Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников при изучении русских народных сказок

Работа №105766

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития духовно-нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки 7
1.1. Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников в теории и практике обучения 7
1.2. Русская народная сказка как средство воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование развития духовно-нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки 24
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников 24
2.2. Реализация комплекса уроков, направленных на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки 28
2.3. Динамика развития духовно-нравственных качеств младших школьников 32
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список используемой литературы 42

На сегодняшний день в России наблюдаются процессы духовно-нравственной консолидации, сплочения перед внешними и внутренними вызовами, укрепление социальной солидарности, от которых зависит настоящее и будущее страны, и ключевая роль в этом процессе возлагается на образование. Современный период нашей страны в Концепции духовно-нравственного воспитания обозначен как время смены ценностных ориентиров.
Это явление может грозить разрушением духовного единства общества, размыванием жизненных ориентиров подрастающего поколения, деформацией моральных норм и нравственных установок, которые были традиционными для нашей страны. Сегодня роль образования состоит в том, чтобы не допустить негативных последствий описанных процессов и обеспечить системное, последовательное и глубокое духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
ФГОС НОО уточняет роль общеобразовательной школы в духовно-нравственном воспитании: «Подготовка ответственного гражданина, способного дать самостоятельную оценку происходящего и организовать свою деятельность, опираясь на интересы окружающих его людей. Эта задача решается при условии, если сформированы устойчивые духовно-нравственные свойства личности школьника, личностное отношение к окружающим, развитые этические, эстетические и духовно-нравственные нормы» [47].
К проблеме формирования духовно-нравственных качеств у школьников обращались отечественные исследователи М.Н. Аплетаева, В.П. Бездухова, Г.П. Ивановой. Специфику развития этих качеств у младших школьников изучали Н.В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова и другие.
Одним из средств, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников, является русская народная сказка, которая отражает культуру, мировоззрение и моральные нормы русского народа.
Однако, несмотря на всю ценность имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема формирования духовно-нравственных качеств посредством русской народной сказки недостаточно разработана, что приводит к возникновению противоречия между признанием значимости проблемы развития духовно-нравственных качеств у младших школьников в современных условиях и неразработанностью этой проблемы на программно-методическом уровне.
Это обусловливает проблему исследования - каковы должны быть педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных качеств у младших школьников?
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития духовно-нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки.
Объект исследования: процесс развития духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Предмет исследования: условия развития духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития духовно-нравственных качеств младших школьников будет более эффективным, если:
• использовать русскую народную сказку как средство развития духовно-нравственных качеств младших школьников;
• обогащать эмоциональный мир младших школьников духовно-нравственными переживаниями посредством русских народных сказок;
• разработать и реализовать комплекс уроков по развитию духовно - нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе, раскрыть особенности развития духовно-нравственных качеств младших школьников;
• выявить уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников;
• разработать и реализовать комплекс уроков по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки;
• проанализировать динамику уровня сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; опросно-диагностические методы (анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанного комплекса уроков литературного чтения по изучению русской народной сказки в работе по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников.
База исследования. База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ школа №59, г.о.Тольятти.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ состояния проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе показал, что процесс развития духовно-нравственных качеств младших школьников обладает некоторыми особенностями. Существует ряд методов духовно-нравственного воспитания, которые делятся на группы в зависимости от результата: стимулирующие активность младших школьников, организующие познавательную деятельность или формирующих опыт их нравственного поведения. Особую важность имеют именно базовые национальные ценности. Чтобы школьник в будущем стал достойным человеком и гражданином, ему необходимо еще в младшей школе заниматься освоением общественно-исторического опыта, социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. В этом может помочь как раз сказки, так как описанные нормы наиболее четко фиксируются в них, являясь образцами лучших черт и качеств личности, принятых в социуме.
Однако организация работы со сказкой требует внимательного отношения к подбору приемов и методов. Так, использование объяснительно-иллюстративного метода для первичного восприятия сказки и проблемного для анализа поступков героев - необходимые элементы урока. Работа над сказкой предполагает применение разнообразных педагогических технологий: проблемно-диалоговой, критического мышления, информационно-коммуникативных технологий и др. Такие приемы, как инсценировка сказки, составление киносценария способствуют лучшему восприятию и осмыслению, так как именно творческая работа развивает высокую познавательную активность школьника.
