Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №105712

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития на музыкальных занятиях
1.1Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема исследования
1.2Возможности музыкальных занятий в развитии эмоциональной
отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Глава 2 Экспериментальное исследование по изучению и развитию эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития на музыкальных занятиях
2.1Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.2Развитие эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития на музыкальных занятиях
2.3Выявление динамики в уровне развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании
Приложение Б Стимульный материал к диагностической методике
Приложение В Конспекты занятий по развитию эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях

Актуальность исследования обусловлена тем, что эмоциональная
отзывчивость является одним из важных компонентов эмоциональной сферы
человека, выступая в то же время как один из механизмов процесса
социализации. Важным моментом в развитии эмоциональной отзывчивости
является тот факт, что её становление начинается в дошкольном детстве,
когда ребёнок вступает в сферу социальных отношений, овладевает нормами
и правилами поведения и общения со взрослыми и сверстниками. В это
время происходит опосредованние эмоциональных переживаний и реакций
ребёнка нравственными, этическими и эстетическими эталонами. Форма,
уровень проявления и характер такого опосредованния во многом
определяются индивидуальными особенностями, которые могут иметь
как позитивное, так и негативное выражение, зачастую деформируя личность
ребёнка, его образ «я» и представления об окружающем, что мешает его
общению и процессу социализации в целом. Данное положение
обусловливает стремление исследователей разрабатывать адекватные
методы, содержание и формы работы, которые способствуют эффективному
развитию эмоциональной отзывчивости дошкольника. В психолого-педагогической литературе эмоциональная отзывчивость рассматривается
как социально значимое личностное качество, которое относится к особой
сфере эмоциональных отношений ребёнка к другим людям и играет особую
роль в развитии общения, установлении адекватных межличностных
отношений и формирования навыков совместной деятельности.
Большое внимание развитию у детей эмоциональной отзывчивости
уделяется в психологии и дошкольной педагогике. В Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования
(далее – ФГОС ДОО), как приоритетное направление личностного развития
детей, выделено развитие эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста. Это связано с тем, что эмоциональная сфера является ведущей
в психическом развитии дошкольника. Период, когда у ребенка
закладываются основы музыкальной культуры, формируется эстетический
вкус и духовно-нравственные устои, это дошкольное детство. Согласно
образовательному стандарту, развитие эмоциональной отзывчивости
у дошкольников предполагает не только эмоциональный отклик ребенка
на эмоции других людей, но и эмоциональную реакцию на музыкальные,
художественные произведения, произведения изобразительного искусства.
Дошкольники, особенно дети с ограниченными возможностями
здоровья, недостаточно точно определяют эмоции других людей,
затрудняются в адекватном выражении своего эмоционального состояния.
Данные особенности проявляются и в эмоциональном развитии детей
с задержкой психического развития. Развитие эмоций у детей с задержкой
психического развития идет значительно медленнее, не в соответствии
с возрастом ребенка. Детям присущи замедленный темп психического
развития, неравномерность физического и психического развития.
Проблемой развития эмоциональной отзывчивости детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития занимались такие
авторы, как А.В. Запорожец, С.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская,
Н.М. Назарова, В.М. Сорокин и другие.
Одним из эффективных средств эмоционального развития является
музыка. В работах И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева
акцентируется роль музыки в системе воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, в частности детей с задержкой психического
развития. Музыка организует детей, формирует эмоциональный фон детей,
эмоциональный отклик.
Выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев доказал факт
воздействия музыки на эмоциональное состояние ребенка, опытным путем
он пришел к выводу, что на звуки музыки ребёнок начинает реагировать
ещё до развития у него речи.
Музыка – это доступное средство воздействия на ребёнка в условиях
6
дошкольных учреждений, с помощью музыки можно оказывать сильное
психологическое воздействие на человека. Музыка может создать
определенное настроение или вызвать различные эмоциональные состояния:
успокоить, расслабить или, наоборот, взбудоражить, вызвать чувство
беспокойства, подавленности и агрессии, поэтому необходимо обратить
внимание на подбор музыкального репертуара для слушания на музыкальных
занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем,
что именно музыкальное искусство предоставляет неисчерпаемые
возможности для расширения и обогащения эмоциональной отзывчивости
детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Актуальность исследования позволило выделить противоречие между
необходимостью развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет
с задержкой психического развития и недостаточным использованием в этом
процессе музыкальных занятий.
Данное противоречие позволило выделить проблему исследования:
каковы возможности музыкальных занятий в процессе развития эмоциональной
отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет
с задержкой психического развития на музыкальных занятиях».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить влияние музыкальных занятий на развитие у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития эмоциональной отзывчивости.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости
детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие эмоциональной отзывчивости детей
6-7 лет с задержкой психического развития на музыкальных занятиях.
Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие
эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического
развития будет эффективным, если:
– разработан комплекс занятий в соответствии с показателями и
возрастными особенностями детей;
– поэтапно будет осуществляться процесс развития эмоциональной
отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
– осуществлено взаимодействие музыкального руководителя
с родителями с целью продолжения работы по развитию
эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического
развития;
