Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования категории качества жизни и инноваций городского транспорта 10
1.1 Методологические принципы анализа социального феномена качества
жизни 10
1.2 Основные направления развития инноваций общественного транспорта 16
Глава 2 Эмпирические данные исследования общественного транспорта 25
2.1 Оценка населением развития инновационных услуг общественного
транспорта в городе Тольятти 25
2.2 Стратегическое видение будущего развития общественного транспорта
в России и зарубежных странах 48
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 93
Приложение А Программа социологического исследования 100
Приложение Б Инструментарий анкетирования 112
Приложение В Таблицы распределений 116
Приложение Г Инфографика 123
Приложение Д Программа контент-анализа 126
Приложение Е Таблица контент-анализа
Актуальность темы исследования. Транспортная система выступает одной из ключевых отраслей городской инфраструктуры большинства средних и крупных городов России. В данной системе общественный транспорт играет основную роль в обеспечении циркуляции городской жизни населения посредством предоставления качественной транспортной услуги. По данным Федеральной службы государственной статистики пассажирооборот наземного городского общественного транспорта в январе 2020 года составил 99,3 % [43]. Поэтому данный вид транспорта имеет колоссальную социальную значимость, ведь он предоставляет возможность широкого доступа к организациям и учреждениям социального обеспечения, здравоохранения и образования, создает нормальное функционирование всех городских сфер, в особенности социальной. Общественный транспорт, предоставляя транспортную услугу, должен удовлетворять основную потребность горожан - потребность в максимально быстрых, доступных передвижениях. А именно обеспечивать более высокую мобильность жителей города в целом, а также людей с ограниченными возможностями. Для удовлетворения современных потребностей общественный транспорт должен быть более гибким, конкурентоспособным и в большей степени ориентированным на обслуживание населения [38].
Эффективная, точная и современная работа транспорта - это главное условие, влияющее на улучшение качества жизни населения [46]. Качество жизни населения предполагает исследование влияния социальных условий на возможности реализации индивидом своих интересов, удовлетворения собственных потребностей. В понятие «качество жизни» входят такие характеристики, как состояние экономики, уровень жизни, условия жизнедеятельности, включая условия проживания, среду обитания. Качество условий жизни демонстрирует состояние населения в различных регионах [4].
Существенный рост качества транспортного обслуживания населения может быть достигнут за счёт применения современных информационных технологий, что является наиболее перспективным направлением развития общественного транспорта, позволяющим вывести его состояние на принципиально новый уровень. Внедрение нововведений в деятельность субъекта хозяйствования, которые демонстрируют улучшение его работы - это инновация. Транспортные инновации направлены на то, чтобы совершенствовать эффективность работы транспорта за счет решения проблем экологического, общественного, экономического характера путем внедрения новых технологий [16].
В систематической модернизации и увеличении транспортного оборудования заинтересованы, прежде всего, органы местной власти, а также население, характеризующееся постоянно возрастающими потребностями [42].
Для повышения уровня развития общественного транспорта необходим выбор правильного инструментария и использование современных методов управления. Путём осуществления перспективных инновационных разработок каждому предприятию общественного транспорта необходимо развивать технологию выполняемых работ и увеличивать разнообразие оказываемых услуг. Только в этом случае предприятие общественного транспорта будет обладать на рынке услуг конкурентным преимуществом. К инновациям в сфере городского общественного транспорта можно отнести: улучшение системы управления, введение в эксплуатацию новых видов транспорта, использование маркетинга (реклама услуг, формирование выгодных предложений), новые варианты обслуживания [19].
Степень научной разработанности темы. Вопросами развития и изучения транспорта занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Основу исследования городского общественного транспорта составили труды М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Бурдье, Э. Гидденса.
Так, например, в теории структурации, предложенной Э. Гидденсом, транспорт является социальным механизмом «обеспечения среды протекания взаимодействия» [15]. А по Г. Зиммелю, транспорт представляет собой социальную технологию [7], которая регулирует дистанцию и определяет мобильность человека.
