Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус депутата: особенности свободного и императивного депутатских мандатов (Северный (Арктический) федеральный университет)

Работа №105687

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы33
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статуса депутата 6
1.1 Историческое становление статуса депутата 6
1.2 Статус депутата на современном этапе 7
1.3 Депутатский мандат как основа депутатского статуса 12
Глава 2. Теоретико-правовые основы депутатской неприкосновенности 16
2.1 Понятие депутатской неприкосновенности и её содержание 16
2.2 Законодательное регулирование лишения депутатской неприкосновенности 23
2.3 Правовые последствия лишения депутатской неприкосновенности 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31


Исходя из демократических условий существования любого правового государства, депутат должен иметь защиту со стороны государства для свободного выражения своего мнения, выполнения своих профессиональных обязательств и, по сути, неприкосновенность именно тот инструмент, который может это обеспечить. Создавая разумный баланс между властью и депутатом, неприкосновенность обеспечивает невозможность неправомерного давления на депутата со стороны государства через силовые ведомства. Но, с другой стороны, неприкосновенность не должна нарушать принцип равенства всех перед законом.
Ряд категорий граждан наделены иммунитетом (неприкосновенностью) от уголовного преследования. Иммунитет предоставлен субъектам, выполняющим определённые виды публично-правовой деятельности. Перечень таких субъектов закреплён в ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), однако следует учитывать, что для некоторых лиц, не упомянутых в данной норме уголовно-процессуального закона, иммунитет может быть предусмотрен иным федеральным законом. Например, в ст. 447 УПК РФ говорится об иммунитете только председателя Счётной палаты Российской Федерации, его заместителей и аудиторов, однако в ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О Счётной палате Российской Федерации» закреплён иммунитет также инспекторов Счётной палаты.
Депутатская неприкосновенность это один из элементов, направленных на обеспечение депутатской деятельности, а не способ «уйти от преследования». Но сегодняшняя действительность, как никогда ярко, свидетельствует о том, что неприкосновенность депутата оценивается населением как его неподсудность и возможность совершать правонарушения без соответствующих юридических последствий. То есть в основном имеет негативный окрас, это способствует и тот факт, что в Государственной Думе Российской Федерации ряд депутатов обладают неприкосновенностью уже на протяжении нескольких десятков лет. Кроме того, несмотря на то, что юридически предусмотрена процедура привлечения депутата к уголовной ответственности (при условии дачи согласия Государственной Думы), фактически за весь период действия данного органа, единичны случаи выражения такого согласия, это мнение высказывалось неоднократно учеными различных отраслей. За период работы Государственной Думы с 1995 по 2018 гг. согласие на привлечение депутата к уголовной ответственности (лишении неприкосновенности) Государственная Дума дала в отношении десяти депутатов. Аналогичная ситуация складывается и в Совете Федерации. И, к сожалению, эти цифры свидетельствуют не о добросовестности депутатов, не о полном соблюдении ими норм российского законодательства, а говорят об отсутствии желания дать такое согласие со стороны других депутатов, не смотря на все доказательства приводимые Генеральным прокурором РФ. На наш взгляд, право палат Федерального Собрания отказывать генеральному прокурору в лишении неприкосновенности депутата, не обосновывая причины такого отказа, требует нормативного изменения. На сегодняшний день палаты могут принимать постановления с достаточно лаконичной формулировкой «отказать в даче согласия на лишение депутатской неприкосновенности …». Необходимо в регламентах закрепить требование о необходимости обоснования причин отказа в даче такого согласия, что будет способствовать принятию более взвешенных решений.
Целью данной работы является рассмотрение правового статуса депутатов и членов Совета Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть исторический аспект статуса депутата,
- проанализировать правовой статус депутата в современной России,
- рассмотреть мандат, как часть депутатского статуса,
- описать принцип депутатской неприкосновенности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правовой статус есть признаваемая Конституцией Российской Федерации и законодательством система прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции, поставленные перед ними цели и задачи. Правовой статус парламентариев осуществляется через субъективные права и юридические обязанности, которые в свою очередь учреждены Конституцией Российской Федерации, законодательством федерального и регионального уровня. В теории права концепции «статус парламентария» и «правовой статус парламентария» считают не равнозначными и различными. Все социально-политические гарантии, права и обязанности, предоставленные депутатам на федеральном, региональном, муниципальном уровне, установлены законодателем, то есть носят правовой характер.
Одним из важных элементов правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации является депутатский мандат. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти наделен специальным публичным и правовым статусом, который определяет его, как представителя граждан, проживающих на всей территории России.
Ещё один важный элемент правового статуса является его ответственность. Депутаты на различных уровнях несут конституционно-правовую ответственность по множествам оснований. Исходя из Закона Кировской области «О статусе депутата» одним из главным видом ответственности является отзыв депутата.
Государственную должность определяют, как обязательный элемент организационнодолжностной структуры государственного органа, с регламентированным объемом прав, полномочий, обязанностей и ответственности, квалификационных требований, предъявляемых к замещению должности, ограничений, которые обусловлены социальными предназначениями организации и функционирования государственного органа. Закрепление правового статуса депутатов в законе имеет большое значение для обеспечения более оперативного, эффективного и результативного представительства интересов граждан. То есть население должно иметь представление о категории должностного лица, которое оно избирает. Поэтому условия и требования, предъявляемые к депутату законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации как лицу, занимающему государственную должность, должны быть четко урегулированы в законодательстве.
Регламентация государственных должностей в Российской Федерации устанавливается Конституцией, федеральным законодательством, а также конституциями, уставами и законами субъектов.
В субъектах Российской Федерации устанавливается зависимость в занятии депутатом государственной должности от структуры должностей, учреждаемых в региональном законодательном органе.
Депутат как личность обладает особым политико-правовым статусом. Депутаты обязаны действовать в интересах граждан, т.е. они связаны не только Конституцией Российской Федерации, совестью, но и интересами граждан



