Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания 8
1.1 Проблема детско-родительских отношений в психологопедагогической литературе 8
1.2 Стили воспитания и их характеристика 20
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей детско- родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Описание и анализ результатов исследования особенностей
детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания 34
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Результаты по методике диагностики родительских отношений (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) 68
Приложение Б Результаты по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса 69
Приложение В Результаты по методике «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман) 70
Приложение Г Результаты по методике «Фильм-тест» Р. Жиля» 71
Аннотация. Введение.
Цель исследования: выявить специфику детско-родительских
отношений в семьях с разными стилями воспитания.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - специфика детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблему детско-родительских отношений в психологопедагогической литературе;
- охарактеризовать стили семейного воспитания;
- подобрать методы и методики изучения особенностей детско- родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания;
- исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях и определить стили семейного воспитания в семьях;
- установить взаимосвязь между характером детско-родительских отношений и стилями семейного воспитания.
В настоящей работе выявлена специфика детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания. В результате анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема детско- родительских отношений, охарактеризованы стили семейного воспитания.
Выявлено, что использование гиперпротекции способствует восприятию ребёнком семейной ситуации как благоприятной, препятствует развитию конфликтности личности ребенка, формированию положительного отношения к матери. Гипопротекция порождает негативную оценку семейной ситуации, повышает конфликтность ребенка. Потворствование влечет за собой оценку ребёнком семейной ситуации как благоприятной, а также положительное отношение к матери. Предпочтение детских качеств у ребенка способствует повышению тревожности. Игнорирование потребностей ребенка препятствует оценке семейной ситуации как благоприятной, порождает негативное отношение к отцу, Чрезмерность требований (обязанностей) снижает положительное отношение к отцу. Неустойчивость стиля воспитания способствует восприятию ребёнком семейной ситуации как неблагоприятной. Принятие ребенка и симбиотические отношения с родителями формируют у него выраженную любознательность, а также препятствуют развитию конфликтности, агрессивности, отгороженности. Использование кооперации способствует повышению общительности ребенка.
Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между характером детско- родительских отношений и стилями семейного воспитания, подтвердилась.