на иностранном языке 208
Объектом исследования является научная среда российских вузов.
Цель работы – определить проблемные области в научной среде ТПУ и
предложить процессы для дальнейшего детального анализа и исследования с
целью выявления лимитирующих факторов.
В процессе исследования были проанализированы показатели результативности российской науки, основные причины эмиграции российских ученых
за рубеж, рассмотрено понятие научной среды, изучен зарубежный опыт по организации научной среды, проведено социологическое исследование.
В результате исследования были определены проблемные области научной среды ТПУ, смоделирована причинно-следственная диаграмма множества
проблем, выявлены процессы для дальнейшего анализа.
Степень внедрения: выявлены основные проблемные области, обозначены дальнейшие этапы процесса формирования научной среды в университете.
Область применения: российские научно-исследовательские вузы.
Экономическая эффективность/значимость работы: выявленные проблемные области и предложенные процессы позволят сконцентрировать ресурсы на устранение первоочередных лимитирующих факторов, препятствующих
эффективной научной деятельности.
Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего детального описания и многофакторного анализа предложенных процессов, дополнительных социологических исследований с целью выявления лимитирующих
факторов создания эффективной научной среды.
В будущем планируется продолжить исследования предложенных процессов проблемных областей научной среды, выявить лимитирующие факторы
и разработать комплекс мероприятий по их устранению.
Введение
Для всей России научно-технический комплекс является особенно важным стратегическим ресурсом, который определяет ее национальную индивидуальность, дает шанс выйти из глубокого экономического кризиса и занять достойное место в нынешнем тысячелетии. Его потеря станет причиной отставания высокотехнологичных направлений науки и техники, беззащитности страны перед опасностью техногенных и природных катастроф, реальной угрозе
национальной безопасности.
Сегодня Россия обладает научно-техническим и кадровым потенциалом
для генерации и воплощения научных идей. Для модернизации и развития
научного и индустриального потенциала России приоритет должен быть отдан
формированию новых знаний и инновационных идей, осуществляемому на базе
фундаментальных и прикладных исследований академического сектора. Университеты, особенно научно-исследовательской направленности, являются точкой притяжения высококвалифицированных научных кадров и перспективной
базой для совершенствования и развития науки в России. Однако в нынешних
условиях нельзя не говорить о существовании проблемы эмиграции ученых за
рубеж. Сегодня Россию покидают одни из самых лучших и востребованных
специалистов. Одна из основных причин, называемых исследователями, – более
привлекательных условия для научной деятельности.
Проблема организации приемлемых условий для обеспечения эффективных научных исследований и достойной жизни российским ученым сегодня
обозначается достаточно остро. Становится очевидным, что для решения существующих проблем в научной сфере необходимы преобразования не только в
финансовом направлении, но и организационного характера в области создания
среды для научно-исследовательской деятельности. Главным вопросом остается способность государства и руководства научных структур проявить необходимое понимание и волю к созданию условий для возрождения и модернизации
российской науки.15
Понятие научно-образовательной среды, ее аспекты, макро- и микроструктура, механизм формирования, структурно-функциональная архитектоника и институциональная характеристика рассматриваются в работах представителей отечественной науки Тумалеевой Е.А., Эхова С.Ф., О.Жук, Кравчука
П.Ф., Боева Е.И., Шуклиной О.С., Моложавенко В.Л. Изучению научноисследовательской деятельности и необходимых для этого условий, формирующих научную среду посвящены работы российских ученых Носкова М.Д.,
Андреева В.А., Давыденко Т.М. и Бенеш М.В., Леонтьева О.А. В контексте европейских университетов научно-образовательную среду рассматривали Комарова Ю.А. и Бражник Е.И. Из зарубежных исследователей изучением понятия
научно-образовательная среда занимались Ньюман, Мерриам и Ковей.