– обогащена музыкальная предметно-пространственная среда.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать
теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости
детей 6-7 лет с задержкой психического развития на музыкальных занятиях.
2. Выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7
лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать музыкальные занятия для развития
эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического
развития.
4. Выявить динамику в развитии эмоциональной отзывчивости детей 6-
7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
– теоретические: метод изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта, анализ психолого-педагогической
и методической литературы, метод синтеза, сравнения;
– эмпирические: педагогическое наблюдение в ходе музыкальных
занятий, констатирующее обследование.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
– личностно-деятельностный подход, как основа образовательного
процесса (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев,
И.С. Якиманская;
– теоретические исследования Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского,
Т.А. Власовой, А.В. Запорожца, Л.В. Кузнецовой, К.С. Лебединской,
Г.В. Фадиной об особенностях развития эмоциональной сферы детей
с задержкой психического развития;
– работы И.В. Евтушенко, Е.А. Медведевой о влиянии музыкального
искусства, в различных его формах, на формирование у них различных
эмоций и эмоционального отклика;
– работы Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова,
Н.Б. Улашенко об использовании музыки для развития эмоциональной
отзывчивости детей с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели
и уровни развития эмоциональной отзывчивости у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития и разработано содержание музыкальных занятий для
развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой
психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
обоснована возможность использования музыкальных занятий в развитии
эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
представленное содержание работы по развитию эмоциональной
отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития
на музыкальных занятиях может быть использовано в образовательном
процессе других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ ДС № 15 «Алёнка»
г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. В исследовании приняло участие
5 детей старшего дошкольного возраста в задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка используемой литературы (24 источника)
и приложений. Текст работы иллюстрирован 6 таблицами, 8 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоции играют важную роль в жизни человека, а развитие эмоций детей дошкольного возраста важно особо. Эмоции ребенка дошкольного возраста начинают формироваться с самого раннего возраста. Они помогают определенным образом правильно воспринимать действительность, правильно реагировать на нее.
Эмоциональная отзывчивость - это многокомпонентное понятие, которое представляет собой взаимосвязанный процесс переживания чувств, возникающих в результате эмоциональной реакции на музыкальное произведение и понимания эмоционально-образного содержания произведения музыкального искусства.
Целью работы стало теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние музыкальных занятий на развитие у детей 6-7 лет с задержкой психического развития эмоциональной отзывчивости. Одна из задач данного исследования - организация эмпирического изучения уровня развития эмоций детей данной категории по методике Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ ДС № 15 «Алёнка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. В исследовании приняло участие 5 детей в возрасте 6-7 лет с задержкой психического развития.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить следующие особенности эмоций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: детям легче опознать эмоции людей в контексте общей ситуации, чем по выражению лица или по выразительным движениям; дети лучше воспринимают эмоции, которые отличают контрастностью, а именно радость, гнев, грусть; дети плохо осуществляют дифференциацию эмоций; для детей данной категории характеры нестойкость, нестабильность эмоций; дети испытывают трудности в узнавании эмоций окружающих, плохо контролируют собственные эмоции.
Данные особенности детей указывают на то, что дети нуждаются в организации соответствующей работы, в нашем случае это музыкальные занятия.
На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс из 16 музыкальных занятий в соответствии с показателями и возрастными особенностями детей. Далее поэтапно (3 блока) был осуществлен процесс развития эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития. В процессе работы с детьми осуществлялось взаимодействие музыкального руководителя с родителями с целью продолжения работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей 6-7 лет с задержкой психического развития, а также обогащалась музыкальная предметно-пространственная среда.
Результаты контрольного эксперимента показали, что по сравнению с констатирующим этапом, число детей, отнесенных к среднему уровню развития эмоциональной отзывчивости возросло до 60 %, а детей с низким уровнем - сократилось до 40 %.
Можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования нашла своё подтверждение, задачи исследования решены, цель - достигнута.


1.Бехтерев В. М. Охрана детского здоровья. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. М. : 1997. 416 с.
2.Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства. 2011. № 1. С. 1-8.
3.Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. 2008. 219 с.
4.Вербовская В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и
структура понятия // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/35/?st=366 (дата
обращения: 18.07.2021).
5.Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение.
1973.175 с.
6.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4. М. : Педагогика, 1983. 432 с.
7.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва : «АСТ МОСКВА». 2013. 478 с
8.Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября 2013. С. 17-20.
9.Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. СПб. : Речь. 2007. 168 с.
10.Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников. М. : 1985. 167 с.
11.Ильин Е. Л. Эмоции и чувства. СПб. : Питер. 2001. 752 с.
12.Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. М. : 1982. 210 с.
13.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика. 1986. 144 с.
14.Макаренко Ю.А. Пути изучения эмоций у детей. М.: Ин-т педиатрии АМН СССР. 1976. 50 с.
15.Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия». 2002. 220 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