Введение 4
Глава 1 Образ сновидений в живописи художников мира 7
1.1 Развитие способов изображения образа, спящего в картинах
зарубежных художников 7
1.2 Образы спящих людей в картинах русских художников 26
Глава 2 Предварительная подготовка к созданию живописной картины 43
2.1 Поиск идей, сюжета и образов для дипломной картины 43
2.2 Выполнение поисковых и натурных эскизов, этюдов, зарисовок
согласно выбранной теме 45
Глава 3 Процесс создания картины «Новогодние сны» 50
3.1 Реализация живописной картины на практике 50
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 57
Приложение А Эскизы, наброски и этюды для дипломной работы 61
Приложение Б Этюды к живописной композиции 64
Приложение В Графические варианты картины
Сон один из самых таинственных процессов человеческого организма. Существует отдельная наука, изучающая сновидения - онейрология. По мере развития психологии все больше ученых стали исследовать тему сна. Зигмунд Фрейд посвятил один из самых известных трудов анализу сновидений, благодаря которому открыл множество граней психического устройства. Его ученик Карл Юнг впоследствии стал развивать отличные от Фрейда методы, чем так же внес большой вклад в науку изучения сновидений. Последние три десятилетия вопросам влияния сна на психику уделяют все больше внимания. Для меня как для художника психологическая составляющая сна важна так же, как и визуальная.
Во сне сознание отступает и на сцену выходит подсознание где процессы происходят быстрее, а внутренняя цензура слабеет. Спящий человек - это человек переставший контролировать себя, тем самым его лицо выражает простые искренние эмоции или не выражает их совсем. В данном случае промежуточной целью для меня является отображение глубокого чувства посредством передачи ощущений через мимику, что делает образ спящего наиболее подходящим для этой цели. К тому же, ребенок в отличие от взрослых гораздо слабее контролирует свою мимику, поэтому его сонное состояние становится Абсолютом чистоты отражения чувств.
В науке сон изучается на предмет патологий, форм и функций, определяется влияние сна. Живописцев же, не интересует ни одна из этих тем. Тем не менее, изображение спящего человека часто встречается в творчестве художников и других деятелей искусства. От части может показаться что данная тематика должна быть не слишком привлекательна для изображения, на самом деле есть несколько причин почему художников увлекает данный образ.
Во-первых, визуальная сторона. Человек практически каждый раз засыпает в разном положении - сидя, лежа, даже стоя. И в каждом из этих положений тела, человек принимает разную позу, что дает огромное количество визуально интересных постановок.
Сон настигает человека в разное время, в разные моменты и это так же вносит разнообразие. Можно изобразить человека в любое время суток - это может быть дневной сон или ночной. Можно изобразить в любой обстановке, которая сама по себе, даже без мимики и позы будет подсказывать те чувства и эмоции, которые автор собирался передать.
Во-вторых, состояние сна с древних времен несет разные таинственные значения, до того, как медицина и психология развились до современного уровня люди придумывали множество своих объяснений тому, что же происходит с человеком во сне. Считалось что во сне человек попадает в потусторонний мир что сновидения несут информацию, которую необходимо разгадать, считалось что по ночным видениям возможно предсказать будущее или узнать напутствия высших существ. Такие заблуждения сохраняются в умах и современных людей, однако сущность сна сложнее и не менее интересна, чем выдуманные предсказания, посланные богами.
Засыпая мы погружаемся в себя и перестаем контролировать образы, создаваемые нашим мозгом. Таким образом человек погруженный в сон сам по себе представляет большой интерес, а художественно изображенный даже более того.
Цель работы - создание образа в картине на тему «Новогодние сны»
Объект исследования - процесс написания живописной картины.
Предмет исследования - средства художественной выразительности, позволяющие создать образ спящего ребенка в живописной композиции.
Задачи:
- изучить и проанализировать искусствоведческую литературу, тему «Сна», «Сновидении» в истории мировой живописи;
- определить средства художественной выразительности, позволяющие художникам в процессе изображения раскрыть образ «спящих людей» в мировом искусстве;
- подготовить определенное количество эскизов, этюдов и набросков для работы над сюжетом картины;
- выполнить рисунок мягким материалом в выбранном размере с четко определенной композицией;
- создать окончательный вариант картины масляными красками на холсте.
