Формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов
|
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей
старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе 10
1.2 Элементарные опыты как средство формирования у детей
6-7 лет представлений о неживой природе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов 36
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о неживой природе 36
2.2 Содержание и организация работы по формированию
у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов 53
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет представлений о неживой природе 60
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе 76
Приложение Б Классификация элементарных опытов, способствующих формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе 78
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 85
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей
старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе 10
1.2 Элементарные опыты как средство формирования у детей
6-7 лет представлений о неживой природе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов 36
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о неживой природе 36
2.2 Содержание и организация работы по формированию
у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов 53
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет представлений о неживой природе 60
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе 76
Приложение Б Классификация элементарных опытов, способствующих формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе 78
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 85
Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня - экологическая, предполагающая правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов: земли, воздуха, лесов, морей, рек. Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные компоненты, лишают растения и животных нормальных условий существования.
Формирование экологической культуры у подрастающего поколения создаст возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
Первые основы экологической культуры - надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и владение - закладывается в период дошкольного детства. В это время в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознано-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с живой и неживой природой.
Экологическое образование является одним из средств формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе.
Воспитывая ребенка, нельзя ограничиваться лишь интересом его к животным и растениям. Необходимо заботиться о развитии интереса и к физическим явлениям. Законы неживой природы присутствуют, регламентируют, оказывают свое влияние на любую деятельность человека.
Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребенка. В повседневной жизни дети неизбежно сталкиваются с новыми, незнакомыми им явлениями, и у них возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Необходимо оказать им помощь в попытках, установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически, на протяжении длительного времени его знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрировать их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней.
Организация и проведение элементарных опытов способствует установлению детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, осознанию причинно-следственных связей.
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования регламентируют новые подходы к планированию и организации формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе.
Исследования Л.С. Игнаткиной, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой и других ученых доказывают, что естественно-научные представления о природе играют важную роль в развитии экологического сознания, формировании ценностных основ отношения детей дошкольного возраста к действительности.
В работах С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина, И.А. Хайдуровой положено начало экологического подхода в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой, в соответствии с которым отбор и систематизация природоведческих представлений, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы, способны сформировать в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
В условиях дошкольной образовательной организации ученые и практики предлагают использовать разнообразные формы и методы работы по экологическому образованию дошкольников. Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина предлагают организовывать познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование, проведение элементарных опытов) с целью глубокого и точного осмысления детьми дошкольного возраста фактов и явлений неживой природы.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить следующие противоречия:
- между тем, что вопросам формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе посвящен большой ряд исследований, но недостаточно представлены методические рекомендации для педагогов-практиков;
- между декларируемым содержанием и формами природоведческой деятельности, которые традиционно бытуют в дошкольных образовательных организация, и недостаточным вниманием педагогов к возможностям элементарных опытов как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: как осуществить формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе организации элементарных опытов?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе проведения элементарных опытов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы, будет возможно, если:
- отобраны элементарные опыты, в соответствии с показателями сформированности у детей представлений о неживой природе, которые распределены по блокам: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом»;
- оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы необходимым оборудованием и материалами для проведения элементарных опытов;
- разработано содержание совместной деятельности детей и педагога по организации элементарных опытов.
Исходя из выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе организации элементарных опытов.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения Л.С. Игнаткиной. Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой о том, что естественно-научные знания о природе играют важную роль в развитии экологического сознания, формировании ценностных основ отношения ребенка дошкольного возраста к действительности;
- теоретические положения С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина И.А. Хайдуровой об обязательном отборе и систематизации природоведческих представлений дошкольников, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы;
- теоретические положения Э.Ф. Николаевой, О.В. Илларионовой, Р.В. Блохиной о многообразии окружающего мира неживой природы, способном сформировать в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
- теоретические положения О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой об организации детского экспериментирования и проведения элементарных опытов с целью глубокого и точного осмысления детьми дошкольного возраста фактов и явлений неживой природы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 60 города Тюмени. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности детей и педагога по организации блоков элементарных опытов с объектами неживой природы: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определено содержание представлений детей 6-7 лет о неживой природе, представленное в блоках элементарных опытов с объектами неживой природы: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом», организация которых обеспечивает познание детьми всей совокупности представлений об объектах неживой природы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что элементарные опыты, обеспечивающие познание детьми 6-7 лет всей совокупности представлений об объектах неживой природы, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 наименования), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 75 страницах
Формирование экологической культуры у подрастающего поколения создаст возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
Первые основы экологической культуры - надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и владение - закладывается в период дошкольного детства. В это время в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознано-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с живой и неживой природой.
Экологическое образование является одним из средств формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе.