Изучение уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников на этапе констатирующего эксперимента показало, что наименее развитые качества младших школьников - это терпимость, позитивное отношение к своей национальности, забота о младших. Результаты изучения нравственной самооценки младших школьников экспериментальной группы по методике «Диагностика нравственной самооценки» показало, что к высокому уровню в экспериментальной группе развитию нравственной самооценки отнесены 20% младших школьников. Чуть менее доброту и вежливость к окружающим проявили учащиеся, находящиеся на среднем уровне - 56 %. Проведение методики «Ранжирование качеств человека» Л.В. Калининой в экспериментальной группе позволило отнести к высокому уровню только 24 % - ученики, которые, решая задания в методике, отдавали предпочтение добрым, честным, доброжелательным людям. Другие ребята стремились к качествам, относящимся к социальному статусу, внешним качествам и атрибутам материального положения. Ребята хотят стать хорошими людьми, которых окружающие ценят за личные качества, доброе сердце, способность сострадать и помогать ближнему, однако у большинства включены и материальные ориентиры, например, стремление иметь много денег. Они стремятся командовать и отдыхать, не вкладывая в свою жизнь особого труда. Методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям» показала, что только пятая часть учащихся желают стать хорошими людьми, которых окружающие ценят за личные качества, доброе сердце, способность сострадать и помогать ближнему. При этом и в экспериментальной, и а контрольных группах наблюдались схожие картины сформированности духовно-нравственных качеств, большинство находились на среднем уровне.
Был разработан и реализован комплекс уроков по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки. Работа была ориентирована на формирование духовно-нравственных указанных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: справедливость, милосердие, честь, достоинство; любовь к ближним, забота о старших и младших; уважение к труду, целеустремленность; любовь к природе. Было разработано и проведено десять уроков для младших школьников. Каждое включало: создание настроения на совместную работу; понимание сказки посредством использования различных приемов; расширение и углубление содержания путем изучения представлений и понятий; закрепление при помощи нового опыта; интеграцию с реальной жизнью; обобщение; проигрывание ситуаций. Каждое занятие включало творческую работу, например, задание вжиться в образ главного героя и пересказать сказку от его лица; придумать театрализованную игру или превратить сказку в ситуацию из жизни. Учитель делала акцент на сюжетные эпизоды, в которых присутствовал нравственный конфликт и организовывал анализ нравственного конфликта, изучая позиции противодействующих сторон. Ребята изучили ряд сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван- Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Крошечка- Хаврошечка», «Летучий корабль», «Каша из топора», «Морозко», «Самое дорогое». Каждый урок включал разнообразные виды деятельности, и ребята с удовольствием принимали в них активное участие: ребятам было предложено поставить себя на место главных героев и рассказать о ситуации их глазами; ребята делились примерами из жизни, из опыта дружбы и взаимоотношений в семье; была организована выставка рисунков; проведена игра «Интервью»; организована беседа на тему «Друг. Кто он?»; игра «Необитаемый остров», организованная после чтения сказки «Каша из топора», школьники составляли коллективные характеристики героев сказок и другие.
На контрольном этапе эксперимента была выявлена динамика уровня сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников в экспериментальной группе. Повторное проведение методики «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» показало следующую картину: 32 % на высоком, 60 % на среднем, 8% на низком в экспериментальной группе; 24 % на высоком, 52 % на среднем, 24 % на низком в контрольной группе (рисунок 3). Учащиеся стали более терпимы к другим людям и начал помогать младшим, поменяли отношение к своей национальности в лучшую сторону, проявляют заботу о младших. Нравственная самооценка младших школьников экспериментальной группы согласно методике «Диагностика нравственной самооценки» также изменилась в экспериментальной группе. Наблюдается также положительная динамика в уровне развития эмоционально-ценностного отношения к жизненным ценностям школьников экспериментальной группы. Высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к жизненным ценностям в экспериментальной группе стал на 20% выше, а низкий уровень на 12% ниже, чем в контрольной группе. Полученные данные позволили сделать вывод, что учащихся, находящихся на высоком уровне развития духовно-нравственных качеств, увеличилось на 16%, на низком - уменьшилось на 12%. Разработанный и апробированный комплекс уроков способствовал повышению уровня сформированности духовно-нравственных качеств средствами русской народной сказки.


1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребёнка // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4, Педагогика. Психология. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. Гуманитар. Ун-та, 2015. с. 103-113.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. лит., 2014. 175 с.
3. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2015. №1. С.68-71.
4. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.
5. Архипова И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе. Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. 216 с.
6. Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников // Начальная школа. 2002. №5. С.50.
7. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // Начальная школа, 2012. №4. С.17-21.
8. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. 2013. №9. С.31-34.
9. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 2009. 96 с.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 2009. 224 с.
11. Байчорова С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. Карачаевск, 2015. С. 28-30:
12. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике. Педагогика, 2015. № 1. С. 36-42.
13. Ведерникова Н.М. Народная сказка. М.: Наука, 2011. 133 с.
14. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 2012. 169 с.
15. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике. М., 2014. № 10. С. 38-47.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