1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ
4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждён постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II-ГД. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: http://pravo.gov.
5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждён постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
6. Алексеев Р.А. Политико-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации: Гарантии, привилегии и преференции / Р.А. Алексеев // Вестник Московского государственного областного университета. № 3. – 2015. – С. 1
7. Бачмага О.П. Правовое государство в Российской Федерации: ответственность государства перед личностью через призму ответственности его должностных лиц // Право и политика. 2012. № 12. С. 1972 – 1975.
8. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2015. - 164 с.
9. Бошно С.В. Неприкосновенность парламентариев: современная практика и дискуссия // Право и современные государства. 2015. № 4.
10. Виттенберг Г.Б. Уголовная ответственность и ответственность перед общественностью // Вопросы борьбы с преступностью по советскому законодательству: труды Иркутского ун-та. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1969. Т. 57. С. 3 – 67.
11. Данилов И.С.Мандат народного представителя (понятия и виды) // Закон и право. 2001. № 3.
12. Добровлянина О. В. Возбуждение уголовного дела в отношении арбитражного заседателя // Российский судья. – 2016. – № 11. – С. 47–50.
13. Заднепровская М.В. Публично-правовая ответственность власти перед обществом // Конституция России: глобальное, национальное, региональное. Волгоград: Изд-во Волгогр. фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. С. 216 – 220.
14. Иванников М.С. Неприкосновенность членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и президента РФ / М.С. Иванников // Российское право в интернете. № 1. – 2006. – С. 8.
15. Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 69.
16. Конституционное право России: учебник для вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 588 с
17. Конституционное право России: учебник / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 216
18. Кравец И.А. Правовой статус депутатов Государственной Думы и выборных членов Государственного Совета в свете теории народного представительства // Журнал российского права. 2000. № 8.
19. Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. 56 с.
20. Крусс В.И. Природа и классификация юридической ответственности // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2006. № 6 (23), вып. 1. С. 23 – 46.
21. Кузнецов, А. А. Правовые аспекты статуса депутата Государственной Думы Федерального собрания / А. А. Кузнецов, А. А. Булавко // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 4-3(62). – С. 203-206.
22. Пономарева В.О. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством: теоретические и правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 26 с.
23. Романенко Н.В. О согласии на преследование неприкосновенных лиц за совершение преступлений и административных правонарушений // Журнал российского права. 2017. № 5.
24. Рыженко, К. А. Правовое регулирование статуса депутатов представительных органов муниципальных образования в законодательстве московской области / К. А. Рыженко // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 63-5. – С. 62-68.
25. Старостина С. А. К вопросу о юридической ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации: Конституционно-правовой статус и административно-правой аспекты / С.А. Старостина // Актуальные проблемы административного права и административно-процессуального права. – 2014.
26. Цирин А.М., Матулис С.Н. Понятие скрытой аффилированности и способы ее выявления // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 164 – 174.
27. Шаклеин Н.И. Парламентский иммунитет и вопросы борьбы с коррупцией // Юридический мир. 2011. № 7.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