Воспитывая ребенка, нельзя ограничиваться лишь интересом его к животным и растениям. Необходимо заботиться о развитии интереса и к физическим явлениям. Законы неживой природы присутствуют, регламентируют, оказывают свое влияние на любую деятельность человека.
Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребенка. В повседневной жизни дети неизбежно сталкиваются с новыми, незнакомыми им явлениями, и у них возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Необходимо оказать им помощь в попытках, установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически, на протяжении длительного времени его знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрировать их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней.
Организация и проведение элементарных опытов способствует установлению детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, осознанию причинно-следственных связей.
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования регламентируют новые подходы к планированию и организации формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе.
Исследования Л.С. Игнаткиной, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой и других ученых доказывают, что естественно-научные представления о природе играют важную роль в развитии экологического сознания, формировании ценностных основ отношения детей дошкольного возраста к действительности.
В работах С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина, И.А. Хайдуровой положено начало экологического подхода в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой, в соответствии с которым отбор и систематизация природоведческих представлений, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы, способны сформировать в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
В условиях дошкольной образовательной организации ученые и практики предлагают использовать разнообразные формы и методы работы по экологическому образованию дошкольников. Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина предлагают организовывать познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование, проведение элементарных опытов) с целью глубокого и точного осмысления детьми дошкольного возраста фактов и явлений неживой природы.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить следующие противоречия:
- между тем, что вопросам формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе посвящен большой ряд исследований, но недостаточно представлены методические рекомендации для педагогов-практиков;
- между декларируемым содержанием и формами природоведческой деятельности, которые традиционно бытуют в дошкольных образовательных организация, и недостаточным вниманием педагогов к возможностям элементарных опытов как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: как осуществить формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе организации элементарных опытов?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе проведения элементарных опытов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы, будет возможно, если:
- отобраны элементарные опыты, в соответствии с показателями сформированности у детей представлений о неживой природе, которые распределены по блокам: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом»;
- оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы необходимым оборудованием и материалами для проведения элементарных опытов;
- разработано содержание совместной деятельности детей и педагога по организации элементарных опытов.
Исходя из выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе организации элементарных опытов.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения Л.С. Игнаткиной. Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой о том, что естественно-научные знания о природе играют важную роль в развитии экологического сознания, формировании ценностных основ отношения ребенка дошкольного возраста к действительности;
- теоретические положения С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина И.А. Хайдуровой об обязательном отборе и систематизации природоведческих представлений дошкольников, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы;
- теоретические положения Э.Ф. Николаевой, О.В. Илларионовой, Р.В. Блохиной о многообразии окружающего мира неживой природы, способном сформировать в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
- теоретические положения О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой об организации детского экспериментирования и проведения элементарных опытов с целью глубокого и точного осмысления детьми дошкольного возраста фактов и явлений неживой природы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 60 города Тюмени. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности детей и педагога по организации блоков элементарных опытов с объектами неживой природы: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определено содержание представлений детей 6-7 лет о неживой природе, представленное в блоках элементарных опытов с объектами неживой природы: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом», организация которых обеспечивает познание детьми всей совокупности представлений об объектах неживой природы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что элементарные опыты, обеспечивающие познание детьми 6-7 лет всей совокупности представлений об объектах неживой природы, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 наименования), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 75 страницах
В современном мире проблемы экологии приобрели особую актуальность, поэтому необходимо стремиться к гармонизации взаимодействия общества и природы, взаимоотношения биологических организмов с окружающей средой и друг с другом. Стихийное стремление людей к общению с природой требуется переводить в культурное русло, и начинать этот процесс надо с детей дошкольного.
Не уделяя достаточного внимания формированию экологической культуры с детских лет, нельзя надеяться на реализацию даже самых замечательных и научно обоснованных программ сохранения природы. Во многих случаях только внутренняя культура человека может остановить его от нанесения ущерба природе. Важную роль в этом процессе играет экологическое образование.
Исследования Л.С. Игнаткиной, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой и других ученых доказывают, что естественно-научные представления о природе играют важную роль в развитии экологического сознания, формировании ценностных основ отношения детей дошкольного возраста к действительности.
В работах С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина, И.А. Хайдуровой положено начало экологического подхода в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой, в соответствии с которым отбор и систематизация природоведческих представлений, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы, способны сформировать в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
В условиях дошкольной образовательной организации ученые и практики предлагают использовать разнообразные формы и методы работы по экологическому образованию дошкольников. Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина предлагают организовывать познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование, проведение элементарных опытов) с целью глубокого и точного осмысления детьми дошкольного возраста фактов и явлений неживой природы.