Функционирование общественного транспорта влияет на качество жизни населения. Изучением теорий качества жизни населения в отечественных исследованиях занимались такие ученые, как С. А. Айвазян, Н. М. Римашевская, Б. И. Герасимов, Н. А. Горелова, А. Г. Колбасина, В. Е. Рохчина и др. А вот связь развития транспортной системы и качества жизни населения рассматривалась в работах О. Ю. Трезоровой, М. Г. Николаевой, Н. В. Мордовченкова. Существенный вклад в повышение качества жизни население вносит развитие инноваций в области общественного транспорта. Изучением вопросов инноваций и инновационного развития занимались следующие ученые: Н. Д. Кондратьев в теории волн, Й. А. Шумпетер в работе «Теория экономического развития», И. В. Афонин в его исследовании феномена инновации и т. д.
В общем и целом, уровень качества транспортного обслуживания населения, а также развитие услуг городского общественного транспорта были рассмотрены такими учеными, как А. Ю. Шатраков, Е. В. Черненко- Фролова, В. А. Поначугин, В. А. Гудков, Н. Н. Якунин и многими другими.
В документе «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» рассматривается инновационный сценарий развития экономики. Основными приоритетными направлениями социальной и экономической политики будет развитие проектов по улучшению транспортной сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг для населения [30].
Следует отметить, что динамичные изменения в российской общественной жизни и экономике, вопросы развития транспортной системы в отдельных регионах и повышение качества жизни продолжают выдвигать новые проблемы, ощущается необходимость дальнейшего исследования темы.
Целью работы является изучение развития инновационных услуг городского транспорта как показателя качества жизни населения.
Объект исследования - общественный городской транспорт.
Предмет исследования - рассмотрение инновационных услуг общественного транспорта как показателя качества жизни горожан.
Задачи работы:
- Проанализировать методологические принципы анализа теорий качества жизни.
- Выделить факторы развития инноваций общественного транспорта в предоставлении услуг.
- Изучить оценку населением развития инновационных услуг общественного транспорта в городе Тольятти.
- Проанализировать пути развития транспортной системы.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы.
Содержательный смысл и особенности анализа уровня качества жизни определяют подходы: объективный и субъективный, также выделяется комбинированный.
Объективный подход (С. А. Айвазян) определяет пять уровней индикаторов качества жизни, которые наиболее полно отображают восполнение общественных и жизненно необходимых потребностей: качество населения, благосостояние населения, общественная сфера, условия природной среды, природный и атмосферный климат.
Субъективный подход (Е. В. Балацкий) учитывает отношение населения к разным категориям качества жизни. Субъективные индикаторы отражают самооценку индивидом своего самочувствия и благосостояния.
Комбинированный подход представляет собой объединение субъективных и объективных показателей качества жизни (индекс качества жизни, индекс лучшей жизни, международный индекс счастья).
Методы исследования. Анкетный опрос, контент-анализ
Эмпирическая база исследования. Для оценки населением развития инновационных услуг пассажирского транспорта в городе Тольятти был проведен анкетный опрос. В ходе исследования изучается выборочная совокупность (N=100 человек, по 50 человек в возрасте от 18 до 30 лет и от 45 лет и старше). Тип выборки представлен квотной, пропорциональной, где респонденты были распределены по ряду критериев: пол, возраст, район проживания. Обработка и анализ полученной информации производились при помощи программ Microsoft Excel и IBM SPSS.
Для определения стратегического видения будущего развития общественного транспорта применен метод контент-анализа документов транспортных стратегий России и зарубежных стран (N=7).
Апробация работы:
- Кузьмина Д. А. Развитие городского транспорта как показатель качества жизни // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2020 г.). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. С. 562-564.
- Кузьмина Д. А. Оценка населением развития городского транспорта в
Тольятти // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности: сборник материалов XV Международной научной конференции «Сорокинские чтения». М.: МАКС Пресс, 2021. С. 477-479.
- Кузьмина Д. А. Инновационные направления будущего развития общественного транспорта [Текст] // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2021 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021 (в печати).