Проблемы, связанные с государственным регулированием науки в России, рассматривались в работах отечественных ученых: А.Г. Аллахвердяна,
Ю.С. Афанасьева, Б.С. Гершунского, Н.А. Гордеевой, Э.Д. Днепрова, Н.И. Загузова, Г.И. Ильина, В.В. Краевского, Т.Е. Кузнецовой, Л.П. Куракова, С.В. Курова, В.В. Лапаевой, В.С. Леднёва, Н.Д. Никандрова и др. Выводы и рекомендации, которые они определяют в своих трудах, оказали позитивное влияние на
процесс совершенствования и практику реализации законодательства в сфере
науки. Опубликованный материал ученых также стал основой для дальнейших
теоретических исследований.
Вопросы трудовой миграции изучали такие авторы как Письменная Е.Е.
и Рязанцев С.В., Зайончковская Ж.А. Несколько работ, посвященных исследованию российской научной диаспоры, а также вопросам возвращению ученых
на родину, были написаны Леденевой Л.И.и Тюрюкановой У.В., Томбергом
И.Р., Имамутдиновым И.Н., Костиной Г.Б. и Медовниковым Д.С., Ефимовым
И.Р. Ученых-эмигрантов, возращающихся на родину, как субъектов модернизации российской науки в своих работах рассматривает Юськова Д.М. Большой
вклад в исследование русскоязычной научной диаспоры внесла Дежина И.Г.
Представленные материалы и результаты исследований вышеперечисленных авторов позволяют сделать вывод о том, что тематика организации эф-16
фективной научно-исследовательской деятельности и создание научной среды в
контексте как российских, так и зарубежных университетов актуальна и представляет собой просторную площадку для изучения и исследования.
Сегодня существуют основания для утверждения о низком уровне эффективности организации научных исследований в академическом секторе российской науки. За последние десять лет рост таких показателей как величина
финансирования, внутренних затрат и количество патентов, с одновременным
снижением количества цитирований и численность занятого персонала в научно-исследовательском процессе указывают на наличие определенного дисбаланса входных и выходных параметров российской науки. Наличие подобного
дисбаланса ведет за собой снижение эффективности всего научного сектора
России.
Для решения концептуальных и практических задач, связанных с проблемами создания научной среды и совершенствования механизмов управления
необходимы дальнейшие исследования по выявлению проблемных областей,
устранение которых будет способствовать формированию эффективной организации научно-исследовательской деятельности.
Томский политехнический университет является одним из ярких примеров академической науки и высокими показателями результативности научного
сектора. Однако эффективность научно-исследовательской деятельности отражает общероссийскую тенденцию низких темпов роста.
Изложенное, позволило выявить сложившееся противоречие между
сформированной совокупности организационных условий для научноисследовательской деятельности и низкими темпами роста эффективности
научного сектора университета.
Данное противоречие определило проблему исследования: какие проблемные области препятствуют формированию научной среды, способствующей эффективной научно-исследовательской деятельности при положительных
тенденциях роста показателей научной результативности.17
Актуальность и необходимость теоретической проработки данной проблемы определили выбор темы исследования «Создание эффективной научной среды на примере Томского политехнического университета».
Объект исследования: научная среда российских университетов.
Предмет исследования: проблемные области, препятствующие формированию эффективной научно-исследовательской деятельности Томского политехнического университета.
Цель исследования: теоретически обосновать содержание, эмпирически определить проблемные области в научной среде ТПУ и предложить процессы для дальнейшего детального анализа и исследования с целью выявления
лимитирующих факторов, устранение которых позволит создать организационные условия для эффективной научно-исследовательской деятельности в университете.
В основу исследования положена гипотеза о том, что выявление процессов для дальнейшего исследования и определения лимитирующих факторов
с целью разработки мероприятий, способствующих формированию эффективной научной среды в ТПУ, возможно при определении эмпирическим путем
конкретных проблемных областей и моделировании дерева проблем, выявляющем основополагающие препятствия в эффективной научно-исследовательской
деятельности университета.
В рамках исследовательской работы были проанализированы основные
показатели результативности российского сектора исследований и разработок.