Во время проведения констатирующего этапа исследования был выявлен уровень представлений детей 6-7 лет о неживой природе. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствует, что низкий уровень сформированности представлений о неживой природе был выявлен у 5 детей (25%) из экспериментальной группы и 6 детей (30%) из контрольной группы. Средний уровень был выявлен у 13 детей (65%) из экспериментальной группы и 12 детей (60%) из контрольной группы. Высокий уровень был выявлен у 2 детей (10%) из экспериментальной группы и 2 детей (10%) из контрольной группы.
Полученные результаты позволили утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов.
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы, будет возможно, если:
- отобраны элементарные опыты, в соответствии с показателями сформированности у детей представлений о неживой природе, которые распределены по блокам: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом»;
- оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы необходимым оборудованием и материалами для проведения элементарных опытов;
- разработано содержание совместной деятельности детей и педагога по организации элементарных опытов.
На первом этапе формирующей работы на основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами были отобраны элементарные опыты, соответствующие возрасту детей, простые в исполнении, не требующие сложного оборудования и практически безопасные. В рамках формирующего этапа в экспериментальной группе было организовано проведение 64 опытов, которые были разделены на 3 блока.
На втором этапе формирующей работы для проведения элементарных опытов мы оснастили развивающую предметно-пространственную среду группы необходимым оборудованием и материалами:
На третьем этапе формирующей работы мы разработали содержание совместной деятельности детей и педагога по организации элементарных опытов на основе сотрудничества, сотворчества педагога и детей.
После проведения формирующего этапа эксперимента на контрольном этапе была выявление динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
В результате проведения контрольного этапа исследования была выявлена следующая динамика результатов в экспериментальной группе:
- количество детей 6-7 лет с низким уровнем сформированности представлений о неживой природе снизилось на 15%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
Не уделяя достаточного внимания формированию экологической культуры с детских лет, нельзя надеяться на реализацию даже самых замечательных и научно обоснованных программ сохранения природы. Во многих случаях только внутренняя культура человека может остановить его от нанесения ущерба природе. Важную роль в этом процессе играет экологическое образование.
Исследования Л.С. Игнаткиной, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой и других ученых доказывают, что естественно-научные представления о природе играют важную роль в развитии экологического сознания, формировании ценностных основ отношения детей дошкольного возраста к действительности.
В работах С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.С. Фрейдкина, И.А. Хайдуровой положено начало экологического подхода в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой, в соответствии с которым отбор и систематизация природоведческих представлений, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы, способны сформировать в сознании ребенка собственную картину мира, помогающую ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
В условиях дошкольной образовательной организации ученые и практики предлагают использовать разнообразные формы и методы работы по экологическому образованию дошкольников. Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина предлагают организовывать познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование, проведение элементарных опытов) с целью глубокого и точного осмысления детьми дошкольного возраста фактов и явлений неживой природы.
Во время проведения констатирующего этапа исследования был выявлен уровень представлений детей 6-7 лет о неживой природе. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствует, что низкий уровень сформированности представлений о неживой природе был выявлен у 5 детей (25%) из экспериментальной группы и 6 детей (30%) из контрольной группы. Средний уровень был выявлен у 13 детей (65%) из экспериментальной группы и 12 детей (60%) из контрольной группы. Высокий уровень был выявлен у 2 детей (10%) из экспериментальной группы и 2 детей (10%) из контрольной группы.
Полученные результаты позволили утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов.
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы, будет возможно, если:
- отобраны элементарные опыты, в соответствии с показателями сформированности у детей представлений о неживой природе, которые распределены по блокам: «Опыты с водой», «Опыты с почвой», «Опыты с воздухом»;
- оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы необходимым оборудованием и материалами для проведения элементарных опытов;
- разработано содержание совместной деятельности детей и педагога по организации элементарных опытов.
На первом этапе формирующей работы на основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами были отобраны элементарные опыты, соответствующие возрасту детей, простые в исполнении, не требующие сложного оборудования и практически безопасные. В рамках формирующего этапа в экспериментальной группе было организовано проведение 64 опытов, которые были разделены на 3 блока.
На втором этапе формирующей работы для проведения элементарных опытов мы оснастили развивающую предметно-пространственную среду группы необходимым оборудованием и материалами:
На третьем этапе формирующей работы мы разработали содержание совместной деятельности детей и педагога по организации элементарных опытов на основе сотрудничества, сотворчества педагога и детей.
После проведения формирующего этапа эксперимента на контрольном этапе была выявление динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о неживой природе.
В результате проведения контрольного этапа исследования была выявлена следующая динамика результатов в экспериментальной группе:
- количество детей 6-7 лет с низким уровнем сформированности представлений о неживой природе снизилось на 15%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о неживой природе, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТОВ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ПОЧВЫ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2020 - ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие исследовательских умений у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Роль исследовательской деятельности в познании детьми 5-6 лет (старший дошкольный возраст) окружающей природы (Экология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Контрольные работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2019 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023