- Кузьмина Д. А. Социологическое изучение направлений будущего развития общественного транспорта // XLVII Самарская областная студенческая научная конференция. Самара, 2021. С. 360-361.
- Кузьмина Д. А. // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Международный электронный научный журнал. 2021. № 2(77). С. 50-60.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.
Показатель «качество жизни» имеет множество различных методологических подходов, среди которых интегральный, объективный, субъективный. Главная идея этих подходов состоит в том, чтобы определять качество жизни как набор индикаторов или показателей. Выбор этих категорий определяет возможность наиболее точно охарактеризовать состояние качества жизни населения.
Составным показателем качества жизни населения признается общественный транспорт, так как он удовлетворяет потребности населения в мобильности и возможности получения качественного современного транспортного обслуживания. Определение качества развития общественного транспорта происходит по следующим основным показателям: доступность, комфорт, безопасность, современность, скорость, износ транспорта, цена, удобные способы оплаты проезда, учет потребностей маломобильного населения.
В городах России ощущается необходимость увеличения доли качественного общественного транспорта с грамотной тарифной политикой, внедрение новейших технологий, обеспечение безопасности, создания единого центра управления, измерение удовлетворенности качеством транспортных услуг. Внедрение транспортных инноваций для развития общественного транспорта создадут новую современную городскую транспортную систему, повысят качество обслуживания и качество жизни населения.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы достигли поставленных задач и изучили подходы к изучению качества жизни, определили общественный транспорт как составной показатель, выделили основные направления развития инноваций общественного транспорта в предоставлении услуг.
В рамках исследования мы ознакомились с оценкой качества развития инновационных услуг общественного транспорта в Тольятти. Определили основные проблемы общественного транспорта. Это неточное расписание, а также наличие проблемы использования устаревшей техники. Одним из направлений развития можно назвать распространение и создание бесконтактной оплаты проезда на пассажирском транспорте в г. Тольятти. Выделенный критерий удобства маршрутов общественного транспорта показал, что самые удобные маршруты у такси, самые неудобные у троллейбусов. Что касается возрастов, то маршрутное такси не устраивает старшую возрастную категорию по направлениям маршрута. А также основной мерой по улучшению общественного транспорта жители города выделили: увеличение маршрутов для передвижения между районами города и внутри районов.
Рассматриваемые нами в ходе исследования обе возрастные категории хотят видеть в качестве приоритетного вида общественного транспорта скоростной экологически чистый муниципальный общественный электротранспорт (скоростной троллейбус, электробус, скоростной трамвай и др.). Чтобы общественный транспорт развивался по таким направлениям, как ценовая доступность, повышение комфорта, безопасности и учета потребностей различных категорий населения (детей, инвалидов и т. д).
Проведенный контент-анализ позволил более масштабно определить пути развития общественной транспортной системы, сравнить представления о будущем развитии транспорта общего пользования различных российских и зарубежных городов. Одинаковая позиция в направлениях будущего развития общественного транспорта отмечалась в том, что будет происходить построение здоровых улиц, в котором приоритетом является пешеход и его безопасность, распространяться размещение табло с расписанием в режиме реального времени на остановочных пунктах, использоваться электронные сервисы (приложения для отслеживания). Общественный транспорт будет адаптирован под запросы маломобильных и других категорий граждан, а также будет распространяться переход общественного транспорта на гибридные технологии, применяться электричество и водород, создаваться определенная инфраструктура (электрические или индукционные зарядные станции), увеличиваться скорость общественного транспорта за счет нового высокоскоростного транспортного парка средств, изменятся структура поездок, расширятся железнодорожная сеть. Различия в позициях состояли в выборе, каким образом развивать указанные условия развития.
По выявленному анализу город, наиболее соответствующий будущему видению развития необходимых условий для пассажиров до и во время поездки в общественном транспорте, является Лондон. Условия для повышения качества жизни были определенны нами в ходе анкетирования и рассмотрения теоретической части.
