Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Особенности формирования навыков самоконтроля у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 20
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 30
2.1 Выявление уровня сформированности навыков самоконтроля
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 30
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 47
2.3 Оценка динамики в уровне сформированности навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 76
Заключение 87
Список используемой литературы 89
Приложение А Характеристика выборки исследования 93
Приложение Б Сводные таблицы результатов эксперимента
Старшие дошкольники - это «завтрашние» ученики, а сформированные навыки самоконтроля являются одним из главных условий успешности социально-психологической адаптации ребёнка в школе. Несомненно, важно заниматься развитием памяти, внимания, речи и другими высшими психическими функциями по-отдельности. Однако именно возможность сознательного управления психической активностью дозволяет человеку выстраивать свою деятельность в соответствие с задуманным. Навыки самоконтроля подразумевают наличие плана действий, постоянный контроль хода его протекания и проверку окончательного результата. Сознательная активность основывается на соответствующем мотиве, отражающем задуманное, и стремлении достичь определённый результат, чтобы реализовать имеющиеся потребности. Следовательно, формирование навыков самоконтроля, собственно, уже и включает в себя развитие всех высших психических функций.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что недостаточная сформированность навыков самоконтроля значительно усложняет приспособительные возможности детей в образовательной организации и затрудняет усвоение программного материала. Наиболее отчетливо трудности формирования навыков самоконтроля проявляются у дошкольников с теми или иными нарушениями психического развития. Изучение трудов Л.О. Выготского, O.K. Конопкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия показывает, что возможность произвольного самоконтроля высших психических функций, несомненно, важна, как одно из необходимых требований к социализации детей. В то же время вовремя проведённая диагностика и корректировка имеющихся проблем позволяет приблизить любой вид индивидуального развития к нормальному течению, а значит облегчить вхождение ребёнка в социум.
Актуальность на научно-теоретическом уровне. Изучение научных публикаций показало, что проблема формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет раскрыта неполно, хотя изучалась множеством зарубежных и отечественных ученых. По данному предмету обсуждения в научных источниках встречаются отдельные ссылки, касающиеся особенностей навыков самоконтроля у детей с задержкой психического развития, чаще всего в контексте клинико-нейропсихологических исследований (Т.В. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, A.B. Семенович). Несомненно, что слабо изученными остаются вопросы содержания, структуры и механизмов произвольной регулировки психической активности, как самостоятельной функции у детей с задержкой психического развития. Также малоизученными остаются вопросы создания психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Обобщая результаты комплексного анализа научной литературы, можно сказать, что вопросу создания психолого-педагогических условий для формирования навыков самоконтроля у детей чаще всего уделяется внимание либо в контексте школьного образования, либо у типично развивающихся дошкольников.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Своевременное распознавание и корректировка имеющихся проблем позволяет приблизить любой вид индивидуального развития организма к норме, упрощает адаптацию ребёнка в обществе.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях позволил выделить следующие противоречия:
- между необходимостью осуществления целенаправленной работы, внедрения комплекса конкретных организационно-методических действий по формированию навыков самоконтроля у детей с задержкой психического развития в педагогическую практику и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса для работы с детьми данной категории;
- между необходимостью формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью методик диагностики, необходимых для реализации данного процесса;
- между необходимостью формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий формирования таких навыков у детей с данным видом нарушения.
На основании указанного противоречия была определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что формирование навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если созданы следующие психолого- педагогические условия:
- подобрана картотека игр в соответствии с критериями и показателями навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организован комплекс психокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на формирование навыков самоконтроля;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к формированию навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и дефектологическую литературу на предмет состояния разработанности проблемы в настоящее время; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Оценить динамику уровня сформированности навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретической основой исследования явились:
- положения исследований о становления личности ребенка с задержкой психического развития (Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова);
- психокоррекционная технология формирования произвольной регуляции психической деятельности у детей с задержкой
психического развития, разработанная Е.А. Порошиной;
- исследования психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Н.В. Бабкина, В.В. Кисова, А.В. Семёнов, Е.А. Екжанова, В.Б. Никишина).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании приняли участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились в три этапа в период с 2018-2020 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). Формулирование проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, определение понятийно-категориального аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение критериев и показателей сформированности навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2018-2020 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Проведение контрольного этапа эксперимента. Публикация материалов исследования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2020 г.). Обработка, анализ, интерпретация результатов психолого-педагогического эксперимента; составление выводов по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в определении степени изученности проблемы, в уточнении особенностей формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и экспериментальной проверке влияния психолого-педагогических условий на формирование навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в рамках коррекционно-образовательной среды дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования:
- выделены критерии качественной оценки сформированности навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения на практике апробированных материалов:
- по диагностике навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- реализации в условиях дошкольной образовательной организации комплекса психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дефектологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении критериев и показателей и разработке методики выявления навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; выделении и апробации психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2019 г., 2020 г.). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Навыки самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического
развития - это успешное овладение ребёнком конкретными контролирующими умениями в каждой из областей, составляющих систему самопроизвольной регуляции: поведенческая, эмоциональная,
коммуникативная.
