Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ ЛОГОРИТМИКИ

Работа №105733

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики
1.1Формирование произвольной регуляции речевой деятельности у
детей с общим недоразвитием речи III уровня
1.2Характеристика логоритмики как средства формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики
2.1Выявление уровня сформированности произвольной регуляции
речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2Содержание работы по формированию произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики
2.3Оценка эффективности работы по формированию произвольной
регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Полноценное развитие личности ребенка зависит от того, насколько у него развита способность произвольно регулировать свое поведение и психические процессы. Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы обучения и воспитания представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования в числе других относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Согласно взглядам ученых (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна), произвольная регуляция деятельности дошкольников зависит от полноценного развития регулирующей функции речи. Только в этом случае у ребёнка формируется адекватная произвольная речевая деятельность. Способность подчиняться инструкции взрослого представляет источник развития регулирующей функции речи, обеспечивая первоначальную регуляцию действия и поведения. Сформированность регуляции речевой деятельности позволяет детям, поступающим в школу, легче адаптироваться к новым условиям, является эффективным средством, воздействующим на формирование личности ребёнка.
Недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального речевого развития у детей с общим недоразвитием речи. Недостаточная готовность к речевой регуляции усугубляется в дальнейшем снижением готовности к использованию речи как средства саморегуляции.
В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей. От того, насколько эффективно проводится работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по развитию произвольной регуляции речевой деятельности, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логоритмика - одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Сочетание движения, музыки и речи повышает эффективность логопедической работы в целом, способствует развитию произвольной регуляции речевой деятельности у дошкольников этой группы.
Однако научная неразработанность проблемы использования приемов логоритмики как средства формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня отражается на практике воспитания детей. Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей логоритмики для этих целей.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики.
Объект исследования: процесс формирования произвольной
регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики возможно, если:
-подобраны приемы логоритмики в соответствии с показателями произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
-по подобранному комплексу приемов логоритмики для развития зрительного восприятия у слабовидящих детей 5-6 лет разработаны коррекционно-развивающие НОД;
-включены в коррекционную работу родители детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в форме интерактивных консультаций.
Задачи исследования:
1)изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики;
2)выявить уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
3)разработать и апробировать содержание работы по формированию произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики;
4)определить эффективность содержания работы по формированию произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики.
Теоретическую основу исследования составили:
-исследования произвольности у дошкольников Е.А. Бугрименко, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко, А.В.Запорожца, В.А. Иванникова, Е.Е. Кравцова, О.Е. Смирновой Е.В. Субботского, Д.Б. Эльконина;
-исследования, посвященные изучению регулирующей функции речи Л.С. Выготского, В. И. Лубовского, А. Р. Лурии;
-исследования возможностей логоритмики в логопедической работе Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой. В.А. Гринер, Е.В. Оганесяна, Н.А. Рычковой, Е.Ф. Рау, Н.А. Туговой, Ф. Н. Шершневой.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования возможностей логоритмики в формировании произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования состоит в обосновании возможностей логоритмики в формировании произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработка и обоснование содержания работы с использованием логоритмики составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах формирования произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенного в работе комплекса диагностических методов, логоритмических игр и упражнений в работе педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов при формировании
произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования. СП «Детский сад № 69» ГБОУ СОШ № 6 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 20
воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований), 10 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 14 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе решения первой задачи исследования - изучения психологопедагогической литературы по исследуемой проблеме - было установлено, что регулятивная функция речи состоит в том, что сначала ребёнок планирует свои действия вслух, в процессе внутренней речи он фиксирует результат деятельности, сосредотачивается на отдельных её моментах, сохраняет ее в памяти. Существует «внешняя» регуляция и «внутренняя» или саморегуляция, при этом речевая регуляция несет в себе функцию контроля деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня одной из особенностей нарушенного развития является недостаточность регуляторных
функций психики. Вместе с тем, именно произвольное поведение, психическая регуляция в целом является главным и наиболее существенным условием овладения детьми произвольной регуляцией речевой деятельности.
Логоритмика позволяет объединить регулирующую роль речи и игровую деятельность при формировании произвольной регуляции речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Под логопедической ритмикой следует понимать систему двигательных упражнений, которая позволяет сочетать движение тела, музыки и текста, которая применяется с целью преодоления нарушений моторных и психических функций, коррекции недоразвития речи.
Решая вторую задачу исследования - выявить уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности у детей 56 лет с общим недоразвитием речи III уровня - было установлено, что в обследуемой выборке детей преобладает преимущественно низкий и средний уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности.
Для решения третьей задачи - разработать и апробировать содержание работы по формированию произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики - нами была разработана поэтапная работа с детьми и родителями:
-подобраны приемы логоритмики в соответствии с показателями произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
-по подобранному комплексу приемов логоритмики для развития зрительного восприятия у слабовидящих детей 5-6 лет разработаны коррекционно-развивающие НОД;
-включены в коррекционную работу родители детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в форме интерактивных консультаций.
Решая четвертую задачу - определить эффективность содержания работы по формированию произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики - было проведено контрольное изучение произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Была установлена положительная динамика в уровне сформированности произвольной регуляции речевой деятельности у детей 56 лет с общим недоразвитием речи III уровня у детей экспериментальной группы. В экспериментальной группе 20% и в контрольной группе 40% дошкольников имеют низкий уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности. Средний уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности был установлен у 70% в экспериментальной группы и 60% детей контрольной группы. В экспериментальной группе 10% имеет высокий уровень сформированности произвольной регуляции речевой деятельности. В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем сформированности произвольной регуляции речевой деятельности сократилось на 30% по сравнению с констатирующим этапом, количество детей со средним уровнем сформированности произвольной регуляции речевой деятельности повысилось на 20%, количество детей с высоким уровнем сформированности произвольной регуляции речевой деятельности повысилось на 10%.
Таким образом, разработанное нами содержание работы, направленное на формирование произвольной регуляции речевой деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством приемов логоритмики, является эффективным, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.


1.Аксанова, Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР [Текст]: учебнометодическое пособие / Т.Ю. Аксанова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 40 с.
2.Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г. А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2015. - 176 с.
3.Бехтерев, В.М. Объективная психология [Текст] / В.М. Бехтерев. - М.: Наука, 2011. - 480 с.
4.Божович, Л.И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / Л.И. Божович, Л.И. Славина, Т.В. Ендовицкая // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 55-68.
5.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 349 с.
6.Бугрименко, Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте [Текст] / Е.А. Бугрименко // Новые исслед. в психол. - 2018. - №1 (18), №2 (19). С. 21-28.
7.Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2013. - 241 с.
8.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Эксмо, 2016. - 507 с.
9.Гиляровский, В.А. О нарушениях речи и мерах борьбы с ними [Текст] / В.А. Гиляровский // Вопросы патологии речи. - Т.32(81). - 2016. - С. 7-8.
10.Гринер, В.А. Логопедическая ритмика [Текст] / В.А. Гринер, Н.С.Самойленко. - М.: Академия, 2014. - 165 с.
11.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И.Гуткина. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
12.Гуревич, К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения [Текст] / К.М. Гуревич. - М.: Просвещение, 2016. - 142 с.
13.Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец.
-М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 736 с.
14.Иванников, В.А. Произвольные процессы и проблема воли [Текст] / В.А. Иванников // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -2016. -№ 2.- С. 18-29.
15.Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