Рекомендации по развитию общественного транспорта в городе Тольятти на основе проведенного анализа. В соответствии с представленными критериями качества жизни и анализом выбранных условий, общественный транспорт в городском пространстве должен предоставлять быстрый и удобный доступ к общественным благам (работа, медицинские учреждения, учебные заведения и т. д.). Этого можно достичь, учитывая существующие городские проблемы, а также перенимать опыт развития общественного транспорта в различных городах и странах.
Привлекательность общественного транспорта повышает устройство уличного пространство: в городе Тольятти пешеходные дорожки должны быть расширены и адаптированы под различные категории населения.
Транспортные средства, остановки, станции и улицы должны быть спроектированы таким образом, чтобы они были как можно более инклюзивными и доступными с учетом потребностей всех пользователей (расширение тротуаров для инвалидных колясок, оснащение пандусами и необходимыми безбарьерными технологиями автобусные остановки, применение «цифровой инклюзивности» - развитие инклюзивных электронных сервисов, в которых будет рассматриваться внедрение оптимальных (безбарьерных) маршрутов для людей с ограниченными возможностями).
Что касается ценовой доступности, тарифы на общественном транспорте должны быть стабильно невысокими.
Для повышения удобства пользования транспортными услугами широкое распространение должны получить безналичные платежные системы на всех видах общественного транспорта в городе.
Чтобы повысить информационную доступность транспортных услуг, необходимо внедрять и распространять электронное расписание на остановочных пунктах, возможно создать собственное городское приложение для отслеживания перемещения общественного транспорта.
Для повышения комфорта транспортных услуг для населения расширить существующие маршруты, внедрить новые быстрые виды транспорта, минимизировать использование маршрутного такси как небезопасного и устаревшего транспортного средства.
В соответствии с мерами по смягчению последствий изменения климата обеспечить переход к транспорту с нулевым уровнем выбросов, выступая за снижение углеродоемкости автотранспортных средств.
Тольяттинский общественный транспорт в будущем развитии должен учесть существующие проблемы и потребности населения в настоящем.
1. Аверин Ю. П., Сушко В. А. Концепция качества жизни в современных социологических теориях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. №1. С. 4¬11.
2. Айвазян С. А. Анализ качества и образа жизни населения. М.: Наука, 2012. 432 с.
3. Ахунова И. Б. Проблемы организации и управления транспортным комплексом города и пути их решения // В мире научных открытий. 2014. №4(52). С. 240-248.
4. Бабосов Е. М. Качество жизни - основной критерий эффективности экономической системы // Общество и экономика. 2019. № 3. С. 49-60.
5. Белякова Е. В. Роль транспортной инфраструктуры в развитии города // Решетневские чтения. 2017. № 21-2. С. 515-517.
6. Бирюков В. В. Организационно-экономические факторы развития городского пассажирского транспорт // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014. № 1 (35). С. 126-131.
7. Бочарова О. В. Роль социального института транспорта в социальном пространстве города // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. №1. С. 290-294.
8. Бычков В. П. Экономика автотранспортного предприятия: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2017. 404 с.
9. Вельможин А. В. Эффективность городского пассажирского
общественного транспорта: монография. Волгоград: Волгоградский
государственный технический университет, 2013. 92 с.
10. Воробьева А. А. Качество жизни как показатель эффективности государственного управления // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 6-1 (48). С. 18-21.
11. Гукетлев Ю. Х. Регионализация как формирование
территориальных транспортных систем // Новые технологии. 2012. № 1. С. 92-95.
12. Гукетлев Ю. Х. Пассажирский транспорт в социально¬культурном пространстве городов и регионов // Новые технологии. 2016. № 4. С. 22-26
13. Гукетлев Ю. Х. Управление региональным транспортным комплексом: учеб. пособие. М. : МГТУ, 2016. 159 с.
14. Давыдова Л. В. Проблемы и перспективы развития городского пассажирского транспорта // Финансы и Кредит. 2014. № 12. С. 2-11.
15. Ерохина Л. Д., Ерохин А. К. Теория структурации Э. Гидденса и теория «габитуса» П. Бурдье: сравнительный анализ // Проблемы Науки. 2016. №19 (61). С. 109-113.