2. Дети 6-7 лет с задержкой психического развития характеризуются следующими особенностями формирования навыков самоконтроля: наличие среднего и низкого уровня сформированности умения самостоятельно выполнять задание; низкий уровень умения контролировать правильность выполнения определённого задания; средний уровень умения осуществлять самоконтроль в общении со сверстниками и взрослыми; половина детей имеют средний и низкий уровень умения строить свою деятельность в соответствие с определёнными заданными правилами; у одной третьей детей преобладает повышенный уровень агрессии.
3. Формирование навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: подобрана картотека игр в соответствии с критериями и показателями навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; организован комплекс психокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на формирование навыков самоконтроля; обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к формированию навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Критерии и показатели сформированности навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития: 1. уровень самоконтроля в деятельности (умение самостоятельно выполнять задание, умение контролировать правильность выполнения определённого задания, умение строить свою деятельность в соответствие с определёнными правилами, уровень развития внутреннего локуса контроля); 2. уровень эмоционального самоконтроля (уровень тревожности, уровень агрессии); 3. уровень самоконтроля в общении (умение осуществлять самоконтроль в общении со сверстниками, умение осуществлять сознательный контроль речи в общении со взрослыми).
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 2 приложений. Текст иллюстрирован 6 рисунками, 21 таблицей.
В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема изучения психолого-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной. Нами были изучены различные подходы к определению понятия «навыки самоконтроля». В нашем исследовании навыки самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития - это успешное овладение ребёнком конкретными контролирующими умениями в каждой из областей, составляющих систему самопроизвольной регуляции: поведенческая, эмоциональная, коммуникативная.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития. Дети 6-7 лет с задержкой психического развития характеризуются следующими особенностями формирования навыков самоконтроля: наличие среднего и низкого уровня сформированности умения самостоятельно выполнять задание; низкий уровень умения контролировать правильность выполнения определённого задания; средний уровень умения осуществлять самоконтроль в общении со сверстниками и взрослыми; половина детей имеют средний и низкий уровень умения строить свою деятельность в соответствие с определёнными заданными правилами; у одной третьей детей преобладает повышенный уровень агрессии.
Формирование навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития было успешно реализовано за счет использования в педагогическом процессе следующих психолого-педагогических условий:
- подобрана картотека игр в соответствии с критериями и показателями навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организован комплекс психокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на формирование навыков самоконтроля;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к формированию навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В результате проведенной работы по формированию навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития у участников исследования произошли качественные изменения. Количество детей с высоким уровнем сформированности навыков самоконтроля выросло на 20%, количество детей со средним уровнем сформированности навыков самоконтроля снизилось на 10%, количество детей с низким уровнем сформированности навыков самоконтроля также снизилось на 10%.
Экспериментальные данные указывают на то, что проведённая работа по формированию навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития результативна. Апробированные психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития целесообразно продолжать использовать на практике педагогам-психологам, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательный организаций. Поставленная в работе цель и задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза исследования верна.
1. Алехина С. В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. М. : МПП1У, 2012. 92 с.
2. Бабкина Н. В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: Автореферат дис. кан. псх. наук, 2003 / Н.В. Бабкина // URL: http://www.dissercat.com/content/ psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-samoregulyatsii- poznavatelnoi-deyatelnosti (дата обращения: 08.10.2018).
3. Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития
самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза [Электронный ресурс]: Автореферат дис. кан. псх. наук, 1998 / URL:
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-i-faktory-razvitiya- samootsenki-lichnosti-na-rannikh-etapakh-i-so(дата обращения: 20.10.2018).
4. Боркина Н. П. Основы развития саморегуляции ребёнка [Электронный ресурс]. URL: Гйр://открытыйурок.рф/статьи/419758/ (дата обращения: 12.11.2018).
5. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 176 с.
6. Выготский Л. C. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М. : Педагогика, 1960. С. 112-116.
7. Ганзен В. А. К системному описанию онтогенеза человека // Психологический журнал. 1980. № 6. С. 22.
8. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск : Харвест, 2001. 975 с.
9. Зейгарник Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологи. // Психологический журнал. 1989. Т. 2. № 2. С.23-27.
10. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»:
сущность, классификация [Электронный ресурс] // General and Professional Education. 2012. № 1. URL :http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-
014.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
11. Кацеро А. А., Кобзарь А. В. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии [Электронный ресурс] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 10-12 // URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4694/(дата обращения: 10.10.2018).
12. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 25-37.
13. Конопкин O. K. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М. : Наука, 1980. С. 143-150.
14. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М. : Наука, 1992.
15. Кукарина С. В. Саморегуляция - важнейший компонент в структуре
общей обучаемости детей дошкольного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.мдоу139тольятти.росшкола.рф/data/
documents/Statya-Kukarinoy-na-sayt.pdf (дата обращения: 06.10.2018).
16. Кулагина Л. Б. Психолого-педагогические основы формирования
навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 15 / Под ред. О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой,
А.А. Ошкиной. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. С. 250-252.
17. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1980. № 3.
18. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Наука,1972. С. 432-440.
19. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб. : Питер, 2008. С. 197-240.
20. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия
формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Электронный ресурс]: Автореф. дис. канд. пед. наук, 1999. URL : http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya- formirovaniya-obshchestvennogo-mneniya-organami-mes(дата обращения:
22.10.2018) .
21. Порошина Е. А. Психокоррекционная технология формирования
произвольной регуляции психической деятельности у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: Автореферат дис. кан. псх. наук, 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/psikhokorrektsionnaya- tekhnologiya formirovaniya-proizvolnoi-regulyatsii-psikhicheskoi-
deyat#ixzz5TzY1 NKE3 (дата обращения: 03.10.2018).
22. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М. : Генезис, 2007. 482 с.
23 Фрумкин А. А. Оценка когнитивной готовности детей к процессу обучения и формирование однородных классов по этому критерию [Электронный ресурс] // Психологическая газета. URL : https://psy.su/feed/2592
24. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. №23. С. 1020-1022. URL : https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 23.10.2018).
25. Штеймарк О. В. Педагогические условия эффективного
использования компьютерных технологий в педагогическом процессе [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1
URL :http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения:
23.10.2018) .
26. Вести. Наука : [сайт]. URL : https://nauka.vesti.ru/article/1106136(дата обращения: 26.10.2019).
27. Википедия : [сайт]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/
Дидактические_игры (дата обращения: 26.03.2020).
28. Современные проблемы науки и образования : электронный
научно-образовательный журнал / учредитель Российская Академия Естествознания ; редакционная коллегия: А. Н. Курзанов (главный редактор) [и др.]. Москва, 2015. № 6. URL : http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=22968(дата обращения: 26.10.2019).
29. Тестотека [Электронный ресурс] / Тестотека // URL: http://testoteka.narod.rU/got/1/05.html#2(дата обращения: 05.02.2019).
30. Bruce L. Baker Children’s delayed development and behavior problems:
Impact on mothers’ perceived physical health across early childhood [Электронный ресурс] / Published in final edited form as: Soc Sci Med. 2009 January; 68(1): P. 89-99. DOI:10.1016/j.socscimed.2008.09.033. // URL:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2804025/pdf/nihms89825.pdf(дата обращения: 23.10.2018).
31. Griffin, Mark J. Self-Control: What It Means for Kids. URL: https://www.understood.org/en/friends-feelings/common-challenges/selfcontrol/self-control-what-it-means-for-kids (дата обращения: 20.10.2019).
32. Ting Tao, Ligang Wang, Chunlei Fan Development of self-control in
children aged 3 to 9 years: Perspective from a dual-system model [Электронный ресурс] // Scientific reports.
URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5377018/ pdf/srep07272.pdf (дата обращения: 23.10.2018).
33. Fall M, Balvanz J, Johnson L, Nelson L. A play therapy intervention and
its relationship to self-efficacy and learning behaviors. Professional School Counseling. 1999. P. 194-204. URL: http://innovationscns.com/play-therapy-
considerations-and-applications-for-the-practitioner/ (дата обращения:
29.01.2019).