Художественно-практическая часть дипломной работы представляется в виде живописной картины и подготовительных эскизов, и этюдов. Графическая часть состоит из набросков, графических эскизов и рисунков.
Тема сны - это не только одна из самых романтичных тем в истории изобразительного искусства, но и тема в которой отражаются результаты человеческих переживай. В этом отношении особая заслуга принадлежит З.Фрейду, который в XIX веке рассматривал сны как появление нашего внутреннего опыта, бессознательного в человеке. именно сны, как и рисунок помогают понять те сокращенные мысли, которые волнуют человека. В результате у автора возникло желание написать живописную картину, в которой тема «Сны» раскрывается с несколько другой стороны, как ощущение скорой радости, надежды и исполнения мечты.
Проделав данную работу автор достиг нескольких результатов. Была проведена историческая справка, благодаря чему автор глубже погрузился в тему и больше узнал о портретном жанре в живописи. Картины написанные художниками разных поколений были проанализирована: и выделены наиболее значимые из них. Поэтапно ведя работу над картиной автор закрепил свои знания и навыки в работе с масляной живописью. Поняла как важно в работе над картиной опираться на этюды, эскизы и наброски. Каждый из этих подготовительных этапов в значительной части влияет на конечный результат. Автору удалось разобраться в композиционных правилах и применить знания на практике. Также практически закрепил знания о свойствах живописных материалов. В том числе дипломная работа позволила научится правильно подбирать эти материалы в связи с желаемым эффектом. Таким образом автор считает поставленную цель достигнутой, а поставленные задачи выполненными в соответствии с ней.
Тема «Сны» нашла свое отражение во многих произведениях как русских, так и зарубежных авторов, художников, ученых и поэтов, литераторов. В чем же магия Сна, можно ли его постичь? В чем волшебство данного состояния? художники различных времен обращают свое внимание если так можно выразиться к поэтике сна, когда кризис реализма привел к расцвету иррационализма и мистицизма в живописи. Интерес к сновидениям возник задолго до появления психоанализа. Люди еще с древнейших времен хотели понять и поникнуть в таинство сновидений, узнать сокровенный смысл снов, с тем, чтобы разобраться с тем символом которые он несет. Автор работы также ставит задачи, поникнуть в сны как некое психологическое состояние, обладающее своей художественной привлекательностью, своей эмоциональной насыщенностью в виде равновесия, спокойствия, умиротворения. В результате это возникла тема "Сны", где автор хотел также передать ощущения таинства, надежды и веры в исполнения чудес.
1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Т. Б. Гриценко. — Киев: Центр учебной литературы, 2008
2. An Allegory ('Vision of a Knight'). Key facts Архивная копия от 3 августа 2012 на Wayback Machine (англ.)
3. Chapman Hugo, Tom Henry, and Carol Plazzotta. Raphael: From Urbino to Rome. Exh. cat., National Gallery London, 20 October 2004 — 16 January 2006. London: National Gallery Company, 2004. (англ.)
4. Художественная галерея. Рафаэль. Издательство De Agnostini UK Ltd. 2004.
5. Алпатов М.В. «Венера» Джорджоне / Этюды по всеобщей истории искусств. — М., Советский художник (серия "Библиотека искусствознания"), 1979. — 43-67 с.
6. Patrick de Rynck. How to Read a Painting — Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. — Thames &Hudson, 2004. — С. 140—141. — ISBN 978-0-500-51200-5.
7. David Alan Brown. Venetian Painting and the Invention of Art // Bellini, Giorgione, Titian, and the Renaissance of Venetian Painting. — Washington, Vienna, 2006. Архивная копия от 12 октября 2012 на Wayback Machine.
8. Previtali G. Giotto e la sua bottega. — Milano, 1967.
9. Альбом Джотто. Сост. Данилова И.Е., М.: Изобразительное искусство, 1969.
10. Вышеславцев А.В. Джютто и джюттисты, СПб.: издание книгопродавца Вольфа М.О.,1881.
11. Беллози Л. Джотто. — М., 1996.
12. Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М.; Л., 1939.
