ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДОМОСТРОЙ - ПАМЯТНИК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ 6
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, РЕДАКЦИИ И СТРУКТУРА «ДОМОСТРОЯ» 6
1.2. ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ПО «ДОМОСТРОЮ» 10
ГЛАВА II. СЕМЬЯ, РЕЛИГИЯ И ПРАЗДНИКИ В «ДОМОСТРОЕ» 14
2.1. СЕМЬЯ В «ДОМОСТРОЕ» 14
2.2. БЫТ, ПРАЗДНИКИ И ПРОЧИЕ ОТНОШЕНИЯ ПО «ДОМОСТРОЮ» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
В данной работе мы рассмотрим нравы и обычаи русского общества XVI в. на примере анализа произведения «Домострой» протопопа Сильвестра. Это произведение и по сей день занимает исследователей. Этой теме посвящено множество научных статей и работ, одним из первых начал изучать «Домострой» знаменитый русский литературовед и собиратель фольклора Афанасьев А.Н. Его статья «Об археологическом значении Домостроя» обозначила основные этапы истории издания этого произведения. Огромный вклад в изучение «Домостроя» внес Порфирьев И.Я., его публикация «Домострой Сильвестра» 1860 года, стала итогом начального этапа изучения «Домостроя». Большого успеха в изучении «Домостроя» достиг советский литературовед А.С. Орлов в начале ХХ века. Так же в Советский период материалы «Домостроя» использовались историками Зиминым А.А. и Скрынниковым Р.Г. Самые свежие и наиболее интересные с точки зрения культурологического анализа исследования «Домостроя» связаны с творчеством известного российского филолога Колесова В.В., который не только адаптировал «Домострой» для современного читателя, но и провел его глубокий анализ и создал ряд важных комментариев.
Существуют некоторые споры о первичности Сильвестровского извода. Поскольку тексты Домостроя дошли до нас в рукописях 16-17 веков, многие исследователи считают, что Сильвестр опирался на ранее существовавший Новгородский сборник наставлений и лишь его систематизировал. Тем не менее, эта редакция остается наиболее полным сводом наставления, касаемо всех сторон жизни человека в России XVI в. Само слово «Домострой» имеет значение «Ведение домашнего хозяйства», «домоустроительство». Составление сборников, поучающих, как правильно организовать быт, являлось общей тенденцией позднего Европейского Средневековья и отражало общественный интерес к отдельной личности.
Важна и сама фигура Сильвестра. Политический и литературный деятель XVI века, священник Благовещенского собора с конца 1540-х годов, он был учителем и духовником молодого Ивана Грозного. Вместе с А. Ф. Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём так называемой «Избранной рады»,. Считается, что и «Домострой» был создан в назидание его сыну и самому Ивану Грозному.
Протопоп Сильвестр стремится четко описать и определить отношения человека в семье, с властью и церковью. Он определяет нравственные нормы, которым должен следовать идеальный христианин. Он также дает практические рекомендации по ведению быта и домашнего хозяйства: как правильно кроить одежду, следить за слугами, какие напитки держать при себе, как заниматься огородом и т.д. «Домострой» был создан как некий идеал духовного, социального, нравственного, хозяйственного развития семьи, к которому должен был стремиться человек.
Именно многогранность этого произведения держит его в поле интересов современных исследований. Это произведение имеет большое значение для изучения права, экономики, культуры и антропологии средневековой России. «Домострой» является не только практическим руководством для русского христианина, но и одним из уникальных памятников культуры и литературы России XVI в.
Изучение «Домостроя» сегодня является особенно актуальной темой, поскольку сохранять, помнить и знать истоки традиционных русских ценностей крайне важно. Ведь они позволяют сформировать национальную идентичность, идею и самосознание. Бережно накопленный и сохраненный им пласт вековых традиций русского народа может стать интегрирующим и стабилизирующим началом возрождения национальной культуры России.
Объект работы: Русское общество XVI века
Предмет работы: Обычаи и нравы в русском обществе XVI века в «Домострое» протопопа Сильвестра
Цель работы: Анализ «Домостроя» протопопа Сильвестра.
Задачи:
1. Изучение литературы и научных статей.
2. Описание эволюции отношения к «Домострою».
3. Изложение основных наставлений произведения.
4. Анализ формул поведения в обществе.
5. Анализ обычаем и нравов XVI века.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы. Курсовая работа содержит 25 страниц.
Проанализировав «Домострой» протопопа Сильвестра, можно сделать несколько выводов.