16. Ершова И. Г., Михайлов О. В. Управление инновационной деятельностью и моделирование бизнес-процессов транспортной системы региона // Фундаментальные исследования. 2017. № 6-2. С. 381-385.
17. Завьялов Д. В. Удовлетворенность потребителей в системе управления качеством транспортного обслуживания // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 4 (16). C. 26-31.
18. Интеллектуальные транспортные системы 2013-2020. [Электронный ресурс] URL: http://www.fcp-pbdd.ru/special_equipment/ transport_systems/ (дата обращения: 28.11.2020).
19. Казакова С. Б. Инновационный подход в подготовке
специалистов для транспортной отрасли // Молодой ученый. 2016. № 22.2 (126.2). С. 8-11.
20. Калмыков Н. Н., Романцов А. Н., Трофимова О. М.,
Маковкина С. А., Фадеев М. С. Исследование основных проблем в сфере пассажирского транспорта и перевозок // Транспортное дело России. 2017. № 4. С. 103-105.
21. Кирсанов С. А., Анопченко Т. Ю. Проблемы организации городского транспорта в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2014. №4. С. 62-69.
22. Костин А. А., Савченко-Бельский В. Ю. Современное состояние и перспективы развития маршрутных перевозок пассажиров // Вестник университета (Государственный университет управления). 2017. №5. С. 93¬97.
23. Кох И. А. Стратегия управления транспортной инфраструктурой города: социологические аспекты // Вопросы управления. 2017. №2 (45). С. 106-112.
24. Мещерин М. В. Диагностика и контроль работоспособности бесконтактных смарт-карт в распределенных системах // Сборник 19-ой международной молодежной научно-практической конференции. 2018. С. 308-311.
25. Неустроева Е. А. Логистический подход к работе городского пассажирского транспорта // Молодой ученый. 2018. № 49 (235). С. 377-381.
26. Носов А. Л. Оценка качества работы городского пассажирского транспорта // Вопросы новой экономики. 2014. № 4(32). С. 80-86.
27. Общественный транспорт: умное зелёное решение 2018
[Электронный ресурс]. URL: http://in-vidnoe.ru/novosti/ekologiya/
obshchestvennyy-transport-umnoe-zelyonoe-reshenie (дата обращения:
28.11.2020).
28. Павлов А. П. Качество жизни новое видение // Вестник евразийской науки. 2011. №1 (6). С. 2.
29. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/archive/35/3976/(Дата обращения: 30.10.2020).
30. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/(дата обращения: 20.10.2020).
31. Рахматуллина А. Р. Методические положения повышения качества услуг городского общественного транспорта: Автореф. дис ... канд. экон. наук: 08.00.05; [Место защиты: ФГАУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»]. Самара, 2015. 22 с.
32. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни: РИА Рейтинг 2019.
[Электронный ресурс] URL: https://riarating.ru/infografika/20200217/
630153946.html (дата обращения: 21.11.2020).
33. Россошанский А. И. Современное состояние и развитие теории и методологии исследования качества жизни населения // Проблемы развития территории. 2016. № 1 (81). С.145-159.
34. Савченко-Бельский В. Ю. Управление экономическими рисками на транспорте // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 5. С. 82-84.
35. Савченко Т. А. Совершенствование организации перевозок пассажиров на троллейбусных маршрутах г. Волгограда // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 243-246.
36. Сафронов К. Э. Роль доступного общественного транспорта в социально-экономическом развитии городов // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. № 2(24). С. 125-130.
37. Сафронов Э. А. Управление загрузкой транспортной сети города с учетом повышения доступности пассажирского транспорта // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2015. № 6 (46). С. 38-44.
38. Серова В. А. Проблемы пассажирского транспорта и качество жизни // Север рынок: формирование экономического порядка. 2011. Т. 2. № 28. С. 107-110.
39. Сидорчук Р. Р. Исследование удовлетворенности услугами транспортного обслуживания московским городским пассажирским транспортом // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 6. С. 32-40.
40. Совет Безопасности Российской Федерации 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/document123/(дата обращения: 28.11.2020).