13. Вольф Н. Джотто = Giotto (Norbert Wolf) / Пер. с англ. А. А. Моисеенковой. — М.: Taschen; Арт-родник, 2007. — 96 с. — (Назад к истокам вИдения). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0035-8.
14. Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. — М.: БММ, 2011. — 160 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88353-449-1.
15. Лазарев В.Н. т. 1 // Происхождение итальянского Возрождения. — М., 1956.
16. Бескинь Э. Сказки тела Театральная газета (1914) и 23. - с.З.,2005
17. Patrick de Rynck. How to Read a Painting — Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. — Thames & Hudson, 2004. — С. 140—141. — ISBN 978-0-500-51200-5.
18. David Alan Brown. Venetian Painting and the Invention of Art // Bellini, Giorgione, Titian, and the Renaissance of Venetian Painting. — Washington, Vienna, 2006. Архивная копия от 12 октября 2012 на Wayback Machine
19. Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fetes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978-5-89059-140-1.
20. Вейс Г. История культуры народов мира. М.: Эксмо, 2005
21. Борисова Е.А. Г.Ю. Стернин. Русский модерн. М., 2002.
22. Борисовская М.А. Л. Бакст. М., 2016.
23. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913.
24. Власов В.Г.Барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. - Т. II. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - С. 53-84.
25. Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин,
2012. — С.7-104.
26. Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, ISBN 5-17-012360-4.
27. Gurlitt С. Geschichte des Barockstils, des Rococo und des Classicismus. Bd. I: Geschichte des Barockstils in Italien. Stuttgart, 1887.
28. Maravall J.A. La cultura del Barroco. Analisis de una estructura historica (1975, переизд. 2002, 2011; англ. пер. 1986)
29. Isacoff Stuart. A Natural History of the Piano: The Instrument, the Music, the Musicians - From Mozart to Modern Jazz and Everything in Between (англ.). — Knopf Doubleday Publishing, 2012.
30. Palisca Claude V. Baroque Music (неопр.). — 3rd. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1991. — (Prentice Hall History of Music). — ISBN 0¬13-058496-7.
31. Федотова Е. Франсуа Буше. М.: изд-во «Белый город», 2004. — 49 с.
32. Выставка произведений живописи и графики, переданных « А.С. Сориной в дар музеям СССР. М., 2000.
33. Beaumont C.W. Anna Pavlova. London., 2008.
34. Riegl, Alois. The Origins of Baroque Art in Rome (Texts and Documents) (англ.) / Hopkins, Andrew. — Getty Research Institute, 2010. — ISBN 978-1-6060-6041-4.
35. Goya - Caprichos da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Universita di Saragozza e Institucion Fernando el Catolico.
36. Buckle R. Nijinsky (His life and art) New York., 2015. Buckle R. Nijinsky. Harmonsworth: Penguing Books, 1975. Buckle R. Gross Valentine. London, 2005.
37. Frederic Chorda, Goya: Grabados (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007.
38. Helman Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4.
39. Catalogue principally of Diaghilev Ballet Material: Decor and costume Designs, Portraits and Posters. London, 1969.
40. Andioc Rene. Al margen de los Caprichos. Las explicaciones manuscritas // Mirar y leer los Caprichos de Goya. — Diputacion Provincial de Zaragoza, Real Academia de San Fernado, Calcografia Nacional y Museo de Pontevedra. — ISBN 84-89721-62-9.
41. Волкова П. От Мане до Ван Гога. Самая человечная живопись / С. Нечаев. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — С. 135—141. — 208 с. — ISBN 978-5-17-106359-7.
42. Перрюшо Анри. Жизнь Гогена. — Москва: Издательство АСТ,
2013.— 496 с. — ISBN 978-5-17-078680-0.
43. Венецианова А.А. Записки дочери Венецианова. 1862.
44. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской
Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915.
45. Сомов. К.А. (1869—1939). (Альбом репродукций и список работ) / [Изд. кн. С. А. Щербатова и В. В. фон Мекк; Ред. Игоря Грабаря. — СПб.: Соврем. искусство, ценз. 1903. — 26 с., 61 л. ил.
46. Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-родник, 2012. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0176-8.
47. Кучеренко О. Дочка украинской художницы побила рекорды Sotheby's // Комсомольская Правда в Украине: Газета. — 2015. — 4 Июнь.
48. Савинов А.Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.