Несмотря на споры о первичности сильвестровского извода, «Домострой» остается исчерпывающим справочник повседневности XVI века. Успешно использовав произведения и опыт своих предшественников, Сильвестру удалось создать исчерпывающий справочник норм поведения, обычаев и традиций средневеково русского общества. «Домострой четко структурирует отношения в обществе, семье и государстве, которые находятся под влиянием религиозных доктрин, реформ и нравственных ценностей.
С момента написания «Домостроя» отношение к его изучению и использованию несколько менялось, но он до сих пор остается актуальным и является предметом многих исследований. С открытием новых списков, мы можем надеяться ещё больше прояснить авторство и оригинальность произведения.
«Домострой» стал нормативным документом обычного права и источником незаменимых знаний для русского общества. Начиная с построения четкой иерархии общества, базовых экономических советов, заканчивая инструкцией по заключению брака. Он дополнил картину мира и объяснил строение государства через понятные метафоры отношений в семье, что позволило сделать общество более управляемым.
Благодаря работе протопопа Сильвестра мы можем изучить многие формулы поведения в русском обществе XVI века. От отношения между полами, до отношений с властью и религией. Безусловно, это дает почву и для других исследований, в том числе исследований эволюции патриархально-православной системы устройства общества.
Также «Домострой» позволяет нам сделать глубокий анализ обычаев и нравом русского общества XVI века, давая нам представления о причинах тех изменений, которые происходили в обществе в то время. Его культурное значение велико, поскольку «Домострой» охватывает все стороны повседневной жизни, в отличие от многих других исторических документов. Несомненно, «Домострой» является важной часть культурного наследия России, позволяющего сформировать национальную идею и идентичность народа.
1. Власкина О.Н., Сипягин Н.А. Положение русской женщины эпохи «Домостроя» // VIII международная научно-практическая конференция, посвященная дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Самара, 01 января – 30 декабря- 2011 года – С.22-25
2. Волотова М.Г. "Домострой" в контексте научных исследований: эволюция изучения памятника // Языки. Культуры. Перевод. 2016 №1, – С.62-70
3. Волотова М.Г. "Домострой" как памятник средневековой культуры: структура, содержание, морально-этические нормы // Языки. Культуры. Перевод. 2013 №, – 1 С. 362-368
4. Волотова М.Г. Экономические и семейные отношения в концептуальной системе домостроительства в поучительных текстах русского православия XI-XIX веков (на примере "Домостроя") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1-1 (55)., – С. 15-17.
5. Домострой. - М.: Сов. Россия, 1990
6. Дуракова О.А., Власова Т.А. "Домострой" - сборник житейской мудрости и нравственных наставлений // https://elibrary.ru/item.asp?id=37615869 (Дата обращения 07.05.2022)
7. Залилова Л.Р. Мир средневековой русской женщины в «Домострое» // Кирилло-Мефодиевские чтения в САМГТУ Самара, 15 мая 2015 года, – С.151-154
8. Иваницкий В.Г. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3, – С. 161-172.
9. Капинос Р.В. "Домострой" о. Сильвестра как первый русский учебник по экономике // Труды белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2019. №9, – с.111-122
10. Колесов В. В. Домострой в переводе на современный язык. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. // http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5145 (Дата обращения 01.05.2022)
11. Колесов В.В. Домострой как памятник средневековой культуры // Домострой. СПб: 2007, – С. 301-356.
12. Маркина М.С. "Домострой" Сильвестра как источник прав человека // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1, – С. 136-138.
13. Михайлов А. В. К вопросу о редакциях домостроя, его составе и происхождении. — СПб.: тип. В.С. Балашева, 1889.
14. Рукавишникова М.В. Домострой в контексте русской духовной культуры // Научный поиск. 2013. № 2.2, – С. 63-65.
15. Петраш Е.В. Феномен актуальности "Домостроя" как хранителя духовных и семейных ценностей русской культуры // Вестник научных конференций 2019 № 9-3 (49), – С.60-62
16. Сказко А.С., Агирбов С.Р. Особенности семейных традиций допетровской Руси (на примере "Домостроя"). Тамбов, 2015 С. 138-140
17. Усков В.А. "Домострой" Протопопа Сильвестра и Ивана IV: регламент жизни россиян в XVI-XVII веках // Современное общество и власть. 2014. № 2 (2), – С. 6-10.
18. Хорихин В.В. Списки Домостроя XVI – XVIII веков: история издания и изучения: Дисс. … к. ист. наук. – М., 2003, – C.202
19. Чернуха В.В., Тимошенко Г.А. Домострой - памятник культуры XV-XVI века в Московском государстве // Paradigmata poznani. 2018. № 1, –
С.58-61.
20. Юдина Т.Н. Эволюция учения о домостроительстве в контексте формирования экономической системы России ((вторая половина IX – начало XX вв.): Дисс. д-ра эконом. наук. М., 2009, – C.324