Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания 8
1.1 Проблема детско-родительских отношений в психологопедагогической литературе 8
1.2 Стили воспитания и их характеристика 20
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей детско- родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Описание и анализ результатов исследования особенностей
детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания 34
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Результаты по методике диагностики родительских отношений (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) 68
Приложение Б Результаты по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса 69
Приложение В Результаты по методике «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман) 70
Приложение Г Результаты по методике «Фильм-тест» Р. Жиля» 71
Аннотация. Введение.
Цель исследования: выявить специфику детско-родительских
отношений в семьях с разными стилями воспитания.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - специфика детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблему детско-родительских отношений в психологопедагогической литературе;
- охарактеризовать стили семейного воспитания;
- подобрать методы и методики изучения особенностей детско- родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания;
- исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях и определить стили семейного воспитания в семьях;
- установить взаимосвязь между характером детско-родительских отношений и стилями семейного воспитания.
В настоящей работе выявлена специфика детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания. В результате анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема детско- родительских отношений, охарактеризованы стили семейного воспитания.
Выявлено, что использование гиперпротекции способствует восприятию ребёнком семейной ситуации как благоприятной, препятствует развитию конфликтности личности ребенка, формированию положительного отношения к матери. Гипопротекция порождает негативную оценку семейной ситуации, повышает конфликтность ребенка. Потворствование влечет за собой оценку ребёнком семейной ситуации как благоприятной, а также положительное отношение к матери. Предпочтение детских качеств у ребенка способствует повышению тревожности. Игнорирование потребностей ребенка препятствует оценке семейной ситуации как благоприятной, порождает негативное отношение к отцу, Чрезмерность требований (обязанностей) снижает положительное отношение к отцу. Неустойчивость стиля воспитания способствует восприятию ребёнком семейной ситуации как неблагоприятной. Принятие ребенка и симбиотические отношения с родителями формируют у него выраженную любознательность, а также препятствуют развитию конфликтности, агрессивности, отгороженности. Использование кооперации способствует повышению общительности ребенка.
Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между характером детско- родительских отношений и стилями семейного воспитания, подтвердилась.
1. Аболс С. В. Особенности стилей семейного воспитания в полных и неполных семьях, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста // Наука и образование: векторы развития. Чебоксары, 2017. С. 78-84.
2. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека. М.: Академический проект, 2013. 253 с.
3. Александрова А. А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие социальной активности личности // Меридиан. 2019. № 16. С. 111113.
4. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 322 с.
5. Беляева Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // Научная артель. 2016.№ 4. С. 95-99.
6. Бернс Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20-21.
7. Бодалев А. А. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
8. Боулби Дж. Привязанность. М.:Гардарики, 2003. 477 с.
9. Валуйкова В. Е. Психологические аспекты понимания детерминант возникновение конфликтов в сфере детско-родительских отношениях // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий. Орел, 2019. С. 146-153.
10. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис ... канд. псих.наук. М., 1986. 36 с.
11. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.:Когито-Центр, 2012.182 с.
12. Васильева Е. Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. 196 с.
13. Вебер Ю. В. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка// Novainfo. 2019. № 104. С. 104-106.
14. Великоцкая Т. А. Особенности детско-родительских отношений в семье в период кризисного развития: методы психологической коррекции // Научный альманах. 2020. № 7. С. 176-179.
15. Венгер Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М. :Академия, 2009. 230 с.
...