В результате анализа был выявлен дисбаланс входных и выходных параметров
российской науки, что свидетельствует о низком уровне организации научных
исследований. Изучение основных причин эмиграции российских ученых за
рубеж подтвердило наличие трудностей и проблем в научно-исследовательском
процессе, которые препятствуют формированию эффективной научной среды,
способствующей сохранению высококвалифицированных научных кадров, модернизации научного сектора России и успешной интеграции в мировое научное сообщество.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы было
рассмотрено понятие научной среды в России и за рубежом. Было сформулировано определение понятия, выявлены основные особенности организации научной деятельности в зарубежных вузах, определены элементы научной среды
Томского политехнического университета и предложены критерии эффективности. Результатом теоретического исследования были поставлены первоочередные задачи на первых этапах формирования эффективной научной среды в
ТПУ.
На основе поставленных задач, практической частью диссертации стало
проведение социологического исследования с целью внутренней и внешней
оценки состояния научной среды в России в целом и в ТПУ в частности. Внутренней оценкой послужили результаты пилотного опроса научных сотрудников
университета с целью выявления наиболее значимых трудностей, возникающих
в научно-исследовательском процессе, а также сильных сторон российской
науки и инициатив, способствующих формированию эффективной научной
среды. С этой же целью был проведен вторичный анализ исследования современного состояния сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой/
Международное научно-техническое сотрудничество Российской
Федерации: краткий обзор и вопросы развития/ Киселев В.Н.; гл. ред. Иванов
И.С.; Российский совет по междунар. делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2014. –
60 с. + вкл.
2. Внутренние затраты на научные исследования и разработки [Электронный ресурс]: Росстат.
URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_in
novations/science/#, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения:
14.05.2016 г.
3. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками
[Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики «Россия в цифрах - 2015 г.».
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/23-02.htm,
свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 10.01.2016 г.
4. Финансирование науки из средств федерального бюджета [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики «Россия в
цифрах - 2015 г.». URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/23-02.htm, свободный. –
Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 10.01.2016 г.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О
науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]:
Консультант Плюс: справочная правовая система. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198273,
свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 10.01.2016 г.
6. Russian Federation [Электронный ресурс]: SCImago Journal and
Country Rank ,
URL: http://www.scimagojr.com/countrysearch.php?country=RU&area=0,
свободный. – Загл. с экрана. - Яз. англ. Дата обращения: 10.01.2016 г.117
7. Поступление патентных заявок и выдача патентов в России [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики «Россия в
цифрах - 2015 г.». URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/23-18.htm, свободный. –
Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения: 10.01.2016 г.
8. Gross domestic spending on R&D [Электронный ресурс]: Main Science and Technology Indicators – OECD, URL: https://data.oecd.org/rd/grossdomestic-spending-on-r-d.htm, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. англ. Дата обращения: 10.01.2016 г.
9. Researchers [Электронный ресурс]: Main Science and Technology Indicators – OECD, URL:h https://data.oecd.org/rd/researchers.htm#indicator-chart,
свободный. – Загл. с экрана. - Яз. англ. Дата обращения: 10.01.2016 г.
10. Country Rankings [Электронный ресурс]: SCImago Journal and Country Rank, URL:
http://www.scimagojr.com/countryrank.php?area=0&category=0®ion=all&year=
2014&order=it&min=0&min_type=it, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. англ. Дата обращения: 10.01.2016 г.
11. Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой:
опыт, проблемы, перспективы. № 23/2015 / И.Г. Дежина, Е.Н. Кузнецов, А.В.
Коробков, Н.В. Васильев; гл. ред. И.С. Иванов; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 104 с.
12. Межсекторальная мобильность научных кадров / Отв. ред. – И.Г.
Дежина – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 127 с.
13. Томберг, И.Р. Российская наука за рубежом: Россия и мир в новом
веке // Россия и современный мир. – 2005. – №4. – с. 42-52.
14. Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву – открытое
письмо [Электронный ресурс]: Российская Академия Наук, URL:
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=0ffc4452-3d47-4867-a29dbc6d9ba8df61, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус. Дата обращения:
15.01.2016 г.118