41. Транспортная стратегия Москвы 2020-2023 URL: https://logistics.hse.ru/data/2020/07/14/1597449242/Презентация%20решения% 20кейса.рс11' (дата обращения 09.03.2021).
42. Улицкий М. П. Основные направления модернизации
автотранспортного комплекса России // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. 2013. №2(33).
С. 50-56.
43. Федеральная служба государственной статистики Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/(дата обращения: 09.10.2020)
44. Цой М. Е. Исследование факторов, влияющих на
удовлетворенность потребителей качеством услуг городского общественного транспорта // Российское предпринимательство. 2017. № 21. С. 3237-3260.
45. Чернышева М. В. Формирование комфортной городской среды как уровень повышения качества жизни // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. № 2. С. 306-309.
46. Черненко-Фролова Е. В. Формирование и развитие рынка транспортных услуг городского пассажирского транспорта Российской Федерации // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2019. Т. 4. № 4. С. 214-220.
47. Энгельгардт А. Э. Международный опыт индексирования качества городской среды // Урбанистика. 2018. № 4. С. 77-87.
48. Яценко С. А. К вопросу повышения качества услуг в системе городского пассажирского транспорта общего пользования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 12 (107). С. 307-311.
49. Better Life Index 2019 (OECD). [Электронный ресурс].URL:
http://www.oecdbetterlifeindex.org(дата обращения: 20.10.2021).
50. Customer Satisfaction Index 2020. [Электронный ресурс].URL: https://www.genroe.com/resources/glossary/customer-experience-management- definitions-and-glossary/customer-satisfaction-score-customer-satisfaction-index(дата обращения: 20.10.2021).
51. Google Docs. Бизнес портал LifeBusines [Электронный ресурс]. URL: http://www.livebusiness.ru/tags/GOOGLE_DOCS/(дата обращения: 15.02.2021).
52. Happy Planet Index 2019. [Электронный ресурс]. URL:
http://happyplanetindex.org(дата обращения: 20.10.2021).
53. Hong Kong 2030: Transport Infrastructure and Traffic Review.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.hk2030plus.hk/document/Transport% 20Infrastructure%20and%20T raffic%20Review_Eng.pdf (дата обращения:
06.03.2021).
54. Human Development Report 2019 (UNDP). [Электронный ресурс]. URL: http://report.hdr.undp.org/(дата обращения: 22.10.2021).
55. Local Transport in Finland 2020. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.expat-finland.com/travel_finland/public_transport.html (дата
обращения: 22.10.2021).
56. Mayor's Transport Strategy 2041. [Электронный ресурс]. URL: https://www.london.gov.uk/sites/default/files/mayors-transport-strategy-2018.pdf(дата обращения: 3.03.2021).
57. Melbourne Transport Strategy 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://www.melbourne.vic.gov.au/SiteCollectionDocuments/transport-strategy- 2030-city-of-melbourne.pdf(дата обращения: 11.03.2021).
58. OneNYC 2050: The Plan for a Strong and Just City. [Электронный ресурс]. URL: https://onenyc.cityofnewyork. us/wp-content/uploads/2019/05/One NYC -2050-Efficient-Mobility.pdf (дата обращения: 06.03.2021).
59. Quality of life index 2019 (The Economist Intelligence Unit's quality of life index). [Электронный ресурс]. URL: https://www.numbeo.com/quality-of- life/rankings_by_country.jsp(дата обращения: 21.10.2021).
60. Singapore Land Transport Master Plan 2040. [Электронный ресурс].
URL: https: //www.lta.gov.sg/content/dam/ltagov/who_we_are/our_work/land_
transport_master_plan_2040/pdf/LTA%20LTMP%202040%20eReport.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
61. Transport Strategy for the Greater Dublin Area 2016-2035.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.nationaltransport.ie/wp-
content/uploads/2016/08/Transport_Strategy_for_the_Greater_Dublin_Area_2016- 2035.pdf (дата обращения: 05.03.2021).
62. Webanketa. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://webanketa.com/(дата обращения: 15.02.2021).